Технологическая карта "Овощи и фрукты"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Приоритетная ОО - познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей - речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие.

Возраст детей, группа - 4-5 лет, общеразвивающая.

Цель: Создание социальной ситуации развития познавательной и коммуникативной деятельности в процессе обобщения и систематизации знаний по теме "Овощи и фрукты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol.kartadoroshenko.docx36.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

ТЕМА:

Овощи и фрукты.

Приоритетная ОО

познавательное развитие

Интеграция образовательных областей (видов деятельности)

речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие

Возраст детей, группа

4-5 лет, общеразвивающая

Тип НОД

интегрированный

Цель

Создание социальной ситуации развития познавательной и коммуникативной деятельности в процессе обобщения и систематизации знаний по теме "Овощи и фрукты".

Задачи

Образовательные: актуализировать, уточнить, расширить представления детей об овощах  и фруктах; способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми в процессе поиска решений;  закреплять обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», умение дифференцировать овощи и фрукты; расширять круг наблюдений за трудом взрослых.                                                                                                                              Развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, любознательность и интерес к природе.                                                                   Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, инициативность, навыки сотрудничества,  трудолюбие,  умение внимательно слушать взрослых и сверстников; содействовать сближению и объединению детей и взрослого для достижения цели.

Материал, оборудование

  • ноутбук, презентация, аудиозапись «плач девочки»;
  • кукла Катя, крупный строительный материал, игровой набор овощей и фруктов;
  • комнатные растения группы, лейка с водой, влажные тряпочки, ящики с землей, семена моркови и редиски;
  • "деньги»", бумажные сумки-пакеты.

Предварительная работа:

Родители совместно с детьми нарисовали то, что растет на грядке и то, что растет  в саду,   выставка  принесенных из дома рисунков.

Предполагаемый результат

Понимают … разницу между овощами и фруктами,  называют условия, необходимые для нормального роста растений.

Демонстрируют умение работать в команде,  приходить на помощь тому, кто в ней нуждается.

Умеют …взаимодействовать со сверстниками при решении проблемных задач, высказывают желание помочь, помогают друг другу и игрушкам,

Этапы образовательной ситуации

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в игровую ситуацию

 Мотивировать детей на включение в деятельность.

Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели. Введение в ситуацию.

Воспитатель обращает внимание воспитанников на  экран ноутбука, где появляется изображение Феи Цветов, которая предлагает воспитанникам обратить внимание на уголок природы группы, рассмотреть комнатные растения и рассказать из каких частей состоит каждое растение.

Воспитатель (обращается к детям).

На полочках стоят горшочки с комнатными растениями. Посмотрите, какие они красивые! Они украшают нашу группу и делают воздух чистым. Давайте рассмотрим, из каких частей состоит каждое растение.  

Слушают, рассматривают растения, стоя на ковре.

В беседе взаимодействуют  с воспитателем, отвечают на вопросы.

Интерес к познавательной деятельности

Ответы детей

Установление эмоционального контакта с детьми.

II.Актуализация знаний Постановка проблемы и мотивация детей

Актуализировать знания и умения детей

Воспитатель показывает детям цветок и рассказывает, из каких частей он состоит:

Принесла я вам горшок,

А в горшке растет цветок,

Вот зеленый листок,

Вот зеленый стебелек,

А в земле корешок.

Воспитатель предлагает детям индивидуально еще раз назвать и показать части комнатного растения.

Воспитатель:

Посмотрите, у каждого растения есть листья, они разные. У одного растения  они короткие и широкие, а у другого  листья длинные и узкие.                                       Воспитатель:

Чтобы наши растения хорошо росли, цвели и не болели, мы должны за ними ухаживать. А как мы будем это делать?

Воспитатель предлагает детям  полить комнатные растения.

Воспитатель:

Чтобы листики были чистыми, и на них не было пыли, мы протираем их влажной тряпочкой очень аккуратно (демонстрирует).

Далее воспитатель предлагает детям протереть листья влажной тряпочкой.

Фея цветов довольна вами. В благодарность она  дарит вам красочные пакетики с семенами.

Воспитатель уточняет, что растения растут не только в комнате, но и могут расти на огороде, в саду. Обращает внимание на экранноутбука и предлагает рассмотреть картинку  «Зайкин огород»

Воспитатель:

  • Кто изображен на картинке?
  • Что растет на огороде у Зайчика?

Воспитатель предлагает детям поиграть – посадить семена редиса и моркови. Произносит четверостишие, сопровождая его движениями.

Мы копаем, мы копаем,

В землю семена бросаем.

Сделай, сделай ямку  ты,

Вырастут у нас плоды.

Предложить посадить семена моркови и редиски в ящики с землей, как будто это грядка на огороде,  полить их.

Воспитатель напоминает воспитанникам о том, что необходимо ухаживать не только за цветами, но и еще и за урожаем, его нужно поливать и рыхлить землю. Воспитатель:

Без чего не могут расти растения?

Делают предположения, отвечают.

Дети называют и показывают части растений.

хоровые и индивидуальные ответы детей с показом, какие листья - длинные, короткие, узкие, широкие.

хоровые и индивидуальные ответы детей.

Дети поливают.

Дети протирают.

Воспитанники совместно с воспитателем рассматриваем семена редиса и моркови.

Рассматривают и отвечают на вопросы.

Дети повторяют игру несколько раз.

Дети сажают и поливают совместно с воспитателем.

Ответы детей: без воды, без тепла, без света.

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы

Выполнение заданий

III. Затруднение в ситуации

Создать мотивационную ситуацию, фиксация затруднения. Раз-вивать у детей внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать умение работать совместно.

Раздается плач девочки. Воспитатель предлагает воспитанникам найти того, кому грустно и печально. Предлагает выяснить причину плача.

Воспитатель:

Как нам узнать, где и  кто плачет? Что – то я не пойму, может быть, вы мне поможете…

Воспитанники совместно с воспитателем находят куклу Катю, которая рассказывает, что перепутала все овощи и фрукты и не может разобрать их без помощи воспитанников.

Воспитатель уточняет у детей место произрастания овощей и фруктов.

  • Что растет на огороде?
  • Что растет в саду?

Кукла Катя предлагает воспитанникам разобрать овощи и фрукты и приготовить из овощей – салат, из фруктов – компот.

Решают, кого будут угощать.

Рассуждения детей.

Ответы детей: идти на плач и посмотреть, кто плачет, выяснить почему.

Ответы детей: овощи растут на огороде, в земле, на земле, а фрукты – в саду, на деревьях.

 Девочки складывают овощи в салатник. Мальчики - фрукты в кастрюлю. Мальчики варят компот, девочки готовят салат.

Воспитанники берут свои любимые игрушки, угощают их.

Целеполагание, планирование, выбор способа деятельности, коммуникатив-ные умения.

Наблюдение в процессе работы

Приходят к  выводу: фрукты растут в саду, на деревьях, а овощи растут на огороде, в земле, на грядке.

IV.

Открытие нового знания или способа действий

Создать условия для открытия новых способов решения проблемы.

Подвижная игра «Едем – едем на машине…

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Воспитатель уточняет у воспитанников:

  • Как урожай поступает в магазин?
  • Кто его привозит?
  • На чем привозят урожай в магазин?

Воспитатель предлагает построить грузовую машину и отвезти овощи и фрукты, с огорода и сада в магазин.

Воспитатель предлагает воспитанникам поиграть в игру «Магазин», выбрать продавца. А овощи и фрукты, купленные в магазине,  использовать для приготовления пищи куклам, любимым игрушкам после занятия.

Дети обсуждают с воспитателем  возможный способ решения проблемы. И приходят к выводу, что…

Ответы детей: на автомобилях (газелях, грузовых машинах, фурах), водители.

Совместно с воспитателем воспитанники сооружают постройку грузового автомобиля, выбирают водителя и доставляют урожай в магазин

Усвоение общего способа действий.

Приходят к выводу: выращенный урожай поступает на прилавки магазинов, из магазина урожай поступает в кафе, столовые,  дома.

Выполнение задания.

V Введение новых знаний в систему знаний

Закреплять в различных видах деятельности, новые знания и способ их применения.

Дети выполняют

 

Выполнение действий по замыслу.

В самостоятельной деятельности дети рисуют или лепят из пластилина на выбор овощи, которые сегодня сажали в ящик с землей

Соблюдение правил в работе по изготовлению …

Словесные инструкции и незначительная помощь воспитателя в процессе посадки семян, постройки столов и стульев для кукол, грузового автомобиля.

VI Осмысление (итог)

Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности

Ну вот, ребята, сколько нового и интересного мы узнали об овощах и фруктах. Узнали, как их выращивают, на чем доставляют в магазин, куда из магазина поступает урожай.  Я очень горжусь вами, вы справились со всеми заданиями, потому что были внимательными, дружными, сообразительными.

Воспитатель:

  • Что вам понравилось?

Воспитанники прощаются с   Феей Цветов.

Дети собираются около воспитателя. Отвечают на вопросы воспитателя.

Подходят к воспитателю.

Отвечают.

Самооценка

Дети с помощью воспитателя пытаются сделать самооценку.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия с детьми подготовительной группы Тема: Ян ван Ос "Цветы и фрукты в глиняной вазе" с применением Smart доски и электронного учебника

Данная разработка поможет педагогам, работающим с электронными учебниками по программе "Предшкола нового поколения"  по художественно-эстетическому направлению  "Кронтик в муз...

Технологическая карта по НОД по познавательному развитию" Овощи и фрукты"

Для детей младшей группы. Закрепление изученного материала...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по художественно-эстетическому развитию (рисованию) в подготовительной к школе группе (возраст 6-7 лет) для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Фрукты в корзинке"

В рамках аттестации воспитателя, требуют технологическую карту проведения непосредственной образовательной деятельности любого занятия. Я составила  по художетсвенно-эстетическому развитию (рисов...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Овощи и фрукты»

Развитие познавательной инициативы в процессе социально-коммуникативной, речевой, физической деятельностях....

Технологическая карта по развитию речи «Фрукты и овощи»

Тема НОД «Фрукты и овощи»Цель: Закрепить знания о том ,где растут овощи и фрукты. Задачи: Обучающие:-закрепить знания о том, где растут овощи и фрукты;-формировать умен...