Экскурсия в природу как форма организации экологического образования детей старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
В данной статье раскрывается важное социальное значение экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста посредством экскурсии в природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Иванова Н.В.
ГБДОУ детский сад №91 Красносельского района
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Мишагина А.В.
ГБДОУ детский сад №91 Красносельского района
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Миллер Т.А.
ГБДОУ детский сад №91 Красносельского района
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация.
В данной статье раскрывается важное социальное значение экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста на современном этапе. Авторами рассмотрена природоведческая экскурсия как одна из форм ознакомления дошкольников с природой, а также изложен вариант данной экскурсии с детьми подготовительной к школе группы.
Статья посвящена проблеме экологического воспитания дошкольников. Учитывая возрастные особенности детей, авторы публикации учат дошкольников любить природу, чтобы каждый день был открытием для них чего-то нового.
Ключевые слова.
Экологическое воспитание, дошкольник, природоведческая экскурсия, экологическая культура, парк природы, «Сергиевка», экологическая игра.
Новые требования к системе дошкольного образования в соответствии с ФГОС диктуют новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования. Детский сад является первым звеном системы экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача воспитания у дошкольников ответственного, разумного отношения к окружающему миру [3, с.68].
В настоящее время в ней проявляются новые проблемы и тенденции. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном отношении к ней. Понимание элементарных связей, существующих в природе, осознание неразрывности с ней, чувство сопереживания всему живому, восприятие красоты природы, понимание ценности здоровья, активность в решении некоторых экологических проблем – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка [1, с.13].
Нигде не получишь столько материала для наблюдения и игр, знаний об условиях развития объектов живой природы, как в естественной среде. Маленькие дети познают окружающий мир при помощи чувств, поэтому только непосредственное восприятие может развить у них чувство природы. Картинки и рассказы никогда не смогут заменить живое. Природа сближает взрослых и детей. Она приглашает нас принять участие в увлекательной игре, полной движения и свежего воздуха.
Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им
[2, с.11].
Поэтому в содержании экскурсии основную роль играет формирование осознанного и бережного отношения к объектам живой и неживой природы. Такое отношение вырабатывается у детей на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различных форм взаимодействия с ними, освоения правил охраны природы. Экскурсии представляют собой особый вид занятий по ознакомлению детей с природой за пределами дошкольного учреждения [4, с.47].
В целях обмена опытом практической работы в области экологического образования и просвещения дошкольников, мы предлагаем свой вариант проведения природоведческой экскурсии, которая была проведена педагогами учреждения совместно с детьми и их родителями в рамках «Клуба выходного дня». Посещением для совместной с воспитанниками экскурсии был выбран парк «Сергиевка» (Усадьба Лейхтенбергских), находящийся в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга.
Мы считаем, что экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Так как дети, вырастая, берут пример с родителей, воспитателей. Именно взрослые должны стать примером для дошкольника, и научить его, как нужно обращаться с дарами природы, как уберечь природные богатства от разрушения. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества, почему именно этот парк мы выбрали для экскурсии?
«Сергиевка»- это дворцово-парковый ансамбль, который является памятником истории и культуры. Парк интересен своими естественными природными ландшафтами с глубокими оврагами, по которым течет река Кристателька с многочисленными втекающими в нее притоками, цепью прудов, мостами-плотинами, образующими водопады, старинными гранитными лестницами на крутых берегах.
В парке есть руины православной церкви Святой Екатерины, а неподалеку восстанавливаемый дворец Лейхтенбергских. От дворца открывается великолепная панорама на Финский залив.
А за дворцом находится загадочная огромная, вросшая в землю гранитная голова, поражающая всех, кто видит ее впервые. Чудо-голова высечена из огромного валуна, доставленного когда-то в эти земли ледником. Как только не называют скульптуру из валуна: валун-голова, «Каменная голова», «Старик», «Адамова голова», «Русич», «Голова Самсона». Больше, чем названий, существует лишь количество легенд и преданий, кто, когда и зачем создал данное чудо.
Кому-то черты каменного изваяния напоминают Петра I, по случаю чего в его создатели записывают мастера с Петергофской гранитной фабрики, то ли сына, то ли дочь которого крестил император. Ещё вспоминают Пушкина и его сказочную голову в поэме «Руслан и Людмила»: одни почитатели поэта утверждают, что каменная глыба из Сергиевки явилась прообразом для поэмной головы, другие предполагают, что голова-валун появилась под впечатлением стихов Пушкина.
Таким образом, парк Сергиевка является прекрасным местом для проведения природоведческой экскурсии с детьми подготовительной к школе группы. Такой материал важен в нравственном отношении — он развивает любовь к малой родине, любовь к тому месту, где живет человек.
Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы.
За несколько дней до экскурсии воспитатели провели небольшую беседу, чтобы вызвать интерес детей к экскурсии, сообщили цель экскурсии, определили места посещения, рассмотрели план парка. Вспомнили прочитанный ранее рассказ В.Бианки «Как муравьишка домой спешил». Вместе с детьми продумали вопрос, о том, что может понадобиться на экскурсии (карта парка, компас, лупы, корм для птиц).
Экскурсия началась у информационного стенда с планом парка. Воспитатели с детьми обсудили: какие запрещающие знаки озвучивают во время проведения экскурсии, что проговаривают при правилах поведения в парке. Еще раз просмотрели план, определились с направлением движения.
По пути дети по просьбе воспитателя озвучивали признаки весны.
На остановке «Лесная» в беседе с детьми использовались различные типы вопросов: нацеливающие на внимание, требующие констатации фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий); вопросы активизирующие, требующие сопоставления, различия, обобщения; вопросы, стимулирующие творческое воображение, побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям. Дети находили деревья рассматривали почки, кору дерева, семена березы, определяли, что семена появились из сережек дерева, у семян есть «крылышки». (В каком состоянии находятся сейчас деревья? Какую пользу приносит дерево человеку? Воспитатель предложил детям обнять дерево, после чего задал вопросы: Оно толще или тоньше? Как узнали? Чем отличается кора? Как человек использует древесину этого дерева? Почему одни деревья гладкие, а другие шероховатые?)
Воспитатели организовали во время экскурсии с детьми подвижную игру «Раз, два, три, к названному дереву, кусту – беги!».
Далее дети с родителями с удовольствием прогулялись по мостам –плотинам, понаблюдав за водопадами, послушали журчание воды.
На остановке «Лесной небоскреб» наблюдали за жизнью муравьев в муравейнике, провели эксперимент, насыпав дорожку из сахарного песка (муравьи образовали цепочку, перенося угощение в муравейник).
У «Птичьей столовой» дети послушали пение птиц, вспомнили названия перелетных и зимовавших птиц, покормили птиц принесенными из дома крошками и зернами.
На привале у пруда ребята отдохнули, перекусили и поиграли с родителями и педагогами, разделившись на 2 команды, в эстафету «Перенеси палочки». Разнообразили отдых подходящими играми-заданиями «Найдите что-нибудь тёплое или холодное. Результат: мокрый камень может быть холодным, а нагретый солнцем – тёплым. Влажная трава холодная, а сухая трава тёплая.» Найдите что-нибудь круглое» (ягода, орех, цветок, камень, осиновый лист). «Найдите что-нибудь острое» (хвойная иголка, щепка, травинка). «Найдите что-нибудь похожее на змею, птицу, мышь» (камни, веточки, листья). «Найдите что-нибудь пятнистое» (камень, лист, кора, ветки). «Найдите что-нибудь, что хорошо пахнет».
После отдыха экскурсия по парку продолжилась. Сверившись с картой, мы продолжили движение к центральному лугу, на котором стоит разрушенная церковь Св. Екатерины, где с помощью приема зрительной реконструкции дети и родители под руководством педагога- организатора Миллер Т.А. попытались словесно восстановить первоначальный вид храма. Сравнили внешний вид этого разрушенного здания с виднеющейся из-за березовой рощи церковью Святой Троицы.
Обойдя дворец Усадьбы Лейхтенбергских, ребята полюбовались открывшимся с возвышенности видом на Финский залив и Ораниенбаумское шоссе. Дети обратили внимание на полуразрушенные столбы у дворца, познакомились с понятием «пергола» и назначением данной конструкции.
А за дворцом нас ожидали очередной мост –плотина и дорожка к Каменной Голове. Детям было предложено высказать свои версии появления этого чуда в парке, а также были рассказаны легенды происхождения памятника.
В заключительной части экскурсии воспитателем было обращено внимание детей на общую картину природы. И как итог, предложение дома придумать сказку «О чем мне поведала старая ель в парке».
По окончании основной части дети с родителями продолжили самостоятельные наблюдения и сбор природоведческого материала- камней для дорожки здоровья, проектируемой на своем участке в учреждении.
Через несколько дней после экскурсии из природного и бросового материала совместно с педагогом ребята создали макет экосистемы прудов парка «Сергиевка».
Природоведческие экскурсии, являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности дошкольника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства у дошкольников. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к родной природе, растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины – одна из задач дошкольного учреждения [5, с.45].
Таким образом, природоведческие экскурсии полезны для детей любого возраста, способствуют развитию эстетических чувств, творческого воображения. Приносят радость от общения с ней для детей и взрослых, вносят разнообразие в жизнь дошкольников, обогащают словарный запас, развивают речь, кругозор, память. Позволяет лучше узнать окружающий мир.
Литература
1.Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. / Санкт-Петербург// Паритет. -2019.- С.13
2.Вербенец А.М., Зуева А.В. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа для детей среднего дошкольного возраста и методически рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов/ Санкт-Петербург//Российский центр музейной педагогики и детского творчества. -2012.- С.11
3.Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. /Москва// Гуманитарный издательский центр «Владос». -2004-. С.68
4. Гончарова Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства/ Ростов - на – Дону//Издательство Ростовского государственного педагогического университета. - 2001.- С.45
5. Павлова Л. П. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002.-№ 10. - С.40-49.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-591396-1423647238.jpg)
Опытно-экспериментальная разработка Тема: Экологическая тропа как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная разработкаТема: Экологическая тропа как средство экологического ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/08/picture-1114213-1549615925.jpg)
Организация опытно - экспериментальной работы по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей. Старшая группа....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/10/picture-1092039-1544469088.jpg)
Презентация "Организация экологического образования обучающихся старшего дошкольного возраста через систему экскурсионной работы"
Материал в помощь педагогом в рамках реализации проекта " Организация экологического образования обучающихся старшего дошкольного возраста через систему экскурсионной работы"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/10/picture-1092039-1544469088.jpg)
Презентация "Организация экологического образования обучающихся старшего дошкольного возраста через систему экскурсионной работы"
Презентация по теме "Организация экологического образования обучающихся старшего дошкольного возраста через систему экскурсионной работы" поможет педагогам последовательно выстроить и ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/08/picture-1267133-1599569708.jpg)
Игра как форма экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
ВЕДЕНИЕ. 3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1.1. Сущность и содержание экологического...
«Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и экологических акций»
Экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоциональ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/21/picture-1112426-1674301056.jpg)
Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Собака - друг человека». Почему так говорят?
Большое внимание уделяется направлению «ребенок и природа». Экологическое воспитание в детском саду является одним из важных, именно период дошкольного детства в процессе целенаправленного...