Описание макета зоны Крайнего Севера
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Пронина Виктория Сергеевна

Описание макета зоны Крайнего Севера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_maketa_zony_kraynego_severa.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7»

347935, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Александровская, 111

ИНН 6154063065, КПП 615401001, ОГРН 1026102587356, БИК 046015001

тел./факс: 64-28-31, e-mail: sad7@tagobr.ru

Аннотация к макету природной зоны "Крайний Север"

Подготовила: Катрич Виктория Сергеевна

Воспитатель подготовительной группы

Таганрог, 2021.

Макет природной зоны "Крайний Север"

Предлагаю вашему вниманию макет природной зоны "Крайний Север" Данный макет соответствует возрастным потребностям детей. 

Цель создания макета- формирование представлений о флоре и фауне климатической зоны Крайнего Севера.

В процессе игры с макетом дети закрепляют полученные на занятиях представления о видах животных, их особенностях, среде обитания, детёнышах и т. д. У детей также развивается внимание, воображение, фантазия, развивается связная речь, обогащается словарный запас, совершенствуется ролевой диалог.

Дети с помощью макета наглядно знакомятся с особенностями разных природно-климатической зоной, с растительным и животным миром.

В процессе работы с макетом решаются следующие задачи:

- обогатить представления детей о природе и условиях жизни растительного и животного мира природной зоны;

- систематизировать представления детей об умении растительного и животного мира приспосабливаться к среде обитания. Дать понятие о том, что все растения и животные находятся в тех местах, к которым они приспособлены;

- формировать умение детей дифференцировать животный и растительный мир по месту их обитания;

- расширять и обогащать пассивный и активный словарь детей;

- развивать познавательную активность детей, умение анализировать, делать выводы;

- формировать эмоциональную отзывчивость и любознательность;

- воспитывать бережное отношение к природе и экологическое сознание.

Макет выполнен по принципу панорамы. Для создания макета использовался картон шириной 5 мм, пенопласт. Для скрепления деталей использовали горячий клей - пистолет.

В процессе работы с макетом могут  использоваться  следующие игры:

 «Писатель»

Цель: учить составлять описательный рассказ о природной зоне.

"Обитатели  Арктики"

Цель: Закрепить названия животных природной зоны, их повадки, внешний вид, чем питаются и т. д.

Цель: Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни. Формировать умения договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.

В результате работы с макетом дети начинают сами проектировать и воссоздавать разные природные зоны в своей самостоятельной игровой деятельности.

Использование макета не только способствует развитию сюжетно - ролевой игры дошкольников, но и обогащает предметно - развивающую среду в группе.

Играя с макетом, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации и социальные отношения в игре. Создавая макет, ребенок применяет полученные знания, обобщает информацию, полученную ранее. Таким образом, происходит развитие связной речи, развивается доказательность речи, дошкольники учатся рассуждать, а значит, развивается логическое мышление, словарь и выразительность речи.

Использование макета в предметно – развивающей среде группы, отвечает принципу интеграции образовательных областей.

Варианты использования макета «Крайний Север»

Дидактическая игра «Расскажи про Крайний Север»

Задачи:

Закрепить знания детей о материке, его особенностях, месте расположения на карте, климатических условиях; формировать умение составлять небольшой рассказ из 5-6 предложений.


Конспект НОД для подготовительной группы

Тема:  «Путешествие на Крайний Север»

Цель:

- познакомить детей с природной зоной России -  Крайним Севером, его обитателями.

- развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;

-развивать интерес детей и желание побольше узнать о своей стране;

-учить детей отвечать четко и полным ответом;

- воспитывать уважение к людям другой культуры, чувство гордости за свою страну, чувство уважения и терпимости к другим народам.

Обогащение словаря: эскимосы, нарты, каюр, иглу, строганина, унты, упряжка, лайка.

Активизация словарясевер, Родина, страна.

Оборудование:

- проектор, презентация Крайний Север;

- фонограмма вьюги;

- политическая карта мира.

Предварительная работа:  

-Рассматривание картинок из альбома «Животные Севера»;

-Чтение: В. Катаев «Цветик – Семицветик», Г.Снегирев «Как    Алёшка жил на севере»;

-Просмотр мультфильмов «Умка»;

-Д/и «Кто чем питается», «Кто где живет?», «Четвертый лишний» «Угадай животное», «Назови правильно»;

Ход НОД

1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла вам в группу. Что изображает глобус?

Дети: Глобус

Воспитатель: Какого цвета на глобусе больше всего?

Дети: (Синего)

Воспитатель:  Как вы думаете, что обозначено этим цветом?

Дети: Чем темнее цвет; тем глубже в этом месте море или океан.

Воспитатель: Какие ещё цвета есть на глобусе?

Дети: Зелёный – это равнины.

Воспитатель: Что обозначают коричневым цветом?  

Дети: Обозначаются горы. Чем темнее цвет, тем горы выше.

Воспитатель:  Что обозначено жёлтым цветом?(Ответы детей)

Слайд 2 (Рассматривание на карте России расположение Крайнего Севера). Как вы думаете, почему это место на карте окрашено в белый цвет? 

Дети: Царство вечного холода, снега и льда

Воспитатель:  Северный полюс – это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома.

Океан покрылся льдом

Волны не бушуют в нем,

Он от края и до края,

Как пустыня ледяная

Царство холода и тьмы,

Царство матушки-зимы.

Очень суров климат этих мест. Зимой здесь бушуют метели, свирепствуют морозы. (Дети слушают фонограмму вьюги).

Слайд 3 (Картинка северного сияния)

В это время солнце долго не показывается из-за линии горизонта. Длится полярная ночь. Только бледный свет луны и звезд, а иногда и полярного сияния, освещают бескрайние снежные просторы. Вот как описывает северное сияние один путешественник: «Небо пылало, как будто неведомая сила колебала огромный занавес. Крупные четкие складки украшали его. Волны то красного, то зеленого цвета, чередуясь, проносились по нему с одного края до другого. Отдельные полотнища занавеса ярко вспыхивали и тут же бледнели».

На смену длинной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов лед взламывается и начинает таять. В этих местах холодно в течении всего года: и зимой, и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы с вами.

Слайд 4-5. (Картинки с жилищем и народом)

На самом берегу Ледовитого океана, там, где вечный холод и снег, живут эскимосы. Слово «эскимос»обозначает«тот, кто ест сырое мясо». Они действительно очень любят, есть сырую мороженую рыбу – строганину. Эскимосы очень выносливые, смелые и находчивые люди. Поскольку всюду снег и нет ни только деревца, но даже кустика они научились строить дома – иглу – прямо изо льда. Для этого из слежавшегося снега ножом вырезаются прямоугольные куски. Затем «снежные кирпичи» выкладываются по спирали, и получается дом с куполообразной крышей. Изнутри иглу обтягивают шкурами и освещают с помощью специальных светильников. Когда внутри иглу разводят огонь, то подтаявшая вода заполняет трещины и таким образом заделывает все щели.

- Дети, а как вы думаете, чем занимаются эти люди? Могут ли они выращивать хлеб или овощи? Почему нет?(Ответы детей)

 Могут ли они разводить коров или овец? Давайте вместе подумаем, что нужно жителям Крайнего Севера. Правильно. Это теплая одежда их меха, сытая пища, удобный дом. Основные их занятия оленеводство, рыболовство и охота. Из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь, такую теплую и легкую, что и в мороз не замерзнешь и не вспотеешь, даже если целый день за оленями идти будешь. Делают одежду из двух слоев меха, причем внутренний слой обращен мехом к телу, чтобы удержать тепло у самой кожи. И украшают ее очень красиво, каждый на свой лад: разноцветными полосками кожи, моржовой костью и пушистыми кисточками, а иногда расшивают бисером или бусинками. На голове носят пушистые шапки, на ногах – меховые унты, сшитые из оленьего меха.

- А как вы думаете, на каком транспорте передвигаются жители Крайнего Севера? В основном они передвигаются на лыжах. Они более широкие, чем у нас. Это потому, что им приходится ходить не по проложенной лыжне. А по нетронутому глубокому снегу. На дальние расстояния и для перевозки грузов используют нарты – легкие сани, в которые впрягают ездовых собак или оленей. В упряжку собирают 10-14 собак лаек. Человек, который управляет упряжкой, называется каюр. Слайд 6(Фотография с упряжкой)

- Как ни сурова природа Северного – Ледовитого океана и его островов. Здесь обитают многие животные. - Дети, может, вы сможете назвать животных, которым не страшен климат Крайнего Севера? (Ответы).

(Воспитателем ставится на стол макет крайнего севера без животных) Правильно. Здесь обитают тюлени, моржи. Толстый слой жира этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лед. (Рассматривание картинок). - А чем же питаются моржи и тюлени? (Ответы).(Детям демонстрируется фигурка животного, которую затем один из детей ставит на макет)

Главный житель этих мест – это белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняет его от сильных морозов. Чем же питается белый медведь? - Как вы думаете, дети? (ответы). Медведь Крайнего Севера – прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Он может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой, тюленями, птицами. Даже моржи могут стать его добычей. 

Подвижная игра «Белые медведи».

Посередине группы шнуром выкладывается неправильный круг, обозначающий льдину. На льдине двое детей—ото белые медведи. Они держатся за руки. Остальные дети — моржи. Они свободно бегают по площадке (резвятся в море). Медведи выходят на охоту и стараются поймать моржа, сомкнув вокруг него руки. Пойманный отводится на льдину. Когда поймают 3—4 моржей, выбираются новые медведи. Игра повторяется 3—4 раза.

Воспитатель: А чем же питаются моржи и тюлени? Рыбой, которой много в тех местах.

А кто еще любит рыбу? Птицы. На острова в летнее время слетается множество птиц: кайры, гагары, тупики. Они находят в море богатую пищу: различных рыб, мелких рачков. На скалистых берегах устраивают гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов. На зиму птицы улетают в тёплые края.

Следующий житель крайнего Севера- северный олень У него замечательная шерсть - густая, мягкая.(Демонстрация фигурки северного оленя) Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают морозы и бушуют метели. Копыта северного оленя особенные. Они широкие да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы.  Для чего оленю такие копыта?

Дети: Чем шире ступня копыта, тем меньше ноги животного  проваливаются в снег.

Воспитатель: Края копыт оленя ещё  крепкие и острые. Это очень важно! Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха (ягеля). Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога. Каждый год олени меняют старые рога на новые. У малышей - оленят тоже есть рожки, только маленькие. Олени дают вкусное молоко. Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень.

(Фигура оленя ставится на макет)

Полярный волк - Обитает на всей территории Арктики и в тундре, за исключением льдин и больших территорий, покрытых льдом. Чтобы выжить, волк приспособился, есть любой корм, который только попадается. Он хорошо приспособлен к жизни в Арктике: может годами жить при минусовой температуре, месяцами не видеть солнечного света и неделями оставаться без пищи. В поисках пищи волчья стая может обходить большие районы. Едят других животных, птиц. Полярные волки живут стаями по 7—10 волков. Стаю, как правило, возглавляет вожак. Во время кормления и воспитания детёнышей все взрослые животные оказывают друг другу помощь. Часто один или два молодых волка присматривают за детёнышами, когда их мать уходит на охоту. Живут в логове. (Фигура волка ставится на макет)

Следующий житель Крайнего Севера- песец, или полярная леса, принадлежит к семейству псовых. Этот небольшой хищник, имеющий длинную густую шерсть и внешне напоминающий шпица, живет в самих суровых климатических условиях. Он ловкий и смелый охотник, который обладает множеством способностей, помогающим выжить в столь суровом климате тундры. Зимой песцы часто преследуют белых медведей, чтобы покормится остатками их пищи. На численность песцов влияет количество леммингов. (Ребенок ставит фигуру животного на макет.)

Итог занятия

- Ребята, наш макет собран и теперь частица Крайнего Севера, его маленький уголок будет и у нас в группе. Надеюсь, что сегодня вы узнали много о Крайнем Севере, о его жителях и обитателях, о суровом климате и обязательно расскажите своим родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ФОРМОЙ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА.

Поставлены акценты на негативное влияние окружающей среды Крайнего Севера (природа, условия жизни, воспитания и т.д.)  на речевое развитие ребенка...

Мой опыт работы в условиях крайнего севера.

Где снега по пояс, стужа и морозОбжигает щёки, щиплется за носВырос город славный, в нём садик есть большой.Там я и работаю с открытою душой. Физкультурой дети любят заниматься.Все хотят бы...

Мастер-класс «Оздоровление дошкольников в условиях Крайнего Севера: «Сеанс здоровья в детском саду»

Мастер-класс «Оздоровление дошкольников в условиях Крайнего Севера: «Сеанс здоровья в детском саду» , презентация к мастер классу...

Творческая работа по теме "Животные Крайнего Севера"

Для льдины использовали кусок пенопласта, семейство морских котиков связали, остальных представителей фауны Крайнего Севера принесли дети и создали эту красивую композицию! А эти  пингвины выполн...

«Подвижные игры народов Крайнего Севера» - практическое пособие для воспитателей и инструкторов по физической культуре.

Материал предназначен для воспитателей и инструкторов по физической культуре. Подвижные игры народов Крайнего Севера не только развивают необходимые физические качества – ловкость, силу, выносливость,...

Разработка по ознакомлению младших дошкольников с животными и птицами крайнего Севера. Сказка о Севере.

Разработка по ознакомлению младших дошкольников с животными и птицами крайнего Севера. Сказка о Севере....