Календари природы в дошкольной образовательной организации: значение, виды и методика организации работы
презентация по окружающему миру

Наталья Александровна Маркова

Презентация "Календари природы в  дошкольной образовательной  организации: значение, виды  и  методика организации работы" является наглядным дополнением консультации для педагогов ДОУ по данной теме. Содержит фотоматериал по оформлению уголков природы и способам фиксации результатов наблюдения. Данная презентация может быть полезна воспитателям и старшим воспитателям.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Календари природы в дошкольной образовательной организации: значение, виды и методика организации работы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №70» Энгельсского муниципального района Саратовской области Старший воспитатель Маркова Н.А.

Слайд 2

Один из доступных способов понять окружающую действительность является наглядно – практический метод обучения – моделирование. Модели способствуют логическому усвоению детьми закономерных изменений в природе. В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одними из них являются календари природы.

Слайд 3

Календарь природы – это графическая модель, которая отражает разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Слайд 4

расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес . и спользование календарей наблюдения абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. Развиваются не только наглядно-образно е , но и логическо е мышлени е . Значение календарей природы

Слайд 5

Цель работы с календарем природы: обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Слайд 6

В ходе работы с календарем природы решаются следующие задачи: Формирование у детей элементарных представлений об экологии, явлениях природы; Развитие мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи между разными природными явлениями; Знакомство с правилами поведения в природе; Формирование представления о том, как огромен и разнообразен мир вокруг; Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Слайд 7

Три основных типа календарей природы: календари наблюдений за ростом и развитием растений, живых существ; календари наблюдений за птицами; календари наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Слайд 8

За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения. В средних – дети помогают ( например , воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья ) В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети. Календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ:

Слайд 9

Условные обозначения

Слайд 10

Календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ

Слайд 11

Варианты фиксации результатов наблюдений за ростом растения

Слайд 12

Варианты фиксации результатов наблюдений за ростом растения

Слайд 13

Страницы календаря соединены в ширму. На трех страницах изображен последовательный рост редиса за три недели. Календарь-ширма

Слайд 14

Календарь наблюдений за птицами Младшая и средняя группы Календарь для младших и средних дошкольников заполняется карточками с изображениями птиц, прилетающих на кормушку. Наблюдения этим способом производятся каждый день заново, и никакие пометки («следы») не ставятся.

Слайд 15

Календарь наблюдений за птицами Младшая и средняя группы

Слайд 16

Календарь наблюдений за птицами Младшая и средняя группы

Слайд 17

Календарь наблюдений за птицами Старшая и подготовительная группы Е жедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки - «галочки» (символическое изображение птиц, которые остаются в календарях как следы наблюдений). Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели ), фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом).

Слайд 18

Синица Воро н а Г о л у бь С н е гирь Воробей Условные обозначения

Слайд 19

Календарь наблюдений за птицами Старшая и подготовительная группы

Слайд 20

Календарь наблюдений за птицами Старшая и подготовительная группы

Слайд 22

Календари наблюдения за сезонными изменениями в природе Ценным пособием для знакомства детей с природой может стать календарь природы. С помощью календаря можно надолго сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии.

Слайд 23

В группе раннего возраста можно повесить картину с изображением сезона, например, зимний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону. Календар ь наблюдения за сезонными изменениями в природе Группа раннего возраста

Слайд 24

На планшете помещаются картинки с изображением времени года, в центре укреплена подвижная стрелка. В младшей группе календарь природы должен быть не сложным по представленному материалу, ярким. Рядом с календарём природы обязательно н а х о д и т ся к у к л а с к омпле к т о м о д е жды по с е з о н у . Календар ь наблюдения за сезонными изменениями в природе Младшая группа

Слайд 25

В средней группе календарь должен быть не сложным п о представленному материалу, ярким. Рисунки детей, отражающие увиденное, помещаются воспитателем в календарь. При этом следует отбирать те, в которых наиболее точно или образно представлено увиденное. Изменчивую погоду сезона также необходимо фиксировать. Это можно сделать, пользуясь игрушкой-пособием « Какая сегодня погода ?» Ведение таких календарей приучает детей к вниманию, развивает умения наблюдать, замечать интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом. Календар ь наблюдения за сезонными изменениями в природе Средняя группа

Слайд 26

В старшей группе детского сада календарь природы может быть несколько усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли возможности воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях. Сезонные явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре более подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать» календарь. Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность, а также накопленные детьми знания об изменчивости погод ы позволяют использовать в календаре значительное количество ( до 6—7) условных изображений погодных явлений. Календар ь наблюдения за сезонными изменениями в природе Старшая группа

Слайд 27

Важной частью календаря в подготовительной к школе группе становится лист, отражающий погодные условия в течение месяца . В клеточках, соответствующих дням и неделям месяца, дети фиксируют ежедневно состояние погоды, используя для этого условные обозначения. В конце месяца с помощью воспитателя подсчитывается количество солнечных, пасмурных, ветреных, дождливых и других дней и делается вывод о преимущественном состоянии погоды в течение месяца. Во второй половине года рекомендуется отмечать состояние погоды два раза в день. Для этого каждая клеточка календаря делится по диагонали на две части: утро и вечер и погода отмечается после утренней прогулки и перед выходом на вечернюю прогулку. Календар ь наблюдения за сезонными изменениями в природе Подготовительная группа

Слайд 28

В настоящее время разработана целая система самых разных календарей – плоских и объемных, цельных и состоящих из отдельных частей. Эти наглядные пособия многофункциональны и могут рассматриваться как модели живых объектов, использоваться в театрализованных представлениях и, наконец, просто украшать помещения. Календари природы дополняются альбомами для фиксации природных явлений, что позволяет детям сравнивать погодные условия в течение сезона. Сюда же помещаются и рисунки детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Календари природы в дошкольном учреждении: значение, виды, методика организации работы"

В данном разделе описана методика работы с календарями природы, представлены виды календарей, изготовленных собственными руками....

«Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»

«Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»...

Работа с календарем природы

Интеграция образовательных областей при работе с календарем природы....

Консультация для педагогов «Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»

Одним из направлений  познавательного развития детей является ведение календарей природы....

"Календарь природы и организация работы с ним"

описание методического пособия "Календарь природы"...

Календари природы в дошкольной образовательной организации: значение, виды и методика организации работы

Консультация для воспитателей "Календари природы в  дошкольной образовательной  организации: значение, виды и  методика организации работы" может оказаться полезной ...