Конспект НОД "Путешествие в мир народной игрушки"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Грицук Марина Николаевна

Ознакомление с русской игрушкой «Матрёшка». Прививать  любовь к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_v_mir_narodnoy_igrushki.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Народная культура и традиции»

Путешествие в мир народной игрушки.

Цель: Ознакомление с русской игрушкой «Матрёшка».
Задачи:
- прививать любовь к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории;
- развивать внимание, мышление, творчество детей;
- продолжать учить детей отгадывать загадки;
- закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании;
- дать возможность ребёнку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
Материалы и оборудование:

- картинки, фото для показа;
- предметы декоративно-прикладного искусства: филимоновская роспись, городецкая  роспись, дымковская игрушка, обрядовые куклы, игрушка «Матрёшка»;
- шаблоны игрушки «Матрёшка», кисти, краски, баночки для воды, салфетки по количеству детей.
Интеграция образовательных областей:

- социализация;
- художественная литература;
- познание (познавательно – исследовательская);
- художественное творчество (рисование);
- коммуникация.
Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства.

Для  проведения данного мероприятия были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства с учётом размещения и перемещения,  подготовлен соответствующий материал для проведения данного мероприятия.  Основные задачи реализовывались через сочетание наглядных, словесных и практических методов.


 Ход НОД:


1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы с Вами отправимся в путешествие в «Мир народной игрушки». На чём мы отправимся в путь?
Дети: На машине!
Воспитатель: Хорошо! Согласна!
Дети становятся за воспитателем друг за другом в колонну по одному, делают вид, что держат в руках рули.
Все вместе: Приготовились? Поехали!!! (Воспитатель и дети перемещаются по группе).


2. Первая остановка: «Народное творчество».
- Ребята, посмотрите, какие виды народного творчества здесь представлены: Филимоновская  роспись, Городецкая  роспись. А что мы о них знаем? Как они родились?
Дети: Их создавали люди (народ).
-  Верно! Столетиями жители деревушек работали в поле и огороде – нелёгкой была эта жизнь. Не так уж много было в ней красоты и радости. И люди создавали радость своими руками: украшали деревянную и глиняную  посуду замысловатыми узорами, мастерили своими руками кукол, вкладывая в них частичку тепла и души (показ фото).

2. Физкультурная минутка «Буратино».

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл – видно ключик не нашёл!
Чтобы ключик нам достать - надо на носочки встать!

(все выполняют движения)


3. Остановка «Творческая мастерская» 
- Ребята, нам нужно добраться на наших машинах до остановки «Творческая мастерская». Предлагаю отправиться в путь!


Все вместе: Поехали! (
двигаются по группе «на машинах»)


-  Вот мы и добрались до «Творческих мастерских». Присаживайтесь за столы. Сегодня я хочу познакомить Вас с ещё одной русской куклой-сувениром.

Предлагаю детям отгадать загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все сидят они друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Дети называют матрешку.

- Как ребята догадались, что речь  идет о матрешке? (Ответы детей.)

 Показываю игрушку. Дети рассматривают, отвечая на вопросы воспитателя.

 - На кого похожи эти куклы?

 - Из чего сделаны эти игрушки?

 - Как они выглядят?

 - Похожи они друг на друга. Чем?

 - Чем отличаются друг от друга?

    Вопросы о размере, цвете, форме.


История рождения Матрешки.

-Родилась эта кукла в Московской игрушечной мастерской. Игрушки там создавали народные мастера-умельцы. Сначала это были, одетые в костюмы жителей разных регионов России (показ фото). Однажды Василий Звёздочкин, токарь по образованию, увидел «подходящую чурку» и выточил её по форме монашенки (показ фото). А раскрасил и украсил эту куклу Сергей Малютин. Художник изобразил её чернобровой красавицей с петухом в руках. Днём рождения этой куклы считается апрель 1900 года.

Послушайте стихотворение о Матрешке:

Россия наша славится

Расписными ложками,

А еще гордится

Русскими матрешками.

В каждом доме ей почет,

Все встречают с ласкою,

Потому что вместе с ней

Дом наполнен сказкою.

- Матрёшка не всегда была сувениром. Изначально она создавалась для маленьких детей, как игрушка. Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней другую, дети, так же как и вы удивлялись этому чуду.

4. Продуктивная деятельность
 - Ребята, эти удивительные куклы пришли к нам не одни. Они привели с собой своих подружек, у которых случилась беда?

 -Хотите узнать, что случилось?

  Мастеру – художнику, когда он расписывал матрешек, не хватило красок для росписи их фартучков. Он предложил куклам сходить в гости к ребятам в детский сад и попросить о помощи. Поможете матрешкам, распишите их фартучки?

  Предлагаю рассмотреть образцы. Обращаю внимание детей на элементы росписи: точки, цветочки, составленные элементом примакивания.  (После того, как дети рассмотрят, убираю образцы)

  Предлагаю детям перед тем, как  рисовать, размять и подготовить пальчики. Провожу пальчиковую гимнастику «Цветы».

"Цветы"

Наши красные цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок немножко дышит,

Лепестки колышет.

 Наши красные цветочки  

Закрывают лепесточки,       

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

(прижимаем локти друг к другу, смыкаем   кисти в виде лодочки)

 (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

 (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

 (кисти рук наклоняются влево и вправо)

 (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

 (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

 После, дети садятся за столы, работают.  (Работа 4- 5 мин.)

4. Рефлексия.

-  Ребята, наши гости хотят посмотреть, какие красивые куклы у нас получились!
Дети выставляют на стенд свои работы, отмечают, чья понравилась больше и почему.
- Вы сегодня – умнички, отлично поработали! Но пора нам прощаться с нашими гостями!  А подружки «Матрешки» останутся у нас в группе и будут радовать наши глаза (До свидания!) 

Матрешки уходят, и, прощаясь, говорят о том, что у них сложилось хорошее впечатление о детях и поднялось настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия “Тайна народной игрушки». Познавательное развитие. Тема: «Матрёшка». Возрастная группа: 6 -7 лет. Кацер Нина Сергеевна

Народная игрушка должна помочь детям развивать память, воображение, прививать любовь к народному творчеству....

Конспект. В гости к народной игрушке

В гости к народной игрушке...

Конспект занятия «Знакомство с народной игрушкой-матрешкой»

Цель:1. Знакомство детей с дидактической народной игрушкой2. Упражнять детей в умении группировать предметы по цвету и величине.Материал:- домик- матрешка двухместная по количеству дете...

Конспект образовательной деятельности: «История народной игрушки»

Цель: продолжать знакомить с русским народным творчеством,  с народными промыслами, с видами народной  игрушки.Задачи: - Расширять знания о народных игрушках, способах её изготовления....

Конспект занятия по ФЦКМ "Народная игрушка"

формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа...

Конспект " Знакомство с русской народной игрушкой- Матрешкой"

Конспект " Знакомство с русской народной игрушкой_ Матрешкой" Выполнила воспитатель Жалилова Гульфия Махмутовна...