Главные вкладки

    Конспект. В гости к народной игрушке
    план-конспект занятия (старшая группа)

    В гости к народной игрушке

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon v_gosti_k_narodnoy_igrushke.doc35 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ Школа 1161

    Конспект ООД

    в старшей группе № 7

    « Гномики»

    Тема: «В гости к народной игрушке»

    Воспитатели:

    Котова Г.А.

    2017 г.

    Программное содержание:

    -Познакомить детей с изделиями народных мастеров, дать представление о способах их изготовления и особенностях росписи;

    - закрепить названия некоторых видов народных игрушек: семеновские, полхов-майданские,загорские матрешки,филимоновские свистульки, богородские резные игрушки, дымковские игрушки;

    - развивать слуховое и зрительное внимание, умение сравнивать;

    - упражнять в нанесении узоров соответствующей тематики;

    -развивать аккуратность и бережное отношение к народному творчеству.

    Развивающая среда:

    Матрешки, филимоновские свистульки, дымковские игрушки, предметные картинки с изображением богородских игрушек, загорских матрешек, картонные силуэты матрешек, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки.

    Предварительная работа:

    1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве.

    2. Лепка по мотивам дымковской игрушки.

    3. Рисование узоров дымковской и филимоновской росписи.

    Словарная работа:

    Музей, экскурсия, экскурсовод, экспонат, лучина, орнамент, кокошник.

    Ход :

    -Ребята, кто из вас был в музее?

    -А вы знаете, что такое музей? (ответы детей)

    Музей – это место, где собирают и выставляют для просмотра различные вещи, у которых есть своя история.

    -А вы хотите побывать в музее?

    Сегодня мы с вами отправимся в музей народной игрушки на экскурсию. Что такое экскурсия вы знаете (ответы детей). Экскурсия – это ознакомление с чем-либо, а человек, который проводит экскурсию называется экскурсовод.

    Давайте вспомним, что мы относим к народным игрушкам (матрешки, свистульки, глиняные игрушки). Наш первый экспонат- предмет на выставке- это матрешки. Первую матрешку придумали и создали больше ста лет назад. Ее создатели – Василий Звездочкин -  он выточил матрешку.  Сергей Малютин – он ее разукрасил.

    -Ребята, а как сейчас выглядят матрешки, сколько штук внутри спрятано (пять матрешек и все похожи на первую большую).

    А первая матрешка состояла из 8 фигурок, мальчик чередовался с девочкой, а последняя матрешка была в виде младенца. Потом матрешки разъехались по разным городам и селам и везде их разрисовывали по-своему. Сейчас наиболее известны семеновские, полхов-майданские и загорские матрешки.

    Давайте посмотрим на них и сравним, чем же они отличаются (дети сравнивают). Семеновские матрешки отличаются большой площадью незакрашенного дерева и пышным букетом цветов на фартуке. При росписи этих матрешек используют в основном яркие цвета – желтый и красный. Полхов-майданские матрешки отличаются большим цветком розы с большим количеством лепестков, рядом с которым могут быть нераспустившиеся бутоны на ветках. В росписи используют как яркие, так и темные цвета. Роспись наносится по предварительно нанесенному контуру. Матрешки из Загорска отличаются отсутствием цветов на фартуке, все детали лица и одежды обведены черным контуром.

    Следующий экспонат на выставке – это богородские игрушки.

    - Почему они так называются? (их делают в селе Богородское)

    -Из чего они сделаны (Из дерева)

    Правильно, традиционная богородская игрушка- неокрашенная фигурка из мягких пород дерева- липы, гольхи и осины. Самой популярной игрушкой до сих пор остается игрушка «Кузнецы», установленная на двух движущихся планках. Если потянуть за них в разные стороны, то фигурки будут двигаться. Среди игрушек есть «Музыканты», «Плясуны», «Грибники». Все игрушки старались сделать подвижными – либо на движущихся планках, либо на тумбочке, в которой спрятана пружинка. Богородские мастера стремились к простоте, они не вырезали четкие детали лица и одежды.

    Следующий экспонат- это филимоновская игрушка. В селе Филимоново издавна делали глиняные игрушки – свистульки. Свистульки делали в виде птиц, лошадей, медведей, барышень, солдат. У барышень и солдат в руках были букеты или кувшины, в которых были спрятаны свистульки. Игрушки делали из серой или синей глины, которая после обжига становилась бело-розовой. Затем фигурки расписывали.

    Какими узорами расписывали филимоновские игрушки? Сколько цветов использовали в росписи? (расписывали полосками, только четырьмя цветами: красный, желтый, зеленый и синий).

    У филимоновских игрушек сильно вытянуты шеи, так что лошадь больше похожа на жирафа, а птицы на сказочных змей-горынычей. Скульптура этих игрушек настолько неповторима, что их не спутаешь ни с какими другими игрушками.

    Мы переходим к следующему экспонату- это дымковская игрушка.

    -Почему они так называются? ( ответы детей)

    Эти игрушки делают из глины. Сначала глину несколько раз рубят лопатой, затем скатывают в шарики, из шариков раскатывают блины, а уже из блинов сворачивают нужную форму. Затем фигурку несколько дней сушили на солнце, потом обжигали в печи. После обжига фигурку покрывали мелом, разведенном в молоке, а после расписывали.

    -Давайте сравним роспись филимоновкой и дымковской игрушек, чем они отличаются7 (ответы детей) правильно, это традиционные дымковские узоры – геометрический орнамент-. Краски мешали на квасе и яйце и сразу до десяти красок. Расписывали фигурки самодельными кисточками0- из лучинок – тонкие щепки – и тряпочек, но у всех мастеров обязательно были тонкие хорьковые кисточки для прорисовывания черт лица. После росписи игрушку золотили- покрывали золотистой фольгой кокошник барышням, гребешки петухам и индюкам.

    -Какие дымковские игрушки вы знаете (ответы детей) Среди них есть и многофигурные композиции – «Гуляния», «Чаепитие» и др.

    -Вы хотите себя попробовать в качестве мастеров?

    Давайте еще раз посмотрим на матрешку и назовем основные узоры. Теперь мы переходим в нашу мастерскую.

    (дети садятся за столы, перед ними лежат фигурки матрешек, дети расписывают их).



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект комплексного занятия в средней группе «В гости к народной игрушке» Воспитатель Сломова Л. С. МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин Цель:

    Конспекткомплексного занятияв средней группе «В гости к народной игрушке» Воспитатель Сломова Л. С.МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин Цель:...

    Конспект интегрированного занятия “Тайна народной игрушки». Познавательное развитие. Тема: «Матрёшка». Возрастная группа: 6 -7 лет. Кацер Нина Сергеевна

    Народная игрушка должна помочь детям развивать память, воображение, прививать любовь к народному творчеству....

    В гости к народной игрушке

    В гости к народной игрушке...

    Конспект занятия «Знакомство с народной игрушкой-матрешкой»

    Цель:1. Знакомство детей с дидактической народной игрушкой2. Упражнять детей в умении группировать предметы по цвету и величине.Материал:- домик- матрешка двухместная по количеству дете...

    Интегрированная образовательная деятельность в средней группе на тему: «В ГОСТИ К НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ»

    Интегрированный подход в образовательной деятельности способствует развитию эстетического вкуса, художественно-творческих способностей детей, расширению интереса к народным традициям.Эффективность пре...

    Открытый показ непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе №8 «Звездочки» «В гости к народной игрушке»

    Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере истории создания русской национальной игрушки «Матрешка»....