Открытый показ непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе №8 «Звездочки» «В гости к народной игрушке»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере истории создания русской национальной игрушки «Матрешка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_rospis_matreshki.docx | 79.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа № 1161, корпус 6
Открытый показ
непосредственной образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
в подготовительной группе №8 «Звездочки»
«В гости к народной игрушке»
воспитатель: Кузовкина Ирина Эдгаровна
Москва 2018
Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере истории создания русской национальной игрушки «Матрешка».
Задачи:
— познакомить с историей матрешки как народного промысла. Выяснить географию и особенности национального сувенира
— разработать собственные образцы росписи
— развивать сенсорные навыки
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал и оборудование: игрушки Матрешки загорской, семеновской, майдановской. Куклы в национальных костюмах разных областей. Три платка с цветами. Плакаты с японской «матрешкой».
Раздаточный материал: бумажные трафареты матрешек, цветная гуашь, салфетки; ватные палочки, кисточки, клеенки, подставки для кисточек, емкости для воды.
Этапы работы:
- Подготовительный:
— ознакомление с национальными костюмами
— изучение художественных элементов
— составление орнамента
- Ход занятия: Дети сидят полукругом на стульчиках. В центре стол, за которым стоит воспитатель с тремя помощниками-детьми.
Воспитатель: ребят, сегодня мы с вами побываем в роли мастера прикладного искусства и будем расписывать узорами… Впрочем отгадайте загадку, и сами все поймете:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке
А всего одна игрушка.
Ответы детей: матрешка. Воспитатель: ну, конечно, матрешка. И сегодня матрешки пришли к нам в гости. Трое детей читают стихи и выставляют на стол матрешек:
Матрешка Загорская:
Я из Сергиева Посада.
Встрече с Вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
Матрешка Семеновская:
Я из тихого зеленого городка Семенова
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла
Матрешка из Полховского Майдана:
А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Воспитатель: Ребят, а кто же придумал матрешку? Кто знает? А дело было так: жил-был на свете в конце девятнадцатого века купец Савва Мамонтов, предприниматель и меценат. Привезли ему как-то в его подмосковную усадьбу в Абрамцеве из далекой страны Японии с острова Хонсю фигурку буддийского святого Фукурума, выточенную из дерева. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, и оказалась разъемной: внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. Подивился Савва игрушке и отнес ее в свою мастерскую «Детское воспитание». По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил из деревянного бруска липы фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке, с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка. Все они отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала завернутого в пеленки младенца.
Распространенным именем было имя Матрена — так и появилась всеми любимая Матрешка.
Матрешки, сделанные в одном городе, никогда не спутаешь со сделанными в другом.
В стиле предложенным Сергеем Малютиным стали расписывать матрешки в городе Загорске (Сергиев Посад). Матрешки расписывались гуашью, наряжались в платок, сарафан и фартук, которые украшались несложным узором.
Семеновские матрешки — сделанные в городе Семенове — легко узнать по большим незакрашенным плоскостям и пышному букету, который держит матрешка и который закрывает практически весь фартук. А также по кайме с бутонами цветов на платке. Самая большая матрешка была сделана тоже в Семенове — это 72 куклы (метр в высоту).
В селе Полховский Майдан матрешки знамениты своими «розанными» рисунками – основным элементом являются цветы шиповника и ягоды. Платок накинут — в узел не завязан. Руки не прорисованы. А вместо фартука и сарафана — овал, расписанный цветами, ягодами и листьями.
Прошло много лет, а Матрешка до сих пор — любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Но суть нашей матрешки остается прежней — любовь и дружба.
Сегодня я предлагаю вам попробовать придумать свой вариант росписи и кто знает может быть когда-нибудь из вас кто-то станет автором росписи, известной как московская.
Физкультминутка:
Прежде чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали — сжали.
Кулачки разжали — сжали.
Вот и пальчики размяли.
А теперь предлагаю Вам выбрать себе матрешку, на которую вы будете ориентироваться при росписи собственной матрешки.
- Перед росписью матрешки необходимо приготовить фон. Закрасить большие плоскости: это платочек, сарафан и фартук. Начинаем рисовать сверху вниз, а закрашивать мы будем гуашью.
- Роспись начинаем с лица. Разукрашиваем волосы – для этого можно использовать оттенки коричневого и черного цветов. Раскрашиваем ротик – для этого лучше использовать чистый, насыщенный цвет (красный). Чтобы придать легкий румянец с помощью бледно красной краски (в белую краску добавляем чуть-чуть красной).
- Переходим к одежде. Будут ли на ней какие-то цветы или узоры зависит от вашей фантазии.
Ну что ж:
Мастера скорей за дело
Украшай матрешек смело.
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Дети расписывают матрешек.
Подведение итогов: разглядываем с детьми работы. Обращаю внимание, у кого получилась самая аккуратная матрешка; у кого самая интересная роспись; оригинальность работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТКРЫТЫЙ ПОКАЗ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: ЧИСЛО и ЦИФРА «0»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «художественно – эстетическое развитие» в подготовительной группе на тему: "Морские глубины".
Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики пальцев у детей с общим недоразвитием речи....
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в подготовительной группе по теме "Мама - солнышко моё"
НОД по разделу "Музыка" направлена на воспитание эмоционально-эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста, уважения и любви к маме....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в подготовительной группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в подготовительной группеТема: «Путешествие в Африку. Рисуем жирафа»....
Непосредственно –образовательная деятельность по образовательной области Художественно-эстетическое развитие в подготовительной группе «Царство королевы Весны»
Непосредственно –образовательная деятельность по образовательной области Художественно-эстетическое развитие в подготовительной группе «Царство королевы Весны»...
Методическая разработка организованной непосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитию в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий "Здоровый сон"
quot;Здоровый сон"...
Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему: «В гостях у Феи цветов»
Программные задачи:продолжать учить детей рисовать цветы, используя, нетрадиционные материалы: воздушные шарики, свою ладонь, пальчики;закрепить знания детей об основных цветах, о получении новых цвет...