Открытый показ непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе №8 «Звездочки» «В гости к народной игрушке»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Кузовкина Ирина Эдгаровна

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере истории создания русской национальной игрушки «Матрешка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_rospis_matreshki.docx79.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 Школа № 1161, корпус 6

Открытый показ

непосредственной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

в подготовительной группе №8 «Звездочки»

 «В гости к народной игрушке»

воспитатель: Кузовкина Ирина Эдгаровна

Москва 2018

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере истории создания русской национальной игрушки «Матрешка».

Задачи:

— познакомить с историей матрешки как народного промысла. Выяснить географию и особенности национального сувенира

— разработать собственные образцы росписи

— развивать сенсорные навыки

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал и оборудование: игрушки Матрешки загорской, семеновской, майдановской. Куклы в национальных костюмах разных областей. Три платка с цветами. Плакаты с японской «матрешкой».

Раздаточный материал: бумажные трафареты матрешек, цветная гуашь, салфетки; ватные палочки, кисточки, клеенки, подставки для кисточек, емкости для воды.

Этапы работы:

  1. Подготовительный:

— ознакомление с национальными костюмами

— изучение художественных элементов

— составление орнамента

  1. Ход занятия: Дети сидят полукругом на стульчиках. В центре стол, за которым стоит воспитатель с тремя помощниками-детьми.

Воспитатель: ребят, сегодня мы с вами побываем в роли мастера прикладного искусства и будем расписывать узорами… Впрочем отгадайте загадку, и сами все поймете:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке

А всего одна игрушка.

Ответы детей: матрешка. Воспитатель: ну, конечно, матрешка. И сегодня матрешки пришли к нам в гости. Трое детей читают стихи и выставляют на стол матрешек:

Матрешка Загорская:

Я из Сергиева Посада.

Встрече с Вами очень рада.

Мне художниками дан яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор на переднике узор.

Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Матрешка Семеновская:

Я из тихого зеленого городка Семенова

Я в гости к вам пришла.

Букет цветов садовых розовых, бардовых

В подарок принесла

Матрешка из Полховского Майдана:

А я, подружки, из Майдана.

Могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Воспитатель: Ребят, а кто же придумал матрешку? Кто знает? А дело было так: жил-был на свете в конце девятнадцатого века купец Савва Мамонтов, предприниматель и меценат. Привезли ему как-то в его подмосковную усадьбу в Абрамцеве из далекой страны Японии с острова Хонсю фигурку буддийского святого Фукурума, выточенную из дерева. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, и оказалась разъемной: внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. Подивился Савва игрушке и отнес ее в свою мастерскую «Детское воспитание». По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил из деревянного бруска липы фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке, с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка. Все они отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала завернутого в пеленки младенца.

Распространенным именем было имя Матрена — так и появилась всеми любимая Матрешка.

Матрешки, сделанные в одном городе, никогда не спутаешь со сделанными в другом.

В стиле предложенным Сергеем Малютиным стали расписывать матрешки в городе Загорске (Сергиев Посад). Матрешки расписывались гуашью, наряжались в платок, сарафан и фартук, которые украшались несложным узором.

Семеновские матрешки — сделанные в городе Семенове — легко узнать по большим незакрашенным плоскостям и пышному букету, который держит матрешка и который закрывает практически весь фартук. А также по кайме с бутонами цветов на платке. Самая большая матрешка была сделана тоже в Семенове — это 72 куклы (метр в высоту).

В селе Полховский Майдан матрешки знамениты своими «розанными» рисунками – основным элементом являются цветы шиповника и ягоды. Платок накинут — в узел не завязан. Руки не прорисованы. А вместо фартука и сарафана — овал, расписанный цветами, ягодами и листьями.

Прошло много лет, а Матрешка до сих пор — любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Но суть нашей матрешки остается прежней — любовь и дружба.

Сегодня я предлагаю вам попробовать придумать свой вариант росписи и кто знает может быть когда-нибудь из вас кто-то станет автором росписи, известной как московская.

Физкультминутка:

Прежде чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали — сжали.

Кулачки разжали — сжали.

Вот и пальчики размяли.

А теперь предлагаю Вам выбрать себе матрешку, на которую вы будете ориентироваться при росписи собственной матрешки.

  1. Перед росписью матрешки необходимо приготовить фон. Закрасить большие плоскости: это платочек, сарафан и фартук. Начинаем рисовать сверху вниз, а закрашивать мы будем гуашью.
  2. Роспись начинаем с лица. Разукрашиваем волосы – для этого можно использовать оттенки коричневого и черного цветов. Раскрашиваем ротик – для этого лучше использовать чистый, насыщенный цвет (красный). Чтобы придать легкий румянец с помощью бледно красной краски (в белую краску добавляем чуть-чуть красной).
  3. Переходим к одежде. Будут ли на ней какие-то цветы или узоры зависит от вашей фантазии.

Ну что ж:

Мастера скорей за дело

Украшай матрешек смело.

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Дети расписывают матрешек.

Подведение итогов: разглядываем с детьми работы. Обращаю внимание, у кого получилась самая аккуратная матрешка; у кого самая интересная роспись; оригинальность работ.

Картинки по запросу японская матрешка фото

Картинки по запросу японская матрешка фото


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «художественно – эстетическое развитие» в подготовительной группе на тему: "Морские глубины".

Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики пальцев у детей с общим недоразвитием речи....

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в подготовительной группе по теме "Мама - солнышко моё"

НОД по разделу "Музыка" направлена на воспитание эмоционально-эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста, уважения и любви к маме....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в подготовительной группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в подготовительной группеТема: «Путешествие в Африку. Рисуем жирафа»....

Непосредственно –образовательная деятельность по образовательной области Художественно-эстетическое развитие в подготовительной группе «Царство королевы Весны»

Непосредственно –образовательная деятельность по образовательной области Художественно-эстетическое развитие в подготовительной группе «Царство королевы Весны»...

Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему: «В гостях у Феи цветов»

Программные задачи:продолжать учить детей рисовать цветы, используя, нетрадиционные материалы: воздушные шарики, свою ладонь, пальчики;закрепить знания детей об основных цветах, о получении новых цвет...