Главные вкладки

    Открытый показ непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе №8 «Звездочки» «В гости к народной игрушке»
    план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

    Кузовкина Ирина Эдгаровна

    Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере истории создания русской национальной игрушки «Матрешка».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_rospis_matreshki.docx79.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

     Школа № 1161, корпус 6

    Открытый показ

    непосредственной образовательной деятельности

    по художественно-эстетическому развитию

    в подготовительной группе №8 «Звездочки»

     «В гости к народной игрушке»

    воспитатель: Кузовкина Ирина Эдгаровна

    Москва 2018

    Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере истории создания русской национальной игрушки «Матрешка».

    Задачи:

    — познакомить с историей матрешки как народного промысла. Выяснить географию и особенности национального сувенира

    — разработать собственные образцы росписи

    — развивать сенсорные навыки

    Материалы и оборудование:

    Демонстрационный материал и оборудование: игрушки Матрешки загорской, семеновской, майдановской. Куклы в национальных костюмах разных областей. Три платка с цветами. Плакаты с японской «матрешкой».

    Раздаточный материал: бумажные трафареты матрешек, цветная гуашь, салфетки; ватные палочки, кисточки, клеенки, подставки для кисточек, емкости для воды.

    Этапы работы:

    1. Подготовительный:

    — ознакомление с национальными костюмами

    — изучение художественных элементов

    — составление орнамента

    1. Ход занятия: Дети сидят полукругом на стульчиках. В центре стол, за которым стоит воспитатель с тремя помощниками-детьми.

    Воспитатель: ребят, сегодня мы с вами побываем в роли мастера прикладного искусства и будем расписывать узорами… Впрочем отгадайте загадку, и сами все поймете:

    Ростом разные подружки,

    Но похожи друг на дружку.

    Все они живут друг в дружке

    А всего одна игрушка.

    Ответы детей: матрешка. Воспитатель: ну, конечно, матрешка. И сегодня матрешки пришли к нам в гости. Трое детей читают стихи и выставляют на стол матрешек:

    Матрешка Загорская:

    Я из Сергиева Посада.

    Встрече с Вами очень рада.

    Мне художниками дан яркий русский сарафан.

    Я имею с давних пор на переднике узор.

    Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

    Матрешка Семеновская:

    Я из тихого зеленого городка Семенова

    Я в гости к вам пришла.

    Букет цветов садовых розовых, бардовых

    В подарок принесла

    Матрешка из Полховского Майдана:

    А я, подружки, из Майдана.

    Могу я стать звездой экрана.

    Украшен мой наряд цветами

    С сияющими лепестками

    И ягодами разными,

    Спелыми и красными.

    Воспитатель: Ребят, а кто же придумал матрешку? Кто знает? А дело было так: жил-был на свете в конце девятнадцатого века купец Савва Мамонтов, предприниматель и меценат. Привезли ему как-то в его подмосковную усадьбу в Абрамцеве из далекой страны Японии с острова Хонсю фигурку буддийского святого Фукурума, выточенную из дерева. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, и оказалась разъемной: внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. Подивился Савва игрушке и отнес ее в свою мастерскую «Детское воспитание». По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил из деревянного бруска липы фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке, с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка. Все они отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала завернутого в пеленки младенца.

    Распространенным именем было имя Матрена — так и появилась всеми любимая Матрешка.

    Матрешки, сделанные в одном городе, никогда не спутаешь со сделанными в другом.

    В стиле предложенным Сергеем Малютиным стали расписывать матрешки в городе Загорске (Сергиев Посад). Матрешки расписывались гуашью, наряжались в платок, сарафан и фартук, которые украшались несложным узором.

    Семеновские матрешки — сделанные в городе Семенове — легко узнать по большим незакрашенным плоскостям и пышному букету, который держит матрешка и который закрывает практически весь фартук. А также по кайме с бутонами цветов на платке. Самая большая матрешка была сделана тоже в Семенове — это 72 куклы (метр в высоту).

    В селе Полховский Майдан матрешки знамениты своими «розанными» рисунками – основным элементом являются цветы шиповника и ягоды. Платок накинут — в узел не завязан. Руки не прорисованы. А вместо фартука и сарафана — овал, расписанный цветами, ягодами и листьями.

    Прошло много лет, а Матрешка до сих пор — любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Но суть нашей матрешки остается прежней — любовь и дружба.

    Сегодня я предлагаю вам попробовать придумать свой вариант росписи и кто знает может быть когда-нибудь из вас кто-то станет автором росписи, известной как московская.

    Физкультминутка:

    Прежде чем рисовать

    Нужно пальчики размять.

    Указательный и средний,

    Безымянный и последний

    Поздоровались с большим.

    А теперь потрем ладошки

    Друг о друга мы немножко.

    Кулачки разжали — сжали.

    Кулачки разжали — сжали.

    Вот и пальчики размяли.

    А теперь предлагаю Вам выбрать себе матрешку, на которую вы будете ориентироваться при росписи собственной матрешки.

    1. Перед росписью матрешки необходимо приготовить фон. Закрасить большие плоскости: это платочек, сарафан и фартук. Начинаем рисовать сверху вниз, а закрашивать мы будем гуашью.
    2. Роспись начинаем с лица. Разукрашиваем волосы – для этого можно использовать оттенки коричневого и черного цветов. Раскрашиваем ротик – для этого лучше использовать чистый, насыщенный цвет (красный). Чтобы придать легкий румянец с помощью бледно красной краски (в белую краску добавляем чуть-чуть красной).
    3. Переходим к одежде. Будут ли на ней какие-то цветы или узоры зависит от вашей фантазии.

    Ну что ж:

    Мастера скорей за дело

    Украшай матрешек смело.

    Выбирай любой узор,

    Чтобы радовал он взор.

    Дети расписывают матрешек.

    Подведение итогов: разглядываем с детьми работы. Обращаю внимание, у кого получилась самая аккуратная матрешка; у кого самая интересная роспись; оригинальность работ.

    Картинки по запросу японская матрешка фото

    Картинки по запросу японская матрешка фото


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «художественно – эстетическое развитие» в подготовительной группе на тему: "Морские глубины".

    Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики пальцев у детей с общим недоразвитием речи....

    Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в подготовительной группе по теме "Мама - солнышко моё"

    НОД по разделу "Музыка" направлена на воспитание эмоционально-эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста, уважения и любви к маме....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в подготовительной группе

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в подготовительной группеТема: «Путешествие в Африку. Рисуем жирафа»....

    Непосредственно –образовательная деятельность по образовательной области Художественно-эстетическое развитие в подготовительной группе «Царство королевы Весны»

    Непосредственно –образовательная деятельность по образовательной области Художественно-эстетическое развитие в подготовительной группе «Царство королевы Весны»...

    Конспект открытого занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Лепка. Подготовительная к школе группа. Тема: « Как мы занимаемся физкультурой»

    Программное содержание: Закрепить умение детей лепить фигуру человека в движении из целого куска пластилина скульптурным способом. Соблюдать относительную величину частей фигуры, продумать и передать ...

    Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему: «В гостях у Феи цветов»

    Программные задачи:продолжать учить детей рисовать цветы, используя, нетрадиционные материалы: воздушные шарики, свою ладонь, пальчики;закрепить знания детей об основных цветах, о получении новых цвет...