Конспект интегрированного занятия “Тайна народной игрушки». Познавательное развитие. Тема: «Матрёшка». Возрастная группа: 6 -7 лет. Кацер Нина Сергеевна
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Кацер Нина Сергеевна

Народная игрушка должна помочь детям развивать память, воображение, прививать любовь к народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Народная игрушка: "Матрешка".172 КБ

Предварительный просмотр:

         Конспект интегрированного занятия

         “Тайна народной игрушки».

              Познавательное развитие.

               Тема: «Матрёшка».

         Возрастная группа: 6 -7 лет.

              Кацер Нина Сергеевна

        воспитатель МБОУ НШДС № 37.

Юнатан

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие:

Цель: Воспитание любви и интереса к национальному народному творчеству.

Задачи:

Образовательная: Познакомить детей с историей возникновения матрешек на Руси, видами и особенностями росписи русской матрешки.

Развивающие: Развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре России;  творческие способности и фантазию через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера, эстетический и художественный вкус.

Воспитательные: Воспитывать у детей уважение к труду, к человеку – мастеру, любовь к народному искусству и традициям, аккуратность и трудолюбие, формировать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая.

Планируемый результат:

Дошкольник закрепит знание о народной игрушке: матрёшке. Дети научатся определять виды и особенности росписи русской матрёшки.

У детей сформируется желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Материалы и оборудование: нетбук, корзина с сюрпризом, матрёшки, (русские народные мелодии, песня «Матрешка», русская народная мелодия «Колпачок»), медиа ресурсы: (презентация «Русская матрешка»), «Жили были матрёшки» мультфильм, костюмы матрешек, платочки для девочек, матрешки разных размеров, образцы росписи матрёшек.

Раздаточный материал: плоскостные матрёшки;  семена гороха, фасоли, кофе, тыквы, арбуза, макаронные изделия.

Оформление: в учебном центре столы и стулья; в игровом центре корзина с матрёшками.

Использованная литература: Истоки русской народной культуры в детском саду. сос. И.Г.Гаврилова Санкт-Петербург»Детство – Пресс 2008г.

Русская матрешка. М.: Мозаика 2003

Народные художественные промыслы. общ. ред. М.А. Некрасовой и др. - Мн.: Мисанта, 20045. Народное искусство: художественные промыслы СССР. СПб.: Питер, 2003. Народное искусство: художественные промыслы СССР. СПб.: Питер, 2003. Русская матрешка. М.: Мозаика 2003 Народное искусство: художественные промыслы СССР. СПб.: Питер, 2003. Русская матрешка. М.: Мозаика 2003 Народное искусство: художественные промыслы СССР. СПб.: Питер, 2003. Народное искусство: художественные промыслы СССР. СПб.: Питер, 2003

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, скажите какое время года у нас сейчас? Правильно, зима. А что вы делаете зимой? Много по улице гуляете? А когда на улице мороз, что вы делаете? Как вы думаете, современные игрушки отличаются от старинных? Чем?

Вос. представьте себе девочку, которой родители не могли купить куклу. Она возьмёт кусок полена, нарядит его в одёжку и скажет, что это её кукла.

Хотелось бы вам сегодня отправиться в прошлое, в старину, в мир искусства. А вот к какой игрушке мы отправимся в гости, вы узнаете, отгадав загадку:

Словно репка она крутобока

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок глаз

Яркий сарафан в цветочек

Алый шелковый платочек

Упирается рука в деревянные бока

А внутри секреты есть

Может – три, а может - шесть

Разрумянилась немножко

Наша русская

Дети: Матрешка.

Воспитатель: Посмотрите, сколько собрано здесь разнообразных матрешек и больших и маленьких. Ребята, а как вы думаете, откуда появилась на Руси матрешка?

Дети: Ее придумали русские люди.

Воспитатель: нет, ребята, это не так

В 90-х годах прошлого века жила семья Мамонтовых.  С.И. Мамонтов приглашал в свою мастерскую очень хороших мастеров – игрушечников, от которых требовалось много изобретательности и фантазии.

Однажды в коллекцию Мамонтовых попала японская игрушка. Японская разъемная игрушка была очень забавная и понравилась русским мастерам. Особенно она заинтересовала художника Сергея Васильевича Малютина, и он решил сделать нечто подобное, оригинальное, но чисто русское. Японское божество он, конечно, повторять не стал, он сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни. Изготовить свою задумку он поручил токарю, мастеру – игрушечнику В.П. Звездочкину.  И когда фигурка была выточена , С.В. Малютин сам расписал ее. Вот так 100 лет назад и родилась первая русская матрешка, разъемная игрушка в образе деревенской девушки. Матрешка состояла из восьми фигурок, самая большая изображала девочку в русском ситцевом сарафане с передничком, на голове цветастый платочек, в руках для деловитости черный петух. В ней прятались еще семь фигурок: старшие девочки - помощницы с серпом и караваем хлеба, мальчонка в расписной  косоворотке, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике и последняя восьмая была младенцем, завернутым в пеленках. Целое семейство дружное и трудолюбивое.

Про матрешку придумали потешку:

Шли матрешки по дорожке

Было их немножко

Две Матрены, три матрешки

И еще матрёшечка.

Ребята, сколько было всего матрешек? (шесть)

Воспитатель: Ребята, мы все говорим матрешка, да матрешка, но ведь раньше у этой куклы и названия то не было. Как вы думаете, почему игрушку назвали матрешкой?

Дети: Раньше на Руси Матрена считалась одним из самых распространенных женских имен, а еще так звали красивую девушку, которая работала в доме художника и подавала чай.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, из чего делают матрешек?

Дети: Матрешек делают из дерева.

Воспитатель: Какие еще игрушки делают из дерева?

Дети: Кубики, строительные наборы, пирамидки, ложки.

Воспитатель: Из какого дерева делают матрешек?

Дети: Из лиственницы, осины ,  липы, березы.

Воспитатель: Из какого дерева не получится матрешка?

Дети: Не получится из сосны, потому что она не будет гладкой

Мы с матрешкой поиграем, подходите дружно в круг,

Пока музыка играет, пляшешь ты, и пляшет друг, Кончит музыка играть, нужно всем матрешку взять.

Игра: « Возьми матрешку».

Матрешка на окошке

Под ярким сарафаном,

И вся семья в матрешке

Как в доме деревянном.

Открой - увидишь чудо:

Матрешенька - детеныш.

А там еще! Откуда?

А там опять…Найденыш.

Умыты ручки, ножки,

У каждой у матрешки

Поглажены сапожки...

Поют матрешки в хоре,

Живут, не зная горя:

И дружно, и счастливо,

И весело на диво.

Они знатные,

Складные и ладные.

Матрешки всюду славятся,

Они нам очень нравятся.

Нам конечно интересно про матрешек рассказать,

Только детки засиделись, нужно с ними поиграть.

Хочешь поиграть немножко, нарядись тогда матрешкой.

Игра с мальчиками: « Нарядись матрешкой».

Вот какие у нас получились симпатичные матренки. Ребята, а как вы
думаете, почему русским людям так полюбилась эта игрушка? ( Ответы детей).
А еще наверно потому, что люди тоже наподобие матрешки, в любом человеке всегда несколько других живет. Откроешь одного, а там - второй. Откроешь второго, а там третий. Последнего самого открыть никак не возможно. Потому что в нем душа, тайна тайн спрятана. И надо беречь душу от всего плохого. Будьте внимательны ко всему, что вас окружает! Умейте разглядеть в поле былинку, в лесу веточку, блеск серебристой воды и последний луч заходящего солнца. Ведь все это наш мир, наша Родина.

Воспитатель: Матрешка – игрушка особенная. Наиболее известны три вида матрешек: Семеновская, Загорская и Полхово-Майдановская. Их название зависит от того места, где их расписывают. Я предлагаю внимательно рассмотреть все три вида матрешек.

Я из тихого, зеленого, городка Семенова

Я в гости к вам пришла

Букет цветов садовых, розовых, бордовых

В подарок принесла.

Семеновская матрешка имеет стройную вытянутую форму. Она отличается от всех очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук. Используемые цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зеленый. Край платка украшен орнаментом из небольших бутонов. Семеновские мастера всегда изображали матрешек бойкими девушками в ярких полушалках. У них несколько удлиненное лицо, высоко поставленные глаза, дугообразные брови, рот «бантиком», малиновый румянец.

Я из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада

Мне художниками дан яркий, русский сарафан.

Я имею с давних пор, на переднике узор.

Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Загорские матрешки отличаются от семеновских. Они более приземистые, плотные, более круглые, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, в платочке, переднике, вышитом узором или цветами. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют «пеструшкой». Вот именно загорских матрешек и расписывали иконописцы в Троице – Сергиевой Лавре.

А я подружка из Майдана

Могу я стать звездой экрана

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками.

С ягодами разными

Спелыми и красными.

Полхов – Майдан выработал свой стиль. У матрешки нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого овал на двухцветном поле, верх красный или желтый, а низ зеленый или фиолетовый. Вверху на овале лицо немного грустное. Все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Цветы часто чередуются с красными точками ягод. Характерной особенностью этих матрешек является изображение на голове полушалка с цветами. По форме эти матрешки близки к загорским и Семеновским, но у них плавный контур. Каждая матрешка хороша по-своему, но у них много общего – все игрушки символизируют собой любовь, дружбу, пожелание счастья и благополучия. (Показ презентации «Матрёшки» во время рассказа).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все эти игрушки смастерили какие люди добрые или злые?

Дети: Добрые.

Воспитатель: Конечно добрые, и их доброта поселилась в каждой игрушке. Поэтому их хочется взять в руки, прикоснуться к ним, почувствовать их теплоту и добро.

Воспитатель:         А сейчас, дорогие ребята

На минуту закройте глаза

Позабудьте заботы, усталость

Ведь начнутся сейчас чудеса.

Представьте все то, о чем мы сейчас говорили. Сейчас каждый из вас сделает свою авторскую матрешку, а пока подумайте, как вы ее будете украшать (минутка релаксации).

Пальчиковая игра «Матрешки»

Мы красавицы – матрешки

(поворачивают руки как фонарики)

Разноцветные одежки

(сжимают и разжимают пальцы)

Раз – Матрена, два – Малаша

Мила – три, четыре – Маша

Маргарита – это пять

(поднимают пальчики)

Нас не трудно сосчитать.

Воспитатель:         Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Составляй любой узор

Чтобы радовал он взор

(Дети работают. Украшают плоскостных матрешек с помощью зерен какао, гороха, фасоли, арбузных и тыквенных семечек, макаронных изделий)

Воспитатель:         Вы сделали свою работу.

Подвести итог охота.

Вы матрешек смастерили,

В сарафаны нарядили,

Вы мастерством своим, уменьем,

Подняли людям настроенье.

Вы на занятье не ленились,

И многому здесь научились.

Получилась целая семейка.

Вот они матрешки

Все они милёшки

С аленькими щечками

С нарядными платочками

Милые, пригожие

Чуть на вас похожие.

 Матрешка украшает и наши дома и квартиры. Ее дарят друзьям на долгую память. Суть русской матрешки – пожелание счастья, любви и благополучия.

Итог работы:         1. Что послужило прообразом создания

русской матрешки?

(точная фигурка японского мудреца.)

2. Кто создал первую русскую матрешку?

(С.В. Малютин и В.П. Звездочкин)

3. Какая загадка есть в матрешке?

(в одной матрешке находится еще несколько)

4. Какие матрешки самые известные в России?

(семеновские, загорские, полхово – майдановские)

5. Что символизирует матрешка?

(любовь, дружбу, счастье, благополучие)

6. Какое настроение возникает у вас, когда вы видите матрешку?

(радостное, солнечное, веселое)

Воспитатель: Существует поверье. Если внутрь матрешки положить записочку с желанием, оно непременно исполнится, и чем больше мест в матрешке, чем красивее она расписана, тем быстрее исполнится ваше желание. Матрешка – это тепло и уют в доме.

Вот игрушки, так игрушки

Нынче в гости к нам пришли

Чтоб поведать нам секреты

Чудной русской красоты

Чтоб ввести нас в мир искусства

В мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Люди чудо – мастера.

Велика Россия наша

Любили русские люди отдыхать да знали, что впереди зима холодная, надо дров запасти, да избы утеплить, чтоб потом слезу не лить.  А ребятишкам, ноябрь снегу напорошил. Они в снежки играли да на санках катались. А чуть стемнеет, на печи лежали, да бабушкины сказки, прибаутки слушали. А те сказки и до нас дошли. Они русскими народными теперь называются.

Давайте посмотрим такую сказку.

Сказка: «Жили – были матрешки».

Ребята, посмотрите на эту матрёшку, она, что- то хочет нам показать. Давайте посмотрим, что в ней есть. (Воспитатель открывает матрёшку, там конфеты в форме матрёшек, раздаётся детям угощение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Русские народные сказки"

Закрепить знания народных сказок, создавать радостное настроение, вызывать у детей положительные эмоции...

конспект игры-занятия по образовательной области «Познавательное развитие» тема: «Котенок Пушок» II группа раннего возраста

Игра-занятие «Котенок Пушок» предназначена для детей II группы раннего возраста (2 – 3 года). Данный вид деятельности проводится в модуле ознакомления детей с домашними животными по образовательной об...

Конспект интегрированного занятия "Тайна хрустальной туфельки"( хореография и музыка)

Материал предназначен для педагогов по хореографии и музыкального руководителя ....

Конспект интегрированного занятия по формированию духовно-нравственного воспитания у детей в группе раннего развития. Тема: «Вместо хвостика крючок, вместо носа пятачок».

Конспект интегрированного занятия по формированию духовно-нравственного воспитания у детей в группе раннего развития.Тема: «Вместо хвостика крючок, вместо носа пятачок»....

Конспект интегрированного занятия "ЗДень народного единства".

1.Беседа о празднике.2.Вопросы.3.Рассказ о том, как народы в России жили в единстве.4.Пословицы о родине.5.Художественное слово....

конспект интегрированного занятия "Русские народные сказки"

Конспект непосредственно образовательной деятельности интегрированного занятия по развитию речи и лепке с детьми 2 младшей группына тему: «Русские народные сказки»...