Экскурсия в мини-музей детского сада "Крестьянская изба"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Климова Наталья Викторовна

Мероприятие со старшими дошкольниками в виде  экскурсии  по мини-музею русского быта  "Крестьянская изба" с целью ознакомления детей с предметами старины, народными традициями и обычаями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_mini.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в мини - музей «Крестьянская  изба»

для детей старшего   дошкольного возраста

Цель:  знакомство  детей с бытом русского народа в преддверии XX-летия  XXXXXXXXXXX муниципального района.

Задачи:

Образовательные:

1.        Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями,  народной музыкой.

2.         Познакомить детей с внутренним убранством избы (дома)  крестьянской семьи. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, словами (ухват, чугун, кочерга, красный угол и т.д.).

3. Дать детям начальные представления об образовании XXXXXXX района, как их малой Родины.

Развивающие:

  1. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей патриотические чувства.

2. Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом.

3. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к  народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.

4. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к  фольклору.

Словарная работа:  изба, печь, ухват, кочерга, чугун, балалайка, красный угол, зыбка, кукла-обережка .

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Как жили наши предки», ознакомление с правилами посещения музея, выставки.

Оборудование: уголок «Родной край»,  экспонаты мини-музея-   предметы   русского быта, запись  народных  мелодий, трафареты и раскраски деревянной посуды, самовара и пр.

Ход:

Организационный момент: детям  напоминаются правила посещения музея и они  приглашаются на экскурсию в  мини-музей детского сада «Крестьянская изба».

Вед: Прежде чем мы пройдем в музей, давайте остановимся возле уголка «Родной край». Что для нас родной край? Что мы называем малой Родиной? Я хочу вам напомнить, что в этом году XXXXXX району, который является нашей малой Родиной, нашим родным краем, исполниться XX  лет. Это общий праздник всех поселений нашего  района и в том числе нашей  XXXXXX.  Поселения нашего района  это сельские поселения. Жилища,  расположенные в сельской местности,  в прошлом назывались «избами». Такого же типа жилище, но построенное в городской черте, носило название «дом».

     

Вед: Горница у нас небольшая да красивая какая!

    Проходите хорошо всё обглядите.

(Дети проходят в комнату мини –музея, их встречает Хозяюшка, предлагает осмотреться)

Вед: Чтобы узнать,  о чём я хочу вам рассказать вначале, отгадайте-ка  загадку:

«Попало наше тесто в горячее место.

 Попало - не пропало,  румяной булкой стало» (Печь)

Вед: Верно, это печь! Самое главное  в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь массивна и долго сохраняет тепло.   Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. Русская печь  получила своё зарождение и развитие на Руси около четырёх тысяч лет назад. Русскую печь можно по праву считать гордостью русского народа.

 

(Дети разглядывают печь, хозяйка показывает и называет её части)

Хозяюшка:  Печь  —  это очаг для приготовления пищи, варочная камера - горнило, и есть то место, в котором разводят огонь и готовят пищу. Разогретое горнило часами хранит тепло, в нём можно готовить очень вкусную еду. Какую пищу в ней готовили? (щи, каша, картошка, блины). Каша или блины, приготовленные в такой печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной  на плите.  А ещё в ней сушили продукты и одежду, на ней спали, раньше  даже мылись.То есть внутрь печи свободно пролезает взрослый человек. Во время Великой отечественной войны некоторые люди спасались от облав фашистов, залезая внутрь печи. Зимой в мороз  кур под печкой держали.

Не зря в старину говорили: « Печка кормит, печка греет, печка мать родная»

Чтобы не обжечься, нужно чугун в печь ухватом брать (детям предлагается попробовать  чугун с помощью ухвата  поставить  в печь).

А, чтобы угли не разгорались, их кочергой  размешивали (хозяйка показывает).

Хозяюшка: Так же знаковое место в избе это - Красный угол, парадная часть крестьянской избы. Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. Наш красный угол располагается не по правилам просто потому, что в нашем музее нет того места, где он должен быть. Красный угол - пространство, заключённое между стеной с дверью в сени и боковой стеной. Печь находилась в глубине избы, по диагонали от красного угла. Красный угол хорошо освещён, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют ещё «святым».

Как правило, в красном углу кроме божницы находится стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла, отчего дома её увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.

Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделённых, по народным представлениям, магической силой, сулило благополучие в семье, дому, всему хозяйству.

(Детям предлагается рассмотреть посуду на столе)

Хозяюшка:  В быту использовали глиняные кувшины, крынки, чугуны. При еде использовали деревянные ложки. Материал для изготовления посуды выбирали с умом. Было известно, что вода и молоко долго останутся холодными в керамических крынках. Тушить яства лучше в чугуне.  Солили овощи и квасили капусту в деревянных кадках.

А сейчас, дорогие гости, я загадаю вам загадку:

Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает,

Сам себе плита, и чайник —

Сам заварит, сам нальет. (Самовар)

Правильно! Это русский красавец - самовар. Наличие самовара в крестьянской семье говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ. При продаже имущества, за неуплату податей, в первую очередь продавали самовар. Время появления самоваров неизвестно, но в 18 веке ими уже пользовались на Урале. Наиболее известны Тульские самовары. Выпускались самовары ручным способом из меди, латуни или томпака, иногда из серебра.

 Хозяюшка: А теперь я хочу с вами послушать русскую народную мелодию.  А вы слушаете внимательно, а потом скажите  звучание какого народного   музыкального  инструмента  вы услышали (Включается фонограмма игры на балалайке, в заключении обсуждение и рассматривание Балалайки).

Хозяюшка: Особое место в избе занимал  Женский угол. Это самая светлая часть дома. Там находились ткацкий станок, прялки, и долгими зимними вечерами женщины ткали полотно, плели половики. В основном одежда шилась из домотканого полотна, которое красили в разные цвета и покрывали вышивками.

(Дети рассматривают вышитые рушники, женские рубахи, пояса)

Хозяюшка: Мне бы хотелось обратить ваше внимание на прялку. Прялка - это инструмент для прядения, в ней различались: лопасть или лопаска, относительно широкая верхняя часть для привязывания кудели, более или менее высокая ножка и донце, которым прялка ставилась на лавку и на которое садилась пряха, прижимая прялку тяжестью своего тела. Прялки обильно украшались резьбой и росписью, богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим невестам, и они передавались от матери к дочери.

Хозяюшка: Далее попрошу обратить ваше внимание на детский уголок. Он в первую очередь представлен зыбкой. Зыбка - крестьянская детская колыбель. Делалась из луба, привязывалась к оцепу и  «зыбилась»,  отсюда и пошло ее название. Здесь же представлена кукла-обережка. Кукла издавна была любимой игрушкой детей русской деревни. Как можно заметить лицо у этой куклы не изображалось, это значило, что кукла - вещь неживая и в неё не могут вселиться злые духи.

Вед: Спасибо большое Хозяюшка за интересную экскурсию!  

(Дети благодарят Хозяюшку, возвращаются в групповую комнату)

Рефлексия: Что  интересного вы узнали? О чем вы хотели бы  рассказать  своим родным?

Далее детям предлагаются для изобразительной деятельности  трафареты самовара, посуды и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"

Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...

Конспект экскурсии в мини-музе "Русская изба"

Одной из приоритетных задач работы  детского сада является  расширение и систематизация знаний в области русской культуры и быта. Так как в наши дни, дети  получают м...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в 2 младшей группе по теме «Экскурсия в мини-музей детского сада «Русская изба»».

НОД проводилась в мини-музее детского сада «Петушок», использовались аудиозапись русской народной музыки, русские народные костюмы; демонстрационные материалы: экспонаты мини-музея....

Детская экскурсия в мини - музей "Русская изба"

Готовый сценарий для экскурсии. Проводят дети дошкольного возраста....

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...

Презентация "Экскурсия в мини-музей детского сада "Русская изба"

Презентация представляет собой отчет о посещении музея "Русская изба"....

Экскурсия в мини-музей в саду "Русская изба и березовая роща"

Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба»в подготовительной группеПрограммное содержание:• Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с...