Конспект сюжетно-ролевой игры «КОСМОС»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Масеева Дина Есениясовна

Эта сюжетно-ролевой игры для детей 6-7 лет  расширяет знания детей о космосе , об истории космонавтики, знакомит детей с историей создания ракеты,развивает творческое воображение, фантазию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сюжетно-ролевая игра 29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект сюжетно-ролевой игры

с детьми группы общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет «КОСМОС»

Программное содержание:

1. Учить выбирать тему для игры, опираясь на знания различных

источников, распределять роли по справедливости.

2. Способствовать развития творческого воображения детей в игре через

самостоятельную подготовку атрибутов и развитие сюжетной линии.

3. Формировать положительные взаимоотношения детей в игре при

выполнении попеременно 2 – 3 – 4 роли.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: включает 4 взаимосвязанных этапа:

1. Обобщение опыта детей.

2. Формирование игровых умений.

3. Создание предметно-развивающей среды.

4. Руководство игровой деятельностью детей.

1. «Географический атлас» под ред. И.К. Жданова «Мир вокруг нас».

А) Раздел: «Солнечная система».

Цель: дать детям представление о строении солнечной

системы (вокруг Солнца вращаются 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Их отличительные черты: Земля – голубая планете, на ней много воды, есть атмосфера. Меркурий – ближе всех расположен к Солнцу, поэтому температура на нём очень высокая. У Сатурна есть кольца огромных размеров. У каждой планеты, кроме Меркурия и Венеры, есть спутники.

Луна – спутник Земли.

Коллективная работа «Солнечная система» (планеты выполнены из ниток)

Б) Раздел: «Звёздное небо»

В) А.Н.Томилин «Хочу всё знать» научно – художественный сборник.

Цель: выявить у детей имеющиеся знания о звёздах, созвездиях. Расширить представления детей о технических средствах наблюдения за звёздами,

созвездиями. ( телескоп, обсерватория). Дать понятие млечного пути.

2. Наблюдение звёздного неба в вечерние часы ( прогулка).

Коллективная работа ( аппликация + рисование) «Звездный зоопарк»

( работа с трафаретами, нахождение графического изображения и

картинки).

3. И.М. Кондраков « Знакомим малышей с техникой».

А) Раздел: « От шарика до дирижабля»

Цель: дать детям сведения об истории космонавтики, о средствах и машинах, которые первыми завоевали воздушное пространство. (Миф о Икаре , сделавшим крылья и пожелавшим полететь до самого солнца: воздушный шар, дирижабли – экологически чистые транспортные средства для перевозки пассажиров).

Б) Раздел «Всё выше, выше и выше».

Цель: расширить знания детей о первых летающих машинах (планеры – бумажные самолёты, которые парили подобно птицам). Формировать умение классифицировать самолёты в зависимости от назначения (пассажирские, транспортные, спортивные ,

военные, космические).

В) Раздел: « От детской игрушки к звёздам».

Цель: познакомить детей с историей создания ракеты, проследить путь от игрушки (петарды, космические стрелы) до современного космического корабля. Развивать логическое мышление детей.

4. С.Казаков «Минуты встреч неповторимых».

Л.Обухова «Звёздный сын Земли».

Фото – альбом «Ю.А.Гагарин».

Цель: показать детям, как люди чтут память о первом герое – космонавте Ю.А.Гагарине, объяснить значимость первого полёта для человечества.

Подвести детей к пониманию того, что сейчас на космических кораблях установлена сложная техническая аппаратура по сравнению с первыми кораблями, но их роль велика, т.к. на них совершались первые полёты и люди узнали много  загадочного и интересного.

Фото – альбом «Летчики – космонавты СССР».

Цель: закрепить имеющиеся у детей знания о первом космонавте Земл Ю.А.Гагарине, с помощью иллюстраций познакомить детей с лётчиками  космонавтами , которые носят высокое звание –герои. В.Терешкова – первая в мире женщина –космонавт.

Помочь ответить детям на вопрос: Кто такой Космонавт? (исследователь, биолог,

врач, геофизик, учёный).

А.Плешаков. «Мир вокруг нас» - хрестоматия.

Цель: освоение космической азбуки, Запомнить космические термины , усвоить их значение (скафандр, спутник, межпланетная станция, орбитальная станция. Их функции, отличительные особенности.)

Составление альбома детских рассказов с иллюстрациями о космосе «Дети о космосе».

Аппликация «Космическое путешествие» (все виды техники о космосе).

Рисование «В космос на ракете» (как выглядит космос глазами детей)

Коллективная работа – макет «Космический городок» (с использованием металлического конструктора).

5. В.Шаталов «Космос: рабочая площадка»

Цель: формировать у детей представления о подготовке космонавтов к полёту, об этапах работы.

Фотоальбом «Космос и мы», организовали сбор материала о космосе.

Помощь родителей – оргтехника.

Домашнее задание: нарисовать рисунки о космосе, из них оформили

Коллаж «Пришельца из космоса».

Рисование «Этот загадочный мир».

Оригами «Полёт на ракете на Луну»

Рисование «Скафандр для космонавта» (цветные карандаши).

6. Т.И.Гонтарчук «Я познаю мир» - детская энциклопедия.

Раздел: «Космос»

Цель: расширить знания детей о внутреннем устройстве ракеты, об обязанностях каждого члена экипажа корабля.

Ручной труд «Пульт управления ракетой».

Для космической больницы «Космические паспорта» - медали «К полёту готов».

Пополнение атрибутами кабинета врача «Космические витамины»- вырезывание из бумаги крагов и овалов.

7. Просмотр видео «Девятая планета «тайн» (по рассказам братьев А. И Б. Стругацких).

Цель: с помощью технических средств показать детям, каким опасностям подвергаются космонавты в полёте, какие трудности подстерегают их на чужой планете. Предоставить детям возможность пофантазировать о существовании внеземных цивилизаций.

8. А.Диррих, Г.Юрмилин «Почемучка» - энциклопедия.

Цель: знакомство детей с космической столовой, специфические особенности приёма пищи в невесомости. Организация сбора тюбиков для оформления космической столовой (дети и родители) Приготовление овощей и фруктов из бумаги (вырезывание)

9. В.Драгунский «Удивительный день».

Цель: показать детям как можно организовать игру, планирование игры: с чего начинать постройку ракеты, какие предметы- заместители можно использовать в игре, развивать фантазию и творчество детей.

10. Просмотр видео «Тайна третьей планеты» (по рассказам К. Булычёва), К.Булычёв «Алиса на планете загадок».

Цель: развивать творческое воображение, фантазию детей.

Коллективная работа «Карта звёзд и планет» (по этой карте штурман

космического корабля прокладывает путь к другим планетам).

11. Разучили космический марш.

12. Слушание космической музыки, космических звуков, которые можно

услышать на другой планете (аудиокассеты).

13. Игры:

А) Д/и «Звезды на небе».

Цель: учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным.

Познакомить их с символикой некоторых созвездий, принятой астрономами с древних времён.

Б) Игры с использованием ТРИЗ и РТВ:

«Мои друзья»

Цель: выявление функций объекта.

«Паровозик»

Цель: учить детей определять линию развития объекта.

Задача: построить поезд времени полёта

космического корабля. (от игрушки до полёта на современной ракете).

«Хорошо – плохо».

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

«Раз, два, три – у кого есть крылья, ко мне беги»

Цель: учить детей сравнению систем.

«Теремок»

Цель: учить детей сравнению систем.

«Всё в мире перепуталось».

Цель: учить классификации систем.

Универсальные системные игры: «Чудесный экран»

Цель: развитие логики системного мышления.

АТРИБУТЫ К ИГРЕ

1. Изготовление шапочек – скафандров для космонавтов.

2. Сбор технической аппаратуры (рации, компьютеры)

3. Оформление панно «Космос». Цель: создание космической обстановки, развитие детской фантазии, творческого воображения.

4. Пополнение атрибутами космической столовой.

РУКОВОДСТВО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ

1. Помочь прочитать текст сообщения.

2. Экологическая катастрофа: что могло произойти?

3. Всё живое погибло на планете: отыскать воду и землю для посадки желудей.

ХОД ИГРЫ:

1. «Ребята, несколько минут назад, пока мы ждали гостей в наш детский

сад принесли сообщение с космодрома Байконур. Я его ещё не читала.

Помогите мне» - воспитатель. (вместе читают сообщение)

« Как вы думаете, что случилось на планете?» - воспитатель (ответы

детей).

« Сами полетим в космос!» - дети.

«А что для этого нужно?» - воспитатель.

« Ракета, космонавты, конструкторы, радист, штурман, борт-инженер,

повара, врач, тренер»- дети, при этом уточняют обязанности каждой роли.

2. Распределение ролей:

В: «Без кого не может лететь космический корабль?»

Д: «Без командира корабля».

В: « Кто из нас может быть командиром?» (дети выбирают)

Например: Игорь хороший друг, с ним интересно играть, много знает, поднимает руку на занятиях»

Штурман (выбирает командир): с закрытыми глазами проложит путь, хорошо знает карты, умеет пользоваться компасом, поможет в трудную минуту.

Инженер: Любит машины, разбирается в технике, любую машину может починить, зоркий глаз.

Радист: Очень внимательный, у него хороший слух, слышит даже шёпот, внимательно слушает воспитателя.

Конструктор: Фантазёр, выдумщик, знает как собрать любую машину, может из одной конструкции сделать другую, знает название всех деталей.

Тренер: любит бегать, прыгать, смелый, ловкий, может научить других.

Врач: умеет лечить, добрый, знает разные лекарства, всегда придёт на помощь, даст полезный совет.

Повар: любит вкусно готовить, знает разные овощи и фрукты, готовит различные блюда, использует много полезных рецептов.

В: «Ребята, вы помните, что на планете – экологическая катастрофа. Как Вы

Думаете, может быть, нам ещё какой-нибудь специалист пригодится?»

Д: « Эколог».

В: « Чем он занимается? (ответы детей). Кого мы можем выбрать на эту роль? (воспитателя). А я справлюсь? Почему?»

3. Развитие сюжета:

Командир: «Давайте готовиться к полёту. Всем разойтись по местам»,

Игровые действия: конструкторское бюро самостоятельно устанавливают

в ракете аппаратуру в отсеках (у радиста –рация, наушники; у капитана – пульт управления, руль, рация; у штурмана – компас, пульт, телескоп, рация; у борт-инженера – компьютер, рация.)

тренер: а/ гимнастика под бубен «Мы зарядку очень любим»

б/ ходьба по тренажёрам

в/ «барокамера» - лёжа с закрытыми глазами вдох-выдох: сейчас я досчитаю до трёх и Вы встанете. Теперь пройдёмте к врачу.

Врач: а/ проверяет готовность космонавтов (пульс, зрение, температуру, слушает фонендоскопом);

б/ похлопай в ладоши, как я

в/ проверка на невесомость: пройти по верёвочке – врач

вручает медали «К полёту готов».

Командир приглашает всех в столовую.

Повара: а/ накрыли на стол.

б/ «Мы вас пропустим в столовую, если угадаете из

каких продуктов приготовлена наша еда: загадки

(морковь, огурец, картошка, лимон, банан и др.)

в/ повара пропускают всех в столовую, угощают.

(ролевая речь социально-нравственной направленности).

Командир: «Слушай мою команду. Всем собраться у ракеты. Я сейчас Вас

познакомлю с отсеками корабля.(сообщает кто и где разместится. Одеть всем скафандры и занять свои места».

Командир: «К полёту готовы?»

Экипаж:: «Готовы».

Командир: «Пристегните ремни!»

Б/инженер: «Запускаю двигатель!»

Командир: «Поехали. Возьмитесь за руки, сейчас начнутся большие перегрузки (звук витофона), входим в плотные слои атмосферы, отошла первая ступень ракеты».

Б/инженер: « Скорость 3 метра в секунду».

Командир: «Отошла вторая ступень ракеты».

Б/инженер: « Скорость 6 метров в секунду».

Командир: « Отошла третья ступень ракеты».

Б/инженер: «Скорость 8 метров в секунду – это космическая скорость».

Командир: «Мы в космосе, отстегните ремни».

Игровые действия в полёте:

б/ инженер – проверить исправность компьютера, следить за техникой

конструкторы – собрать прибор обнаружения живых существ.

штурман – следить за курсом ракеты по карте

врач – проверяет здоровье экипажа.

Штурман: «Командир, впереди по курсу планета «Цветочная».

Командир: « Радист, запросите планету. Не случилось ли на ней чего-нибудь?

Радист : « На планете всё в порядке. Нам пожелали счастливого пути!»

Экипаж: «Счастливого пути!»

Штурман: « Командир, вижу «Огненную планету»

Командир: «Радист, узнайте всё ли у них в порядке?»

Радист: «На планете «Огненная» всё спокойно. Они говорят нам: «До

свидания!»

Экипаж: «До свидания!»

Повар: «Командир, обед готов. Пора подкрепиться».

Командир: « Слушай мою команду. Переходим на автоматический режим

управления. Прошу всех в столовую.

Повара предлагают еду в космической упаковке (ролевой диалог

предполагает узнавание содержания упаковки + социально-нравственная

направленность).

Командир: «Наш полёт продолжается – всем занять свои места».

Штурман: « Командир, впереди планета «Тайн».

Командир: «Будьте внимательны. Радист, узнайте всё ли в порядке на

планете?»

Радист: « На планете «Тайн» происшествий нет. Нам желают доброго пути!»

Экипаж: «Счастливо!»

Звучит музыка (приближение к музыкальной планете).

Радист: «Слышу позывные с музыкальной планеты. Там беда!»

Штурман: «Приближаемся к музыкальной планете»

Командир: «Внимание! Пристегните ремни. Мы приближаемся к музыкальной планете. Входим в зону метеоритов. Склоните голову к коленям. (витафон) Включаю торможение».

«Отстегните ремни. Мы приземлились на планету.

Приготовиться к высадке. Всем проверить скафандры. Готовы?»

Экипаж: « Да».

Командир: « Конструкторам взять приборы обнаружения живых существ.

Все идем друг за другом. Нас могут ждать разные опасности.

Пристегнитесь друг к другу. Вперёд!»

Обследовательские действия на планете

Конструкторы: « Вижу какой-то странный объект».

Командир: « Всем остановиться. Близко не подходить».

ЗВУЧИТ МАГНИТОФОННАЯ ЗАПИСЬ (робот – эколог)

«Земляне! Я приветствую Вас на нашей музыкальной планете. У нас

случилась беда. Пролетела комета, прошёл метеоритный дождь и уничтожил

всё живое. Остался один я – Робот-эколог – устаревшая конструкция.

Помогите. Спасите планету. Я знаю на вашей планете растут удивительные

деревья- вековые дубы. Они долгожители, очищают воздух, дают пищу

животным. Посадите эти деревья на нашей планете. Спасите планету!

Спасибо, спасибо, спасибо».

Командир: « Надо помочь планете, но как? Что делать?»

Эколог: « У меня есть жёлуди. Я захватила их с земли».

Командир: « Но как мы их посадим, ведь на планете нет ничего, всё погибло?

Экипаж: « Можно поискать землю и воду».

Командир: « Приказываю разойтись в разные стороны. Половина экипажа со

мной, другие – со штурманом, связь держать по рации».

Штурман: « Командир, мы нашли воду».

Командир; « А мы нашли землю. Идите к нам, мы от Вас недалеко».

« Врач, проверьте воду и землю с экологом. Есть ли загрязнение?

Обследование:

а/ температура – норма.

б/ вода и земля без запаха.

в/ внешний вид не изменён.

Врач: « Земля и вода пригодны для посадки».

ПОСАДКА ЖЕЛУДЕЙ. Установка флажка с обозначением посадки и флаг

России.

Командир: «Пора возвращаться на Землю, У нас заканчивается топливо.

(прощаемся с роботом, обещаем прилететь и наблюдать за ростом желудей ). Все за мной к ракете. Занять свои места.

Пристегните ремни. К взлёту готовы?»

Экипаж: «Готовы».

Б/инженер: « Запускаю двигатель», ( витофон)

Штурман: «Смотрите сколько много звёзд впереди».

Эколог: « А я вижу созвездие Большой медведицы».

(дети перечисляют созвездия, которые увидели на небе). Ребята, грустно

улетать от такой красоты. Давайте же споём нашу любимую космическую

песню.

« КОСМИЧЕСКИЙ МАРШ»

1 Попрощались мы с Луной,

Возвратились мы домой.

Полетим ещё не раз

Скучно в космосе без нас.

Припев: Все планеты (2 раза)

Непременно облетим.

Разгадаем все секреты,

Если только захотим.

2. Если будем мы дружить,

Если будем в мире жить.

Соберём ракетоплан,

Погостим у марсиан

Припев: тот же

Экипаж: « Привет, земляне!»

Командир: « Нас все уже заждались. Разрешаю снять скафандры и покинуть

космический корабль. Завтра утром всех жду на работу. Досвидания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно – ролевой игры «Космос»

конспект преднозначен для детей старшей группы.Цель: учить отражать в игре полученные знания о профессии космонавта; учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использоват...

Конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной к школе группе "Путешествие в космос"

Тема: «Путешествие в космос». Программные задачи:Продолжать учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетном игры, используя атрибуты.Развивать способность совместно развертыв...

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Путешествие в космос»

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Путешествие в космос»...