Конспект занятия "Животные Карелии"
план-конспект занятия (старшая группа)

Василенкова Надежда Витальевна

Конспект занятия для детей старшей группы "Животные Карелии". Расширение знаний детей о природе родного края. Воспитание бережного отношения к лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivotnye_karelii.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Животные Карелии»

Цель: расширение знаний детей о природе родного края. Формирование представления детей о том, что лес является гордостью Карелии. Воспитание бережного отношения к лесу.

Задачи:

  1. Образовательные:

– расширять знания детей о жизни животных Карелии.

- Уточнять и систематизировать знания детей о повадках животных, об особенностях внешнего вида, среде обитания.

- Расширять представления детей об особенностях приспособления некоторых животных к окружающей среде.

- Расширять и активизировать словарь детей по теме «Животные Карелии»

  1.  Развивающие:

- Развивать познавательные интересы у детей, развитие связной речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления, общей и мелкой моторики.

  1. Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение детей к живой природе, желание быть добрым, заботливым.

Предварительная работа:

  • Рассматривание картин с изображением диких животных
  • Чтение художественной литературы по данной теме
  • Беседы по данной теме

Материалы:

  • Мультимедийном оборудование (презентация «Животные Карелии», «Следы животных», запись «шум леса»)

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём? (ответы детей).

Воспитатель: А как называется наша Республика? (ответы детей).

Воспитатель: А город, в котором мы живём? (ответы детей).

Воспитатель: Чем богата наша Республика Карелия?

Сегодня мы с вами отправимся в наш карельский лес.

Раз, два, повернись и в лесу окажись…

(включается видео «Шум леса»)

Воспитатель: Давайте, закроем глаза… Что вы слышите? Нравиться ли вам здесь? (ответы детей). А кто же живет в этом лесу?

Воспитатель: Животный мир Карелии невероятно разнообразен и представлен в основном лесными обитателями. Сейчас я загадаю вам загадки, попробуйте отгадать про кого они?

Зверька узнаем мы с тобой

По двум простым приметам

Он в шубке серенькой зимой

А в рыжей шубке летом… /белка/ (показ слайда)

Дети отвечают.

Воспитатель: Где мы можем встретить белку? Почему зимой белка меняет шубку? Кто у белки враги? Как называется беличий дом? Как готовиться белочка к зиме?

Воспитатель: Послушайте следующую загадку:

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко/лось/(показ слайда)

Воспитатель: Правильно ребята. Лось самый крупный зверь наших лесов. Посмотрите, какое у него массивное туловище, большая голова, короткая и толстая шея, а на горле – небольшой вырост кожи, покрытый длинной шерстью «борода». Несмотря на внешнюю неуклюжесть лось очень ловок и быстр в движениях.

Воспитатель: Какой хвост у лося? А мех? А зачем лосю такие длинные, сильные ноги? Кто в лесу главный враг лося? /волк/

Воспитатель: Как вы думаете, чем защищается лось от врагов? (ответы детей).

Физкультминутка: «Звериная зарядка»

Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)

Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)

Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)

Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,

Широко расставив лапы ноги на ширине плеч, переступать с ноги на

ногу, раскачивать туловище в стороны)

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало - (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)

Начинает все сначала!

Отгадайте ещё загадку:

Не барашек и не кот,

Носит шубку целый год

Шуба серая для лета

Для зимы другого цвета /заяц/ (показ слайда)

Дети отвечают.

Воспитатель: Летом заяц серенький, а к зиме постепенно белеет: сначала становиться белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока.

Воспитатель: Зачем заяц меняет шубку? (ответы детей).

Воспитатель: Какие враги есть у зайца?

Воспитатель: Что делает заяц, убегая от врагов?

Воспитатель: Задние лапы у зайца очень сильные, он ими отталкивается и делает большие прыжки. Как вы думаете, что значит выражение «заяц петляет»? (ответы детей).

Воспитатель: Есть ли у зайчика дом? Чем питается заяц?

Воспитатель: А какие звери ещё живут в наших карельских лесах? (дети называют знакомых им животных, воспитатель показывает слайд, сопровождая рассказом об этом животном).

Волк – пожалуй, самый известный хищник, который водится повсеместно в Карелии. Питается волк любой животной пищей, которую сумеет добыть. Этот серый разбойник часто заходит в деревни и утаскивает всех животных, даже домашних собак.

Лиса – всем известная из сказок и рассказов хитрая и коварная жительница лесов и степей. Широко распространена по всей Карелии. Сложно не узнать эту красавицу по ее виду. Рыжий цвет, пушистый хвост и большие уши – вот главные черты лисы. В рацион этого зверька входят различные мелкие животные Карелии, такие как: грызуны, зайцы, птицы и их яйца, падаль.

Бурый медведь является самым крупным хищником Карелии. Природных врагов не имеет, поэтому встречается на всей территории Карелии. Основной пищей мишки являются ягоды, растения, насекомые и небольшие животные. При сильном голоде медведь может напасть даже на лося или оленя. В конце осени, животное устраивает берлогу в глухих, труднодоступных местах, и впадает в зимнюю спячку до весны.

Воспитатель: Еще хочу вас познакомить с некоторыми животными нашего края (показ слайдов, сопровождается кратким рассказом о животном).

Ласка – очень милый с виду зверек, но обладающий невероятно жестким характером. Имеет длинное тело и вытянутую шею. Зимой, зверек меняет окрас шубки с коричневого на полностью белый, что делает его незаметным. Ласка подвижный и резвый зверь. Несмотря на свой крошечный вид, способна охотиться намного превосходящее ее в размере животное. Главным источником пищи для нее являются мелкие грызуны, земноводные, птицы, их яйца и птенцы. На территории Карелии ласка живет на вырубках, возле водоемов, полей и в норах. Зверек нуждается в защите, поэтому занесен в Красную книгу Карелии.

Росомаха – этот представитель хищного животного мира ведет скрытный образ жизни и имеет репутацию бесстрашного и сильного зверя. Взрослое животное способно охотиться на животное в несколько раз больше него. Часто нападает на рысь с дерева. Были случаи нападения на людей. От голода росомаха страдает редко, потому что пищей для нее служит практически любая живность, даже ягоды и падаль.

Рысь – довольно крупный представитель семейства кошачьих. Имеет черные кисточки на ушах, и это является ее самой узнаваемой чертой. На территории Карелии рысь встречается везде, но в малом количестве. Питается эта большая кошка зайцами, птицами и мелким зверьем. Также рысь может поймать небольших копытных. Рысь – это скрытный зверь. Поэтому для жизни предпочитает глухие леса, и с человеком встречается очень редко.

Северный олень – еще один крупный житель Карелии. Издавна обитавшее здесь животное, сейчас занесено в Красную книгу Карелии. Предпочитает жить в стаде, особенно зимой. Совершает длительные переходы и очень хорошо плавает. Огромные, напоминающие корни рога не оставляют животное незамеченным. Животное питается травянистой растительностью, грибами, веточками и листьями деревьев. Зимой употребляет хвою, лишайники, ветки и любые растения, которые достанет из-под снега.

Бобр – довольно крупный грызун. Главным достоинством бобра являются его огромные резцы, с помощью которых он может свалить дерево за несколько минут. Живет бобр в норах или в крепких хатках из веток. Но более всего известен своими инженерными способностями. Из-за построенных бобром плотин, реки выходят из берегов и подтапливают местность вокруг. Питается грызун исключительно растительной пищей. В его рацион чаще всего входит кора и веточки ивы, осины и других мягких пород деревьев. Также любит такую водную растительность как тростник, кубышки, кувшинки.

Дикий кабан – имеет толстую шкуру и острые клыки. Это делает кабана достаточно опасным животным для человека, хотя в большинстве случаев он скорее убежит, чем нападет. Кабан кормится всем, что найдет в лесной подстилке: корневища, клубни и корешки растений, фрукты, ягоды, черви, насекомые и даже грызуны, рыба и змеи. В поисках пищи, кабаны часто заходят на огороды и уничтожают посевы.

Рассмотренные нами животные Карелии являются лишь малой частью того разнообразия видов, которые населяют всю территорию. Некоторые известные, а некоторые ждут детального изучения, но все они нуждаются в защите.

Игра: «Что за зверь».

Воспитатель: Какого зверя можно назвать «серым разбойником»? /волк/

- Какие животные сооружают плотины? /бобры/

- Какой зверёк, спасаясь от врагов «петляет»? /заяц/

-Какой зверь спит зимой в берлоге? /медведь/

- Какого зверя называют лесной кошкой? /рысь/

Зимой на снегу хорошо видны следы диких животных: у всех они разные. Давайте посмотрим, кто же тут прошел.

Игра: «Чей след» (показ слайда). Рассматривание следов животных.

Ну что, ребята нам пора возвращаться в группу, вы готовы?

  Раз, два, повернись, в группе окажись….

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось больше всего? Каких животных вы сегодня узнали впервые?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект интегрированного занятия "Мы в Карелии живем"

          Конспект интегрированного занятия по национально-региональному компоненту....

Конспект НОД по Карелии

Конспект НОД в средней грппе по Карелии "Любимая Карелия"...

Конспект занятия в старшей группе "Животные Карелии"

В данном конспекте описывается проведённое занятие по ознакомлению с природой родного края....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Моя малая родина. Путешествие по Карелии»

План-конспект занятия (подготовительная группа) по теме:  «Моя малая родина. Путешествие по Карелии»...