Пособие "Умка-box" (авторская разработка, пособие - участник фестиваля "Развивающая игрушка 2020"
методическая разработка по окружающему миру

Зверева Ирина Валерьевна

Дидактическое пособие «Умка – box»,

 направленное на формирование мыслительных операций анализа и синтеза,

умения классифицировать и обобщать предметы у детей с ОВЗ

и их нормотипичных сверстников.

 

Цель: формирование представлений детей с ОВЗ и их нормотипичных сверстников о том, что включают в себя обобщающие понятия, доступные для их возраста, а также представлений о том, что обобщающие слова – это не абстрактные понятия, а то, что окружает нас в повседневной жизни.

 

Задачи:

•создать условия для формирования у детей с ОВЗ понятий о том, что такое обобщающие слова;
•расширить активный словарь детей с ОВЗ;
•способствовать усвоению обобщающих слов, доступных для детей с ОВЗ на данном этапе их развития и дальнейшему их использованию в речи;
•повысить работоспособность детей с ОВЗ, устойчивость их внимания;
•увеличить объем зрительной памяти и внимания детей с ОВЗ;
•способствовать развитию логического мышления детей с ОВЗ.
-

Возрастная аудитория: дети с ОВЗ 4 - 7 лет и нормотипичные дети дошкольного возраста.

 

Ожидаемый результат: дети владеет обобщающими понятиями, доступными для их возраста, используют их в речи; у них заметно расширился словарный запас; увеличилась работоспособность, объем зрительной памяти и внимания; повысился уровень развития логического мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon posobie_umka_-_box.ppt2.91 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пособие «Умка – box » Зверева Ирина Валерьевна г.Лесосибирск МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка» педагог - психолог Номинация «Сообрази»

Слайд 2

Дидактическое пособие «Умка – box », направленное на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, умения классифицировать и обобщать предметы у детей с ОВЗ и их нормотипичных сверстников. Цель: формирование представлений детей с ОВЗ и их нормотипичных сверстников о том, что включают в себя обобщающие понятия, доступные для их возраста, а также представлений о том, что обобщающие слова – это не абстрактные понятия, а то, что окружает нас в повседневной жизни. Задачи: создать условия для формирования у детей с ОВЗ понятий о том, что такое обобщающие слова; расширить активный словарь детей с ОВЗ; способствовать усвоению обобщающих слов, доступных для детей с ОВЗ на данном этапе их развития и дальнейшему их использованию в речи; повысить работоспособность детей с ОВЗ, устойчивость их внимания; увеличить объем зрительной памяти и внимания детей с ОВЗ; способствовать развитию логического мышления детей с ОВЗ. Возрастная аудитория: дети с ОВЗ 4 - 7 лет и нормотипичные дети дошкольного возраста. Ожидаемый результат: дети владеет обобщающими понятиями, доступными для их возраста, используют их в речи; у них заметно расширился словарный запас; увеличилась работоспособность, объем зрительной памяти и внимания; повысился уровень развития логического мышления.

Слайд 3

Пособие «Умка – box » представляет собой 13 рабочих карточек, на каждой из которых изображена 1 обобщающая картинка и рядом с ней, изображены 5 свободных мест для крышек, с нанесенным на них изображением одного из предметов. В процессе игры, ведущим достается по 1 из крышек и играющие должны определить место этого предмета. Таким образом, в процессе игры, все поля будут заполнены. Для изготовления этого пособия были использованы следующие материалы: картон; крышки от пластиковых бутылок; фломастеры; картинки; клей.

Слайд 4

Появление этого пособия было вызвано трудностями усвоения детьми с ОВЗ обобщающих слов. У детей с нормой эти понятия формируются быстрее, в процессе общения и совместной деятельности с детьми и взрослыми. Помимо всего прочего, дети с нормой способны к более продолжительной работе с карточками, рисунками, любыми печатными материалами, чем дети с ОВЗ, что часто обусловлено их темпом деятельности, недостаточной работоспособностью, быстрой истощаемостью и утомляемостью. Дети с ОВЗ особого интереса к простым печатным материалам не проявляют, в связи с чем, большинство заданий приходится размещать на объемных материалах. Так же, как и с этим пособием, его пришлось разместить на крышках от пластиковых бутылок. И у большинства детей с ОВЗ появился интерес, а также у многих из них включился тот вид деятельности, который доступен им на данном этапе их развития – предметно – манипулятивная деятельность. Усвоение операции обобщения предметов чрезвычайно важно! Поскольку она является предпосылкой к будущему чтению, пониманию математических действий сложения и умножения! А мыслительная операция синтез – это предпосылка к будущему звукобуквенному анализу, развитию фонематического слуха у детей, пониманию математических действий вычитания и деления.

Слайд 5

Пособие «Умка – box » рекомендуется использовать следующим образом: детям предлагаются карточки, на каждой из которых изображена 1 обобщающая картинка и рядом с ней, изображены 5 свободных мест для крышек, с нанесенным на них изображением одного из предметов. В процессе игры, ведущим достается по 1 из крышек, детям предлагается назвать что это за предмет, и постараться определить место этого предмета на одной из карточек. Когда все поля будут заполнены, детей просят назвать предметы на каждой из карточек одним словом, попытаться обобщить их.

Слайд 6

Изначально пособие было создано только для одной игры – формирования операций анализа и синтеза, но позже, в процессе совместной деятельности с детьми, появились и другие игры, например, такие как эта. «Загадки о свойствах предметов» Перед ребенком выкладываются несколько крышек, которые будут служить отгадками к загадкам. Взрослый загадывает ребенку загадку о каком-либо из этих предметов, описывая только его свойства. Ребенок должен догадаться, о каком из предметов идет речь. Например: Красивая, легкая, летающая (бабочка); Бурый, косолапый, дикий (медведь); Красное, сочное, сладкое (яблоко) и т.д. Таким образом, увеличивается словарь прилагательных детей и формируются понятия о родах предметов.

Слайд 7

Также элементы этого пособия можно использовать с целью формирования звукобуквенного анализа у детей . Взрослый берет одну из крышек и кладет ее перед ребенком. Тот должен постараться определить какой звук последний в названии этого предмета и положить рядом крышку с предметом, название которого начинается с этого звука и так далее.

Слайд 8

С целью развития зрительной памяти и внимания детей с ОВЗ данное пособие можно использовать следующим образом: перед ребенком выкладываются несколько крышек (от 5 до 12) в произвольном порядке. Ребенку необходимо запомнить какие картинки изображены на крышках. Затем ребенка просят закрыть глаза, взрослый переворачивает несколько крышек, просит ребенка открыть глаза и назвать, каких предметов не стало? Либо игру можно немного изменить и в то время, когда ребенок закрыл глаза, взрослый убирает некоторые крышки со стола, а на их место кладет крышки с другими картинками. Когда ребенок открыл глаза его просят назвать, что изменилось на столе?

Слайд 9

В дошкольном детстве важно научить детей задавать «правильные» вопросы, то есть вопросы, наводящие человека на путь к правильному ответу. Для этого можно попробовать использовать это пособие следующим образом: взрослый загадывает какой-либо предмет, изображенный на крышках, а дети могут задавать ему любые вопросы, для того, чтобы выяснить, что это за предмет. Взрослый может отвечать на вопросы детей только «ДА» или «НЕТ». Например: взрослый загадал грушу. Ребенок задает ему вопросы: Это живой предмет? – нет Этот предмет большой? – нет Этот предмет круглый? – нет Я видел когда-нибудь этот предмет? – да Он продается в магазине? – да Его можно кушать? – да Это овощ? – нет Это фрукт? – да Этот предмет желтого цвета? – да Это груша? - да

Слайд 10

Побуждая детей к непрерывному поиску, логическим умозаключениям, взрослые способствуют развитию логического мышления детей . Для этого можно использовать пособие следующим образом: взрослый задает детям вопросы, они должны выбрать в качестве ответов на вопросы предметы, изображенные на крышках. Что может быть круглым? Что может быть красным? Что или кто может расти? У кого есть хвост? Что бывает железным? Что бывает тяжелым? И т.д.

Слайд 11

Используя данное пособие с детьми с ОВЗ, отмечаю, что они легче включаются в деятельность, более заинтересованы, поскольку это не простые печатные материалы, они объемные, цветные, ими можно разнообразно манипулировать. Когда ты работаешь с детьми с ОВЗ, приходит понимание того, что это уже результат, поскольку детей с ОВЗ тяжело вовлечь в совместную деятельность со взрослым, они долго включаются в деятельность, их внимание часто не устойчиво, у них низкая работоспособность. А данное пособие позволяет включить детей с ОВЗ в деятельность и заинтересовать. Что касается значимых результатов использования пособия в работе с детьми с ОВЗ, то к ним могу отнести следующие достижения: у детей с ОВЗ появляются представления о том, что такое обобщающие слова, они используют их в своей речи, имеют представления о том, какие предметы входят в каждую из обобщающих категорий; у детей с ОВЗ увеличивается активный словарный запас и они начинают оперировать этими словами в повседневной деятельности; дети с ОВЗ в процессе игр с пособием учатся соблюдать правила! Что чрезвычайно важно – ведь умение понимать правила, соблюдать их – одно из главных достижений дошкольного возраста; дети с ОВЗ становятся увереннее в себе. Если в начале нашего с ними взаимодействия они выполняют только роль игроков, то со временем я им доверяю роль ведущего, что делает их более ответственными и повышает их самооценку и уверенность в себе; а также, поскольку пособие можно использовать по разному, у них увеличивается объем памяти и внимания, развивается их логическое мышление, увеличивается объем знаний об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Ай, да игрушка"

Методическое пособие по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста через использование нетрадиционных игр и пособий “Ай, да игрушка&rdquo...

Дидактическое пособие "Мои любимые игрушки"

Дидактическое пособие к тематической неделе "Я и моя семья"(младший возраст), "Детский сад, моя семья" (старший возраст)...

История елочной игрушки 2020

История елочной игрушки...

Визитная карточка участника "Воспитатель года-2020"

Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Воспитатель года-2020" муниципальный этап...

Сертификат участник "Большая игротека -2020"

Сертификат участник "Большая игротека -2020"...

Презентация "Богородская игрушка" (2020 год).

Иллюстрации богородской игрушки....