Конспект по развитию речи "Дерево Дружбы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шлейзингер Светлана Андреевна

Конспект занятия по речевому развитию для детей подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

по речевому развитию

в подготовительной группе

№7 «Пчелки»

«Дерево Дружбы»

Подготовила:

воспитатель Шлейзингер С.А.

г.о.Люберцы

2019г.

Цель: развитие активного словаря по теме «Дружба».

Задачи:

Образовательные:

- создать условия для расширения представлений воспитанников о дружеских отношениях людей;

- учить подбирать прилагательные к существительным, обозначающим качества человека;

- закрепить и обобщить знания детей об антонимах;

- учить понимать и объяснять смысл пословиц о дружбе;

- обогащать и активизировать словарь по теме.

Развивающие:

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление;

- способствовать развитию связной речи детей, добиваться полных ответов на вопросы;

- упражнять в согласовании существительных в числе; использовании в речи предлогов в, на, над, под;

- упражнять в составлении предложения с заданными словами, определении место звука в слове, составлять слово из заданных звуков;

- способствовать развитию координации речи с движением; 

- способствовать развитию умения высказывать свои мысли, слушать товарищей;

Воспитательные:

- прививать детям понятие «дружба», как элемент системы общечеловеческих ценностей;

- воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей;

- воспитывать навыки сотрудничества у детей, умение слушать собеседника;

- способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи.

Словарная работа: друг, дружба, дружок, подружка, дружелюбный, щедрый, заботливый, отзывчивый, трудолюбивый, капризный, послушный, новоселье.

Предварительная работа: беседы с детьми о дружбе, дружеских взаимоотношениях, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественной литературы, разучивание физкультминутки, пословиц о дружбе, д/и «Скажи наоборот», «Составь предложение». Чтение рассказов о дружбе и друзьях В. Осеевой «Навестила», «Синие листья», «Три товарища», беседы с детьми о дружбе, просмотр мультфильмов про дружбу.

Оборудование: ящик – посылка, письмо от Доктора Айболита, бумажные цветы по количеству детей, макет дерева, штурвал, якорь, учебно-развивающая панорама с частью «Город», картинки с изображение дома, руки, утки, желудя, ботинка, арбуза, пирата, сокровищ, острова.

Планируемый результат: дети демонстрируют навыки владения связной диалогической и монологической речью; инициативны в разговоре, отвечают на вопросы полным ответом, умеют подбирать и употреблять в речи антонимы и родственные слова; используют в речи предлоги; анализируют звуковой состав слова, соотносят звуки с буквами и могут составить слово из заданных букв; составляют предложение с заданными словами. Дети могут рассуждать о дружбе, подбирать прилагательные, обозначающие качества друга. Дети умеют поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, интересуются играми, активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками при решении игровых и познавательных задач.

Ход ООД.

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с вами и с нашими гостями.

Дети встают в две шеренги напротив друг друга.

Игра - приветствие «Доброе утро».

Придумано кем - то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

(дети выставляют руки вперед и прикасаются ладонями друг к другу)

«Доброе утро!» солнцу и птицам.

(руками потянуться вверх)

«Доброе утро улыбчивым лицам!».

(улыбнуться друг другу)

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: ребята, представляете, сегодня утром в группе я нашла посылку. Как вы думаете, кто мог принести ее сюда?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, посылки доставляет почтальон. Давайте посмотрим, что в этой посылке.

Открывают посылку, в ней письмо и бумажные цветы.

Воспитатель: ребята, давайте почитаем письмо.

В тексте письма есть картинки. С помощью детей воспитатель читает письмо. Дети озвучивают картинки.

Здравствуйте дорогие ДЕТИ!

Пишет вам добрый ДОКТОР Айболит

На ОСТРОВЕ Лимпопо

Злые ПИРАТЫ

Заколдовали ДЕРЕВО Дружбы

И с него опали все ЦВЕТЫ

Помогите, пожалуйста, расколдовать ДЕРЕВО

Для этого нужно выполнить несколько заданий

За каждое правильно выполненное задание

Вы получите ЦВЕТОК, который сможете вернуть на ДЕРЕВО.

Но только настоящим друзьям это по силам!

Верю в вас. Ваш ДОКТОР Айболит.

Воспитатель: ребята, а на обратной стороне письма написан порядок заданий, который мы должны выполнить. Но только здесь написано, что это под силу настоящим друзьям! Как вы думаете, кто такие друзья? Ответы детей. Какими качествами должен обладать друг? Ответы детей.

Ну что ребята, надо помочь жителям острова Лимпопо. Но только как же мы доберемся до острова? Ответы детей.

Воспитатель: правильно, мы поплывем на корабле. Заходите все на него, чтобы никто не упал во время шторма и качки, возьмитесь за руки. А пока мы будем с вами будем плыть, давайте посчитаем, сколько нас на корабле, но считая, будем добавлять слово «друг», ведь мы очень хорошие друзья!

Игра – считалка.

На корабле плывет:

Один друг

Два другА

Три другА

Четыре другА

Пять друЗЕЙ

И т.д.

Воспитатель: ну вот мы и приплыли! Напомните, как называется этот остров? Ответы детей. Посмотрите, это, наверное, и есть дерево Дружбы! И правда, на нем нет ни одного цветочка! Вспомните что нам нужно сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно. Здесь вас ждут испытания, которые смогут выполнить только настоящие друзья. И вот вас ждет первое задание. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Только не забывайте о том, что настоящие друзья друг друга не перебивают.

Первое задание называется «Семейка слов», когда мы подбираем и называем родственные слова. Родственные – это слова, близкие звучанию и значению и сегодня мы будем подбирать слова, родственные слову «дружба», давайте их назовём:

слово – действие «дружить»;

если дети вместе играют, ходят на прогулки – значит они «друзья»;

если много мы говорим друзья, а если один, то «друг»;

если слово друг произнести ласково – «дружок»;

ещё ласковее «дружочек»;

если дружат две девочки, то они – «подруги»;

есть ещё такое слово «дружелюбный», когда человек старается со всеми окружающими его людьми ладить, не ругаться, жить в дружбе с соседями, с семьёй, со знакомыми.

Воспитатель: Молодцы ребята, справились, и вы получаете цветы для нашего дерева. Давайте прикрепим их. Дети прикрепляют на дерево цветы.

А сейчас переходим к следующему заданию «Новоселье». Здесь нам понадобится панорама с частью город. Послушайте задание. В городе построили два новых дома и сказочные друзья устраивают новоселье. Что означает это слово, как вы думаете? Ответы детей. Все верно, когда кто – то переезжает в новый дом, устраивают праздник. Но прежде чем устроить праздник, нужно расселить друзей по квартирам. Возьмите портрет сказочного персонажа, назовите его и с кем он дружит. Поселите персонажа в новую квартиру, в своем рассказе используйте предлоги в, на, над, под. Ответы детей (например, это Чебурашка, он дружит с Крокодилом Геной. Чебурашка переехал в дом с красной крышей и живет теперь на втором этаже в квартире слева).

Дети расселяют друзей по квартирам.

Воспитатель: Отлично! Вы справились с заданием и теперь друзья устроят веселый праздник. Получайте цветы за правильный ответ и прикрепляйте к дереву. А теперь давайте немножко разомнемся перед следующими испытаниями.

Динамическая пауза «Если есть хороший друг».

Настроение упало, - опускают руки вниз

Дело валится из рук… - качание головой, встряхивают кистями

Но еще не все пропало, - разводят руками

Если есть хороший друг. - разворачиваются лицами др. к другу

С делом справимся вдвоем, - пожимают друг другу руки

С облегчением вздохнем -  делают глубокий вдох, выдох

Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются

И от пыли отряхнем! - отряхиваются.

Игра «Мой друг».

Воспитатель: я бросаю мячик кому-нибудь из вас и говорю, какой ваш друг. Если вы согласны – скажите «Да, мой друг» и повторите мое слово, если не согласны – скажите наоборот «Нет мой друг» и подберите противоположное слово, а мячик всегда возвращаете мне.

твой друг плохой? (Нет, мой друг хороший)

твой друг капризный? (послушный)

твой друг надежный? (Да, мой друг надежный)

твой друг жадный? (Добрый, щедрый)

твой друг ленивый? (трудолюбивый)

твой друг умелый?

твой друг злой? (добрый)

твой друг вредный? (послушный, хороший)

твой друг глупый? (умный)

твой друг грустный (веселый)

твой друг жестокий? (добрый)

твой друг грубый? (послушный, добрый, хороший)

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием! Получите цветы и разместите их на дереве.

Воспитатель: а теперь вас ждет следующее задание. Мы должны разгадать одно зашифрованное слово. У меня есть картинки. Нужно назвать первый звук в каждом слове-предмете, изображенном на картинке. А потом мы составим из полученных звуков секретное слово, необходимое нам.

Далее воспитатель показывает по очереди картинки: Дом, Рука, Утка, Желудь, Ботинки, Арбуз. Дети выделяют в каждом слове первый звук, воспитатель просит найти на карточках букву, которой обозначается этот звук и выложить над картинкой.

Воспитатель: ребята, давайте попробуем прочитать слово, которое у нас получилось.

Дети: ДРУЖБА

Воспитатель: молодцы! Вы отгадали секретное слово и можете разместить на дереве еще цветы! Переходим к следующему заданию.

Дидактическая игра «Находчивый»

Воспитатель: посмотрите внимательно на мольберт и рассмотрите картинки. Задача: нужно составить предложения, в которых обязательно есть эти три слова: пират, сокровища, остров.

 (Дети составляют по 1 предложению с этими словами), например

- Пират плывет на остров за сокровищами;

- Сокровища, которые ищет пират, спрятаны на острове;

- На острове пират закопал сокровища и т.д.

Воспитатель: вы справились с заданием, и мы можем разместить на дереве еще несколько цветов! Посмотрите, у нас осталось последнее задание, сейчас я буду вам читать пословицы, а вы будете говорить, как вы их понимаете.

• Нет друга- так ищи, а найдешь – береги. (ответы- рассуждения детей)

• Старый друг лучше новых двух. (ответы – рассуждения детей).

• Дерево держится корнями, а человек друзьями (ответы- рассуждения детей).

Воспитатель: молодцы! И с этим заданием вы справились на отлично. Разместите последние цветы на дереве дружбы.

Ребята посмотрите, какое у нас хорошее расцвело дерево Дружбы благодаря вашей дружной работе. Давайте полюбуемся им!

А наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Садимся на корабль, беремся за руки. Поплыли. Вот мы и в нашем садике. Пройдя все испытания на острове, вы доказали, что вы дружные ребята, умеете дружить и приходить на выручку друг другу.

Рефлексия.

Воспитатель: а сейчас ребята вспомните, кто попросил нас о помощи? А где мы были? Что мы делали? Что узнали нового? Что было сделать легко? А что трудно? Почему вы справились? Вам понравилось путешествие? Ответы детей.

Как же мы сообщим доктору Айболиту, что мы выполнили его просьбу? Предположения детей. 

Воспитатель: может быть мы напишем ему письмо? Подумайте, как можно начать письмо? Что мы напишем потом? Составляют письмо. (Здравствуй, доктор Айболит. Мы справились со всеми заданиями и вернули цветы на дерево Дружбы. Настоящие друзья группы №7.)

Воспитатель: вы большие молодцы и настоящие друзья! Давайте попрощаемся с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия №1 "Начало дружбы. Встречаем гостей". Из проекта "Маршруты детской дружбы".

Тема занятия говорит о её цели, три группы встречаются и воспитатели знакомят детей друг с другом для дальнешего плодотворного сотрудничества с группами, всё это выражается в конечном совместном творч...

Конспект по социально-коммуникативному развитию :"Дерево дружбы"

"Дружба крепкая не сломается..." - как поётся в одной знаменитой песенке. Так важно воспитывать в детях желание дружить, уважать своих товарищей, защищать. делиться игрушками. данный конспект содержит...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Венок дружбы» в подготовительной к школе группе

Занятие разработано на основе ООП "Детство" и рабочей программы по ОО "Художественно-эстетическое развитие"....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по музыкальному-художественному развитию «Праздник дружбы!» досуговая деятельность

Цель: закрепление у детей представлений о доброте, радости и дружеских взаимоотношениях.Задачи:- стимулировать совместную музыкально-художественную деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость,-...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию тема: «Дружба» в старшей группе «Пчелки»

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию тема: «Дружба» в старшей группе «Пчелки»...

Конспект интегрированного занятия по социально-личностному развитию "Секреты дружбы"

Конспект интегрированного занятия по социально-личностному развитию "Секреты дружбы"...