Сценарий занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Откроем чудесные свойства магнита!»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Сценарий предназначен для подготовки к занятию по экспериментально-исследовательской деятельности по теме "Магниты и их свойства" в дошкольных образовательных учреждениях. Цель занятия - познакомить детей со свойствами магнитов. Задачи: дать детям представление о явлении магнетизма,о свойствах магнита и о понятии "магнитное поле"; познакомить детей с использованием магнитов в современном мире; пробудить у детей интерес к поисково-исследовательской деятельности посредством проведения опытов и экспериментов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий занятия

по экспериментально-исследовательской деятельности

«Откроем чудесные свойства магнита!»

Участники эксперимента: дети  подготовительной к школе группы.

Цель: познакомить детей со свойствами магнита.

Задачи:

  • поддержать ребенка в формировании целостной картины мира;
  • дать детям представление о явлении магнетизма, о свойствах магнита и о понятии «магнитное поле»;
  • дать детям представление об использовании магнитов в современном мире;
  • пробудить у детей интерес к поисково-исследовательской деятельности посредством проведения опытов и экспериментов.

Материалы: магниты по количеству детей, тарелочки с  песком для игры «Саперы», канцелярские скрепки, стаканчики с водой, листок бумаги и картона, любые предметы (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические) для исследования свойств магнита.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас сегодня на необычное занятие. А чему оно будет посвящено, вы узнаете, отгадав загадку:

Этот жадный предмет

Все железо хватает.

Для него нормы нет,

Прилипанием страдает.

Бывает маленьким, большим.

Железо очень дружит с ним.

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в куче сена. (Ответ Магнит)

Конечно, это магнит! (Слайд №1) Удивительное название маг-нит! Сколько в этом слове слогов, давайте посчитаем? (Считаем с хлопками слоги)

Дети: Два

Включить презентацию

Воспитатель: Верно, два! Магнит – это кусок железной руды или стали, способный притягивать железные и стальные предметы. (Слайд №2) Магниты известны человечеству с древних времен. Одна старинная легенда рассказывает о пастухе, который обнаружил однажды, когда в горах пас скот, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к черному камню. (Слайд №3) Одни говорили, что звали того пастуха Магнусом, поэтому и назвали черный камень «магнитом». Другие говорят, что магнит – это «камень из Магнесии» - от названия региона Магнисия и древнего города Магнисия в Малой Азии, где и были открыты залежи особой железной руды магнетита.

Магнетит или магнит сделан из особых сплавов, которые способны создавать магнитное поле. (Слайд №4) Любой магнит, и маленький и большой, имеет северный и южный полюса. Разные полюса притягиваются друг к другу, а одинаковые полюса отталкиваются друг от друга. (Детям предлагается рассмотреть магниты, попробовать найти одинаковые и разные полюса) Даже если магнит разломить на 2 части, то и эти части будут иметь с разных сторон разные полюса. А если и одну из частей разделить на 2 половины, то каждая из них также будет иметь противоположные полюса.

Как вы думаете, где используются магниты в современном мире? (Слайд №5) Да, во-первых, существует много игр и игрушек, в которых применяются магниты, есть магнитные украшения. Магниты используются для сборки поездов на магнитном подвесе, движимых и управляемых магнитными силами. Свойства магнита используются и в работе различных бытовых предметов – магнитофонов, холодильников, телевизоров, микрофонов, наушников и т.д. Огромные электромагниты, обладающие подъемной силой, используют на заводах для переноски изделий из стали и чугуна. Магниты используют и в медицине, в аппаратах магнитной терапии.

Ребята, мы уже немного познакомились с магнитом и его свойствами, поэтому настало время поэкспериментировать. А поможет нам с экспериментами всем известная Симка из мультфильма про Фиксиков.

Симка: Привет, ребята! Приглашаю вас в лабораторию! А что же такое лаборатория? (Ответы детей) Правильно, это место, где проводят опыты и эксперименты.

Опыт №1 Какие предметы притягиваются, а какие не притягиваются к магниту?

Материалы: магниты по количеству детей, деревянные кубики, кусочки ткани, бумаги, картона, полиэтилен, резина, стеклянные шарики, скрепки, монеты, гвоздики, шурупы.

Ход эксперимента: Дети поочередно подносят магнит к предложенным предметам, выясняют, какие из них можно притянуть

Вывод: Магнит не притягивается к телу, бумаге, дереву, ткани, полиэтилену, пластмассе, резине, стеклу. Скрепки, винтики, гвозди, шурупы, монетки — притягиваются к магниту.

Опыт №2 Может ли магнит действовать через препятствие?

Материалы: магнит, скрепка (или монетка), бумага, картон, ткань, пластмасса, полиэтилен.

Ход эксперимента: Дети прячут под каждый из материалов монетку или скрепку и пытаются поднять материал, используя только магнит и его свойства. То есть примагничивают монетку через материал к магниту.

Вывод: Магнит может действовать через другие материалы.

Опыт №3 Как достать скрепку из стакана, не замочив рук?

Материалы: Стеклянный (или прозрачный пластиковый) стакан с водой, скрепка и магнит.

Ход эксперимента: В стакан с водой бросаем скрепку. Ребята должны сами догадаться, что магнит может действовать через стеклянное препятствие и воду. Прислоняю магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды, а далее, к краю стакана.

Вывод: Магнит может действовать через стекло и воду. Из стакана с водой можно достать скрепку, не замочив рук.

Опыт №4 Игра «Саперы»

Материал: магнит, тарелка с песком – одна на пару, 10-20 скрепок.

Ход игры: Спрятать в тарелке с песком все скрепки, на счет 3 дети при помощи магнита ищут в тарелке с песком скрепки. Кто больше найдет. Игру можно повторить несколько раз.

Вывод: Магнит может действовать и через песок.

Симка: Вы, наверное, устали? Предлагаю поиграть в подвижную игру «Магнитные полюса». Вы уже знакомы с тем, что любой магнит с противоположных сторон имеет 2 разных полюса. Разные полюса притягиваются, а одинаковые отталкиваются.

Подвижная игра «Магнитные полюса»

(Воспитатель берет себе красный флажок, Симке дает синий, дети выбирают себе красные и синие флажки самостоятельно. Музыка звучит, дети хаотично двигаются по группе, по окончанию музыки дети с красными флажками бегут к Симке, а с синими к воспитателю. Игра повторяется несколько раз. В процессе игры воспитатель и Симка незаметно меняют флажки, чтобы запутать детей.)

Симка: Отлично поиграли! А теперь вернемся в нашу лабораторию. Познакомимся с магнитным полем!

Опыт №5 Может ли магнит намагничивать другие предметы?

Материалы: скрепка, монетка, магнит.

Ход эксперимента: Дети пытаются намагнитить железный предмет. Для того чтобы намагнитить, к примеру, скрепку, нужно потереть примерно 30 раз скрепку о магнит, в одном и том же направлении. Теперь скрепка (или монетка) может сама прикрепиться к любому железному предмету.

Вывод: Магнит может намагничивать другие предметы. Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".

Опыт №6 Где начинается магнитное поле?

Материалы: магнит, полоска клетчатой бумаги с отчерченной на ней линией, скрепка.

Ход эксперимента: Скрепку кладем к линии, на противоположную сторону полоски кладем магнит. Начинаем двигать магнит в сторону скрепки, клеточка за клеточкой. Как только магнит притянет скрепку, движение останавливаем и подсчитываем количество клеточек от линии, за которой лежала скрепка, до клеточки, где магнит притянул скрепку. Таким образом выясняем величину магнитного поля (в клеточках). Для сравнения можно использовать в эксперименте большой и маленький магниты, выяснив, у которого из них магнитное поле больше, а у которого меньше.

Вывод: Магнитное поле не бесконечно, оно имеет определенную величину и может действовать на определенном расстоянии.

Опыт №7 Можно ли создать магнитное поле искусственно?

Материалы: Большой магнит, скрепки разных размеров по количеству детей.

Ход эксперимента: К сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю.

Вывод: магнитное поле можно создать искусственно, а каждая прикрепленная скрепка увеличивает магнитное поле самого магнита.

Воспитатель: Симка, мне только что позвонил Нолик! Ему очень нужна твоя помощь. Он срочно зовет тебя домой. Спасибо тебе большое за интересные эксперименты с магнитом, мы их с ребятами обязательно повторим в экспериментальном уголке.

Симка: До скорой встречи, ребята!

Воспитатель: Ребята, очень жаль покидать нашу лабораторию, но я надеюсь, что вам было интересно. О чем мы свами сегодня говорили? Откуда произошло слово «магнит»? Какие предметы не притягивает магнит? Что создает вокруг себя магнит? Сколько полюсов имеет любой магнит? Какие полюса притягиваются, а какие отталкиваются? Спасибо! Отлично поработали!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОТКРОЕМ ЧУДЕСНЫЕ СВОЙСТВА МАГНИТА!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "Чудесные свойства магнита"

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»  «Чудесные свойства магнита»  ...

Проектно – экспериментальная деятельность в старшей группе Тема: «Чудесные свойства магнита»

Тема: Чудесные свойства магнита«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретаютспособность сами ставить вопросы и получать на них ответы,оказываясь на более высоком умственном и нрав...

Познавательно-исследовательская деятельность "Чудесные свойства магнита"

Цель:  развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.Образовательные задачи: - Формирование представлений о свойствах магнита: действие магнитной силы ...

Открытое занятие по экспериментально – исследовательской деятельности в средней группе «Удивительные свойства магнита»

Открытое занятие по экспериментально - исследовательской деятельности в средней группе "Удивительные свойства магнита".Программное содержание:1. Сформировать представления о магните и его св...

Сценарий занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Откроем чудесные свойства магнита!»

Сценарий предназначен для подготовки к занятию по экспериментально-исследовательской деятельности по теме "Магниты и их свойства" в дошкольных образовательных учрежданиях. Цель занятия - поз...

Проект по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Чудесные свойства магнита»

Проектпо экспериментальной деятельностив старшей группеТема: «Чудесные свойства магнита»«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретаютспособность сами ставить вопросы и...

Проект по экспериментальной деятельности в старшей группе «Чудесные свойства магнита»

laquo;Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретаютспособность сами ставить вопросы и получать на них ответы,оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровнев сравнени...