Главные вкладки

    Познавательно-исследовательская деятельность "Чудесные свойства магнита"
    опыты и эксперименты (старшая группа)

    Филькина Светлана Евгеньевна

    Цель:  развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

    Образовательные задачи:

     - Формирование представлений о свойствах магнита: действие магнитной силы через различные предметы и вещества;

     - формировать умение  приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

     - Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком.

    Развивающие задачи:

      - развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности;

    Воспитательные задачи:

    - воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи, умения договариваться.

     - воспитывать аккуратность в работе.

    Материал и оборудование: магниты,  чашки с крупой, скрепки, подносы с набором предметов из разного материала (пластик, резина, картон, металл, дерево), пластиковые стаканы с водой,  инд. халаты, шапочки, таз с водой, удочки, цифровая  лаборатория «Наураша», презентация.

    Ход занятия

    1. Орг. момент    - Слайд 1

    Дети заходят в группу, встают полукругом.

    - Ребята, посмотрит, как много гостей к нам пришло, поздороваемся с ними.

    Давайте порадуемся солнцу и птицам (руки вверх)

    А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбнуться друг другу)

    И всем, кто живет на этой планете

    «Доброе утро!» - скажем мы вместе.

    «Доброе утро!» - нашим гостям

    «Доброго утра,  желаем мы нам».

    1.2. Сюрпризный момент.

     - Какая знакомая песенка. Из какого она мультфильма?
    Дети: - Про фиксиков. (на экране появляется Нолик)     - Слайд 2

     - Ребята к нам в гости пришел Нолик и что-то нам принес. Он говорит, что нашел этот предмет в лаборатории профессора Чудакова.  (щелчок).              А чтобы узнать, что это, отгадайте загадку.

      Бывает маленьким, большим,

       Железо очень дружит с ним,

       С ним и незрячий непременно

       Найдет иголку в стоге сена.

    Ответы детей ……

    Вот перед нами обычный магнит, много секретов в себе он хранит. Слайд 3

    2. Введение в тему

    - Что такое магнит? (рассуждения детей)

    - Посмотрите вокруг себя, вы где-нибудь видите магниты?     (на магнитной доске).

    - Ребята, а Нолик ничего не знает о секретах магнита и хочет, чтобы мы ему в этом помогли. Сможем помочь?

     - Для этого нам необходимо перейти в нашу Лабораторию.  – Слайд 4

     - Вы знаете, кто работает в лаборатории? (ученые, профессоры, лаборанты)

     - Чем они занимаются?  (ставят опыты, проводят эксперименты, исследуют)

      - Ребята, я  предлагаю вам  сегодня стать настоящими учеными  и раскрыть для Нолика некоторые секреты магнита. Хотите?

    - Чтобы пройти в лабораторию, нам нужна спецодежда. Какую одежду носят ученые-исследователи?  (Халаты, защитные очки, маски и шапочки).

     - Подходите, пожалуйста,  надевайте.  Дети надевают халаты и шапочки.

    - теперь можно пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.

     - Чтобы начать работу, вспомним правила поведения в Лаборатории, а помогут нам в этом символы:

    - Сегодня, в нашей лаборатории мы проведем эксперименты для того, чтобы узнать о чудесных свойствах магнита. И после каждого опыта нам необходимо как настоящим ученым сделать определенные выводы.

    3. Практическая часть.

    - Перед вами магнит, потрогайте его. Какой магнит на ощупь?   (Твердый, холодный, имеет вес)

     - Как вы думаете, из чего он сделан?

     - Магнит сделан из сплава нескольких металлов.

     - А какое свойство магнита вам уже знакомо?   (магнит притягивает металлические предметы)

    - Например, какие металлические предметы может притянуть магнит?    (Дети перечисляют: гвозди, скрепки, отвертку, и т.д.)

      - Так как магнит притягивает металлические предметы, значит, он обладает силой, магнитной силой?

    - Чтобы увидеть  магнит  ли у вас в руках обратимся к цифровой лаборатории «Наураша». Посмотрим, обладает ли ваш  магнит магнитной силой. Используем датчик «Магнитное поле».

     -  Что мы будем делать?  (Надо приложить датчик «Магнитного поля» к магниту и посмотреть действует ли магнитная сила). Дети по очереди проверяют свои магниты.

     - Какой вывод мы сделаем?

    Вывод:  магнит обладает магнитной силой.

     - Как вы думаете, может ли магнит притягивать предметы из других материалов: картона, дерева, пластмассы, ткани, резины и др.? (Ответы детей)

    - У вас в контейнерах есть предметы, сделанные из разного материала. Можем мы проверить, притягивает ли магнит эти предметы? Как?  (Нужно магнит поднести к деревянному, …,  предмету).

    - Давайте для Нолика это покажем экспериментальным путем, и результат отметим в таблице.  Если магнитная сила действует на материал, поставим знак «+», если не действует – знак «-».    Слайд 5

    - Сделаем вывод:  магнит притягивает металлические предметы и не притягивает предметы из других материалов.

     - Молодцы!

    Опыт 1 «Притянет – не притянет»

     - Попрошу двух сотрудников мне помочь.
     - У меня две металлические монеты. Поднесем к ним магниты. Что произошло?

    (Одна монета  притянулась, а другая - нет)

     - Почему?   (предположения детей)

    Вывод: магнит притягивает не все металлические предметы      – Слайд 6

     - А чтобы вы это запомнили, посмотрим  видео совет от Симки.  -  Слайд 7

    Слайд 8

    4. Ознакомление с новым материалом. Магнитное поле.

    - В  нашей лаборатории мы продолжим изучение следующих свойств магнита. Мы убедились, что магнит обладает магнитной силой и образует вокруг себя магнитное поле.

     - Ребята, как вы думаете, может ли магнитная сила действовать (проходить) через разные материалы и вещества, такие как: картон, ткань, дерево, резину, воду и др.? (Ответы детей)

    Переключиться на НАУРАШУ

    - Поможет нам это проверить  цифровая лаборатория «Наураша»

    - Что нам для этого будет нужно? (магнит, разный материал, датчик).

    - Как мы это можем проверить? (накрыть магнит каким-нибудь материалом и с помощью датчика «магнитное поле»  измерить магнитную силу).

    - Предлагаю вам поработать в парах,  выбрать материал для исследования и сделать вывод.

    - Дима, что вы выбрали? Из какого материала выбранный предмет? Что будем измерять?

    (дети по очереди производят измерение магнитной силы через выбранный ими материал; озвучивают результат и формулируют вывод)

    Вывод: магнитная сила проходит через многие материалы … (перечисляют, выставляем схемы на магнитную доску).

    Физкультминутка

    - Делать научные открытия, очень нелегко, поэтому  и у ученых бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Начинаем  отдыхать! (потянуться)

    Спинку бодро разогнули,

    Ручки к верху потянули!

    Раз и два, присесть и встать,

    Чтобы отдохнуть опять.

    Раз и два вперед нагнуться,

    Раз и два назад прогнуться.

    Вот и стали мы сильней (показать силу)

    Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

    - Садитесь, пожалуйста.

     - Сегодня, к нам за помощью в нашу научную лабораторию, обратились герои сказок.
    Опыт - игра №3 «Поможем Золушке».
    - Посмотрите ребята, вы узнаете героиню сказки?    Слайд 9
    (Золушка)
    - Золушка очень хочет попасть на бал, но она должна выполнить поручение злой мачехи, которая подкинула Золушке очередную работу, она смешала гречневую крупу с металлическими предметами и наказала всё быстро разобрать. Давайте поможем Золушке?

    - Как поможем? Что нам надо? (магнит)

     - Какое свойство магнита применим? (притягивать металлические предметы)

    - Приступайте.

    - Все справились? Все ли металлические предметы достали?

    - Какой вывод с проделанного опыта с рассыпанными металлическими предметами можно сделать?
    Вывод: металлические предметы  легче и быстрее всего собрать с помощью магнита.

     - Я думаю, что теперь вы сможете помочь маме или папе, если они рассыпят булавки или гвозди.
    - Мы помогли Золушке, посмотрите, как она обрадовалась и ей нужно поспешить на бал.   Слайд 9 (2)
    - Ещё один сказочный герой обратился к нам за помощью.
    У отца есть мальчик странный,
    Необычный, деревянный,
    На земле и под водой
    Ищет ключик золотой,
    Всюду нос сует свой длинный...
    Кто же это?                      Ответ: Буратино      Слайд 10
    Опыт - игра №4 «Золотой ключик».

     - Беззаботный Буратино бежал вдоль берега озера, размахивая золотым ключиком. Вдруг ключик выскользнул из рук и упал в озеро. Ах, бедный Буратино! Что же теперь делать? Поможем бедному Буратино достать ключик? (Перед детьми стоит таз с водой на дне, которого лежит ключ и другие металлические предметы)
    - Подумайте, как можно достать ключик со дна озера?
    Дети выдвигают свои предположения.  (С помощью магнита).

     - Ребята, посмотрите, на берегу лежат удочки, наверно их забыл Дуремар. Можем ли мы их использовать? Посмотрите,  что на конце удочки? - магнит.

     

    Перед тем как опустить магнит в воду, воспитатель спрашивает:

     - Как вы думаете, а в воде будет действовать сила магнита? (ответы детей)

    - Предлагаю взять 1 удочку на пару ученых (как вы сидели) и договориться, кто будет первый доставать ключик.
    - Ну, теперь пробуем достать ключик (достают ключик).

    - На дне озера много других предметов. Нужны они в озере? Они только загрязняют водоём. Давайте очистим озеро от ненужных предметов. (Остальные дети вылавливают оставшиеся предметы)

    - Буратино говорит вам: «Спасибо за помощь»     Слайд 10(2)

     - Какой вывод мы можем сделать?
    Вывод: сила магнита действует даже в воде! (выставляем символ в схему)

    Дети проходят на места.
    - Молодцы. А пока мы помогали Буратино, Нолик приготовил вам задачку посложнее. Справитесь?         Слайд 11
    - В ваши стаканчики с водой Нолик подбросил скрепки. Как  же теперь достать скрепку, при этом, не намочив руки водой и веревочки у вас нет. Есть только магнит. Экспериментируйте (дети экспериментируют).
    Если не получается педагог подсказывает.
    - Ребята, какой вывод можно сделать из наших опытов?
    Вывод: магнитная сила может действовать через пластмассу. (Выставляем символ на схему)
    6. Рефлексия.

     - Уважаемые коллеги, мы с вами сегодня провели много интересных опытов. Давайте вспомним, что нового и интересного мы узнали о свойствах магнита. Обращаем внимание на схему.
    - Магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы.
    - Не все металлы притягиваются магнитом.
    - Сила магнита действует через пластмассу, дерево, резину,картон и воду.)

    - Где люди используют магниты? (ответы детей)       Слайд 12, 13

     - Вот сколько интересного про магниты мы рассказали Нолику. И за это Нолик нам подарил интересную игрушку «Магнитный конструктор».
    - Теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.
    ДЕТИ: - До свидания!

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sv-va_magnita.pptx2.59 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Доброе утро!

    Слайд 12

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебные свойства магнита"

    Развиваем познавательный интерес, любознательность,расширяем знания об окружающем мире, развиваем желание исследовать,и наблюдать....

    Конспект интегрированной образовательной деятельности. Возраст детей - старшая группа. Познавательно- исследовательская деятельность. Тема: «Свойства магнита»

    Цель образовательной деятельности:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.Цель эксперимента:Система...

    Конспект экспериментальной познавательно-исследовательской деятельности дошкольников "Сила магнитов"

    Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Познакомить детей с понятием «магнит» и его свойствами.Развивать у детей умение приобрета...

    Конспект режимного момента по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебный мир магнитов»

    Конспект режимного момента по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебный мир магнитов»...