План организации экспериментальной деятельности в младшей группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Залетова Ольга Сергеевна

В статье распланирована организация экспериментальной деятельности на учебный год в младшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План

организации  экспериментальной деятельности

в младшей группе

Сентябрь

Свойства лучей солнечных (на прогулке)

Цель: ознакомление со свойствами солнечных лучей (вода под воздействием солнечных лучей испаряется).

Материал: резиновые мячи, лейка с водой.

Описание опыта

 В солнечный день на прогулке намочить резиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать, как они будут высыхать.

Вывод. Вода под действием солнечных лучей  испаряется.

(Нагревание предметов).

Описание опыта

Педагог предлагает детям потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.

Вывод. Предметы, находящиеся в тени, без доступа солнечного света, холоднее. Предметы, находящиеся на обогреваемой солнечными лучами стороне, теплее.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Тема 1: Почему нагрелась вода?

Закрепить знания детей о свойствах нагревания солнечными лучами воды.

Тема 2: Куда исчезла вода?

Познакомить с тем, что вода под воздействием солнечных лучей испаряется.

Тема 3: Почему мяч стал горячим?

Закрепить знания детей о свойствах нагревания солнечными лучами предметов.

Тема 4: Температура в тени и на солнце.

Выявить, прочему на солнце жарко, а в тени прохладно. Развитие любознательности, расширение представлений о свойствах солнечных лучей.

Октябрь

Свойства мокрого песка.

Цель: ознакомление со свойствами песка (сухой песок рассыпается, мокрый песок лепится, он высыхает под воздействием солнечных лучей).

Материал: песок, лейка с водой, формочки.

Описание опыта

Намочить песок и понаблюдать с детьми, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек. Сравнить, сделать вывод.

Вывод. Мокрый песок лепится, из него можно лепить разные фигуры; сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.

(Песок сухой – сыпучий, из него нельзя приготовить куличики; песок влажный, из него можно изготавливать куличики).

Материал: песок, формочки.

Описание опыта

 Педагог насыпает в формочку песок. Пробует сделать пирожок. Песок из формочки рассыпается. Дети берут в руки песок. Песок из рук детей высыпается. Педагог смачивает песок водой и еще раз пробует сделать пирожок. Пирожок получился. Педагог дает детям возможность потрогать песок и определить, что он мокрый. Пирожок  можно сделать только из мокрого песка.

Вывод. Песок сухой. Он светлого цвета, сыпучий. Из сухого песка нельзя сделать пирожок. При смачивании песок становится мокрым, темного цвета. Из мокрого песка можно сделать пирожок.

(Из сухого песка можно выполнить любой узор, из мокрого – нет). 

Материал: песок, лейка с водой, бутылочка.

Описание опыта

Педагог дает детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком, и показывает, как можно рисовать узоры на земле. Мокрый песок не выпадает из бутылки, тогда как сухой свободно высыпается.

Вывод. Сухой песок сыпучий; наполнив им бутылочку, можно сделать дорожку или иной узор. Мокрый песок тяжелый, не выпадает из бутылочки.

Тема 5: Свойства мокрого песка

Познакомить со свойствами мокрого песка

Тема 6: Почему не получился пирожок?

Дать понятие, что песок сухой – сыпучий, из него нельзя приготовить куличики; песок влажный, из него можно изготавливать куличики.

Тема 7: Делаем дорожки и узоры из песка

Дать понятие, что из сухого песка можно выполнить любой узор, из мокрого – нет.

Создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. Знакомить детей с предметами неживой природы.

Тема 8: Песок и глина

Закрепить умение  выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость, умение впитывать воду). Развивать любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины

Ноябрь - Декабрь

«Экспериментирование с воздухом»

Ветер.

Цель: ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление).

Материал: бумажные вертушки, султанчики.

Описание опыта

Дети на прогулке играют с вертушками. Вместе с педагогом обсуждают, почему они вертятся, определяют скорость, силу и направление ветра по вертушкам. Так же смотрят на деревья, по наклону ветвей определяют силу ветра.

Вывод. При наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. По вращению лопастей вертушки можно определить направление ветра. Скорость, силу и направление ветра можно определить и по наклону ветвей на дереве.

Обнаружение воздуха в окружающем пространстве.

Материал: полиэтиленовые пакеты.

Описание опыта

Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Педагог спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, педагог набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Педагог обращает внимание детей на то, что, когда открыли пакет, он перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.

Ознакомление с тем, что внутри человека есть воздух.

Материал: трубочки для коктейля, емкость с водой.

Описание опыта

Дети дуют в трубочки на поверхность воды, появляются волны и пузыри. Педагог отмечает, что волны и пузыри на поверхности воды появились потому, что внутри человека есть воздух.

Вывод. Внутри человека есть воздух.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Тема 1: Этот удивительный воздух

Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха

Тема 2: Ветер, ветер ветерок

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей, наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе.

Тема 3: Вдох - выдох

Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Тема 4: Поиск воздуха

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей. Развивать наблюдательность, любознательность

мышление, память.

Тема 1: Что в пакете?

Продолжать знакомить детей с тем, что воздух есть в окружающем пространстве.

Тема 2: Игры с соломенкой

Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух.

Декабрь – Январь - Февраль

Свойства снега и льда.

Цель: ознакомление со свойствами снега (снег при повышении температуры воздуха тает).

Материал: снег.

Описание опыта

Педагог на прогулке берет снег в руки и показывает детям, как он медленно тает от тепла.

Вывод. Ладошка теплая, снег тает от тепла.

(Снег тает и переходит в жидкое состояние – при повышении температуры воздуха).

Материал: снег, баночка.

Описание опыта

На прогулке педагог набирает в баночку снег и ставит в групповой комнате. Дети под руководством педагога наблюдают за снегом.

Вывод. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

(лед тонкий, хрупкий. прозрачный).

Материал: лед.

Описание опыта

Педагог разбивает лед лопаткой. Дети под руководством педагога рассматривают кусочки льда. Кладут на ладошку кусочек льда и наблюдают за его таянием.

Вывод. Лед от тепла тает так же, как и снег.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Тема 3: Свойства снега

Уточнить понятия детей о том, что снег при повышении температуры воздуха тает, а при понижении температуры замерзает.

Тема 4: Почему растаял снежок?

Закрепить знания детей о том, что снег тает и переходит в жидкое состояние – при повышении температуры воздуха.

Тема 1: Свойства льда

Сформировать у детей представление о свойствах льда.

Тема 2: Откуда взялась снежинка?

Дать представление о том, что вода при замерзании превращается в лёд.

Тема 3: Лед тает в комнате

Уточнить понятия детей о том, что лед при повышении температуры воздуха тает.

Тема 4: Освобождение бусинок из ледяного плена

Закрепить понятия детей о том, что лед при повышении температуры воздуха тает.

Тема 1: Почему растаяла Снегурочка?

Расширять представления детей о свойствах воды, снега, льда.

Тема 2: Лед и снег

Продолжать знакомиться со свойствами льда и снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

Февраль – Март - Апрель

Свойства воды.

Цель: ознакомление с одним из свойств воды.

Материал: сосулька (кусочек льда).

Описание опыта

Педагог ломает сосульку. Дети под руководством педагога рассматривают ее, трогают. Спросить, какая она (холодная, прозрачная, гладкая). Внести в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять, во что превратится.

Вывод. Лед (в виде сосульки) твердый, гладкий, холодный, прозрачный. При повышении температуры воздуха лед постепенно тает, приобретая  жидкое состояние и превращаясь в воду.

(снег превращается в воду).

Описание опыта

Педагог предлагает детям посмотреть на дорогу в теневой стороне дома. Отметить, что на дороге лежит снег. Спросить: «Почему?» (Нет солнышка, снег лежит на дороге.)

Педагог предлагает детям посмотреть на дорогу на солнечной стороне дома. Отметить, что по дороге бегут ручьи. Спросить: «Почему?» (Солнышко нагрело снег и превратило его в воду.)

Вывод. Солнце нагревает снег, и он превращается в воду.

(плавучесть предметов).

Материал: таз с водой; предметы, сделанные из разных материалов.

Описание опыта

Педагог наливает в таз воду и вместе с детьми опускает предметы, сделанные из разных материалов. Наблюдают, какие предметы тонут, а какие остаются плавать.

Вывод. Не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Тема 3: Путешествие с капелькой

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении. Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса). Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Тема 4: Вода прозрачная

Определять свойства воды. Вода прозрачная, в ней видны предметы. Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования.

Тема 1: Как снег становиться водой

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя. Развивать познавательные интересы через опытно - экспериментальную деятельность.

Тема 2: Значение воды

Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы.

Тема 3: Почему потекли ручьи?

Продолжать знакомиться со свойствами воды. Закрепить знания о том, что Солнце нагревает снег, и он превращается в воду.

Тема 4: Веселые кораблики.

Расширять представления детей о том, что в воде плавают предметы. Формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования.

Тема 1: Почему вода изменила цвет?

Дать понятия детям, что вода прозрачная, но может менять цвет.

Тема 2: Теплая капелька

Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать деятельность. Делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Апрель - май

Ознакомление со свойствами предметов

Ознакомление с некоторыми свойствами дерева (твердое, не ломается, легкое, не тонет).

Материал: кукла, деревянные брусочки, предметы, сделанные из дерева: ложка, карандаш, матрешка, стул; емкость с водой.

Описание опыта

Педагог приносит куклу Катю. Кукла «держит» коробку. Дети выясняют, что в коробке лежат бруски дерева. Педагог и кукла Катя предлагают детям взять по брусочку и определить, какие они.

Дети вместе с педагогом совершают разные действия с брусочками: гладят (гладкие), пробуют переломить (прочные), опускают в воду (плавают, не тонут), держат в руке (легкие). Затем, педагог предлагает в окружающей среде найти предметы, сделанные из дерева.

Вывод. Дерево твердое (не ломается), легкое (при погружении в воду не тонет, плавает).

Ознакомление со свойствами бумаги (мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее можно стирать и гладить).

Материал: Кукла, полоски бумаги и ткани, емкость с водой.

Описание опыта

Педагог приносит куклу Катю и говорит, что она грустная, так как не может завязать себе бантик. У Кати много разных бантиков, но все они сделаны из бумаги. Педагог делает вид, что объясняет кукле, что бант из бумаги порвется, но Катя «упрямится» и хочет завязать бант из бумаги. Все дети продуют завязать бант и убеждаются, что он рвется. Затем кукла «просит» постирать бант из бумаги. Дети пробуют окунуть банты из бумаги в воду. Банты  из бумаги намокают и рвутся.

Аналогично проводятся опыты с бантами из ткани.

Выводы. Бумага рвется, намокает в воде. Ткань мнется, ее можно стирать, гладить.  

Ознакомление со свойством бумаги намокает в воде.

Материал: бумажные кораблики.

Описание опыта

Педагог делает детям бумажные кораблики, дает потрогать, спрашивает, какие они (твердые, бумажные). Выносит кораблики на прогулку и дает детям. Дети пускают кораблики в лужу или ручеек. Наблюдают, как они намокают. Педагог спрашивает, почему кораблики намокают.

Вывод. Бумага намокает в воде, рвется.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной  деятельности

Тема 3: Свойства дерева

Познакомить с некоторыми свойствами дерева (твердое, не ломается, легкое, не тонет).

Развивать любознательность, мышление, активность.

Тема 4: Деревянный брусочек

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о дереве и его свойствах.

Тема 1: Свойства бумаги

Помочь определить, какими свойствами обладает бумага. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.

Тема 2: Какая бывает ткань?

Познакомить детей со свойствами ткани. Способствовать развитию коммуникативных навыков.

Тема 3: Бантик из бумаги и ткани

Расширять представления детей о свойствах бумаги (мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее можно стирать и гладить).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе.

Разработка плана - программы по опытно- экспериментальной деятельности в младшей группе. Занятия разделены по блокам. По одному занятию в неделю. В плане редставлена тема занятия, Цели, задачи и испол...

план работы по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе по теме "вода".

план поможет в разработке и реализации  опытов  с детьми  во второй младшей группе...

Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности II младшая группа

Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности II младшая группа...

"План опытно- экспериментальной деятельности в младшей группе"

План был составлен согласно возрастным особенностям детей 3-4 лет, годовым задачам и календарно- тематическому планированию...

Организация экспериментальной деятельности в младшей группе детского сада методическая разработка опытов в помощь воспитателям ДОУ.

Методические рекомендации проведения опыта для воспитателей: 1. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения или трудовой деятельности. 2...

План работы « По экспериментальной деятельности в младшей группе»

Цель:Развивать познавательную активность детей через экспериментирование.Задачи:1. Приобщать детей к наблюдению за действительностью.2. Способствовать формированию наблюдательности, внимания.3. Развив...