План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе.
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) по теме

Филиппова Светлана Евгеньевна

Разработка плана - программы по опытно- экспериментальной деятельности в младшей группе. Занятия разделены по блокам. По одному занятию в неделю. В плане редставлена тема занятия, Цели, задачи и используемая литература. Цель плана - программы. Формирование экологических знаний через опытно-экспериментальную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_v_mladshey_gruppe.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

  План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе.

                                                       

  Сентябрь

1 блок: « Все прекрасное должно прикоснуться к сердцу ребенка»

Живая природа

        Тема занятий

Цели занятий

  Используемая литература

1.Цветок из клумбы

Познакомить детей с понятием – живая природа (растения, животные). Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения.

Эксперимент: «Посадим цветок из клумбы».

С.Н Николаев «Методика экологического воспитания в детском саду» с.13

2. Что бывает на растениях после цветов?

Уточнить представление детей о том, что растения живые – они растут и изменяются.

Эксперимент: «Соберем семена»

С.Н.Николаев «Методика экологического воспитания в детском саду» с.12-13

3. Зачем зайчику другая шубка?

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Эксперимент: «Зачем зайчику другая шубка?».

4. Кто улетит, кто останется?

Понять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Эксперимент: «Кто улетит, кто останется?».

                            Октябрь

2 блок:  « Наш дом – планета Земля »

Неживая природа

   Тема занятий

                        Цели занятий

Используемая литература

1. Дом, в котором мы живем.

 

Подвести детей к тому, что Земля - круглая. Познакомить с глобусом – земным шаром на столе, картой – портретом земли.

Эксперимент: «Докажи, что Земля круглая».

«Энциклопедия для детей» с.312, «Атлас мира» с.5, сказки «Как утка землю добывала», «Экка и таинственный остров».

2. Почва

Дать детям представление о почве, то, что она состоит из различных слоев.

Эксперимент: Раздели слои почвы

«Большая энциклопедия для дошкольников» с.60

3.Спасение нашей планеты

Знакомить детей с тем, что старым  вещам можно дать вторую жизнь, тем самым уменьшить загрязнение нашей Земли.

Эксперимент: «Переработай бумагу»

«Большая энциклопедия для дошкольников» с.104

4. Пустыня-это там, где пусто.

Дать детям понятие «пустыня», рассказать об особенностях данной природной зоны.

Эксперимент: «Нарисуй картину песком».

«Энциклопедия для дошкольников» с.317, «Большая энциклопедия» с.88-89

                                       Ноябрь

3 блок: « Пятый «океан» планеты Земля – воздух »

Неживая природа

    Тема занятий

                    Цели занятий

Используемая литература

1. Что в пакете?

Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воздуха (воздух легче воды)

Эксперимент: «Обследовать два пакета: один с водой, другой с воздухом».

2. Поиск невидимки - воздуха

Познакомить детей с тем, что воздух можно увидеть, услышать, почувствовать.

 

Эксперимент: «Баночка, опущенная горлышком вниз в воду».

Л.В.Ковинько «Секреты природы – это так интересно» с.34

3. Надувание мыльных пузырей

Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.

Эксперимент: «Самый большой пузырь».

Л.В.Ковинько «Секреты природы – это так интересно» с. 44

4. Ветер в комнате

Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.

Эксперимент: «Откроем дверь в коридор, понаблюдаем за потоком воздуха».

                        

                                        Декабрь

4 блок: «Под нашими ногами»

Неживая природа

  Тема занятий

                Цели занятий

Используемая литература

  1. Вулканы и землетрясения

Дать детям представление о вулкане и его последствия.

Эксперимент: «Сделай извержение вулкана».

 «Большая энциклопедия» с.64-65.

2. Океанариум

Дать детям понятия «океан», «море», «реки». Рассказать об особенностях данной природной зоны.

Эксперимент: «Сделай реку».

«Энциклопедия для дошкольников» с.343, «Большая энциклопедия» с.72-73, 106, 152

3.Дождь и снег

Дать детям представление, откуда берется дождь и снег.

Эксперимент: «Закроем банку с кипяченой водой крышкой».

«Атлас мира для дошкольников» с.74, сборник «Все обо всем» с.360,403,12,340,476,160,114, «Большая энциклопедия» с.452,82,78-79

4. Какие цветные льдинки?

Продолжать знакомить детей со свойствами воды ( на морозе замерзает и становится льдом; лед твердый, не льется, принимает форму сосуда, в котором застывает, лед холодный, скользкий, хрупкий)

Эксперимент: «Зальем формы водой»

С.Н.Николаев «Методика экологического воспитания в детском саду» с.49-50

                                 Январь

5 блок: « Животные »

Живая природа

           Тема занятий

          Цели занятий

    Используемая литература

1.Как определить возраст рыб?

 Дать детям представление о рыбах и сколько лет они живут. 

Эксперимент: «Рассмотри чешуйки»

З.Ф. Аксенова «Войди в природу другом» с.53

2. Почему кошка языком чистит себе шерстку?

Воспитывать любовь и бережное отношение к животным. Объяснить детям 

Почему кошка чистит языком шерстку.

Эксперимент: «Нарисуй и сотри».

З.Ф. Аксенова «Войди в природу другом» с.54

3. Как маскируются животные?

 

Объяснить детям, почему надо маскироваться животным и как это они делают.

Эксперимент: «Прятки».

З.Ф.Аксенов «Войди в природу другом» с. 66-67

 

 

                                       

                                              Февраль

6 блок:  «Песок и глина»

Неживая природа

   Тема занятий

                            Цели занятий

Используемая литература

1. Волшебный материал

Выявить какие свойства приобретает песок и глина при смачивании.

Эксперимент: Предложить детям слепить различные фигурки из песка и глины, дать им высохнуть, затем проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости, влажности глины и сохранении формы после высыхания. Сухой песок форму не сохраняет.

2. Почему песок хорошо сыплется?

Выявить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Эксперимент: Взять увеличительное стекло и рассмотреть, из чего состоят песок и глина. Сравнить. Песок – очень мелких песчинок круглой формы; они расположены отдельно друг от друга. Глина - мелкие частички, слипшиеся друг с другом. Просеивают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли частички веществ проходят через сито и почему.

3. Посадим «дерево»

Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Эксперимент: Взрослый вместе с детьми пробует посадить «дерево» сначала в емкость с песком, потом – в емкость с сухой глиной. Выясняют, куда легче втыкается палочка (в песок или глину) и почему. Уточняют, где лучше держится палочка и почему (держится лучше в глине, она плотнее; хуже держится в песке, он рыхлый, неплотный).

4. Где вода?

Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.

Эксперимент: Дети наливают воду в емкость с песком и глиной. Выясняют, что произошло в емкостях (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему  (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду внутрь).

                                           Март

7 блок:  « Комнатные растения »

Живая природа

     Тема занятий

                         Цели занятий

Используемая литература

1.Лекарственные растения

Повторение знаний об изученных ранее комнатных растениях – алоэ, о значении комнатных растений в жизни человека.

Эксперимент: «Изучить особенности строения и произрастания алоэ».

2. Может ли растение дышать?

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Эксперимент: «Намажем вазелин»

3. Испарение влаги с листьев растений

Проверить, куда исчезает вода.

Эксперимент: «Закроем цветок пакетом»

4. Что нужно для питания растений?

Установить, как растение ищет свет.

Эксперимент: «Как растение ищет свет»

                                                       

                                         Апрель

8 блок: « Вода »

Неживая природа

   Тема занятий

                              Цели занятий

Используемая литература

1. Теплая и холодная вода

Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей.

Эксперимент: «Потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь».

С.Н.Николаева «Экологическое воспитание в детском саду» с.51

2. Вода - течет, без цвета, без запаха

Обобщить, уточнить знания детей о воде.

Эксперимент: «Вода - течет (выливаем воду из графина на тарелку и.т), без цвета (сравниваем с молоком), без запаха (сравнить с духами)».

«Формирование экологической культуры дошкольников» с.79

3.Как лед превращается в воду?

Эксперимент: «Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду».

С.Н.Николаев «Экологическое воспитание в детском саду» с.50

4. Кому нужна вода?

Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек.

Эксперимент: «Что произойдет с цветком, если его долго не поливать?»

С.Н.Николаев «Экологическое воспитание в детском саду» с.57

                                             Май

9 блок: « Солнце »

Неживая природа

  Тема занятий

              Цели занятий

Используемая литература

1. Далеко - близко

 

Познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.

Эксперимент: Дети зажигают лампу и помещают два термометра на расстоянии 10 и 100см. вдоль метра от лампы. Так как первый термометр нагрелся больше чем второй, дети делают выводы: чем дальше от лампы, тем больше лучи лампы расходятся в сторону, соответственно они меньше нагревают. Рассматривая модель Солнца и ее системы, выясняют: чем ближе к Солнцу, тем больше планета получает солнечной энергии, чем дальше, тем атмосфера холоднее.

2.Солнечные очки

Дать детям понятие о шарообразности Солнца, о необходимости защищать глаза от солнечного света во время наблюдения за Солнцем.

Эксперимент: «Посмотри на солнце».

«Большая энциклопедия» с.30,19

3.Далеко ли до солнца?

Дать детям первоначальное представление о размере солнца.

Эксперимент: «Солнце круглое»

«Большая энциклопедия» с.20-21

4. Как Солнце служит человеку

Показать детям роль Солнца в жизни человека: источник тепла, света.

Эксперимент: «Солнце – жизнь» (на примере двух цветков, один помещен в темное место, другой в светлое место)».

«Большая энциклопедия» с.23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно - экспериментальное занятие во второй младшей группе на тему: "Витамины для здоровья"

Опытно - экспериментальное занятие во второй младшей группе на тему: "Витамины для здоровья"...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

План-программа по сотрудничеству с семьями воспитанников во II младшей группе на 2019- 2020 учебный год.

План-программа по сотрудничеству с семьями воспитанников во II  младшей группе на 2019- 2020 учебный год....

Проект опытно-экспериментального занятия во второй младшей группе «Посадка лука»

: Привлечение детей к самостоятельной посадке лука, ухода за ним....

Планирование работы по «Конструктивно – модельной деятельности» в младшей группе

Планирование работы по «Конструктивно – модельной деятельности» в младшей группе...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...