Конспект ООД для детей «Янтарь — солнечный камень»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Овсепян Манушак Бениковна

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций о Калининграде, Калининградской области, Балтийском побережье, янтаре, создание экспозиции «Солнечный камень» в мини-музее группы «Народные промыслы России, создание презентации «Янтарь - солнечный камень», подбор классической музыки и звуков природы к презентации.

НОД

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть Родина, место, где он родился. А кто назовет, в каком прекрасном крае родились вы?

Дети: Мы живем в Калининградской области.

 

Воспитатель: Правильно, наш край называется - Калининградская область - это и есть наша малая Родина. Взгляните на карту и вы увидите, что с одной стороны наша земля имеет выход в море. Кто помнит, как называется наше море?

Дети: Наше море называется Балтийское.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_dlya_detey.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД для детей  «Янтарь — солнечный камень»

https://www.maam.ru/images/users/avatars/68018da6b8864883943d1cb5c511d359.jpg 

Тема: «Янтарь – солнечный камень»

Образовательная область:

«Познавательное развитие»;

вид деятельности: развитие экологических представлений.

Задачи:

• Расширять знания детей о родном крае. Познакомить с самым известным промыслом Калининградской области – янтарным.

• Развивать познавательные интересы детей, желание наблюдать, сопоставлять, делать выводы.

• Воспитывать уважение к малой Родине, гордость за мастеров, живущих в Калининградской области.

Интегрируемые образовательные области:

«Познавательное развитие»

«Социально – коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно – эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Оборудование и материалы:

иллюстрации о Балтийском побережье, карта Калининградской области, кусочки янтаря, оборудование для опытно-экспериментальной деятельности (пластиковые стаканы, свеча, кусочки шерстяной ткани, соль, презентация «Янтарь - солнечный камень», мультимедийное оборудование, магнитофон, CD-диск с записями звуками моря.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций о Калининграде, Калининградской области, Балтийском побережье, янтаре, создание экспозиции «Солнечный камень» в мини-музее группы «Народные промыслы России, создание презентации «Янтарь - солнечный камень», подбор классической музыки и звуков природы к презентации.

НОД

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть Родина, место, где он родился. А кто назовет, в каком прекрасном крае родились вы?

Дети: Мы живем в Калининградской области.

Воспитатель: Правильно, наш край называется - Калининградская область - это и есть наша малая Родина. Взгляните на карту и вы увидите, что с одной стороны наша земля имеет выход в море. Кто помнит, как называется наше море?

Дети: Наше море называется Балтийское.

Воспитатель: Правильно, Балтийское море. Балтийское море - самое необычное море в мире. И сегодня мы выясним почему. А для этого, я приглашаю Вас прогуляться по берегу моря. Закрываем глазки и говорим волшебные слова.

«Один, и два, и три, и восемь

На берег моря всех переносим»

Звучит шум морских волн.

Воспитатель: Вот мы перенеслись на берег Балтийского моря. Мы медленно идем по берегу моря (Дети идут за воспитателем, представляя себя на берегу моря) И что же здесь необычного? Идем по песку, по гальке и вдруг что-то блеснуло под нашими ногами. Смотрите! (Воспитатель поднимает янтарь и показывает его детям).

Как называется этот необыкновенно желтый камень?

Дети: Этот камень называется янтарь.

Воспитатель : Правильно, янтарь. Соберите его в ладошки.

Психогимнастика.

Ребята, я предлагаю вам поговорить с янтариками. Представим, что у камня есть ушко, и найдем его. Янтарики умеют хранить секреты. Скажите ему тихонько, как вас зовут, кто ваш лучший друг, поделитесь с ним своей тайной. Закройте «ушко» камня пальчиком: теперь он сохранит все в секрете.

Воспитатель: Наш край называют Янтарным за редкостный камень- минерал, который выносит на свои берега Балтийское море. С незапамятных времен люди любят и знают янтарь. Он встречается во многих странах мира, но нигде не вошел так тесно в жизнь и быт народа как на побережье Балтийского моря. И море мы говорим - Янтарное. Так что же такое янтарь? Присядьте и послушайте рассказ о янтаре.

Презентация «Янтарь – солнечный камень».

Легенда о янтаре

Давным-давно по небу ходило не одно, а два Солнца. Одно из них было огромное и тяжелое. Однажды небо не удержало его и Светило упало в море, застыв при падении. Ударившись об острые скалы на дне, оно разбилось на мелкие кусочки. С тех пор волны поднимают со дна моря и выбрасывают на берег большие и маленькие кусочки солнечного камня.

Много-много лет назад в районах Северного и Балтийского морей росли сосны, из которых выделялось вязкое вещество-смола. Этого вещества накопилось очень много на земле. И спустя большое количество времени, это вещество оказалось под землей или водой. За миллионы лет оно окаменело или затвердело и превратилось в янтарь.

Самое крупное в мире месторождение янтаря находится в Калининградской области РФ около пос. Янтарный

А как же добывают янтарь?

Гидромонитор, выпуская мощную струю воды, размывает слой пустой породы.

С помощью ковша экскаватора добывается янтароносная голубая глина.

Из размытой голубой глины сачками вылавливают особо ценные крупные фракции. Оставшаяся жижа отправляется по трубопроводу на фабрику для последующей обработки.

На фабрике камни промывают, сортируют, режут и шлифуют.

А затем изготавливают украшения из янтаря. Кто знает, как называется профессия человека, который занимается изготовлением украшений? (Ювелир)

А теперь давайте проверим запомнили ли вы, как добывают и обрабатывают янтарь.

Дидактическая игра «Этапы добычи янтаря».

Итак, задание. Ребята, вы должны расположить картинки по порядку.

Физкультминутка.

По песочку мы идем (дети идут с высоко поднятыми ногами) В нем янтарь сейчас найдем (наклоняются, как будто за янтарем) Свой янтарик сохраним (прижимаю к сердцу) В наш музей передадим. (Вытягивают руки вперед)

Воспитатель: янтарь имеет растительное происхождение, значит с ним можно проделывать некоторые опыты. Ребята, я предлагаю вам провести несколько опытов и лучше узнать свойства янтаря.

Опыт 1.

Если поднести кусочек янтаря к пламени свечи, то он начнет плавиться, выделяя ароматные масла. Давние времена жители побережья Балтийского моря вынуждены были большими кусками янтаря топить печи.

Вывод: Янтарь горючий камень.

Опыт 2.

В одной легенде о янтаре говориться, что рыбаки вылавливали плавающий в море камень сетями. Давайте проверим это утверждение.

Опустите в стакан с водой из-под крана кусочки янтаря. Что произошло с янтарем?

(Они утонули).

Опустите янтарики в стакан с соленой водой. Что произошло с ними?

(Они всплыли).

Вывод: Янтарь легче соленой морской воды, но тяжелее пресной.

Опыт 3.

Натрите кусочки янтаря шерстяной тканью и положите рядом с ним мелко нарезанную бумагу. Что произошло?

(Бумага прилипает к янтарю).

Вывод: Янтарь – «электрический камень».

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли использовать янтарь в медицине?

Янтарь обладает замечательными свойствами. Говорят, что если грустный человек примерит янтарное украшение, то в его глазах сразу появиться радость. А когда глаза весело блестят, болезни и несчастья отступают. Запах янтаря изгонял из домов мух и комаров и лечил кашель.

А теперь нам пора возвращаться домой.

«Один, и два, и три, и восемь

В детский сад всех переносим»

Воспитатель: Чем мы с вами занимались? Что нового узнали?

Воспитатель: Как много вы узнали интересного. Янтарь – настоящее чудо природы, кусочек Солнца, пришедший к нам сквозь миллионы лет.

В Санкт-Петербурге создана настоящая янтарная комната, а в Калининграде работает целый музей-Музей янтаря. В музее представлены образцы солнечного камня разных цветов и размеров, а так же изделия из янтаря. В коллекции представлено немало образцов прозрачного камня, внутри которого включены растительные остатки или насекомые.

Когда янтарь еще не затвердел и представлял собой вязкую смолу, жучки и мухи по неосторожности попадали внутрь. И после того, спустя много лет янтарь затвердел, насекомые внутри остались и сохранились такими, как будто попали в ловушку только вчера. Сейчас я предлагаю Вам создать свой уникальный солнечный камень с насекомыми внутри.

Дети раскрашивают трафареты янтаря с вкраплениями насекомых.

Конспект ООД «Мой  город Калининград»

Тема: «Мой город Калининград».

Образовательная область:

«Социально-коммуникативное развитие»

Цель:

Формировать знания детей о родном городе, его уникальности, социальной структуре. Воспитывать познавательный интерес к родному городу.

Задачи:

• Продолжать расширять знания детей о родном городе, местах отдыха его жителей;

• Обогащать словарный запас детей (пассивный и активный, развивать логическое мышление, воображение; совершенствовать навыки классификации, сравнения;

• Воспитывать бережное отношение к природе родного города.

Предварительная работа:

экскурсии по городу Калининграду, рассматривание фотографий и открыток с достопримечательностями города Калининграда, чтение стихов и рассказов о городе Калининграде.

Оборудование:

мультимедийная установка, презентация «Мой город» (собственная разработка); карточки с животными, фото с видами города Калининграда, карточки символы, трафареты янтаря с инклюзами, цветные карандаши.

Интеграция образовательных областей:

«Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».

НОД:

(Дети входят в зал и встают в круг) .

Воспитатель:

Что за чудо - чудеса,

Раз рука и два рука,

Вот ладошка правая, вот ладошка - левая,

И скажу вам, не тая, руки всем нужны друзья,

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лечить,

Чуткие руки умеют дружить.

Покажите свои ладошки. Давайте потрем их сильно – сильно. Что вы чувствуете?

Дети: - Тепло.

Воспитатель: - Это тепло наших добрых рук, наших сердец. Давайте поделимся этим теплом друг с другом. (Дети соединяют ладошки).

Молодцы.

- Ощутите тепло рук ваших друзей, которые вам будут добрыми помощниками на нашем занятии. Только такие дружные, добрые и ласковые ребята могут жить в нашем городе.

Как называется наш город?

Дети:- Наш город называется Калининград.

Воспитатель: Как называют жителей нашего города?

Дети: - Жителей называют – Калининградцы.

Воспитатель: - Наш город самый лучший! Послушайте стихотворение о нем:

Как много городов под синим небом,

И в жарких странах, и среди снегов.

А мы живем на островке России

В краю дождливом у Балтийских берегов.

Погода здесь сурова и капризна.

Дожди и ветры триста дней в году.

Мой город моря запахом пронизан.

И снятся волны кораблям в порту.

Воспитатель: - Понравилось вам стихотворение? Как много хороших слов сказано о нашем городе. Давайте и мы скажем красивые слова о нашем городе Калининграде и сделаем фото – галерею?

Игра «Продолжи предложение».

В нашем городе есть много музеев, театров, кинотеатров, значит наш город какой… (культурный)

В нашем городе много людей занимается спортом, значит наш город какой? (спортивный)

К празднику город всегда украшают флагами, шарами и город становится какой…. (праздничный, красивый)

В нашем городе много деревьев и кустарников, значит наш город какой… (зеленый, город - сад)

В нашем городе цветет много цветов, значит наш город какой (цветущий)

В нашем городе часто идут дожди, значит наш город какой… (дождливый)

Мы все очень любим наш город, значит он какой… (любимый) .

(дети берут фотографии и вставляют в рамочку).

Воспитатель: - Посмотрите, какая большая фото - галерея у нас получилась, полюбуемся нашим городом? Теперь все вместе скажем, какой город Калининград у нас получился?

Дети: - цветущий, культурный, спортивный, дождливый, зеленый и любимый.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашему родному городу.

Очень рано мы встаём,

Город видим за окном

Он проснулся, он живёт

Нас на улицу зовёт.

Воспитатель:- Вы узнали, что это за здание. Посмотрите, какое красивое здание с высокими колоннами. Для чего мы ходим в театр?

Ответы детей. (Взрослые и дети ходят в театр, чтобы посмотреть спектакль, сказку, послушать музыку, узнать новое, отдохнуть.)

Воспитатель: - Скажите, какие еще театры вы знаете?

Ответы детей. (Кукольный, драматический)

Воспитатель:[/i]- Правильно, это театр кукол. Кто знает, почему он так называется?

Ответы детей. (Потому что в спектаклях участвуют куклы) .

Воспитатель: - Молодцы. В детском театре артисты показывают спектакли по сказкам. Вы любите сказки? А хорошо знаете их? Вот мы сейчас и проверим.

Ребята, есть в Калининграде еще и Драматический театр, более известный как Калининградский областной драматический театр, – это крупнейший театр в городе Калининграде, но туда Вы обязательно сходите, когда подрастете, потому что это театр для взрослых.

Воспитатель: - Ребята, вы знаете, как называется этот парк? Парк Юность, один из лучших парков Калининграда. Какие еще парки в Калининграде вы знаете?

Ответы детей. (парк Калинина) .

Воспитатель: - Как можно интересно провести время парке?

Ответы детей. (Гулять, кататься на каруселях, кормить птиц и т. д.) .

Воспитатель: - Вы хотели бы покататься на карусели?

Физкультминутка “Карусели”

Карусели, карусели,

Мы с тобой в машину сели

И поехали, и поехали… (взмахи прямыми руками вперёд-назад)

(изображаем, как держим руль автомобиля)

Карусели, карусели,

В вертолёт с тобой мы сели

И поехали, и поехали…

(круговые вращения одной рукой над головой)

Карусели, карусели,

Дети на лошадку сели

И поехали, и поехали… (привстаём на носках, руками держим воображаемую уздечку)

Карусели, карусели,

В самолёт с тобой мы сели

И поехали, и поехали… (руки в сторону, покачиваемся)

Карусели, карусели,

покатались- и присели!

Воспитатель: А какие парки в Калининграде вы еще знаете?

Дети: парк Калинина. Самый большой парк. На его территории и находится Кукольный театр.

Воспитатель:- Вы узнали, что это?

Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно, это зоопарк. Один из самых больших и старых зоопарков в нашей стране. Достопримечательности зоопарка — это не только животные, но ещё и редкие растения.

Распределить животных жарких стран, холодных стран и животных России по группам.

В музее представлены образцы солнечного камня разных цветов и размеров, а так же изделия из янтаря. В коллекции представлено немало образцов прозрачного камня, внутри которого включены растительные остатки или насекомые. Когда-то жучки и мухи по неосторожности попали в вязкую смолу и навсегда остались там. Сейчас я предлагаю Вам создать свой уникальный солнечный камень с насекомыми внутри.

Дети раскрашивают трафареты янтаря с вкраплениями насекомых.

«Этого не следует делать в городе» (не ломать ветки деревьев, не рвать цветы, не топтать траву, не мусорить).

Что мы можем сделать для того, чтобы наш город был красивым и чистым.

Подведение итогов.

Воспитатель: По какому городу мы сегодня путешествовали? Что интересного мы увидели в нашем городе? Путешествие по Калининграду мы продолжим в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Солнечный камень

Конспект зханятия, на которм дети знакомились с янтарем, легендами о нем, разнообразием и красотой этих камней....

Конспект НОД для дошкольников «Этот удивительный камень — магнит»

Экспериментирование — эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, является одной из актуальнейшей проблем современности.Главное достоинство экспериментирования в том, ч...

Конспект и презентация занятия в рамках проекта "Янтарь - солнечный камень"

Смола времён, в себя вбирая, с коры текла…И солнца жар застыл в ней, грея и играя…О, удивительный янтарь !Цель проекта: знакомство с декоративным камнем – янтарём.Задачи проекта: - раскрыть ...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Вот так камень!»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности        со здоровьесберегающим компонентом в подготовительной группе«Вот так камень!»Цель : расширят...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего возраста «Янтарь - солнечный камень».

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего возраста «Янтарь - солнечный камень».Цель:Знакомство с янтарем и изделиями из него, форм...

Тема: «Янтарь – солнечный камень»

Конспект НОД для детей подготовительной группы...

Конспект НОД "Янтарь-солнечный камень"

Тема: «Янтарь – солнечный камень»Образовательная область:«Познавательное развитие»;вид деятельности: развитие экологических представлений.Задачи:• Расширять знания д...