ООД по познавательно- исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы Солнечный камень
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Качкан Елена Владимировна

Конспект по познавательно- исследовательской деятельности

с детьми подготовительной группы

Солнечный камень

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по познавательно- исследовательской деятельности

с детьми подготовительной группы

Солнечный камень

Подготовила:

воспитатель высшей кв. категории

Качкан Елена Владимировна

г. Гусев

15.02.2023г.

Задачи.

Образовательные:

- расширять знания детей о родном крае;

- познакомить с самым известным промыслом Калининградской области - добыча янтаря;

- познакомить со свойствами янтаря.

Развивающие:

-развивать познавательный интерес через исследовательскую деятельность;

- развивать у детей желание наблюдать, сопоставлять, делать выводы;

- развивать логическое мышление;

Воспитательные:

- Воспитывать уважение к малой Родине, гордость за мастеров, живущих в Калининградской области.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Калининграде, Калининградской области, Балтийском побережье, янтаре, создание экспозиции «Солнечный камень» в мини-музее, создание презентации «Янтарь - солнечный камень», подбор классической музыки и звуков природы к презентации.

Материал и оборудование к занятию: экран и ноутбук с видео презентацией «Янтарь- солнечный камень», «Звуки морского прибоя», электронный микроскоп. Изделия из янтаря: картина, изготовленная с применением янтарной крошки, брелоки из янтаря, броши, бусы из обработанного и не обработанного янтаря, браслет из не обработанного янтаря, фигурки из янтаря, баночка, наполненная янтарем разного цвета и т.д. Цветные карандаши, стаканчики с пресной водой, стакан с солью, ложки по количеству детей, шерстяная ткань, измельченные листы бумаги. Распечатанные раскраски для каждого ребенка, карандаши. Сувенирные булавки с янтарем на каждого ребенка.

Ход

Дети проходят в зал, встают полукругом.

-Ребята, посмотрите сколько гостей в нашем зале, предлагаю их поприветствовать.

Добрый день нашим гостям!

Добрый день скажем друзьям!

Добрый день, родной детский сад!
Видеть всех я очень рад!

Взрослые и малыши, добрый день от всей души

Слайд 1. (Письмо и звонок) Ребята, посмотрите, что это? Нам на почту детского сада пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно? Присаживайтесь, пожалуйста, на стулья.

Слайд 2 (Запись Нолика) Ну что, ребята, поможем Нолику? Для начала, нам нужно вспомнить, как называется область, в которой мы живем? (Калининградская)

Слайд 3 (карта Калининградской области) Если мы внимательно посмотрим на карту нашей области, мы увидим, что с одной стороны у нас будет выход в море. Кто помнит, как называется наше море? Кто из вас был на Балтийском море?

Слайд 4. (Берег моря и шум волн) Сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что вы идете по берегу моря. Мы медленно идем по теплому песку, рядом с нами шумят волны и вдруг под нашими ногами что-то блеснуло. Мы присмотрелись, а это камешек необыкновенно желтого цвета. Как вы думаете, как он называется?

        Правильно, ребята! Из-за того, что здесь добывают этот камень, наш край так и называют- Янтарный. С незапамятных времен люди любят и знают янтарь. Он встречается во многих странах мира, но нигде не вошел так тесно в жизнь и быт народа как на побережье Балтийского моря. Так что же такое янтарь? Предлагаю вам послушать о нем рассказ.

Слайд 5. Когда-то все побережье Балтийского моря было усыпано янтарем. Кто-то считал, что это застывшие солнечные лучи, некоторые считали, что это икринки рыб, другие, что это окаменевший мед диких пчел. Люди не знали, когда и откуда появился этот солнечный камень и складывали о нем много легенд.

Слайд 6. Одна из них гласит, что в те времена, когда еще людей на Земле не было, стоял на земле вечный день, и было вечное лето, потому что в небе тогда светили два солнца. Не было тьмы, не было холода — только свет и тепло. Одно солнце было поменьше и находилось повыше, второе же, большое и тяжелое, светило почти над самой землей.

        Однажды небо не выдержало огромной тяжести большого солнца и случайно уронило его. И светило упало в море. Холодные волны остудили его при падении, а острые скалы на морском дне раскололи его на мелкие кусочки.

        А на земле с тех пор началась смена дня и ночи, лета и зимы, потому что одно солнце не успевало освещать одновременно Землю со всех сторон. А море стало выносить на берег маленькие кусочки янтаря, в каждом из которых до сих пор сохранилась капля застывшего солнечного света.

 Слайд 7 Другая легенда гласит, что Фаэтон, сын бога Солнца Гелиоса, однажды спросил у отца разрешения проехать по небу в его золотой колеснице, запряженной четверкой золотых коней. Гелиос отказывал, говоря: «Даже бессмертные боги не в силах устоять на моей колеснице. Но Фаэтон так умолял, так просил, что Гелиос уступил просьбам сына. Едва юноша вскочил на колесницу, как кони, почувствовав неопытного ездока, понеслись быстрее мысли. Они подожгли в нескольких местах небо и землю, вода в реках закипела, и богиня Гея-Земля воскликнула: «Зевс-громовержец, спаси!»

        Зевс бросил сверкающую молнию, разбил колесницу, и огонь погас. А Фаэтон, подобно падающей звезде, пронесся и упал вдали от родины в воды реки Эридана.

        Горько плакали безутешная мать и сестры-гелиады над погибшим Фаэтоном. Скорбь была безгранична. Устали боги от скорби, превратили плачущих гелиад в тополя. И с той самой поры стоят плачущие тополя-гелиады, и падают их слезы в воду, где остывают и превращаются в янтарь.

Слайд 9. В наше время учеными установлено, что янтарь - это закаменевшая смола хвойных деревьев, которые росли на побережье Балтийского моря много, много лет назад. Сосны плакали от жары, истекая смолой. Деревья гибли, падали на землю. Вместе с деревьями на почву падала смола.

        Ребята, а как вы думаете, смола на ощупь какая? (Липкая). Правильно. К ней прилипали листья растений, попадали в ловушку насекомые и даже ящерицы и лягушки. Такие "вложения" в янтарь называют инклюзы. Скажите вместе. Повтори …Маша, Ваня…

Слайд 10. Существуют растительные инклюзы

Слайд 11. Инклюзы насекомые

Слайд 12.  Животные инклюзы

Слайд 13. А как же добывают янтарь? Одно из крупнейших месторождений янтаря находится около пос., который так и называется-  Янтарный

1.С помощью ковша экскаватора добывается янтароносная голубая глина. "Шагающий экскаватор" - основная машина в карьере. Всего их тут 4. Посмотрите, справа работает обычный желтый экскаватор, который мы можем видеть в городе. Сравните их размеры...

Слайд 14. Слой голубой глины разводят морской водой, которая поддается под давлением. С помощью сачка отлавливают куски породы, которые отправляют на комбинат.

Слайд 15. После сортировки по фракциям порода попадает на обработку. Это похоже на огромную стиральную машину. Барабан крутится, вода подается, примеси отделяются. На выходе получается уже янтарь.

Слайд 16. Дальше янтарь шлифуется в похожем барабане при помощи вот таких конусов из твердых минеральных пород.

Слайд 17. Далее он шлифуется при помощи стеклянных шариков

Слайд 18. А после кусочки янтаря обрабатываются уже вручную на станках.

Слайд 19. Из янтаря изготавливают различные украшения и сувениры. Изделия из янтаря разнообразны -это бусы, кулоны, серьги, кольца, браслеты. Также янтарь используют для сувенирной продукции: статуэтки, шкатулки и даже шахматы. Очень красивы картины из янтаря.

Слайд 20. В Калининграде можно посетить музей янтаря. Там собрано огромное количество предметов, изготовленных из янтаря.

        А сейчас я предлагаю вам посетить наш мини-музей. Вставайте друг за другом, повторяйте за мной слова и действия.

        По песочку мы идем (дети идут с высоко поднятыми ногами)

В нем янтарь сейчас найдем (наклоняются, как будто за янтарем)

Свой янтарик сохраним (прижимаю к сердцу)

В наш музей передадим. (Вытягивают руки вперед)

        Посмотрите, как много можно сделать из янтаря. Ребята, скажите, пожалуйста, а как отличить обработанный янтарь и не обработанного? Чем они отличаются? Какого цвета бывает янтарь?

        Ну что ж, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Море волнуется раз». Ведущего мы определим по считалке. Кто знает считалку? (играем 2-3 раза)

        Ребята, я предлагаю вам выяснить, какими же свойствами обладает янтарь? Для начала мы рассмотрим янтарь в микроскоп. Присаживайтесь на стулья. Посмотрите, в янтаре присутствуют вкрапления мелких частиц, возможно, это частички земли или коры дерева, растений. Здесь так же можно увидеть пузырьки воздуха. А как вы думаете, какой воздух был более 100 млн лет назад? Чистый. Почему? (не было машин, заводов и т. д.).

        А сейчас я предлагаю пройти в нашу лабораторию, где мы рассмотрим свойства янтаря более подробно.

        Еще в древние времена люди заметили, что если потереть янтарь о шерсть или шерстяную ткань, то он притягивает пыль, волоски и другие мелкие частички. Предлагаю проверить это. Перед вами лежат кусочки янтаря и шерстяная ткань. Потрите янтарь о ткань и поднесите к мелко нарезанной бумаги. Что произошло? (бумага прилипла). Янтарь может вырабатывать статическое электричество. В древние времена греки называли янтарь –электр или элекрон, отсюда и произошло слово электричество.  

        Перед вами стаканы с водой и янтарь. Во время шторма море выносит кусочки янтаря на берег. Но как так получается, что янтарь может плавать? Предлагаю опустить янтарь в воду. Что произощло? (утонул). А почему на море янтарь может плавать во время сильных волн? (в море вода соленая). Добавим в стакан с водой соли и перемешаем, чтобы она хорошо растворилась. Что произошло? Янтарь плавает. Какой вывод мы можем сделать? (янтарь тяжелее пресной воды, но легче соленой).

        Ребята, сейчас нам нужно Нолику передать все то, что мы сегодня узнали и вспомнили о янтаре. Многие из вас уже умеют читать, но писать письмо гораздо сложнее, поэтому я предлагаю дать ответ Нолику в виде рисунков. Снимайте фартуки. Подходите к столу. Выберите картинку, раскрасьте и прежде, чем положить в конверт, расскажите, что на ней изображено. Пока вы раскрашиваете, я подпишу конверт.

        Ну а перед тем, как попрощаться с гостями, мне хочется кое-что добавить. В переводе с литовского, янтарь означает защита от болезней. В старину считалось, что у тех, кому подарят янтарь в глазах загорается маленькое солнышко, и этого человека обходят стороной все болезни и несчастья. Поэтому я дарю каждому из вас янтарик, чтобы его обходили стороной все печали.

        Пришло время расставанья, гостям скажем- до свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная деятельность с детьми. Образовательная область "Познание" (формирование элементарных математических представлений, познавательно исследовательская деятельность) в подготовительной группе. Тема "Приключения Буратино!".

Учимся играя. С помощью этого материала вы можете совершить увлекательное путешествие по страницам любимой сказки А. Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино". Закрепить умение классифици...

Конспект НОД Тема: «Приключения Карандаша и Гвоздика» по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе с детьми 6-7 лет

Систематизировать представления детей 6-7 лет о свойствах дерева и металла посредством экспериментирования....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Солнечный цветок – подсолнух».

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять их знания о подсолнечнике....

Конспект занятия по познавательно- экспериментальной деятельности в подготовительной группе « Волшебный камень - магнит»

Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе« Волшебный камень - магнит»Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе эк...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительный камень – магнит»

Данное занятие направлено на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование,формирование понятия детей о магните, расширение их представл...