Педагогический проект "Волшебные пуговицы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Перескокова Ольга Петровна

Познавательно-развивающий проект "Волшебные пуговицы" направлен на развитие мелкой моторики, координацию движений обеих рук, развитие творческих способностей дошкольников. Призван заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnye_pugovitsy.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному развитию воспитанников

                              Утверждаю:

заведующий МДОУ

детский сад № 28

        ______С.А. Лапочкина

Педагогический

проект

«Волшебные пуговицы»

              Руководитель проекта: О.П. Перескокова

                                                                                         воспитатель МДОУ детский сад № 28

ГО Богданович

2021г.

Паспорт педагогического проекта

 «Волшебные пуговицы»

«Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание».

                                                                                                            Э.М.Ремарк                                                                                                                          

      Актуальность: Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного. 

Таким предметом является обыкновенная пуговица. Пуговица от слова «пугать», оказывается пуговицы раньше выполняли роль оберегов от злых сил. Как древние люди обходились без пуговиц? Когда изобрели пуговицу? Из чего делали первые пуговицы?... Сколько интересного можно узнать об обыкновенном предмете.

Кроме того, пуговица – это уже готовый материал, удобный в использовании для поделок с детьми, «декоративный» бросовый материал. Актуальность моей темы в том, что задача воспитателя показать детям, что можно сделать из обыкновенной пуговицы, куда ее можно использовать. А также ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребёнку  будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В моем случае игры с использованием пуговиц. Создание поделок из пуговиц. И очень важно сделать родителей участниками воспитательного процесса.

Коллекционирование пуговиц  приносит ещё большую пользу для растущего человека. Собирая пуговицы в коллекцию, дети замечают какие они разные по цвету, форме, размеру; узнают из какого материала они сделаны (стеклянные, деревянные, металлические, пластмассовые, обтяжные), а также по какому назначению используются (детские, пальтовые, костюмные, форменные).

В современной жизни пуговицы используются не только для украшения и застёгивания одежды, но и для создания необычных красивых вещей.

Филобутонистика (от англ. - пуговица) коллекционирование и изучение форменных и простых пуговиц, их внешнего вида, надписей, символики изображений, материала, места и времени изготовления.

 Цель: Создать условия для углубления знаний детей о пуговице посредством коллекционирования.

Задачи:

  1. Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования пуговиц.
  2. Познакомить детей с историей пуговицы, её видами и классификацией, углубить знания детей о пуговицах.
  3. Формировать умение систематизировать пуговицы по группам, выделяя общие признаки.
  4. Организовать совместную поисково-познавательную деятельность дошкольников, учить добывать необходимую информацию разнообразными способами, используя доступные источники, обращаясь к взрослым.
  5. Способствовать обмену полученной информацией со сверстниками и взрослыми.
  6. Расширять словарный запас.
  7. Развивать воображение, художественное творчество у детей, мелкую моторику рук.

Проект осуществлялся  через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предполагаемый результат:

Дети проявляют интерес к определенной области действительности, испытывают потребность в расширении представлений о пуговицах.

Устанавливают связи между свойствами предметов и их использованием.

Постоянно самостоятельно или при помощи взрослых добывают информацию в интересующей сфере, приобретают необходимые способы познания в соответствии с возрастными возможностями, преодолевают трудности на пути овладения знаниями и способами их получения.

Умеют сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе познавательной деятельности.

У детей расширен кругозор, цветовое восприятие, познание формы.

Умеют создавать поделки из пуговиц, проявляют фантазию.

Родители занимают активную позицию, как участники педагогического процесса детского сада.

Предварительная работа:

- Изучить соответствующую методическую литературу.

- Сделать подбор художественной литературы для чтения детям.

- Разработать конспекты занятий, бесед, игр.

- Подобрать необходимый материал по  теме «Пуговицы»

( энциклопедии, иллюстрации, презентации, видеофильмы, мультфильмы).

- Подобрать музыкальные произведения.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий

Продолжительность: краткосрочный

Сроки реализации: месяц март 2021 года

Участники: воспитанники подготовительной к школе группы, родители, воспитатель

Форма проведения: групповая

Принципы проекта:

-доступность

-соответствие возрасту

-целенаправленность

-вариативность

-участие заинтересованных сторон

Способы организации работы:

-родители и дети принимают участие в мероприятиях проектной деятельности на принципе             добровольности;

-работа с детьми проводится в основном в режимные моменты, отведенные для самостоятельной или совместной игровой деятельности, а также в НОД по развитию речи, художественному творчеству, ФЭМП;

-дети работают под руководством педагога.

Организация развивающей среды:

-оформление и пополнение развивающей среды группы коллекцией пуговиц;

-альбомами «История маленькой пуговицы», «Волшебные пуговицы»;

-изготовление массажных дорожек для профилактики плоскостопия у детей;

-организация мини-музея пуговиц;

-выставки творческих работ «Пуговицы-волшебницы!», «Чудо-птицы», выставка рисунков «Моя пуговица».

План проекта «Волшебные пуговицы»

1 этап (подготовительный)

Примечание

1.

Определение темы проекта.

Информирование родителей о реализации данного проекта.

Составление перспективного плана по данному проекту.

Разработка конспектов, картотек игр, пособий.

2.

Подбор методической литературы.

Использование  методической литературы методического кабинета ДОУ, микро методкабинета группы.

3.

Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

Интернет

4.

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, дидактических и подвижных игр с детьми, мультипликационных фильмов и развивающих передач по теме.

Использование пуговиц  из домашних коллекций детей, картинок и видео из Интернета.

5.

Содержание работы с родителями:

-консультации «Роль коллекционирования в познавательном развитии ребенка», «Играем с пуговицами».

-домашние задания для родителей и детей: принести пуговицы для коллекции, изготовление массажных дорожек для профилактики плоскостопия у детей.

6.

Подборка дидактических, подвижных  игр

7.

Создание мини-музея пуговиц в групповой комнате, коллекции пуговиц, альбома «Волшебные пуговицы», презентации «История маленькой пуговицы».

Изготовление атрибутов для дидактических игр, закаливающих мероприятий (дорожки из пуговиц).

2 этап (реализация проекта)

Организация познавательной деятельности детей:

-рассматривание пуговиц и экспериментирование с ними;

-рассматривание презентации «История маленькой пуговицы»; картинок, что можно сделать из пуговиц;

-чтение и рассказывание сказок, стихов по теме;

-изучение пословиц и поговорок про пуговицы;

-проведение дидактических, подвижных игр с пуговицами;

-проведение закаливающих мероприятий;

-продуктивная, изобразительная деятельность;

-разучивание и прослушивание песенок, просмотр мультипликационных фильмов и развивающих передач по теме.

3 этап (итоги проекта)

Наглядные пособия.

Материал по работе с воспитанниками.

Консультации для родителей.

Открытое мероприятие по проекту.

Презентация проекта на педагогическом совете.

Выполнение проекта:

Планирование по образовательным областям

1

познавательное развитие

Беседы:

«Что такое коллекционирование? »

 «История возникновения пуговицы»;

«Виды застёжек для одежды»;

 «Пуговицы, как произведение искусства»;

«Как играть с пуговицами и правила безопасности с ними».

Экспериментирование:

«Обследование и различение пуговиц по внешнему виду: цвету, форме, размеру, прозрачности, прочности, весу, фактуре»;

«Что из чего?» (знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых изготовлены пуговицы);

«Плавает или тонет?».

Просмотр мультфильмов и развивающих передач по теме:

«Смешарики. Коллекция фантиков»;

«Шишкин лес. Чердак историй. Пуговицы».

Просмотр презентации «История маленькой пуговицы».

Рассматривание картинок «Волшебные пуговицы».

2

речевое развитие

Чтение художественной литературы: 

А. Доброчасова «Пуговка», «Пуговка-непоседа Жужа»;

Е. Каликинская «Парад пуговиц»;

А. Лобель «Пуговица»;

Э Литвин «Котик Петенька и его четыре пуговки», «Приключения Плюша и Пуговки»;

Л. Овалов «Медная пуговица»;

Н. Дурова «Гусарская пуговица»;

В. Юрков «Пуговка»;

Е. Меджинская «Пуговки»;

М. Энде «Джим Пуговка и полудракон»;

И. Роздобудько «Пуговицы»;

В. Шварц «Сказка о художнике и царской пуговице»;

М. Агапова «Пуговица на траве»;

Т. Янушевич «Коробка с пуговицами»;

А. Антропова «Волшебная пуговица Тутси-Там»;

И. Михайлова «Пуговка и самолёт»;

Г. П. Шалаева «Потерянная пуговица».

Пословицы, поговорки и загадки по теме.

3

художественно-эстетическое развитие

Рисование:

«Придумай и нарисуй свою пуговицу»;

«Они такие разные».

Лепка:

«Сказочная пуговица».

Аппликация:

«Чудо-дерево»;

«Бабочка»;

«Цветик - семицветик»;

«Мишка».

Конструирование:

«Бусы из пуговиц»;

«Браслет из пуговиц»;

«Гусеница»;

«Пирамидка» (одевание пуговиц на зубочистку);

«Пуговичное дерево» (коллективная работа с использованием проволоки).

Прослушивание песен:

 «Пуговка» (исполняет В. Юрков);

«Коричневая пуговка» (слова Е.Долматовского, музыка В. Селивёрстова); «Все пуговки» (слова Н. Олейникова, музыка В. Москвина);

«Жужа-сыщик и пуговичка-непоседа» (А. Коротич, В. Савинов);

«Пуговка» (инструментальная музыка, исполняет Т. Милоянин).

4

социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры:

«Найди пару»;

«Подбери по цвету»;

«Откуда я?» (классификация пуговиц по профессиям);

«Найди такие же пуговицы» (по форме, величине);

«Найди лишнюю пуговицу»;

«Найди по описанию».

«Выложи клумбу»;

«Подбери пуговицу матрёшке»;

«На что похожа пуговица»;

«Чудесный мешочек»;

«Сосчитай-ка».

Словесные игры:

«Какая пуговица?»;

«У кого какая пуговица»;

«Подбери и расскажи»;

«Опиши пуговицу»;

«Какая пуговица исчезла»;

«У кого больше пуговиц на одежде»;

«В какой руке пуговица?».

Пальчиковые игры:

«С пальца на палец»;

«Пуговичная мозаика» (выкладывание мозаики по образцу и по самостоятельному замыслу);

«Твистер для пальчиков»;

«Продолжи цепочку»;

«Сосчитай на ощупь»;

«Забавная змейка» (шнуровка);

«Выложи узор» (цветок, цифру, букву).

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин»;

«Ателье»;

«Мы дизайнеры».

5

физическое развитие

Игры - эстафеты:

«Кто больше перенесёт пуговиц»;

«Попади пуговкой в цель».

Подвижные игры:

«Метание пуговиц»;

«Выдуй пуговицу из игрового поля» (через соломинку);

«Пуговка не убегай»;

«Иголка с ниткой и пуговица»;

«Прокати пуговицу».

Используемая литература и Интернет ресурсы:

О. В. Дыбина «Рукотворный мир». – М., 2001,

О. В. Дыбина «Игры – путешествия в прошлое предметов». – М., 2001.

Журналы: Дошкольное воспитание» №2 2013г.

А. Рязанцев «Магические пуговицы» // Русская Традиция: Альманах.

https://frazy.su/tag/pugovitsyhttps:

//aphorizmy.ru/pro-pugovicy/

https://mislitel.info/category/55727-pugovica