Проект "Барабинск - наш город родной"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Александровна Тихонова

Цель проекта: воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину.

Основные задачи проекта:

- Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.

- Развивать эмоционально - ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).

- Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

- Развивать представление о культуре и быте коренных народов населяющих родной край.

- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.

- Формировать творческое воображение через  восприятие художественного слова и картин местных писателей и художников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tihonovoy_t.a._maltsevoy_o.a.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 5 «Рябинка»                       Барабинского района Новосибирской области

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Барабинск – наш город родной

                                                               Подготовили  воспитатели:

                                                               Мальцева Ольга Анатольевна,

                                                 Тихонова Татьяна Александровна

                                                 

2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.

Современные исследования, посвящённые проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него - Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П. Арнаутова и др), осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятие детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт) и т.д.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Центральным звеном социализации «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

Накапливаемый при этом опыт касается как позиции и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.

Мы живём и работаем в небольшом городе Барабинске Новосибирской области. Наш край богат своими обычаями, традициями, его населяют интересные, самобытные люди.

И нам захотелось помочь детям узнать, чем красив и богат родной край, сформировать крупинки уважительного отношения к людям труда; к истории, культуре, обычаем и традициям родного края.

Цель проекта: воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину.

Основные задачи проекта:

- Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.

- Развивать эмоционально - ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).

- Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

- Развивать представление о культуре и быте коренных народов населяющих родной край.

- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.

- Формировать творческое воображение через  восприятие художественного слова и картин местных писателей и художников.

Сроки реализации проекта: два года.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Принципы построения педагогического процесса:

1. Принцип историзма

Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

2. Принцип гуманизации

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

3. Принцип дифференциации

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегративности

Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок.

Условия реализации проекта

Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому культурно - историческим фактам.

Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

Развитие музейной педагогики дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по благоустройству города, охране природы и т.д.)

Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (День города, День защиты детей, Масленица, Пасха, и др.), познакомиться с жителями города - носителями социокультурных традиций в области ремесел, песен, танцев и т.п.

Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского и быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)

Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к г. Барабинску должны передаваться детям.

Основные тематические блоки работы воспитателя с детьми:

1. Труд взрослых.

2. Отдых барабинцев.

3. Природа.

4. Культура поведения в городе.

6. Почётные граждане  г.Барабинска.

7. История города.

8. Достопримечательности города.

9. Культура и традиции.

Необходимо учитывать, что «круг  тем», подвижен. Это означает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания города ребенком за счет рассмотрения улицы, дома, города с новых позиций и установление новых связей с тематическими блоками путем обогащения их новым жизненным опытом ребенка. При повторном возвращении к материалу краеведческого содержания постепенно накапливается новыми понятиями, смыслами и ценностями.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину.

Тематический план работы со старшими дошкольниками

1 раздел «Город, что сердцу дорог»

Сроки исполнения

Старшая группа 4-5 лет

Подготовительная группа 5-6  лет

Сентябрь

*Беседа «Улицы города: название и расположение.

*Беседа «Места отдыха горожан»

*Рассматривание карты города Барабинска.

*Экскурсия по улицам города.

Октябрь

*Рассматривание альбома «Наша малая Родина- город Барабинск»

*Посещение тематической выставки центральной районной библиотеки: «Исторический калейдоскоп»

Ноябрь

*Беседа «Где работают родители»

*Занятие «Путешествие по Барабинску»».

*Занятие «История нашего города»

Декабрь

*Знакомство с гербом и гимном нашего города

*Создание и рассматривание альбома «Страницы прошлого»

Февраль

*Экскурсии на почту, в магазин, школу.

*Экскурсия в музей истории и археологии г.Барабинска.

Март

*Создание в группе уголка «Русская изба»

*Фотовыставка «Наш город сегодня»

Апрель

*Выставка детских работ «Мой любимый детский сад»

*Выставка детских работ «Мой любимый детский сад»

Май

Посещение музея истории и  археологии г.Барабинска.

Знакомство с земляками-героями ВОВ.

2 раздел «Природа Сибири»

Сроки исполнения

Старшая группа 4-5лет

Подготовительная группа 5-6 лет

Сентябрь

*Целевая прогулка в городской парк.

*Беседа о жизни животных в лесу и в тундре.

*Обобщающая экскурсия в городской парк.

*Беседа о подготовке е зиме диких животных.

Октябрь

*Посещение выставки «Животные в лесу» в Доме природы.

*Беседа «Как зимуют волк, медведь, лиса, заяц»

*Беседа «Как зимуют ежи, барсуки, бурундуки».

*Составление зимних коллажей.

Ноябрь

*Экскурсия в зимний парк.

*Сравнительная экскурсия в городской парк в разную погоду (Метель, мороз, оттепель, снегопад).

Декабрь

Январь

*Беседа «Помощь зимующим птицам», изготовление кормушек.

*Рассматривание иллюстраций о зиме.

*Подкармливание  птиц на территории детского сада.

* Рассматривание пейзажей местных художников.

Февраль

*Беседа «Жизнь животных и птиц весной».

*Беседа «Берегите лес».

*Занятие «Лес - многоэтажный дом».

*Беседа «Весной на озере».

Март

*Целевая прогулка «Пробуждение природы».

*Беседа «Опасные двойники» (полезные и вредные ягоды и грибы).

Апрель

*Целевая прогулка «Сравнение лиственных и хвойных деревьев».

*Рассказ-беседа «Лекарственные растения родного края».

*Сравнительная беседа «Бабочки и жуки».

*Беседа «Растения родного края».

3 раздел «Культурное наследие Сибири и народное декоративное искусство»

Сроки исполнения

Старшая группа 4-5 лет

Подготовительная группа 5-6 лет

Сентябрь

*Чтение произведений местных писателей, знакомство с их творчеством (А.Тарасова «Стихи о животных», Р.Ругин  легенда «Почему лебеди белые»).

*Чтение произведений местных писателей, знакомство с их творчеством (А.Тарасова «Стихи о животных», Р.Ругин  легенда «Почему лебеди белые»).

Октябрь

Чтение сказок Бажова «Голубая змейка», «Серебряное копытце».

*Просмотров видеофильмов по сказкам Бажова

Чтение сказок Бажова «Голубая змейка», «Серебряное копытце».

*Просмотров видеофильмов по сказкам Бажова

Ноябрь

*Знакомство с творчеством местных художников (занятие в музее истории и археологии).

*Посещение выставки местных художников.

Декабрь

*Знакомство с русским народным костюмом (мужской и женский).

*Беседа «Художники Барабинского  района».

Февраль

*Заучивание стихотворения Ксении Шевелёвой «Мой город».

*Заучивание стихотворения Л. Лапцуй «Родники».

*Выставка народно – прикладного искусства детей (при участии родителей).

Март

*Знакомство с украшением пасхальных яиц.

*Знакомство с украшением русского пряника.

 

Апрель

*Посещение выставки декоративно-прикладного искусства в музее искусства и археологии.

*Знакомство с русской вышивкой (украшение полотенец).

Май

*Знакомство с русской народной игрушкой.

*Знакомство с русской народной игрушкой.

4 раздел «Сибирский  фольклор»

Сентябрь

Октябрь

*Знакомство с русскими народными инструментами.

*Знакомство с русскими народными песнями и хороводами.

*Знакомство с народным сибирским фольклором  загадки, заклички, пословицы,  песни и хороводы.

Ноябрь

Декабрь

*Знакомства с играми народов Сибири.

*Игры народов Сибири.

Январь

Февраль

*Игротека «Игры наших бабушек» (с приглашением родителей).

*Знакомство с культурными традициями «Масленица».

*Беседа «Пословицы, поговорки и приметы народов Сибири».

*Развлечение «Святки».

*Развлечение «Масленица».

*Изготовление кукол из сухой травы для праздника «Масленица».

Март

*Беседа «Праздник «День птиц».

*Прослушивание аудиозаписей народных песен.

Апрель

*Фольклорный праздник «Посиделки»

Фольклорный праздник «Какова пряха, такова и рубаха».

Май

*Прослушивание аудизаписей народных песен.

*Разучивание хороводов, народных песен.

*Праздник «Русской Берёзки»

                             

                   

                          План работы с родителями:

1. Консультации для родителей

- «Художники города Барабинска»

- «Промыслы города Барабинска»

- «Почётные люди города Барабинска»

2. Семейная гостиная «Мой светлый город Барабинск».

3. Совместные праздники и развлечения.

4. Сбор краеведческого материала с участием родителей.

5. Помощь в создании уголка «Русская изба».

6. Помощь в оформлении альбомов «Страницы истории», «Все работы хороши»

7. Выставка семейных реликвий.

8. Проведение игротек «Игры наших бабушек», «Игры народов Сибири».

9. Оформление папки-раскладушки «Экскурсия в краеведческий музей».

10. Выставки народно-прикладного искусства детей и родителей «Мы живём в городе Барабинске».

11. Познавательная игра совместно с родителями «Что? Где? Когда?».

12. Совместные проекты «Традиции семьи».

План работы с педагогами по проекту:

1. Консультация «Страницы истории».

2. Совместная работа по проекту, участие воспитателей в составлении перспективных планов, разработка конспектов.

3. Консультация для воспитателей   «Писатели и поэты – наши земляки».

4. Встречи с работниками библиотеки и музея.

5. Сбор краеведческого материала.

6. Организация фотовыставки «Наш город».

7. Проведение развлечений, праздников.

8. Проведение открытых мероприятий.

Ожидаемые результаты для детей:

1. Имеют представления о городе, в котором они живут. Знают, свою «малую» Родину, испытывают чувство гордости за свой край.

2. Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.

3. Имеют представления о памятниках родного города.

4. Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах.

5. Знают культуру, обычаи и традиции родного края.  Дети могут назвать имена местных писателей, художников и их произведения.

6. Знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.

7. Могут назвать ремесла и профессии коренных народов Сибири.

8. Знают традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки и др.

Критерии отслеживания

1. ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

- Повышение уровня знаний и представлений детей по данному направлению:

- Как называется наш город?

- Почему он так называется?

- Какие улицы города вы знаете?

- Чьи имена носят улицы нашего города?

- Какие памятники, достопримечательности  нашего города вы знаете?

- Каких местных писателей, художников можете назвать?

- Какие праздники отмечаются в нашем городе?

- Назовите промыслы и профессии коренных народов Сибири?

- Знаете ли вы народные игры, песни, частушки, колядки, хороводы? Какие?

- Расскажите о природе родного края.

- Каких вы знаете животных, как изменяются условия их жизни в зависимости от сезона?

         2. ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

     - Участие родителей в совместных мероприятиях, выставках, экскурсия.

  - Повышение педагогической компетентности родителей по нравственно-патриотическому воспитанию.

     - Участие родителей в сборе, оформлении наглядного материала.

         3. ПО РАБОТЕ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

         -  Повышение педагогического уровня воспитателей.

         - Активность воспитателей в работе по проекту.

Литература:

1. Жуковская  Р.И., Виноградова Н.Ф. Родной край, М. Просвещение, 1990г.

3. Лапцуй Л. Едейко,  Салехард, издательство «Красный Север», 2004г.

4. Дудников Н. Медвежьи забавы, Пермь, издательство «Книжный мир», 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Город родной,город-герой"!!(проект)

ГОРОД РОДНОЙ, ГОРОД – ГЕРОЙ.(Проект)               Выполнила воспитатель ГБДОУ № 97 Калининского района  С Петербур...

Среднесросный проект "Город любимый , город родной "для детей старшей группы

Цель: Расширять и закреплять знания детей о родном городе, его истории и достопримечательностях . Расширять кругозор и обобщать словарный запас детей . Учить обобщать пройденный материал . Воспи...

Проект "Родной город, родной край"

Цель: углубить патриотическое чувство, помочь растущему поколению открывать Родину в том, что ему близко и дорого; расширить круг представлений о родном городе и крае , дать о них некоторые доступные ...

Перспективно-тематический план по ознакомлению детей 4-7 лет с родным городом «Город родной – Курск» МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №116» г. Курска

План мероприятий по ознакомлению дошкольников 4 – 7 лет с родным городоммузыкального руководителя Машошиной Г.А. Цель:  Воспитывать  творческую  личность,  знающую  свою...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Конспект ООД по теме: (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)

Конспект ООД по теме:  (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)...

Консультация для родителей "Научите детей любить родной город, родной край!"

              Научите детей любить родной город, родной край!Очень притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства.Задумайтесь, почему, д...