Программа дополнительного образования "Маленькие экологи" (возраст 3-4 года )
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Екатерина Владимировна Криваненкова

Программа дополнительного образования "Маленькие экологи"  (возраст 3-4 года )

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_malenkie_ekologi.docx81.42 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ЮХНОВСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР», г.ЮХНОВ

ЮХНОВСКОГО РАЙОНА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Маленькие экологи»

Возраст обучающихся: 3 -4 года

Срок реализации программы: 1 год

Автор – педагог дополнительного образования

Криваненкова Екатерина Владимировна

Юхнов, 2018

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский

 От уровня сознания людей зависит решение всех экологических проблем, ведь в первую очередь за все живое на Земле несет ответственность человек.

В раннем возрасте у ребенка зарождается любовь к близким: маме, папе, бабушке, дедушке, братьям и сестрам, родному дому. Помочь детям представить себя частицей огромного мира, научить его вести себя правильно в этом мире, жить в созвучии с природой, умножать и беречь все живое на нашей планете нужно еще в дошкольном возрасте. Сознание ребенка в это время распахнуто для восприятия, охотно откликается на добрые и хорошие дела, жаждет знаний об окружающем мире. Нужно учить детей видеть красоту природы, давать им определенные знания о природе, относиться ко всему живому бережно, с любовью.

Как начинается познание мира ребенком? Он начинает делать самые первые шаги в нашем мире, у него множество вопросов обо всем, что окружает его, и он с большим нетерпением ждет ответов. Вот так начинается для него познание мира. Важно в это время обратить внимание детей на жизнь природы, на единство всего живого, зависимость всего живого от происходящего вокруг. У детей постепенно формируется свой взгляд на сказочный мир природы, появляется желание узнать и понять её законы и научиться жить в гармонии с природой. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Занимаясь в кружке, дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе, делать выводы. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе. Их эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в детском саду. Дошкольники -прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем", "как", "почему"? Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность делать свои маленькие открытия.

Актуальностьпрограммы.

Проблема экологического воспитания и образования детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету из плачевного состояния, в котором она находиться сейчас.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.

Полученные в детстве впечатывали от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе.

Новизна программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования детей дошкольного возраста. Программой предусмотрено не только экологическое просвещений детей дошкольного возраста, но и мотивация развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умения постановки и поведения простейших опытов, у детей развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества как доброта, ответственность, умение работать в коллективе.

Педагогическая целесообразность:разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменения и развитие. У них развивается любознательность, воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие экологи » имеет познавательную направленность.

Уровень программы – базовый.

Вид программы – модифицированная.

Цель программы: формирование начал экологической культуры (правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется).

Задачи:

Обучающие:

 - накопление знаний о живой и неживой природе, взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов экологии;  

- формировать навыки правильного поведения и общения в природе.

Развивающие:

 -создание условий для полноценного экологического воспитания

 - развивать у детей осознано правильного, гуманного отношения к природе

Воспитательные:

 - воспитание любви к природе через прямое общение с ней

 - воспитание потребности в созидании и творчестве;

Основные принципы

  • принцип доступности и посильности;
  • принцип наглядности;
  • принцип сочетания различных форм обучения.

Программа рассчитана на 1 год обучения  детей в возрасте  3 – 4 года.

Набор детей в группу свободный. Состав группы постоянный.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общее количество часов  - 160 часов.

Продолжительность занятия 1академический час, занятия проводятся 4 раза в неделю во второй половине дня.

Форма обучения: очная, групповая

Форма работы: на занятиях используются такие формы как игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, а также чтение художественной литературы. Каждое занятие эмоционально окрашено, подобраны стихи, загадки. На  занятиях предполагается использование игрушек, предметных и сюжетных картинок по темам, разнообразного оборудования.

Ожидаемые результаты работы:

Показатели результативности реализации программы

Дети будут знать:

  • правила поведения в  поведения в природе;
  • растения и их характерные признаки;
  • основные признаки диких и домашних животных;
  • виды птиц своей местности.

Дети будут иметь представление:

  • о перелетных птицах;
  • о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе;
  • об охране природы;
  • о наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы;
  • о значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

Дети будут уметь:

  • Выполнять правила поведения на природе.
  • Обеспечивать уход за растениями уголка природы..
  • Обеспечивать уход за растениями цветников 
  •  Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке,    уборка мусора, изготовление природных знаков).

Методы обучения

Наглядные методы:

  • Наблюдения;
  • Драматизация сказок;
  • Рассматривание иллюстраций, репродукций;
  • Проведение дидактических игр.

Словесные методы:

  • Чтение литературных произведений;
  • Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы.

Игровые методы:

  • Проведение разнообразных игр;
  • Загадывание загадок.

Практический метод:

  • Организация продуктивной деятельности детей;
  • Драматизации сказок;
  • Изготовление наглядных пособий;
  • Проведение опытов, экспериментов.

Формы подведения итогов реализации программы.

Педагогическая диагностика проводится в форме индивидуальных бесед, показа иллюстраций, дидактических игр экологического содержания, наблюдения педагога за отношением дошкольников к объектам живой природы.

Формой контроляуровня развития знаний и умений является педагогическая диагностика.

  1.  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел. Тема

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

1

2

Диагностика

11

11

3

Знакомство детей с уголком природы и его оснащением.

1

1

4

Посвящение в «Маленькие экологи»

1

1

5

«Здравствуй осень!»

1

1

6

«Растут ли цветы на нашем участке»

1

1

7

«Красивые цветы можно поставить в вазу»

1

1

8

«Что нам осень подарила?»

1

1

9

Знакомство с репой и морковью

1

1

10

Знакомство со свеклой и картофелем

1

1

11

«Листопад, листопад, листья желтые летят»

1

1

12

Погодные явления осенью

1

1

13

Наблюдение за погодными явлениями.

2

2

14

«Осень в белые туманы»

1

1

15

«Доброе, хорошее солнце»

1

1

16

Вечер экологических игр

2

2

17

«Знакомство с козой и козленком»

1

1

18

«Знакомство с коровой и теленком»

1

1

19

«Собака, кошка - домашние животные»

1

1

20

Создание макета «В деревне. Домашние животные»

3

3

21

«Кто живет на дне морском»

1

1

22

«Аквариумная рыбка»

1

1

23

Создание макета «Аквариум»

2

2

24

«Плыли по небу тучки»

1

1

25

«Что растет в лесу?»

1

1

26

«Синичкин праздник»

1

1

27

«Что бывает на растениях после цветов?»

1

1

28

«Сколько знаю я дождей»

1

1

29

«Расскажи Хрюше о комнатных растениях»

1

1

30

Игра «За каким растением спрятался Хрюша?»

1

1

31

«Зимующие птицы»

1

1

32

«Сколько крыльев у птиц и как они летают?»

1

1

33

«Мы помогаем птичкам»

1

1

34

«У птичий кормушки»

1

1

35

«Как звери в лесу к зиме готовятся»

1

1

36

Создание макета «Животные наших лесов»

1

1

37

«Путешествие в Африку»

1

1

38

Создание макета «Животные Африки»

2

2

39

«Путешествие на Север»

1

1

40

Создание макета «Животные Севера»

2

2

41

Покажем Дюймовочке наш уголок природы.

1

1

42

«Белоснежная зима»

1

1

43

«Лёд, как особое состояние воды»

1

1

44

«Наблюдение за снегом и льдом»

2

2

45

Эксперимент – наблюдение

«Почему снег лепится?»

2

2

46

Деревья зимой

1

1

49

«Сосны в лесу»

1

1

50

«Елочка-красавица».

1

1

51

«Защитите ель и сосну»

2

2

52

Эксперимент «Цветные льдинки»

3

1

2

53

Эксперимент «Как снег превращается в воду?»

2

1

1

54

«Дикие животные в лесу зимой»

2

2

55

Виртуальная экскурсия «Зимний лес».

1

1

56

«Комнатные растения украшают наш дом»

1

1

57

"Путешествие в страну цветов"

1

1

58

Наблюдение – исследование надо ли поливать растение?

2

2

59

«Как ухаживать за комнатными растениями?»

1

1

60

«Уход за комнатными растениями» 

1

1

61

«Помоем  комнатные растения»

1

1

62

Совместно с детьми создать макет «Огород на подоконнике»

3

3

63

Лук от семи недуг

1

1

64

«Знакомитесь - семена!»

2

2

65

«Где лучше растут семена»

1

1

66

«Экспериментальная работа

«Посадка лука»

1

1

67

«Экспериментальная работа

Посадка семян цветов для рассады»

1

1

68

«Наблюдение за луком»

1

1

69

Рисование ватными палочками «Вьюги и метели»

1

1

70

«Наблюдение за сезонными изменениями»

2

2

71

«Свойства льда»

1

1

72

Наблюдение за солнышком

1

1

73

«Птицы у кормушки»

2

2

74

«Голубь»

1

1

75

«Синица»

1

1

76

«Дятел»

1

1

77

«Что такое воздух?».

1

1

78

Опыт с воздухом «Что в пакете?».

1

1

79

 «Правила поведения в природе в теплый период года»

1

1

80

«Береги природу!»

1

1

81

 «День Земли».

1

1

82

«Приметы ранней весны»

1

1

83

«День воды»

1

1

84

«Вода – друг человека».

1

1

85

 «Что плавает? Что тонет»

1

1

86

«Разноцветная водичка»

1

1

87

«Волшебница весна»

1

1

88

«Весна в лесу»

1

1

89

«Деревья весной»

1

1

90

«Веточка березы в вазе»

1

1

91

«Веточка тополя в вазе»

1

1

92

«Птицы»

1

1

93

«Наблюдение за воробьями»

1

1

94

«В гости к первоцветам»

1

1

95

«Мать-и-мачеха – что это за цветы?»

1

1

96

Наблюдение за цветущими комнатными растениями.

1

1

97

«Вот и лето на пороге»

1

1

98

«Знакомство с насекомыми»

1

1

99

«Божья коровка»

1

1

100

«Жучки»

1

1

101

«Пернатые гости из дальних стран»

1

1

102

Наблюдение за погодными явлениями

1

1

103

«Солнышко на травке»

1

1

104

«Знакомство с песком».

1

1

105

«Песок мокрый и сухой»

1

1

106

«Чудесное превращение песка»

1

1

107

«Следы на песке»

1

1

108

«Насекомые на цветах?»

1

1

109

«Знакомимся с одуванчиком»

1

1

110

Сравнение одуванчика и мать – и – мачехи

1

1

111

Наблюдение за погодными явлениями.

1

1

112

«Что такое облака?»

1

1

113

Дидактическая игра «Съедобное – не съедобное»

1

1

114

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

1

1

115

Драматизация сказки «Репка»

1

1

116

Игра «Что растет на нашей грядке»

1

1

117

Экологическая игра «Зоопарк».

1

1

118

Рисования нетрадиционным способом (отпечатками листа)

1

1

119

Рисование с использованием нетрадиционной техники (тычком, жесткой кистью) «Пушистый котёнок»

1

1

120

Нетрадиционное рисование отпечатками фруктов «Компот из яблок»

1

1

121

Дидактическая игра «Наши друзья».

1

1

122

Дидактическая игра «Где растет?»

1

1

123

Драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка»

1

1

124

Аппликация «Птицы на кормушке»

1

1

125

Игра «Пикник»

1

1

126

Игра  «Цветочный магазин»

1

1

127

Дидактическая игра «Все по домам!»

1

1

128

Дидактическая игра «Рассели животных по домам»

1

1

129

Дидактическая игра «В гостях у Лесовичка»

1

1

130

Дидактическая игра «В гостях у бабушки»

1

1

131

Итоговое занятие «чему мы научились»

1

1

132

Выставка работ детского творчества

1

1

133

Итого

160

82

78

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа на год, включает в себя:

  • Ознакомление с правилами внутреннего распорядка в группе, техникой безопасности на занятиях и программой обучения. Знакомство с материалами и инструментами для работы. Техника безопасного труда.
  • В начале года – диагностика уровня знаний, умений, навыков обучающихся, проверка их готовности к занятиям в объединении. В середине учебного года - промежуточная. И конце учебного года проводится диагностика усвоения обучающимися знаний, полученных за время обучения в объединении;
  • Понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя её частью, желание как можно чаще общаться с природой.
  • Осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Экономное использование воды в быту. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоёмов. Понимание роли животных, растений в поддержании чистоты водоёмов и необходимости их охраны. Эстетическая оценка воды в природе (красота реки, капель росы, сверкающего снега). Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков проведения наблюдений за ними.
  • Посадка растений на улицах и в помещении, уход за ними, понимание роли растений в очистке воздуха. Бережное отношение к насекомым, птицам и другим летающим животным. Формирование отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух.
  • Уход за комнатными растениями с учётом их обеспеченности светом и теплом. Эмоциональное отношение к солнцу. Красота закатов и восходов солнца, радуги, умение определять «настроение» природы в солнечную и пасмурную погоду. Формирование бережного отношения к растениям и животным. Формирование навыков безопасного для здоровья поведения во время отдыха.
  • Выработка навыков ухода за растениями (полив, рыхление почвы, выращивание комнатных растений). Формирование понимания необходимости бережного отношения к почве и её жителям. Правила поведения во время отдыха в лесу. Правила поведения при обработке растений и почвы ядохимикатами.
  •  Воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, умения сопереживать им как живым существам, наблюдать за их жизнью и
    желания защищать их. Понимание неповторимости каждого вида растений, их роли в природе и в жизни человека, необходимости защищать не только их самих, но и места обитания. Формирование навыков ухода за растениями. Умение прогнозировать последствия своих действий по отношению к растениям. Правила поведения по отношению к растениям во время отдыха на природе.
  • Воспитание бережного отношения к животным,
    понимания необходимости существования всех видов, неправомочности их деления на «вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Формирование навыков ухода за домашними животными. Понимание необходимости охраны не только самих животных, но и их «домов», местообитаний. Формирование представлений о том, что каждое животное должно жить в собственном природном доме.Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Умение наблюдать за животными, прогнозировать последствия своих действий по отношению к ним. Помощь животным, обитающим рядом с нами.
  • Бережное, эмоциональное отношение ко всем лесным жителям, соблюдение правил поведения в лесу. Умение видеть красоту
    леса и слушать звуки природы
  •  закрепление и обобщение правил экологически
    грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и быту. Эстетическое восприятие природы. Участие совместно со взрослыми в природоохранной деятельности, доступной для данного возраста. Преодоление потребительского отношения к природе, формирование потребности и желания жить в гармонии с ней.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Данная дополнительная образовательная программа реализовывалась в условиях развивающей среды.

Помещение для занятий

Большая группа, столы сдвинуты в длину так, чтобы дети сидели друг напротив друга, стол воспитателя придвинут перпендикулярно, чтобы лучше видно было наглядный материал. Группа удобная, хорошо освещена.

В процессе обучения с детьми регулярно проводятся инструктажи по технике безопасного поведения в групповой комнате

Оборудование и материалы:

-Приборы -помощники: лупы, магниты

-Природные материалы: песок, вода, почва, камни, спилы и листья деревьев, опилки, кора, шишки сосны и ели, желуди

-Ёмкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда, банки, палочки, воронки, сито, фильтры ( вата, салфетки, марля), сосуды из пластмассы

-Красители: гуашь, акварель, пищевые

-Вспомогательные материалы: воздушные шары, мыльные пузыри, свечи, бумажные полоски, целлофановые пакеты, трубочки для коктейля, сантиметр, муляжи овощей и фруктов, насекомых, виды бумаги и тканей, модели животных и птиц

-Художественная литература, иллюстрации, дидактические игры.

Приложение 1

Педагогический мониторинг

Изучение индивидуального развития детей 3-4 лет.

Инструментарий педагогической диагностики детей 3 - 4  лет

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки. В период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребёнок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определённого параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы:

- наблюдение;

- проблемная (диагностическая) ситуация;

- беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

- индивидуальная;

- подгрупповая;

- групповая.

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Проявляет живой и познавательный интерес к непосредственно воспринимаемым объектам, но и самостоятельно, при восприятии необычного испытывает ярко выраженное чувство удивления, которое побуждает получать новые знания, радуется новому.

Средний уровень эффективности педагогический воздействий. Проявляет познавательный интерес к непосредственно воспринимаемым объектам, с интересом наблюдает за окружающим под руководством взрослого, самостоятельные наблюдения не характерны, при восприятии необычного проявляет чувство удивления, но не устойчиво радуется новому.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Познавательный интерес проявляется, но быстро угасает, в наблюденияхорганизованныхвзрослыми, участвует формально, чувство удивления проявляет редко, реакция на новизну не продолжительная.

« РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»                                                        

Уровни

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Критерии оценки

I. Уровень знаний о ближайшем окружении.

Игра «Четвертый лишний».

Материал: предметные картинки с изображением различных предметов.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель раскладывает предметные картинки по принципу «Четвертый лишний», просит ребенка найти лишнюю картинку и объяснить почему.

  1. балл - ребенок затрудняется в определении четвертого лишнего.
  2. балла - ребенок самостоятельно определяет лишний предмет, но объяснить, почему он лишний, может только с помощью наводящих вопросов воспитателя, пользуется ситуативной речью, жестами.
  3. балла - ребенок самостоятельно определяет лишний предмет и объясняет, почему он лишний (объясняет функции, назначение предметов, выделяет признаки и называет их (цвет, форма, материал).

II. Уровень сформированности умений устанавливать

простейшие связи между воспринимаемыми предметами

и явлениями.

1.Дидактическая игра «Помоги Незнайке».

Материал: два конверта с символами «человек», «бабочка»,предметные картинки с изображением природы и предметов, сделанных руками человека (солнце, облако, дерево, река, птичка; стул, кукла, кастрюля, шапка, сапоги, платье и др.).

Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает ребенку поиграть. Поясняет, что в конверт, где изображен человек, нужно сложить картинки предметов, сделанных руками человека, а в конверт с изображением бабочки сложить картинки с изображением природы.

2.Дидактическая игра «Разложи картинки».

Материал: предметные картинки с изображением мебели,

посуды, одежды, игрушек, обуви (по 4-5 шт.).

Содержание диагностического задания:

Инструкция. Найди картинки, где нарисована одежда, (посуда, обувь) и т. д.

  • А теперь скажи, из чего сшито платье?
  • Из бумаги, дерева или ткани?
  • А посуда стеклянная или деревянная? И т. п.
  1. балл - ребенок затрудняется группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы, не справляется с заданиями даже при активной помощи воспитателя.
  2. балла - ребенок выполнил задания с незначительной помощью воспитателя. Группирует и классифицирует хорошо знакомые предметы.
  3. балла - ребенок легко справляется с заданиями, правильно обосновывает свои действия. Знает материалы, из которых сделаны предметы (дерево, ткань, бумага). Делает простейшие обобщения.

III. Уровень знаний о явлениях общественной жизни.

1. Беседа по сюжетной картинке «Моя семья».

Материал: сюжетная картинка с изображением семьи (бабушка, дедушка, папа, мама, дочь, сын).

Содержание диагностического задания:

Инструкция.

Посмотри внимательно на эту картинку.

  • Как ты думаешь, кто здесь нарисован?
  • Что делает бабушка?
  • Дедушка?
  • Остальные?
  • Как заботится о тебе бабушка? Мама? Папа?
  • С кем ты живешь?

2.Беседа по вопросам.

  • Попробуй вспомнить название города, в котором ты живешь.
  • Ты часто гуляешь по городу с мамой (папой)?
  • Ты благодаришь родителей за интересные прогулки?

И т. п.

1балл - перечисляет членов семьи, не давая пояснения их действиям. Затрудняется назвать, как заботятся друг о друге. Не знает названия своего города.

2балла - ребенок называет членов семьи, но с трудом отвечает на поставленные вопросы, пользуется ситуативной речью. Знает название города.

3балла - ребенок знает каждого члена семьи. Знает название своего города, с доверием относится к взрослым, которые заботятся о нем.

Высокий уровень - 8-9 б

Средний уровень - 6-7 б

Низкий уровень - 3-5 б

РАЗДЕЛ «ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ»

Уровни

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Критерии оценок

I. Уровень знаний о некоторых домашних животных.

1. Дидактическая игра «Кто в домике живет?».

Материал: домик с окошечками и ставенками. В окна вставлены иллюстрации с изображением домашних животных.

Содержание диагностического задания: Воспитатель показывает ребенку домик с закрытыми ставенками и предлагает, открывая каждое окошко, называть животных.Например:

- Посмотри, какой чудесный домик. Хочешь узнать, кто в нем живет? Открывай окошечки и называй животных, которых ты увидишь.

2. Дидактическая игра «Чьи детки?».

Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей (корова - теленок, лошадь - жеребенок, свинья - поросенок, коза - козленок, кошка - котенок, собака - щенок), фланелеграф.

Содержание диагностического задания:Воспитатель, выставляя на фланелеграф картинки детенышей животных, просит найти взрослое живот ное - маму.Например:

  • На лужок будут приходить детеныши разных животных, которые потеряли своих мам. Постарайся помочь им.
  • Нужно найти и поставить то животное, чей детеныш потерялся.
  • Как зовет детеныш коровы свою маму?
  • А лошади? И т. п.

  1. балл - ребенок не справляется с заданием.
  2. балла - ребенок называет животных, знает, как они кричат. Самостоятельно находит картинку с детенышем, но называет не всех.
  3. балла - ребенок правильно называет всех домашних животных. Знает, как они кричат, самостоятельно находит картинку с детенышем и называет его.

II. Уровень первоначальных знаний   о диких

животных и их отличительных особенностях.

Дидактическая игра «Кто где живет?».

Материал:предметные картинки с изображением домика и леса и набор предметных картинок с изображением домашних и диких животных (лиса, медведь, заяц, волк, белка).

Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением домика и леса, а затем просит расселить животных.Ребенок под картинкой с изображением леса должен разложить диких животных, под картинкой с изображением домика - домашних.После того как ребенок «расселил» животных по домикам, воспитатель просит перечислить всех животных, живущих в лесу и назвать их одним словом (дикие).Затем педагог просит ребенка назвать отличительные особенности внешнего вида животных (лиса рыжая, у нее длинный пушистый хвост).

  1. балл - ребенок не справляется с заданием без помощи взрослого.
  2. балла - ребенок имеет первоначальные представления о диких животных (живут в лесу). Затрудняется назвать отличительные особенности.
  3. балла - ребенок имеет первоначальные представления о диких животных (живут в лесу). Называет отличительные особенности внешнего вида знакомых животных.

                                                  III. Уровень сформированности элементарных представлений

                                                                       о хороших и плохих поступках.

1. Наблюдение за ребенком во время прогулки, во время выполнения простейших поручений.

2. Наблюдение за ребенком во время организованной деятельности: полив растений.

Содержание диагностического задания:

Предшествующая беседа.

  • Чем поливают цветы? (Водой.)
  • Из чего поливают цветы? (Из лейки.)
  • Где мы будем брать воду?
  • Сколько воды нужно наливать в лейку? (Половину.)

Педагог предлагает ребенку полить цветы, при необходимости оказывает помощь.

Обращает внимание ребенка, что в горшок с растением необходимо наливать небольшое количество воды, стараясь не пролить.

1балл - ребенок имеет представления о хороших и плохих поступках, но не выполняет их систематически, с поручениями взрослых не справляется.

2 балла - ребенок имеет представления о хороших и плохих поступках, во время беседы правильно анализирует ситуации, но не всегда принимает посильное участие в охране окружающей среды. Выполняет поручения при помощи взрослого, но не всегда охотно и заинтересованно.

3 балла - ребенок принимает посильное участие в охране окружающей природы (без надобности не срывает растения, не ломает ветки деревьев и кустарников, не пугает животных и т. п.), охотно выполняет простейшие поручения, умеет планировать свою деятельность.

Высокий уровень - 8-9 б

Средний уровень - 6-7 б

Низкий уровень - 3-5 б

Таблица 2

Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей на начало учебного года

Возрастная группа______дети 3-4 лет___________________________________          Дата проведения ___19-21.09.2018_____

____

Разделы

Развитие познавательно- исследовательской деятельности

Ознакомление с миром природы

Итоговый показатель по каждому ребёнку

Умеет устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения, группирует и классифицирует знакомые предметы

В совместных дидактических играх умеет выполнять по степенно усложняющиеся правила

Знаком с характернымиособенностями времен года, сезонными изменения ми, правилами поведения в природе

Знает и называет некоторые растения и животные, их детёнышей, особенности их поведения и питания

1

1

1

1

1

4

Н

2

2

2

1

2

7

С

3

1

2

1

2

6

С

4

1

1

1

1

4

Н

5

2

1

2

2

7

С

6

2

2

1

2

7

С

7

1

1

1

1

4

Н

8

2

2

1

2

7

С

9

2

2

1

2

7

С

10

1

1

1

1

4

Н

11

1

1

1

2

5

Н

12

1

1

1

1

4

Н

13

1

1

1

1

4

Н

14

1

1

1

2

5

Н

15

2

2

1

2

7

С

16

1

1

1

1

4

Н

Всего детей:

16

16

16

16

Уровневые показатели: Высокий уровень – 12-9 баллов Средний уровень – 8-5 баллов Низкий уровень -4-0 балла

Педагог дополнительного образования:_______  /__________________

РЕЗУЛЬТАТЫ диагностики уровня развития детей:

НАЧАЛО ГОДА:

Всего детей по списку: 16детей                  Всего обследуемых детей: 16детей

Высокий уровень - детей    -   %

Средний уровень 6      детей,44%

Низкий уровень         9     детей, 56%

Количество детей, принявших участие в мониторинге 16 человек. Гендерные особенности: 7 мальчиков, 9 девочек.

Детей с высоким уровнем не выявлено.

Со средним уровнем - 44%, дети знают основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ и средой обитания, правильно называют домашних животных и то какую пользу они приносят человеку, различают и называют геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Называет разные предметы, которые окружают их. Знают о том, что нужно бережно относиться к природе, но выполняют не все.

Низкий уровень имеют дети - 56%, которые не могут различать и называть некоторые растения ближайшего окружения, назвать время года.

Вывод: необходимо продолжать работу с детьми, через дидактический материал. Обогащать представление детей об окружающем мире, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность, интерес к исследовательской деятельности. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей на середину учебного года

Возрастная группа______дети 3-4 лет___________________________________          Дата проведения 25-28.12.2019

____

Разделы

Развитие познавательно- исследовательской деятельности

Ознакомление с миром природы

Итоговый показатель по каждому ребёнку

Умеет устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения, группирует и классифицирует знакомые предметы

В совместных дидактических играх умеет выполнять по степенно усложняющиеся правила

Знаком с характернымиособенностями времен года, сезонными изменения ми, правилами поведения в природе

Знает и называет некоторые растения и животные, их детёнышей, особенности их поведения и питания

1

2

2

1

1

7

С

2

3

3

2

2

10

В

3

2

2

2

3

9

В

4

2

2

2

2

8

С

5

2

2

2

2

8

С

6

3

3

2

2

10

В

7

1

1

1

2

5

С

8

3

2

2

2

9

В

9

3

3

2

2

10

В

10

2

1

1

2

6

С

11

2

2

2

2

8

С

12

2

2

1

2

7

С

13

2

2

1

2

7

С

14

2

2

3

3

10

В

15

2

2

2

2

8

С

16

2

2

2

2

8

С

Всего детей:

16

16

16

16

Уровневые показатели: Высокий уровень – 12-9 баллов Средний уровень – 8-5 баллов Низкий уровень -4-0 балла

Педагог дополнительного образования:_______  /__________________

РЕЗУЛЬТАТЫ диагностики уровня развития детей:

СЕРЕДИНА ГОДА:

Всего детей по списку: 16детей                  Всего обследуемых детей: 16детей

Высокий уровень 6 детей   38%

Средний уровень 10 детей,62%

Низкий уровень-детей, -

Количество детей, принявших участие в мониторинге 16 человек. Гендерные особенности: 7 мальчиков, 9 девочек.

Анализ показателей динамики освоения программного материала показал, что материал усвоен в основном на среднем уровне - 62%. Использовался метод наблюдения, индивидуальная беседа, игровые тестовые задания. Так многие дети научились определять основные признаки живого, устанавливать связи между состоянием живых существ и средой обитания, правильно называть домашних животных и их детенышей. У детей сформировалось понятие, что нужно бережно относиться к природе. Дети могут различать и называть некоторые растения ближайшего окружения, назвать время года, не умеют сравнивать два предмета по величине, не умеют определять части суток и называть их.

С высоким уровнем - 38%, дети знают и называют основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ и средой обитания, правильно называют домашних животных и то какую пользу они приносят человеку, называет разные предметы, которые окружают их. Знают о том, что нужно бережно относиться к природе, выполняют все задания.

Необходимо уделить внимание формированию целостной картины мира, так же использовать в работе деятельность экспериментирования, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность

Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей на конец учебного года

Возрастная группа______дети 3-4 лет___________________________________          Дата проведения28 -31.05.2019

____

Разделы

Развитие познавательно- исследовательской деятельности

Ознакомление с миром природы

Итоговый показатель по каждому ребёнку

Умеет устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения, группирует и классифицирует знакомые предметы

В совместных дидактических играх умеет выполнять по степенно усложняющиеся правила

Знаком с характернымиособенностями времен года, сезонными изменения ми, правилами поведения в природе

Знает и называет некоторые растения и животные, их детёнышей, особенности их поведения и питания

1

3

2

2

2

7

С

2

3

3

3

3

12

В

3

3

3

3

3

12

В

4

2

3

2

3

10

В

5

3

3

3

3

12

С

6

3

3

3

3

12

В

7

2

2

2

2

8

С

8

3

3

2

3

11

В

9

3

3

3

3

12

В

10

2

2

2

2

6

С

11

3

3

3

2

11

В

12

3

2

2

3

10

В

13

2

2

2

2

8

С

14

3

2

3

3

11

В

15

3

2

3

3

11

В

16

3

2

2

3

10

В

Всего детей:

16

16

16

16

Уровневые показатели: Высокий уровень – 12-9 баллов Средний уровень – 8-5 баллов Низкий уровень -4-0 балла

Педагог дополнительного образования:_______  /__________________

РЕЗУЛЬТАТЫ диагностики уровня развития детей:

КОНЕЦ  ГОДА:

Всего детей по списку: 16детей                  Всего обследуемых детей: 16детей

Высокий уровень    11 детей   69   %

Средний уровень      5 детей,31%

Низкий уровень         -     детей, -

Количество детей, принявших участие в мониторинге 16 человек. Гендерные особенности: 7 мальчиков, 9 девочек.

Дети, с высоким уровнем (69%) самостоятельно справляются с заданием, правильно отвечают на вопросы, без подсказки взрослого. Со средним уровнем (31%), дети знают основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ и средой обитания, правильно называют домашних животных и то какую пользу они приносят человеку. Дети имеют представление о целостной картине мира, хорошо ориентируются в ближайшем окружении, обладают знаниями о природе (в соответствии с их возрастом), с большим интересом участвуют в экспериментальной деятельности.

По данным результатам можно сделать вывод, что за год дети усвоили программный материал без определенных трудностей. Результаты отражают состояние возрастной нормы развития воспитанников, отмечается положительная динамика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
  2. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.
  3. Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.
  4. Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М. 1992г.
  5. Журнал «Дошкольное воспитание»

№7 -1993г «Ребенок и природа». стр.3

№7 -2000г. «Наш дом – природа», стр.2-26

№9 -2000г. «Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.47.

№11 -2000г.  «Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.31.

  1. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004.
  2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. — 7-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013.-631/
  3. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
  4. Соломенникова,  О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. / О.А СоломенниковаО.А. М.: Мозаика – Синтез,2006г.
  5. Федеральный  закон  «Об образовании в Российской Федерации». –Москва : Проспект, 2017. – 128 с.
  6. Наглядное пособие для педагогов

Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи»

«Насекомые в картинках» , выпуск №1,2,3.,М.: 2008г.,Изд.ООО «ГНОМ»

«Обитатели океана  в картинках» , выпуск №1,2,3.,М.: 2008г.,Изд.ООО «ГНОМ»

«Птицы  в картинках» , выпуск №1,2,3.,М.: 2008г.,Изд.ООО «ГНОМ»

«Рыба  в картинках» , выпуск №1,2,3.,М.: 2008г.,Изд.ООО «ГНОМ»

Список литературы(для детей и родителей)

  1. В.Бианки "Лесная газета", "Как Муравьишка  домой спешил", "Музыкант", "Хвосты", "Русские сказки о природе", "Лесные домишки", "Лис и мышонок", "Мышонок Пик", "Первая охота", "Теремок", "Чей нос лучше".
  2. Н.Сладков "Лесные сказки"
  3. И.Гурина серия книг "Для детского сада"( "Как  появляется бабочка", "Как появляется птица", "Как появляется цветок", "Как появляется птица").
  4. Е.ЧарушинСерия "Чарушинские зверята"(" Пищик", "Цапля", "Что за птица", "Невиданные звери", "Бобровый пруд", "Бишка", "Невидимки песков".
  5. Д,Мамин- Сибиряк "Серая шейка", "Рассказы старого охотника"
  6. И.С.Соколов-Микитов "Год в лесу"
  7. К.Паустовский "Кот- ворюга"
  8. А.Тихонов "Сказки леса"
  9. С.Махотин" Прогулки по лесу"и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в соответствии с ФГОС "Детство"

I. Целевой раздел1. Пояснительная записка Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается с...

Рабочая программа кукольного театра «Лукоморье». Возраст 3 -4 года. Срок реализации 1 год

Рабочая программа кукольного театра «Лукоморье".  Возраст 3 -4 года.Срок реализации 1 год...

Методическая разработка Рабочая программа дополнительного образования «Экология человека» (для детей 6-7 лет)

Основной целью данной программы  является знакомство детей  с основными особенностями строения и функций их собственного организма, формирование представления о взаимосвязи всех систем...

Рабочая программа для детей раннего возраста 2-3 года группа «Петушок»

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. На...

Дополнительная программа бассейн на лето возраст 3-4 года

Физическая культура по плаванию является частью общечеловеческой культуры. Она охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют важнейшее значение для нормального психофизического развития ребе...

Рабочая программа группы младшего дошкольного возраста (3-4 года) Группа 3 (2023-2024)

Рабочая программак федеральной образовательной программе дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида детский сад №3 «Солнышко...