Занятие "Лаборатория воздуха"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Григорьева Светлана Валерьевна
 «Лаборатория воздуха»
Цель: Сформировать представление детей о воздухе, его свойствах и роли в жизни человека. 
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воздуха;
2. Дать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы;
3. Обогащать и активизировать словарь детей;
4. Развивать навыки проведения опытов;
5. Развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы.
 
Оборудование:
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
- прозрачный стаканчик с салфеточкой на дне;
- стаканчики с водой, на дне – горох (по количеству детей);
- нарисованные схемы: глаз, нос, руки, ухо;
- духи;
- прозрачная емкость с водой;
- веера по количеству детей;
- воздушный шарик (сдутый и надутый);
- трубочки;
- бейджики по количеству детей;
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе

«Лаборатория воздуха»

Образовательная область «Познавательное развитие»,

 раздел «Экспериментирование».

                                   

Воспитатель:

Григорьева С.В.

                                                                                                         

                                         

 «Лаборатория воздуха»

Цель: Сформировать представление детей о воздухе, его свойствах и роли в жизни человека. 

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами воздуха;

2. Дать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы;

3. Обогащать и активизировать словарь детей;

4. Развивать навыки проведения опытов;

5. Развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы.

Оборудование:

- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);

- прозрачный стаканчик с салфеточкой на дне;

- стаканчики с водой, на дне – горох (по количеству детей);

- нарисованные схемы: глаз, нос, руки, ухо;

- духи;

- прозрачная емкость с водой;

- веера по количеству детей;

- воздушный шарик (сдутый и надутый);

- трубочки;

- бейджики по количеству детей;

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам прилетел Воздушный шарик. К нему была привязана записка, давайте я прочитаю её.

«Дорогие друзья! Этот воздушный шар летит из волшебной страны Шароландии. Он еще совсем маленький, но уже отправился в путешествии, чтобы узнать о себе что-то новое. Ведь он даже не знает, почему шарики называют воздушными! Будьте любезны и помогите воздушному шарику!

Воспитатель: Ребята,  мы поможем Воздушному шарику?

Дети: Да, конечно, Шарик, не переживай,  мы обязательно тебе постараемся помочь.

Воспитатель: А для чего нам нужен воздух?

Дети: Дышать

Воспитатель: А кому ещё нужен воздух?

Дети: Рыбам, животным, растениям.

Воспитатель: Правильно, всему живому. Но воздух никто не видел, не трогал руками. Так может, и нет никакого воздуха? Давайте проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух, и какими свойствами он обладает. Я предлагаю вам, ребята, вместе с Воздушным шариком отправиться в лабораторию, и как настоящие ученые-исследователи провести опыты, чтобы узнать побольше интересного о воздухе и помочь нашему гостю.

В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не нарушать тишину, не перебивать друг друга, бережно обращаться с оборудованием, пользоваться только своими инструментами.

Вот мы и очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы.

Ученые при исследовании часто пользуются схемами, моделями. Посмотрите на доску.

На первой схеме изображен глаз.

Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?

Дети: Как можно увидеть воздух?

Эксперимент 1. «Поймай воздух».

Воспитатель: Возьмите со столов  полиэтиленовые пакеты. Смотрите, какие они тоненькие, их можно сложить в несколько раз.

Теперь попробуйте поймать в пакет воздух и закрутите его. Пакет полон воздуха?

Дети: Да!

Воспитатель: Значит, воздух существует! Воздух занял всё место в пакете, хоть мы его и не видим.

Вывод: воздух прозрачный, он везде,  чтобы его увидеть, его надо поймать.

И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете точно так же, как и в животике у Воздушного шарика!

Эксперимент 2 «Есть ли воздух в стаканчике

Воспитатель: Внимание коллеги. Следующий эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилине салфеточку. Переворачиваем стаканчик вверх дном и опускаем его прямо вертикально в ёмкость с водой, до дна ёмкости.

Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой. 

Дети: Она сухая

Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане (воздух везде) – пускай мы его и не видим (потому что он невидимый), но именно он и не пускал туда воду.

Эксперимент 3 «Воздух в человеке»

Воспитатель: А внутри людей есть воздух? Давайте проверим.
Двигайте к себе стаканчики с водой, на дне стаканчиков лежат горошинки
. Хотите оживить горошины? Что надо сделать?

Дети: Надо подуть в трубочки.

Воспитатель: Что мы видим? Появились пузырьки - это воздух.  А что делают наши горошины?

Дети: Они двигаются.

Воспитатель: Что же нам помогло оживить горошины?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться.

Вывод: значит, сейчас мы убедились, что в человек есть воздух! Мы им дышим!

Воспитатель: Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Какая следующая схема на нашей исследовательской доске?

Дети: Нос.

Воспитатель: Давайте же проверим, имеет ли воздух запах.

Эксперимент 4. «Есть ли запах у воздуха

Воспитатель: Ребята, чувствуете ли Вы запах воздуха?

Дети: Нет!

Брызнуть в воздух духи или ароматизированную воду.

Воспитатель: А сейчас?

Дети: Чувствуем запах духов.

Вывод: воздух без запаха, но  может передавать чужие запахи.

Воспитатель: Теперь юные ученые, нам надо отдохнуть!

Физминутка

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

Воспитатель: Давайте теперь опять обратимся к исследовательской доске. Что изображено на следующей схеме?

Дети: Руки. 

Воспитатель: Как вы думаете, что руки могут обозначать?

Дети: Как почувствовать воздух.

Эксперимент 5. «Движение воздуха»

Воспитатель: Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

Дети: Можем!

Воспитатель: На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта). Давайте попробуем ощутить воздух. Возьмите веера и помашите им в лицо.

Что вы чувствуете? 

Дети: Чувствуем, как воздух движется.

Воспитатель: Правильно. Это движение воздуха напоминаем нам ветерок.

Вывод: ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: Посмотрите, на следующую модель, нарисовано – ухо. На какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?

Эксперимент 6. «Слышим воздух»

Воспитатель: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера или сдуть шарик, то мы можем услышать воздух. Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите?

Дети: Звук, воздух.

А ещё у нас на столе есть  шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух?

Дети: Нужно его надуть, а затем растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим?

Дети: Писквоздух.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Воспитатель: Итак, коллеги, давайте напомним Воздушному шарику, что мы в нашей лаборатории узнали о воздухе?

Вывод 1: Воздух существует!

Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.

Вывод 3: Воздух без запаха.

Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас

Вывод 5Воздух можно услышать разными способами.

Вывод 6: Ветер – это движение воздуха.

 

Воспитатель: Наш эксперимент подходит к концу, вы все были внимательными, активными. Как Вы думаете помогли мы воздушному шарику узнать о себе что-то новое?

Дети: Помогли!

Воспитатель: Конечно, теперь Воздушный шарик знает, почему его называют воздушным! Предлагаю Вам на прогулке отпустить шарик в Шароландию и он обязательно поделится с другими шариками своими новыми знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Воздух" "Где прячется воздух"

Проект «Что такое воздух?» ГБДОУ д/с № 12 Петроградского районаАвтор: Фотеева З.Т.воспитательИсследовательский проект.Долгосрочный проект, длительность – 6 недель.Участники проекта: Дети, воспита...

Презентация "Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Знакомство детей со свойствами воздуха....

"Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Конспект предназначен для воспитателей и детей средней группы....

конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"

Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»

- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...