Вулканы России
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Вассер Алёна Юрьевна

Вулканы России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vulkan_otkrytoe_zanyatie.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Вулканы России» (экспериментальная деятельность)

Образовательные задачи.

Познавательное развитие: Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы. Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов

Речевое развитие: формировать умение правильно строить сложные предложения, высказывать мысли. Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.

Художественно – эстетическое: Формировать умение видеть красоту, даже во время стихий, умение эстетично изображать свои действия на листе.

Социально-коммуникативное развитие: Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения. Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность),умение работать в коллективе.

Физическое развитие: Формировать умение держать осанку при работе за столом, удовлетворить физическую активность детей.

Материалы и оборудование.

1. Дидактический материал: бандероль с пемзой, презентация: «Вулканы», разрезанные картинки вулканов, макет вулкана, колбы по количеству детей, палочки для перемешивания, красная гуашь, пищевая сода, моющая жидкость, уксус, вода, разносы на каждого ребенка.

2. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей: Интерактивная доска, видеокамера

Ребята, спешу вам сообщить, что к нам в группу пришла бандероль от Незнайки, давайте ее откроем и посмотрим, что в ней, но прежде прочитаем от кого она?

Открываем бандероль и видим - пемзу.

Что ж ребята, чтобы отправить ответ Незнайке, нам необходимо разобраться, что это за предмет и как он появился. Предлагаю подумать, каким образом мы это можем узнать?

Давайте проведем эксперимент, побываем в лаборатории, но прежде чем проводить эксперимент, отгадайте загадки и поймете с чего мы начнем разговор:

"Я плююсь огнем и лавой,

Я- опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?"

Воспитатель: Как вы думайте, о чем пойдет сегодня речь? А чтобы убедиться соберите картинку и скажите, что получилось?

Воспитатель: Молодцы! Как вы думайте, что такое вулкан?

Воспитатель: Предлагаю посмотреть небольшую презентацию «вулканы», что бы уточнить наши предположения о том, что же такое вулкан.

На космическом корабле можно попасть в космос, откуда хорошо видно нашу планету. Она очень огромная и похожа на шар.

Глубоко под нами, внутри нашей планеты, земля такая горячая, что похожа на кашу.

На нашей Земле есть вода (моря, реки и океаны) и суша (она сухая). Мы живем на суше. На суше есть высокие горы. Вы видели горы? Суша твердая. Но это только сверху, а глубоко внутри Земли так жарко, что даже камни плавятся.

Слово «ВУЛКАН» на латыни означает «огонь» и «пламя». Так назван один из древнерусских богов – бог огня и кузнечного дела.

“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Была у него кузница внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.”

— Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. 

Вулканы бывают извергающиеся на суше…

Сначала лава жидкая, очень горячая и красного цвета, а когда она остывает, то становится серой или черной.

Если лава затвердевает внутри кратера, то говорят, что вулкан потух или спит. Когда проснуться потухшие вулканы? Этого никто не знает!

«Спящие» вулканы мало отличаются от других гор.

Но иногда они «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы.

При извержении вулкана на поверхность выходит магма, ее также называют ЛАВОЙ.

Канал, по которому поднимается магма – называется ЖЕРЛОМ вулкана.

Вот посмотрите, что происходит при извержении. Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу. Магма вырвавшаяся из вулкана называют лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде потока. В начале горы поток имеет очень большую тем. До 1000гр. И быстро стекает по склонам горы. Но на воздухе лава остывает и затвердевает. А кусочки застывшей лавы есть пемза. Пемза это полезное ископаемое, используется человеком. Ребята, давайте сравним пемзу с нашим предметом. Посмотрите какая она интересная. Внутри этого камешка пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.

Вулканы кажутся красивыми, но они очень опасны. Ребята! Как вы думаете, какой вред приносит извержение вулкана? 
Ничто не в силах удержать вулкан. Под его пеплом погибают города, острова и даже страны. Страшная трагедия, случилась в далеком прошлом. Был стерт с лица земли город Помпея. Никому спастись не удалось в этом городе. Через несколько лет археологам удалось раскопать этот погибший город. Эта страшная трагедия произвела огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил трагедию на своем полотне. И назвал он ее «Последний день Помпеи».
Извергающийся вулкан разрушает древний город и мужественные люди пытаются спастись.

Вулканы бывают извергающиеся на суше…

А также бывают подводные…

Также застывшая лава со временем  становится камнем. Он называется туф. Из него строят дома. 

 Какую еще пользу может принести вулкан?  Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Выращивают виноград.

Вулканический пепел – удобрение для растений
Вулканический туф (горная порода)- возводят здания

Учёных, которые следят за состоянием вулканов и часто могут предсказать начало их извержений называют вулканологи.

А как вы думайте это нужная профессия?

Воспитатель: Конечно же это очень важная профессия. Они следят за вулканами, предупреждают людей о их состоянии, о том какой вулкан проснулся или наоборот уснул, какой потух, а какой представляет опасность. Эти люди изучают строение земли, и что происходит внутри под земной корой. Изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей это спасение людей, их эвакуация и оповещение.

Физминутка:

Вулканы начали играть

Из жерла лаву извергать.

Вулкан гремит! вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид.(руки на поясе, затем поднимаем вверх, сжимая и разжимая кулаки)

Но вот он начал уставать, огонь в нем начал угасать(опускаем руки, приседаем)

Последний раз огнем дыхнул(сидя долгий выдох)

И на десятки лет уснул(руки под щеку)

А теперь скажите, а в России есть вулканы? Да. Их много на полуострове Камчатка 

А теперь проходим в нашу лабораторию, понаблюдаем, как извергается вулкан. в жерло я насыпаю белый порошок, это сода, затем добавляю моющую жидкость, несколько капель, вливаю закрашенную воду, а вот теперь самое главное, что заставит наш вулкан извергаться, только помните, это очень опасная жидкость, называется уксус, и вы ее не должны брать в руки. Воспитатель вливает уксус, происходит извержение.

А хотите сами попробовать сделать извержение вулкана. подходите к столам, вспоминаем, что всыпаем сначала, а затем?

Каким был наш вулкан изначально, правильно, спящим. А затем?

Уксус вливает воспитатель.

Ну, вот, теперь вы все знаете о вулканах и можете незнайке записать видеоответ, а я его отправлю через интернет.

Молодцы, дети, настоящие исследователи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сценария по исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы "Извержение вулкана"

« Извержение вулкана» Конспект мероприятия по исследовательской деятельности для детей старшей группы.      Цель:ØПознакомить детей с природными явлениями –вулканами, их ...

Конспект занятия в подготовительной группе "Вулканы"

Данная тема для детей остается интересной и познавательной. На протяжении всего периода проживания темы мы знакомились со строением вулканов, проводили опыты по "извержению", изучали карту расп...

Конспект НОД "Вулканы"

Конспект открытого НОД в подготовительной группе "Вулканы"....

Конспект НОД "Вулканы"

Конспект по окружающему миру в подготовительной группе на тему "Вулканы"...

Конспект ОД "Вулканы России"

Крнспект образовательной деятельности по опытно - экспериментальной деятельности. Расширяет знания детей об окружающем мире, знакомит детей с извержением вулкана, удовлетворяет потребности детей в поз...

Исследовательский проект «Вулканы. Извержение вулкана» для детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность проекта:   В природе все взаимосвязано, жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Знания о вулканах помогают ребёнку осмыслить, что в мире и в Рос...

Исследовательский проект «Вулканы. Извержение вулкана» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: формирование у детей интереса к опытно-экспериментальной деятельности через ознакомление с природным явлением – вулкан. Гипотеза: возможно ли создание искусственного...