Конспект НОД "Вулканы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Кочетова Елена Рудольфовна

Конспект открытого НОД в подготовительной группе "Вулканы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vulkany.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада по теме «Вулканы»

Воспитатель: Кочетова Е.Р.

Задачи:

Дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить  с профессией ученого-вулканолога.

Материалы и оборудование:

Проектор, ноутбук, пластиковые стаканчики (на каждого ребенка), глубокие пластиковые тарелки (на каждого ребенка), конусу из картона (на каждого ребенка), сода, моющая жидкость (любая), красная краска, уксус, макет вулкана, маленькие ложечки (на каждого ребенка).

Предварительная работа: просмотр видеофильма «Вулканы»

Ход занятия:

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся (дети проходят мимо гостей и поглаживают своей ладошкой ладошку взрослого).

-Проходите, присаживайтесь на свои коврики.

-Ребята, я вам приготовила загадку, попробуйте ее отгадать:

Магма по жерлу рвется наружу,

Выход из кратера очень ей нужен.

Если проход на поверхность ей дан,

Значит проснулся грозный…   ( вулкан).

-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан. Егор, Саша и Таня приготовили нам легенду, послушаем ее.

Рассказ легенды детьми (домашняя заготовка)

Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять  у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.

- В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Слово «вулкан» означает «бог огня».

- А почему его так называют, вы ответите сами в конце нашего занятия.

-Когда вулканы «спят», то мало отличаются от других гор. Но иногда  они «просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.

-Ребята, вспомните пожалуйста, какие выбросы бывают из вулкана? (ответы детей: пепел, лава, бомбы, камни).

-Сейчас мы заглянем внутрь вулкана. Пояснения : лава из под земли поднимается по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера вулкана, вулкан имеет форму конуса.

- Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас , но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того, чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи . С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».

- Извержение вулканов угрожает жизни людей , лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров.

- Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок, красивый автомобиль. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать,  как поступить? (ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, поставить автомобили в гараж, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место)

- И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь? (ответы детей: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте).

- Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия (ответы детей: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла круши домов, чтобы они не обрушились).

- Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали.

- Посмотрите на карту мира , красными треугольниками показаны крупные вулканы, очень много их на Земле.

- Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы. В нашей стране на Дальнем Востоке, Камчатке, тоже есть вулканы. Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.

- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать вулкан и посмотреть на его извержение. Но прежде немного отдохнем.

Физминутка.

После физминутки дети проходят к столам и проводится опыт по изготовлению вулкана. Пластиковая тарелка выполняет роль Земли, пластиковый стаканчик – жерло, форма вулкана – конус выполнена из картона. На жерло одеваем конус, кладем чайную ложку соды, моющего средства, добавляем красную краску. После чего готовые вулканы ставятся на середины столов и воспитатель сам добавляет лимонную кислоту (сок лимона).

Наблюдаем извержение вулкана.

Дети приглашаются в центр группы, где стоит маленький столик накрытый красивой салфеткой (под салфеткой макет вулкана, внутри сладкий сюрприз).

- Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, бомбы, а извергает сладкие подарки. (Из кратера макета достаются конфеты).

-Скажите пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия?

- а давайте ответим на самый главный вопрос: почему же все-таки вулкан называют «богом огня»?

- Теперь возьмите смайлики по вашему настроению (детям предлагаются веселый и грустный смайлик) и прикрепите их магнитами к доске. Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.

Использованная литература:

1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 128с.

2. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет /  Под ред. Л. А. Парамоновой. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 944с.

Конспект мероприятия по исследовательской деятельности для детей старшей группы.

 

Воспитатель : Кочетова Е.Р.

 Цель:

  1. Познакомить детей с природными явлениями –вулканами, их строением, причиной извержения.

Задачи:

  1. Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы.
  2. Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.
  3. Познакомить детей с профессией вулканолога ,изучение этого явления –важнейший фактор в понятии строения нашей Земли.
  4. Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
  5. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения.
  6. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

Предварительная работа:

  1. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О.И.Перфильев.
  2. Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
  3. Беседы о видах вулканов.
  4. Изготовление макета вулкана.

      Материал:

  1. Компьютер.
  2. Картинки с изображением вулканов.
  3. Смесь для изготовления извержения вулкана.
  4. Листы бумаги, цветные мелки.

Ход сценария.

1часть.

Вос-ль:.  Ребята, а не хотите ли поучавствовать сегодня в волшебстве, и стать настоящими волшебниками?

Дети: 

Вос-ль:

Как вы думайте, о чем пойдет сегодня речь?

Дети:  О вулканах.

Вос-ль:

 Ребята кто знает загадки про вулкан?

«Я плююсь огнем и лавой,

Я- опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?      (Вулкан)

Снежная гора

Вверху – дыра,

Внутри – жара!

Иногда пускает лаву,

На нее не найти управу!    ( Вулкан)

Как вы думайте, что такое вулкан?

Дети:        Гора, с отверстием на вершине, через которое изливается магма,    

               поднимается дым, и летят камни.

Вос-ль:    Правильно, это огнедышащая гора, на что похожа гора?

Дети:       На конус, на треугольник.

Вос-ль:   А что извергает вулкан?

Дети:       Из вулкана  которого выливается раскаленная лава. В      

атмосферу выбрасывается газы, пепел, раскаленные камни.

Вос-ль:

Вот послушайте легенду про древнего бога Вулкан.

В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по  

имени Гефест — огонь. Странный это был бог: некрасивый,

хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел

подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит, Гефест принялся за работу. Древние Римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его получил название вулкан.

Вос-ль:             Ребята, а как вы думайте, как образуется вулкан?

Дети.

Вос-ль:          А хотите узнать как устроен вулкан? Давайте перейдем в                          

                       другую часть нашей лаборатории, и  я        

                        расскажу, как образуется вулкан.  

Вос-ль:   Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно хорошо знать  

строение Земли. Земля состоит из несколько слоев, образованных  

разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком  

слое, который называется –земная кора.

А вот места, где большие плиты соприкасаются, друг с другом  

называется разломом или трещинами. Вот посмотрите, что происходит при извержении.

Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу.      

Магма вырвавшаяся из вулкана называют лавой. Она вытекает из  

жерла вулкана в виде потока. В начале горы поток имеет очень  

большую тем. До 1000гр. И быстро стекает по склонам горы. Но на  

воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия  в

земной коре вулканическую гору.

А кусочки застывшей лавы есть пемза. Пемза это полезное ископаемое,  

используется человеком.

Что выходит из вулкана?

Дети:       Пепел, вылетают камни.

Вос-ль:           Правильно, вулканический пепел похож на обыкновенный пепел,  если посмотреть через микроскоп, то станет хорошо видно, что  там   присутствует даже стекло, образовавшееся при большой температуре.  Громадные серые тучи пепла ветер разносит на большие расстояния от места извержения, а потом он оседает на Землю толстым слоем. Соединяется с землей  и образуется черный песок.

(Показать черный  песок).

                      Подскажите, а как называют людей которые занимаются изучением  вулканов?

Дети: 

Вос-ль:           Правильно, вулканологами, а для чего они нужны?

Дети:              Изучение вулканов.

Вос-ль:          В настоящее время ученым, которые занимаются изучением  

                        вулканов,  иногда удается предупредить извержение вулканов. И  

                        жители могут покинуть город и спастись. А как вы думайте это         нужная профессия?

Дети:           Да.

Вос-ль:      Еще эти люди изучают строение земли, и что происходит внутри   под  земной корой. Изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей это спасение людей, их эвакуирование и  оповещение.

2 часть.

Вос-ль:         А сейчас перейдем к монитору и посмотрим какие бывают  

                      вулканы: Какие бывают вулканы?

Ответы детей:

  1. Вулканы бывают действующие- это которые извергают лаву.
  2. Потухшие- не извергающие лаву.
  3. Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.

Вулканы при извержении образуют много пепла, выбрасывают много вулканических камней.

Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами  себя, и на их месте остается лишь большая воронка.

А как вы думайте, приносят ли вулканы пользу, и почему же люди не  оставляют эти места, где имеются вулканы?

Дети:

Вос-ль:   А приносят ли пользу вулканы?

Дети:  

 Вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана.

  1. Там плодородная почва;
  2. Пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы.

Проведение физкультминутки.

3 часть.

Вос-ль:           Но сегодня мы волшебники, и забыли про волшебство, нне хотите ли оживить вулкан?

А теперь давайте с вами сами устроим свой вулкан. И для начала  

                        вспомним, как все начиналось. (показ слайдов по монитору).

Делаем  опыт.

                 Ребята, наш вулкан относится к уснувшим вулканам. Сейчас мы его

                 разбудим. Будем изготовлять лаву. Только нужно все проводить со  

                взрослыми. Заливаем смесь, и посмотрим что получиться.

4 часть.

Вос-ль:       Я предлагаю пройти в нашу картинную галерею и вспомнить,  

                    какие бывают вулканы, а пока вы рассматривайте вулканы девочки,  прочитают стихотворение про вулкан.

Вулканы начали "вулканить" -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И Землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом, и золой.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул -
И на десятки лет уснул.
Пройдут века...
И вновь вулкан проснётся,
И лава из нутра его польётся.

 А не хотите ли нарисовать свои вулканы? А потом мы их                  рассмотрим и вы расскажите какой у кого получился вулкан.

Дети рисуют вулканы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....