Конспект сценария по исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы "Извержение вулкана"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

« Извержение вулкана»

 

Конспект мероприятия по исследовательской деятельности для детей старшей группы.

 

     Цель:

ØПознакомить детей с природными явлениями –вулканами, их строением, причиной извержения.

Задачи:

ØСформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы.

ØАктивизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.

ØПознакомить детей с профессией вулканолога ,изучение этого явления –важнейший фактор в понятии строения нашей Земли.

ØРазвивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.

ØПоощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения.

ØВоспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

 

 

 

 

Предварительная работа:

1.     Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О.И.Перфильев.

2.     Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.

3.     Беседы о видах вулканов.

4.     Изготовление макета вулкана.

 

 

      Материал:

1.     Компьютер.

2.     Картинки с изображением вулканов.

3.     Смесь для изготовления извержения вулкана.

4.     Листы бумаги, цветные мелки.

 

 

 

 

 

Ход сценария.

1часть.

 

Вос-ль:.  Ребята, а не хотите ли поучавствовать сегодня в волшебстве, и стать настоящими волшебниками?

Дети:

Вос-ль:

Как вы думайте, о чем пойдет сегодня речь?

Дети:  О вулканах.

Вос-ль:

 Ребята кто знает загадки про вулкан?

«Я плююсь огнем и лавой,

Я- опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?      (Вулкан)

 

Снежная гора

Вверху – дыра,

Внутри – жара!

Иногда пускает лаву,

На нее не найти управу!    ( Вулкан)

 

Как вы думайте, что такое вулкан?

Дети:        Гора, с отверстием на вершине, через которое изливается магма,    

               поднимается дым, и летят камни.

Вос-ль:    Правильно, это огнедышащая гора, на что похожа гора?

Дети:       На конус, на треугольник.

Вос-ль:   А что извергает вулкан?

Дети:       Из вулкана  которого выливается раскаленная лава. В      

атмосферу выбрасывается газы, пепел, раскаленные камни.

Вос-ль:

Вот послушайте легенду про древнего бога Вулкан.

В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по 

имени Гефест — огонь. Странный это был бог: некрасивый,

хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел

подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит, Гефест принялся за работу. Древние Римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его получил название вулкан.

 

Вос-ль:             Ребята, а как вы думайте, как образуется вулкан?

Дети.

Вос-ль:          А хотите узнать как устроен вулкан? Давайте перейдем в                          

                       другую часть нашей лаборатории, и  я       

                        расскажу, как образуется вулкан. 

Вос-ль:   Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно хорошо знать 

строение Земли. Земля состоит из несколько слоев, образованных 

разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком 

слое, который называется –земная кора.

А вот места, где большие плиты соприкасаются, друг с другом 

называется разломом или трещинами. Вот посмотрите, что происходит при извержении.

Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу.      

Магма вырвавшаяся из вулкана называют лавой. Она вытекает из 

жерла вулкана в виде потока. В начале горы поток имеет очень  

большую тем. До 1000гр. И быстро стекает по склонам горы. Но на 

воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия  в

земной коре вулканическую гору.

А кусочки застывшей лавы есть пемза. Пемза это полезное ископаемое,  

используется человеком.

Что выходит из вулкана?

Дети:       Пепел, вылетают камни.

Вос-ль:           Правильно, вулканический пепел похож на обыкновенный пепел,  если посмотреть через микроскоп, то станет хорошо видно, что  там   присутствует даже стекло, образовавшееся при большой температуре.  Громадные серые тучи пепла ветер разносит на большие расстояния от места извержения, а потом он оседает на Землю толстым слоем. Соединяется с землей  и образуется черный песок.

(Показать черный  песок).

                      Подскажите, а как называют людей которые занимаются изучением  вулканов?

Дети:

Вос-ль:           Правильно, вулканологами, а для чего они нужны?

Дети:              Изучение вулканов.

Вос-ль:          В настоящее время ученым, которые занимаются изучением 

                        вулканов,  иногда удается предупредить извержение вулканов. И  

                        жители могут покинуть город и спастись. А как вы думайте это         нужная профессия?

Дети:           Да.

Вос-ль:      Еще эти люди изучают строение земли, и что происходит внутри   под  земной корой. Изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей это спасение людей, их эвакуирование и  оповещение.

 

2 часть.

Вос-ль:         А сейчас перейдем к монитору и посмотрим какие бывают 

                      вулканы: Какие бывают вулканы?

Ответы детей:

1)    Вулканы бывают действующие- это которые извергают лаву.

2)    Потухшие- не извергающие лаву.

3)    Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.

 

Вулканы при извержении образуют много пепла, выбрасывают много вулканических камней.

Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами  себя, и на их месте остается лишь большая воронка.

А как вы думайте, приносят ли вулканы пользу, и почему же люди не  оставляют эти места, где имеются вулканы?

Дети:

Вос-ль:   А приносят ли пользу вулканы?

Дети: 

 Вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана.

a)     Там плодородная почва;

b)    Пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы.

 

Проведение физкультминутки.

 

3 часть.

Вос-ль:           Но сегодня мы волшебники, и забыли про волшебство, нне хотите ли оживить вулкан?

А теперь давайте с вами сами устроим свой вулкан. И для начала 

                        вспомним, как все начиналось. (показ слайдов по монитору).

 

 

Делаем  опыт.

                 Ребята, наш вулкан относится к уснувшим вулканам. Сейчас мы его

                 разбудим. Будем изготовлять лаву. Только нужно все проводить со 

                взрослыми. Заливаем смесь, и посмотрим что получиться.

4 часть.

Вос-ль:       Я предлагаю пройти в нашу картинную галерею и вспомнить, 

                    какие бывают вулканы, а пока вы рассматривайте вулканы девочки,  прочитают стихотворение про вулкан.

 

Вулканы начали "вулканить" -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И Землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом, и золой.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул -
И на десятки лет уснул.
Пройдут века...
И вновь вулкан проснётся,
И лава из нутра его польётся.

 

 А не хотите ли нарисовать свои вулканы? А потом мы их                  рассмотрим и вы расскажите какой у кого получился вулкан.

Дети рисуют вулканы.

Рисунки вывешиваются на доске и дети кратко рассказывают про свой вулкан.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_konspekta_izverzhenie_vulkana.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

 « Извержение вулкана»

Конспект мероприятия по исследовательской деятельности для детей старшей группы.

     Цель:

  1. Познакомить детей с природными явлениями –вулканами, их строением, причиной извержения.

Задачи:

  1. Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы.
  2. Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.
  3. Познакомить детей с профессией вулканолога ,изучение этого явления –важнейший фактор в понятии строения нашей Земли.
  4. Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
  5. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения.
  6. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

Предварительная работа:

  1. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О.И.Перфильев.
  2. Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
  3. Беседы о видах вулканов.
  4. Изготовление макета вулкана.

      Материал:

  1. Компьютер.
  2. Картинки с изображением вулканов.
  3. Смесь для изготовления извержения вулкана.
  4. Листы бумаги, цветные мелки.

Ход сценария.

1часть.

Вос-ль:.  Ребята, а не хотите ли поучавствовать сегодня в волшебстве, и стать настоящими волшебниками?

Дети: 

Вос-ль:

Как вы думайте, о чем пойдет сегодня речь?

Дети:  О вулканах.

Вос-ль:

 Ребята кто знает загадки про вулкан?

«Я плююсь огнем и лавой,

Я- опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?      (Вулкан)

Снежная гора

Вверху – дыра,

Внутри – жара!

Иногда пускает лаву,

На нее не найти управу!    ( Вулкан)

Как вы думайте, что такое вулкан?

Дети:        Гора, с отверстием на вершине, через которое изливается магма,    

               поднимается дым, и летят камни.

Вос-ль:    Правильно, это огнедышащая гора, на что похожа гора?

Дети:       На конус, на треугольник.

Вос-ль:   А что извергает вулкан?

Дети:       Из вулкана  которого выливается раскаленная лава. В      

атмосферу выбрасывается газы, пепел, раскаленные камни.

Вос-ль:

Вот послушайте легенду про древнего бога Вулкан.

В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по  

имени Гефест — огонь. Странный это был бог: некрасивый,

хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел

подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит, Гефест принялся за работу. Древние Римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его получил название вулкан.

Вос-ль:             Ребята, а как вы думайте, как образуется вулкан?

Дети.

Вос-ль:          А хотите узнать как устроен вулкан? Давайте перейдем в                          

                       другую часть нашей лаборатории, и  я        

                        расскажу, как образуется вулкан.  

Вос-ль:   Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно хорошо знать  

строение Земли. Земля состоит из несколько слоев, образованных  

разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком  

слое, который называется –земная кора.

А вот места, где большие плиты соприкасаются, друг с другом  

называется разломом или трещинами. Вот посмотрите, что происходит при извержении.

Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу.      

Магма вырвавшаяся из вулкана называют лавой. Она вытекает из  

жерла вулкана в виде потока. В начале горы поток имеет очень  

большую тем. До 1000гр. И быстро стекает по склонам горы. Но на  

воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия  в

земной коре вулканическую гору.

А кусочки застывшей лавы есть пемза. Пемза это полезное ископаемое,  

используется человеком.

Что выходит из вулкана?

Дети:       Пепел, вылетают камни.

Вос-ль:           Правильно, вулканический пепел похож на обыкновенный пепел,  если посмотреть через микроскоп, то станет хорошо видно, что  там   присутствует даже стекло, образовавшееся при большой температуре.  Громадные серые тучи пепла ветер разносит на большие расстояния от места извержения, а потом он оседает на Землю толстым слоем. Соединяется с землей  и образуется черный песок.

(Показать черный  песок).

                      Подскажите, а как называют людей которые занимаются изучением  вулканов?

Дети: 

Вос-ль:           Правильно, вулканологами, а для чего они нужны?

Дети:              Изучение вулканов.

Вос-ль:          В настоящее время ученым, которые занимаются изучением  

                        вулканов,  иногда удается предупредить извержение вулканов. И  

                        жители могут покинуть город и спастись. А как вы думайте это         нужная профессия?

Дети:           Да.

Вос-ль:      Еще эти люди изучают строение земли, и что происходит внутри   под  земной корой. Изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей это спасение людей, их эвакуирование и  оповещение.

2 часть.

Вос-ль:         А сейчас перейдем к монитору и посмотрим какие бывают  

                      вулканы: Какие бывают вулканы?

Ответы детей:

  1. Вулканы бывают действующие- это которые извергают лаву.
  2. Потухшие- не извергающие лаву.
  3. Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.

Вулканы при извержении образуют много пепла, выбрасывают много вулканических камней.

Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами  себя, и на их месте остается лишь большая воронка.

А как вы думайте, приносят ли вулканы пользу, и почему же люди не  оставляют эти места, где имеются вулканы?

Дети:

Вос-ль:   А приносят ли пользу вулканы?

Дети:  

 Вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана.

  1. Там плодородная почва;
  2. Пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы.

Проведение физкультминутки.

3 часть.

Вос-ль:           Но сегодня мы волшебники, и забыли про волшебство, нне хотите ли оживить вулкан?

А теперь давайте с вами сами устроим свой вулкан. И для начала  

                        вспомним, как все начиналось. (показ слайдов по монитору).

Делаем  опыт.

                 Ребята, наш вулкан относится к уснувшим вулканам. Сейчас мы его

                 разбудим. Будем изготовлять лаву. Только нужно все проводить со  

                взрослыми. Заливаем смесь, и посмотрим что получиться.

4 часть.

Вос-ль:       Я предлагаю пройти в нашу картинную галерею и вспомнить,  

                    какие бывают вулканы, а пока вы рассматривайте вулканы девочки,  прочитают стихотворение про вулкан.

Вулканы начали "вулканить" -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И Землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом, и золой.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул -
И на десятки лет уснул.
Пройдут века...
И вновь вулкан проснётся,
И лава из нутра его польётся.

 А не хотите ли нарисовать свои вулканы? А потом мы их                  рассмотрим и вы расскажите какой у кого получился вулкан.

Дети рисуют вулканы.

Рисунки вывешиваются на доске и дети кратко рассказывают про свой вулкан.

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №230

 городского округа Самара

Конспект мероприятия по исследовательской деятельности для детей старшей группы.

« Извержение вулкана»

Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Томашевская И.А.

Самара 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО»

Программные задачи:Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.Развивать познавательные способности детей.О...

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» (познавательно – исследовательская деятельность) для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Мы друзья природы»

Цель:Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение п...

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы № 17 на 2018-2019 учебный год.

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы № 17 на 2018-2019 учебный год...

Конспект непосредственно – образовательной познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы Тема: "Правила пожарной безопасности"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Иршинская начальная общеобразовательная школа»       Конспектнепосредственно – об...

Конспект ОД познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Звезды и планеты».

К далёким планетамПути пролегли-По трассам ВселеннойЛетят корабли.По трассам ВселеннойВедут кораблиОтважные люди Земли....

Конспект игровой образовательной ситуации по познавательно – исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Путешествие кленового листочка»

           Исследование природного явления листопад. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. Форми...