Проект Выращивания лука в гидропонной системе «Луковое счастье» 2021 г.
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Анастасия Александровна Богданова

Выращивание лука в гидропонной установке

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Название организации  

  1. ФИО и должность  автора

  1. Название номинации

  1. Тематическое направление

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад «Солнышко»

Богданова Анастасия Александровна, воспитатель

педагогический проект

природа, познание

  1. Название практики

Выращивания лука  в  гидропонной системе «Луковое счастье»

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений  социально-коммуникативного развития детей - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Труд в природе - это и открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов.  Ребенок по своей натуре – исследователь. Детское экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает, что общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность являются сквозными механизма мира развития ребенка. Проектная деятельность предоставляет  возможность организовать все эти виды деятельности. Предлагаю рассмотреть один из познавательно - исследовательских проектов реализованных в МАДОУ детском саду «Солнышко» - «Выращивания лука  в  гидропонной системе «Луковое счастье»». Проект связан с  агроэкологией потому что, наш детский сад находится в сельской местности и наши дети – сельские жители. В связи с тем, что   президент России В. В. Путин  объявил 2021 год Годом науки и технологий проект направлен на повышение их интереса к деятельности ученых и инженеров.  В ходе беседы с детьми выяснилось, что все знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. Но  дети не  задумывались, как именно растет лук, какие условия необходимы для его роста, можно ли вырастить лук, например, в космосе? В МАДОУ детском саду «Солнышко»  есть биолаборатория, в которой достаточно легко проводить наглядные опыты, демонстрирующие жизненные циклы растений. В биолаборатории дети проводят эксперименты с растениями, они уже умеют выращивать растения обычным способом в земле, а теперь научатся выращивать растения  необычным способом, гидропонным. Детям интересно узнать, как можно вырастить зелёный лук, с помощью гидропонной установки «Луковое счастье», что в нем полезного, дошкольники получат первый опыт совместной коллективной проектной работы, а также научатся анализировать результаты экспериментов. Внедрение  инновационных технологий позволяет сделать образовательный процесс интереснее и увлекательнее.

Цель проекта:   формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к    сельскохозяйственному труду, приобщение детей дошкольного возраста к миру науки и техники.

Задачи:

1.Познакомить с понятием «гидропоника», историей возникновения гидропоники и ее применением в наши дни.

2.Воспитать  у детей  уважение к  разным видам труда.

3. Формировать практические навыки и умения экспериментальной деятельности по направлению агроэкологии.

4.Узнать больше о пользе лука.

5. Формировать  активную жизненную позицию воспитанников.

Участники проекта – дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители, для которых организовано индивидуальное консультирование по вопросам оказания помощи детям в работе по теме проекта. Родители привлечены к поиску информации по теме, участвуют в выставке семейных поделок «Луковые чудеса».

Объектом исследования  являются установки «Луковое счастье». Гидропоника - как метод выращивания растений без почвы.

Предметом исследования является процесс выращивания лука в гидропонной системе.

Гипотеза. Можно ли вырастить на Марсе растения? Приступая к исследованию, мы предположили, что вода с пропускаемым через нее воздухом, является лучшей средой для выращивания лука.

Научная новизна заключается в использовании метода гидропонного выращивания растений. Гидропоника, по сравнению с почвенным выращиванием, имеет ряд неоспоримых преимуществ. Этот метод культивации позволяет растению не тратить силы на поиск питательных веществ, которые подаются прямо к корням, а это значительно ускоряет рост и повышает урожайность. При гидропонном способе обеспечиваются оптимальное минеральное питание растений, благоприятная концентрация с оптимальным соотношением отдельных элементов в зависимости от освещенности, температуры, содержания углекислого газа, кислорода и других факторов, создаются лучшие условия для фотосинтеза.

Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы для выращивания огородных и цветочных культур в течение всего года, даже с использованием мелких семян, которые редко прорастают в открытом грунте.

Используемые методы: проектирование, эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ.

Этапы проекта:

Подготовительный. Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о луке);  составление плана работы над проектом;  сбор материала, необходимого для реализации проекта; создание развивающей среды, подбор игр и оборудования по теме проекта. Проведение опроса родителей воспитанников, выявление уровня компетенции по данной теме.

Основной: беседа о луке, наблюдения за ростом лука в гидропонной установке, ведение дневника наблюдений, уход за гидропонной установкой, фотофиксация результатов, рисование лука, разучивание стихотворений, загадок, пословиц о луке, рассматривание и сравнение луковиц по величине, цвету, сорту. Проведение опытно-экспериментальной деятельности в лаборатории: посадка  луковиц в  экспериментальные  установки с разными технологиями и обычным способом.  Наблюдение за   процессами жизненных циклов лука: набухания, роста корневой системы, стеблей. Исследование влияния на них света, тепла, воздуха и воды. Трудовая деятельность воспитанников в лаборатории, уход за растениями.

Раздел программы

Формы и методы работы

Цель

Познавательное развитие

Беседа «Как растут растения, что им  необходимо для этого».

Экспериментирование «Проращивание лука в гидропонной установке «Луковое счастье».

Оформление «Дневника наблюдений за прорастанием пера лука».

Беседа «Методы выращивания

растений. Что такое гидропоника».

Наблюдение за прорастанием лука с отметкой в «Дневнике

наблюдений».

Занятие. «Знакомство с устройством гидропонной установки».

Исследование «Можно ли вырастить на Марсе растения».

Опыт «Измерение температуры в помещении биолаборатории и на улице».

Беседа о современных профессиях сельского хозяйства  (агроинженер, агроном, агрохимик).

Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания. Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде, умений сравнивать лук по форме, величине, цвету.

 Художественно – эстетическое развитие

Лепка из пластилина «Лук».

Рисование «Вырос наш зеленый лук».

Зарисовка луковиц.

Совершенствование умений видеть окружающую красоту природы и отражение увиденного и прочитанного в рисунках, аппликациях и работах по ручному труду.

Речевое развитие

Чтение художественной литературы: белорусская народная сказка «Легкий хлеб», Д.Родари «Приключения Чиполлино», отгадывание загадок «Загадки с грядки».

Разучивание пословиц, загадок, поговорок  о луке.

Физическое развитие

Беседа с детьми: «Посадка лука», «Первая зелень» «Витамины для детей» «Полезная пища»

Просмотр презентации «Лук от семи недуг».

Формирование представлений о ЗОЖ.

Показать значимость лука для здоровья человека.

Социально-коммуникатив-ное  развитие

Дидактические игры «Найди растение по названию», «Дары природы», «Подбери по форме и цвету»; просмотр мультфильмов о растениях: «Вершки и корешки», «Петушок и бобовое зернышко».

Трудовые поручения: посадка лука в гидропонную установку, уход за растениями в биолаборатории      (добавление  воды  в гидропонные установки, обрезка, срезание пера лука).  

Развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе, воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду товарищей.      

Работа с родителями: в ходе работы над проектом организована выставка: «Луковые чудеса» (поделки из лука).

Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».

Заключительный: Обобщение результатов работы: с резкой зелёных перьев лука и употребление в пищу. Видео показ экспериментальной деятельности детей для родителей через социальные сети: Viber, ВКонтакте.

Презентация проекта на    семинаре в МАДОУ   детском саду «Солнышко».

Проведение мастер-классов online по выращиванию  растений с помощью   гидропонных установок воспитанниками  группы. Привлечение внимания к позитивным достижениям, расширение образовательных горизонтов ее участников.  В качестве детей-наставников выступили участники проекта.

Результаты реализации проекта: в ходе реализации проекта дети познакомились с понятием «гидропоника», историей возникновения гидропоники.  Проводя наблюдения за ростом и развитием лука, убедились, что гидропоника, как метод, очень перспективен, так как данный способ выращивания растений без почвы, позволит экономить необходимые сегодня ресурсы планеты: воду и почву. Научились пользоваться гидропонной установкой, измерять температуру воздуха в помещении. Дети  поняли, что этот метод можно с успехом использовать при выращивании растений в домашних условиях, особенно в зимнее время. А также можно вырастить растения там, где нет земли, например, в космосе или космическом корабле!    

Дети   познакомились с  современными профессиями в сельском хозяйстве.         Научились ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель,  отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме,  научились проводить элементарные опыты, формулировать выводы, представлять свой опыт другим детям,  делать необходимые зарисовки, бережно относиться к природе. На мастер-классах дети рассказали, как вырастить «космический урожай».  

Дети закрепили представления о луке, особенностях внешнего строения.   Сформировали представления о необходимости света, тепла, влаги для роста лука, желание наблюдать за изменениями в луковицах в гидропонной установке. В результате проведённой работы дошкольники понимают и осознают, насколько важен лук.  Они теперь знают, что лук, это лекарство.  Дети с огромным удовольствием употребляют продукт своего труда в пищу, рисуют и  делают аппликации лука, совместно с родителями выполняют поделки из  лука. Три семьи приобрели гидропонные установки и занялись выращиванием лука и микро зелени в домашних условиях.

Фотофиксация проекта.

Первый день наблюдения

В контейнер налили воду, рядом располагается компрессор. Высадили сверху средние луковицы – 20штук (лук золотистый – 19 штук и фиолетовый -1штука).  Собрав детей вокруг большого стола, воспитатель предлагает рассмотреть луковицы золотистые и фиолетовые, сравнить их. Подводит их к выводу: луковицы одинаковые по величине, форме, но разные по цвету; все твердые на ощупь. Затем уточняет, какие условия нужны для того, чтобы луковицы проросли и дали зелень. Рассматривают компрессор (для чего он нужен).  Специальный компрессор постоянно нагнетает пузырьки воздуха в воду, они лопаются и создают эффект «водяной бани» между поверхностью воды и донцами луковиц. Это дает сразу несколько эффектов. Корни остаются здоровыми, без признаков гнили. Активно происходит рост корневой системы, а значит, и зеленой, наружной части.

Если растение растёт в земле, корешков не видно, а в гидропонной установке можно всё рассмотреть.   В гидропонной установке можно выращивать растения круглый год. За 20 дней вырастает лук, примерно, 20 сантиметров.

В заключении воспитатель сообщает: через неделю, в этот же день, мы будем рассматривать луковицы и снова их рисовать.

Первая неделя наблюдения

•Появились корни.

•Появились небольшие пёрышки.

Дети рассматривали луковицы и выяснили, какие изменения произошли с ними: появились зеленые перышки от 1 до 5см, но не на всех луковицах. У тех луковиц, которые расположены ближе к окну (свет,тепло).

Фиксация результатов экспериментов в рисунках и на фото. Формирование представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста.F:\фото первоцветы и космос\IMG_20190409_150404.jpgF:\фото первоцветы и космос\IMG_20190409_150258.jpg

Вторая неделя наблюдения

Вначале разговоравоспитательуточняет,сколькопрошловременисодняпосадкилуковиц в гидропонную установку. Мы сажали лук на прошлой неделе,в понедельник. Сегодня тоже понедельник, значит, прошла целая неделя.

перья сталивыше;

•корни стали больше;

•воды стало меньше.F:\фото первоцветы и космос\IMG_20190411_075252.jpg

Третья неделя наблюдения:

•хорошие зеленые перья, какие должны быть у лука;

•сильные, длинные корни, они пили много воды.

Дети делают зарисовки лука. грядка домашняя гидропонная луковое счастьеF:\фото первоцветы и космос\IMG_20190611_160123.jpghttps://irecommend.img.c3.r-99.com/sites/default/files/product-images/9991/moschnaya_korni.jpg

F:\фото первоцветы и космос\IMG_20190611_160135.jpgF:\фото первоцветы и космос\IMG_20190611_160248.jpg

Поделки из лука «Луковые чудеса»

F:\фото первоцветы и космос\IMG_20190613_132751.jpgF:\фото первоцветы и космос\IMG_20190607_174006.jpgF:\фото первоцветы и космос\IMG_20190610_082637.jpg

С детьми была проведена беседа о полезности зеленого лука. Зеленый лук защищает от вирусных инфекций. Салат с зеленым луком защитит от простуды и гриппа. Свежая зелень лука возбуждает аппетит, делает любое блюдо более привлекательным. Свойства зеленого лука способствуют пищеварению и процессу усвоения пищи. Воспитание бережного отношения к растениям, как к живым существам, сопереживание им, понимание необходимости их охраны на собственных наблюдениях. Рассматривание строения луковицы репчатого лука.

Вывод: для роста лука с помощью установки «Луковое счастье», для того чтобы        они        правильно        развивались необходимы: свет, тепло и вода. Установка «Луковое счастье» обеспечивает светом, водой и углекислым газом луковицы, поэтому они прорастают очень быстро. В результате наблюдений удалось установить, что при выращивании лука на гидропонной установке перо достигло нужной длины за 23 дня, а это на несколько дней раньше срока, при этом луковая зелень более сочная и приятная на вкус. Выращивание лука методом гидропоники позволит значительно экономить ресурсы, получить хороший урожай. Зеленый лук - прекрасное средство для восполнения запаса витаминов, особенно зимой и в период весеннего авитаминоза.

Представление результатов проекта.

Проведение мастер-класса по выращиванию  растений с помощью   гидропонных установок воспитанниками  группы.

\\Medic\общая\Богданова\СЕМИНАР БИОЛАБОРАТОРИЯ ФОТО 2019\DSC_4189.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка "Луковое счастье".

Вы любите сказки? А как вы думаете, взрослые любят сказки? Я очень люблю слушать сказки. Но сегодня я, я хочу сама рассказать сказочную историю Почему историю, а не сказку? Да, потому что в ней ...

Презентация проекта "Луковое счастье".

—Представляю презентацию проекта "Луковое счастье". Образовательная деятельность: экологическое воспитание.—Проблема:  Дать воспитанникам представления об экспериментировании и научить делать про...

Педагогический проект "Луковое счастье".

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, нетерпеливость, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно ...

"Луковое счастье"

laquo;Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, ...

«Луковое счастье»

С луком дружат все спортсмены,Любят взрослые и дети. Даже те, кто на диетеПотребляют непременно, Наш зеленый овощ лук!Как известно, питание играет большую роль в развитии ребёнка. Очень важн...

Презентация "Луковое счастье"

Презентация о пользе лука и выращивание его зимой в домашних условиях"...