игра- викторина "Что мы знаем о России?"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Агапеева Екатерина Александровна

игра-викторина по познавательному развитию  для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина «Что мы знаем о России»

Участники: дети старшей группы

Длительность: 20 минут

Цель: формировать патриотические чувства

Образовательная область «Познавательное развитие»

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания детей о России;
  • закрепить знания детей о государственных символах России и о родном городе, о природе, людях, прославивших Россию, о народных промыслах.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

  • продолжать воспитывать доброжелательные отношения между детьми;
  • воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Образовательная область «Речевое развитие»

Задачи:

  • закреплять умение отвечать на поставленные вопросы развёрнутыми предложениями;
  • способствовать развитию речи, умению отгадывать загадки.

Предварительная работа: чтение литературы о России, работа с картой; рассматривание фотографий и иллюстраций по теме, разучивание пословиц, знакомство с народными праздниками и традициями, беседы о родном городе, рассматривание альбомов с фотографиями города.

Материалы и оборудование: атрибуты для проведения викторины: картинки с изображением достопримечательностей родного города, Санкт-Петербурга, изображения государственного гимна и флага РФ.

Ход совместной деятельности:

- Ребята! Вы знаете, в какой стране мы живем? (ответы детей).

-Да, Россия - наша Родина.  А почему мы зовём её Отечеством? (здесь жили наши отцы и деды)
– Почему мы называем её Родиной?
 (мы здесь родились)

Сегодня предлагаю вам принять участие в игре-викторине на тему «Что мы знаем о России?» Играют две/три команды. За каждый правильный ответ команда получает фишку. А сначала давайте вспомним стихотворение о нашей родине.

Родина – слово большое-большое,
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес.
В нем умещается ровно полмира,
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок и я.

«Разминка»


-Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.


Наша страна называется - …
Граждане России называются - …
Столица Российского государства - …
Главой российского государства является - …
Цвета российского флага - …

1. «Родная страна»

  1. Назовите государственные символы России.
  2. Что обозначают цвета флага?
  3. Что изображено на гербе России?
  4. Назовите столицу России.
  5. Угадайте по фотографиям достопримечательности Петербурга.
  6. Назовите знаменитых россиян.
  7. Назовите пословицы о Родине.
  8. Игра «Собери наш герб, флаг» (пазлы)-команды выполняют на время

2. «Родной город»

  1. Как называется наш город?
  2. На какой реке он стоит?
  3. Угадайте по фотографиям его достопримечательности.
  4. Какие виды транспорта есть в родном городе?
  5. Назовите профессии людей, связанные с транспортом.
  6. Какие улицы нашего города вы знаете?

3. «Родная природа»

  1. Сколько всего времен года, перечислите их.
  2. Игра «Когда это бывает?». (См. приложение.)
  3. Назовите пословицы об осени, зиме, весне, лете.
  4. Назовите деревья средней полосы России.
  5. Игра «С какого дерева листок»
  6. Назовите животных средней полосы России.
  7. Игра «Зеленая аптека». (См. приложение.)
  8. Назовите зимующих птиц нашей области.

4. «Праздники»

-В нашей стране есть главные праздники, которые отмечают все граждане России. Предлагаю вам отгадать загадки и вспомнить, как называются эти праздники.


Дед Мороз принес подарки,
Их под елочку кладет.
Наступил веселый, яркий,
Лучший праздник… (Новый год).

Чтоб на всей большой Земле
Мир настал для человечества,
Отмечаем в феврале
День… (Защитника Отечества).

Если нам куда-то надо,
Путь найти поможет карта.
Если нам нужны награды,
Быстрый бег начнем со старта…
А весной мы встретить рады
Женский день… (8-ое  марта).

Идет парад, гремит салют,
Звучит оркестр там и тут,
Не только прадеды и деды
Встречают славный… (День Победы).

Ребенок читает стихотворение:

Для меня Россия – белые березы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня Россия ты всего дороже.
У моей России длинные косички.
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи.
На меня Россия ты похожа очень.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами.
Ведь Россия наша – это мы с друзьями!

-  Молодцы, ребята! Сегодня вы доказали, что много знаете о нашем городе, о нашей стране. Значит вы растете достойными гражданами России.

Подведение итогов викторины и награждение команд.


Приложение

Дидактические игры

Для закрепления изучаемого материала предлагается использовать дидактические игры.

«Какая моя мама»

Цель игры: формировать добрые чувства по отношению к своим близким, в игровой форме побуждать детей высказывать свои мысли и чувства.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям сесть в круг и, передавая мяч или мягкую игрушку друг другу, отвечать на вопросы:

  • Как зовут твою маму?
  • Какие у нее волосы? Глаза?
  • Кем работает твоя мама?

- Как мама называет тебя ласково?

  • Что мама готовит?
  • Во что мама с тобой играет?
  • За что ты любишь свою маму? И т.д.

«Когда это бывает»

Цель игры: помочь детям в игровой форме закрепить знания о сезонных изменениях в природе, о приметах осени, зимы, весны, лета.

Ход игры

1. Воспитатель предлагает послушать стихотворение и определить, о каком времени года в нем говорится.

Листья опадают,

Птицы улетают,

Медведи засыпают.

Когда это бывает? (Осенью)

Снег на полях,

Лед на реках,

Новый год встречаем.

Когда это бывает? (Зимой)

Тает снежок,

Ожил лужок,

Птички прилетают.

Когда это бывает? (Весной)

Цветы расцветают,

Хлеба созревают,

Солнце припекает.

Когда это бывает? (Летом)

2. Воспитатель называет приметы времен года, а дети должны отгадать, о каком времени года идет речь.

  • У клена листочки пожелтели.
  • Зайчик носит белую шубку.
  • В лесу появились первые подснежники.
  • Созрела земляника.
  • Все купаются и загорают. -
  • Перелетные птицы улетают на юг.
  • Реки покрыты льдом.
  • Начался листопад.
  • Часто идет дождь, дует холодный ветер.
  • Наступает Новый год.
  • Можно кататься на лыжах, на санках;
  • Ярко светит солнце, птицы выводят птенцов.

«С какого дерева листок»

Цель игры: закрепить названия деревьев русского леса.

... Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть листья с разных деревьев, это могут быть крупные картинки или гербарий.

  • С какого дерева прилетел этот листок?

Дети отвечают: с дуба, с березы, с клена, с рябины, с каштана с орешника и т.д.

«У кого какой домик»

Цель игры: закрепить знания детей о жилища: диких животных, птиц, насекомых.

Ход игры

За каждый правильный ответ воспитатель раздает детям фишки. В конце игры путем подсчета фишек определяется победитель.

Возможны два варианта игры.

Первый вариант: воспитатель называет животное, дети — его жилище.

Второй вариант: воспитатель называет жилище, дети - его хозяина.

Например:

У медведя — берлога

У волка – логово

 У белки-дупло

У ежика-нора.

У муравья – муравейник

У птицы – гнездо

У пчелы – улей.

У улитки - раковина

И наоборот:

Кто живет в берлоге? Медведь и т.д.

 «Из чего построен дом»

Цель игры: закрепить знания детей о том, из чего строятся дома, обогащать словарь относительными прилагательными.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям встать в круг и говорит: «Ребята, дома бывают разные: большие и маленькие, новые и старинные. Давайте вспомним, из чего дома строятся». Воспитатель называет строительный материал и бросает мяч ребенку, а тот называет, какой это дом и возвращает мяч воспитателю.

Из кирпича - кирпичный.

Из бетона - бетонный.

Из дерева - деревянный.

Из глины - глиняный.

Из камня - каменный.

Из стекла - стеклянный.

Изо льда- ледяной.

Из пряников - пряничный.

Из бумаги - бумажный.

Вместе с воспитателем в конце игры дети выясняют, бывают ли бумажные, пряничные дома на самом деле.

 «На чем едем, летим, плывем»

Цель игры: закрепить знания детей о видах пассажирского транспорта: воздушного, наземного, водного.

Ход игры

Воспитатель:

Сегодня мы отправимся в путешествие, но вам придется отгадать, на чем мы поедем.

Воспитатель предлагает детям варианты описания разного транспорта.

Этот транспорт ездит по городу, перевозит пассажиров, у него четыре колеса, много окон, сидений, кондуктор продает билеты. Что это? (Автобус.)

  • У этого транспорта нет колес, нет крыльев, но есть штурвал, им управляет капитан, он плавает по рекам и морям. Что это? (Корабль.)
  • У этого транспорта есть два крыла. Он летает. Что это? (Самолет.) И т.д.

«Кто чем управляет»

Цель игры: закрепить знания детей о профессиях, связанных с транспортом.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям закончить предложение подходящим по смыслу словом:

Самолетом управляет... (летчик).

Кораблем управляет... (капитан).

Автобус ведет... (водитель).

Поездом управляет... (машинист).

Такси ведет... (таксист).

«Родные улицы»

Цель игры: в игровой форме закрепить названия улиц родного города.

Ход игры

Воспитатель задает детям вопросы, за каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

  • Что такое улица?

                -  Кто такие пешеходы?

                    - Как надо переходить улицу? (если есть светофор, если его нет?)

  • На какой улице стоит наш детский сад?
  • Какие еще улицы нашего города вы знаете?
  • Что такое площадь?
  • Какие площади нашего города вы знаете?
  • Как называется главный проспект нашего города?

В конце игры воспитатель подчитывает фишки, побеждает тот, кто набрал больше.

 «Путешествие»

 Цель игры: закрепить названия разных стран, формировать представление о том, что мы живем в большом мире, где много разных стран

Ход игры

Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение и возвращав! мяч воспитателю.

Например:

        

Россияне живут -        в России.

Англичане живут -        в Англии.

Французы живут -        во Франции.

Американцы живут -         в Америке.

Японцы живут-        в Японии.

Итальянцы живут -        в Италии.

«Кто в какой стране живет»

Цель игры: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.

Ход игры

Воспитатель. Давайте вспомним жителей разных стран.

Воспитатель задает вопрос, дети отвечают. На наборное плотно выставляется картинка с изображением ребенка, который держит в руках соответствующий национальный флаг.

Кто живет в России? - Россияне

Кто живет е Америке? - Американцы

Кто живет в Японии? - Японцы

Кто живет в Китае? - Китайцы

Кто живет на Украине? - Украинцы

Кто живет в Грузии? - Грузины

Кто живет в Англии? - Англичане

Кто живет в Испании? - Испанцы

          Кто живет в Бразилии? - Бразильцы и т.д.

«Узнай наш флаг (герб)»

Цель игры: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе), научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг РФ, назвать, из полотен каких цветов он состоит. Затем выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг.

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других. Игра повторяется несколько раз.

«Узнай по описанию»

Цель игры: закрепить знания детей о разных профессиях.

Ход игры

Выбирается водящий и на время выходит из группы. Дети вместе с воспитателем договариваются, о ком будут рассказывать. Каждому ребенку надо описать человека определенного вида труда, не называя его профессию вслух. Когда водящий возвращается, дети по очереди рассказывают о профессии, водящий должен догадаться, о ком идет речь.

Например, загадана профессия «врач».

  • Эту профессию могут получить как мужчины, так и женщины.
  • Человек этой профессии помогает другим людям.
  • Человек этой профессии носит белый халат.
  • На сумке этого человека изображен красный крест.
  • Сказочного героя этой профессии зовут Айболит.
  • Человек этой профессии лечит людей.

Игра повторяется несколько раз.

«Зеленая аптека»

Цель игры: закрепить названия лекарственных растений, их полезные свойства.

Ход игры

Дети делятся на две команды.

У одной команды - картинки с изображением лекарственных растений: подорожник, крапива, шалфей, ромашка, крапива, одуванчик, мята, облепиха.

У второй команды - картинки: порезанный палец, мальчик с перевязанным горлом, мальчик с градусником под мышкой, кружка с чаем, салат из одуванчиков, щи из крапивы, пузырек с облепиховым маслом.

По команде воспитателя дети из разных команд находят друг друга, соединяют картинки, потом объясняют свой выбор.

  • Подорожник прикладывают к ранке.
  • Отваром шалфея и ромашки полощут горло при ангине.
  • Из одуванчика делают полезный салат.
  • Из мяты заваривают ароматный снотворный чай.
  • Из облепихи делают масло для смазывания ссадин.
  • -Из крапивы варят суп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра – викторина «Что мы знаем о профессиях».

Игра в форме викторины направлена на закрепление знаний о профессиях....

Игра -викторина: "Что я знаю о городе своем?" (Кызыл)

Эта игра -викторина предназначена для детей подготовительной к школе группы. Для  закрепления знаний о родном городе, его достопримечательностях. Знать обиталей реки, придумывать прилагательные о...

Сценарий игры - викторины "Что мы знаем о родном городе Воронеже и правилах поведения на городских улицах"

Материал содержит сведения об истории города Воронежа, его достопримечательностях и людях, прославивших наш город. С помощью этой игры - викторины дети закрепляют знания о правилах поведения на улицах...

Игра-викторина «Что мы знаем о профессиях» (старшая группа)

Развитие познавательной активности, произвольного поведения, мышления, памяти. воображения....

ИГРА-ВИКТОРИНА «Что мы знаем о профессиях».

ИГРА-ВИКТОРИНА «Что мы знаем о профессиях»....

Игра - викторина по ПДД "Знаем правила движения, как таблицу умножения!"

Игра - викторина по ПДД "Знаем правила движения, как таблицу умножения!"...

Игра-викторина "Что мы знаем о профессиях"

Продолжать расширять представления детей о людях разных профессий;о значении их труда для общества;-развивать умение быстро отвечать на поставленные вопросы;-обогащать активный словарь,формировать гра...