Конспект НОД «Животные Севера и Арктики»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Борщёва Вера Викторовна

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_severa_i_arktiki_-dlya_sayta_sada.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

    Конспект НОД «Животные Севера и Арктики»

                                         

Цель: формирование представлений детей о климатических зонах нашей страны.

Задачи:

1. Расширять и углублять представление детей о животных Севера и Антарктики: белый медведь, северный олень, тюлень, овцебык, морж, пингвин и др.

2. Развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

3. Воспитывать бережное отношение к животным и природе;

4. Знакомить детей с причинами невозможности встречи полярного медведя и пингвина.

Оборудование: картинки с изображением животных Севера, пингвина, глобус, карта мира. 

Ход НОД

В.: Ребята, скажите пожалуйста, можно ли с помощью глобуса определить, где на нашей Земле холодно (Да, на глобусе, льды и снег, обозначены белым цветом).

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика-

Антарктика и Арктика.

В.: где же эти полюса находятся на глобусе?

Ответы детей

В.: Арктика или Северный полюс находится сверху земного шара, а Антарктида или Южный полюс - внизу.

В.: где мы будем искать Арктику? (В верхней части глобуса, в Южном полушарии) Лед в Арктике никогда не тает. Северный Ледовитый океан там закован льдами.  В Арктике зимой Солнце не показывается на небе полгода, в это время там полярная ночь. Но в ночном небе бывает северное полярное сияние. В это время небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво.

В.: несмотря на суровые климатические условия, и на Южном, и на Северном полюсе есть обитатели.

Пальчиковая гимнастика «Животные севера»

Кто на севере живет? (хлопки ладошки-кулачки попеременно)

Кто там ест, и кто там пьет («Замок» меняя положение пальцев)

Звери необычные к холоду привычные (соприкосновение пальцев поочередно, образуя колечки)

Вот песец из норки смотрит (пальчики шагают)

Белый мишка важно ходит (пальчики шагают)

Ну, а морж, как капитан покоряет океан (ладони лодочкой)

Гордый северный олень грузы возит целый день (ладони вместе, пальцы раздвинуты)

В.: Кого же мы можем встретить здесь в таких суровых, условиях? Слушайте внимательно загадку.

Люблю плавать и плескаться,

Где холодная вода,

В снежных кучах кувыркаться,

Где зима всегда-всегда

Белый мех и жира слой

Выручат в беде любой. (Белый медведь). 

В.: Белый медведь наикрупнейший хищный зверь Арктики. Его длина около 3 м. На снегу его совсем незаметно. Как вы думаете, почему?

Дети: шерсть его белая и снег белый.

В.: А, что может выдать белого медведя? И почему?

Ответы детей черный нос. Его хорошо видно на белом снегу

В.: когда медведь подкрадывается к своей добыче, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Прыгнет в ледяную воду и плывет дальше до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода ему не страшны. Почему?

Ответы детей: Море – это его родная стихия! Мех медведя почти не промокает, т.к. имеет густой подшерсток. Кроме того, под кожей у медведя толстый слой жира, который согревает животное.

В.: А, ещеподушки лап у него покрыты густой толстой щетиной. Поэтому лапы медведя не мерзнут и не скользят по льду. Чем питается белый медведь?

Ответы детей.

В.: правильно, белый медведь-хищник, он питается рыбой. Лучше всего соблюдать осторожность и держаться от него подальше. А, как вы думаете, почему белый медведь никогда не встретится с пингвином?

Ответы детей.

В.: посмотрите на глобус. Белые медведи живут на Северном полюсе, а пингвины на Южном. Между ними тысячи километров.

В.: Пингвины – это морские хищные птицы, которые не летают, зато отлично плавают и ныряют. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Пингвины взрослые и дети любят кататься с горки на брюшке. Людей они совсем не боятся. Смело приходят к морякам и полярникам. Пингвины отлично плавают под водой. Они грациозные под водой, как быстро плавают и как ловко выпрыгивают из-под воды.

Физкультминутка «Пингвины»

Идут вразвалочку пингвины (идут друг за другом)

По огромной белой льдине.

Друг за другом, все гуськом,

По снегу прямо босиком.

Вот и море, остановка. (останавливаются, поворачиваются лицом в круг)

Начинают подготовку.

Чтоб рачка в воде поймать,

Нужно воздуха набрать. (надувают щеки)

Растопырить крылышки (руки вдоль туловища, раздвигают пальцы)

И расправить перышки.

В.: Отгадайте загадку.

Мха копытами касаясь,

Ходит северный красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (северный олень)

В.: да, это олени. Не страшны им ни морозы, ни болота, ни сугробы. Длинные ноги не дают провалиться в снег. А чем питаются северные олени, если вокруг снег? Особенные копыта могут раздвигаться и имеют острые края, поэтому они не скользят, а разгребают копытами снег, чтобы добраться до еды.

В.: Олени питаются мхом и ягелем, спрятанным под снегом. Посмотрите, как выглядят эти растения (мох, ягель).

В.: А, что так украшает этих животных?

Ответы детей (рога)

В.: Огромные, красивые, ветвистые. Рога есть у самок и самцов. 

В.: А, вот еще одно животное, которое лежит на льдине, отгадайте кто это.

В Антарктиде кто живет,
Обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день
С легкостью! Ведь он - ... (тюлень)

В.: Он прекрасный ныряльщик и пловец. Вместо ног у него – ласты. Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Детёныши тюленя белые, их называют – бельки. Как вы думаете, почему?

Ответы детей 

В.: А, почему он белого цвета, а не такого как его мама и папа?

Ответы детей чтобы быть незаметным на снегу и прятаться от хищников.

В.: А, каких еще животных и птиц, живущих в холодных странах, вы знаете?

Ответы детей (овцебык, морж, полярная сова, полярный волк, песец, кулик)

В.: Ребята, посмотрите, что за чудо, что за диво – небо так горит красиво! Это уникальное природное явление – Северное сияние. Как же оно красиво! Благодаря этому явлению полярная ночь становится не такой темной.

Игра «Назови правильно».

У медведя толстые лапы. Значит какой он? – Толстолапый.

У песца острые зубы. Значит какой он? – Острозубый.

У тюленя короткая шерсть. Значит какой он? – Короткошерстный.

У оленя быстрые ноги. Значит какой он? – Быстроногий.

У моржа толстая кожа. Значит какой он? – Толстокожий.

Рефлексия:

В.: Давайте вспомним животных севера, о которых говорили сегодня.

Ответы детей

В.: Все эти животные занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться, т.к. их осталось очень мало, и они могут совсем исчезнуть. Предлагаю вам в свободное время нарисовать обитателей Крайнего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Животные севера, тайги и жарких стран»

Конспект НОД  на тему:«Животные севера, тайги и жарких стран»(с использованием ИКТ)область «Познавательное развитие»...

конспект НОД "Животные севера"

Беседы, описания и загадки помогут расширить представление детей об окружающем мире, в частности о жизни и повадках животных севера...

Конспект занятия "Животные Севера".

Занятие по ознакомлению с окружающим....

Конспект занятия "Животные севера и жарких стран"

Систематизировать знания детей о диких животных и их месте обитания...

конспект нод "Животные Севера" в подготовительной группе

Конспект нод «Животные севера» Цели:• Способствовать формированию учебно – познавательной компетенции дошкольников, через обобщение представлений о животных севера.• У...

Конспект занятия "Животные севера" младшая группа

Конспект занятия "Животные севера" младшая группа...

Конспект НОД "Животные Севера и их детеныши" для детей старшей группы с ОНР

Конспект НОД "Животные Севера и их детеныши" для детей старшей группы с ОНР...