Образовательный проект Русская изба
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Светлана Анатольевна Меркурьева

Образовательный проект «Русская изба»

 

 

Образовательный проект «Русская изба»

 

1. Информационная характеристика образовательного проекта.

 

1.1. Авторы проекта: воспитатель первой категории Меркурьева С. А.

 

 1.2. Вид: коллективный, творческий.

 

1.3 Участники:

Дети подготовительной группы, воспитатели,  родители воспитанников.

 

1.4. Возраст:

6-7 лет

 

1.5. Срок:

 

Январь – март 2019г.

 

2. Актуальность.

Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».

 

3. Программа проекта

 

Цель:

Развитие представлений детей о русской культуре.

 

Задачи:

1. Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.

2. Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.

3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

4. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие) .

5. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

6. Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс.

3.1. Гипотеза:

Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.

3.2. Предполагаемый результат:

Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись) .

 

4. Этапы работы:

1этап. Подготовительный:

1. Изучение литературы по музейной педагогике.

2. Диагностика знаний детей о русской культуре.

3. Сбор материала для музея.

 

2этап. Реализация проекта:

1. Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.

2. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр.

3. Организация предметно – развивающей среды.

 

3этап. Заключительный.

1. Презентация мини-музея «Русская изба»

2. Итоговое мероприятие: «Посиделки»

 

5. Планирование работы.

Познавательно – речевое развитие.

«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

«Познание», «Коммуникация»

Рассказы воспитателя:

-о русской печи;

-о традициях русского чаепития;

-о русской матрешке;

-о дымковских игрушках;

-о деревянных ложках.

Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Заучивание пословиц, поговорок.

Дидактические, познавательные, пальчиковые игры.

-Д/и «В русской горнице»

-Д/и «Подбери головной убор к сарафану»

-Пальчиковая игра «Маланья»

«Чтение художественной литературы»

Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам:

- «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Зимовье зверей»

Социально – личностное развитие.

«Социализация», «Труд», «Безопасность».

«Социализация»

Сюжетно – ролевая игра:

«Встречаем гостей»

Игры - драматизации:

«Теремок», «Заюшкина избушка».

«Труд»

Ручной труд:

-Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-закрутки)

-Изготовление хлебобулочных изделий «Игрушек - тестушек».

«Безопасность»

Беседы:

-«Огонь-друг, огонь-враг».

Художественно – эстетическое развитие.

«Художественное творчество», «Музыка».

«Художественное творчество»:

Лепка:

- «Посуда»

Аппликация:

-«Русская изба»

Рисование:

-Роспись «Дымковских игрушек», «Матрешек».

«Музыка»:

-Разучивание частушек.

-Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко.

-Обыгрывание песни «Где был Иванушка? »

-Разучивание танцев: «Кадриль», «Танец с ложками».

-Оркестр «Игра на ложках».

Физическое развитие.

«Физкультура», «Здоровье».

«Физкультура»

Подвижные игры:

-«Ручеек»

-«Салки»

-«Сидит Яша»

-«Горелки»

Спортивное развлечение:

-«Карусель народных игр»

«Здоровье»

Физминутки:

-«Пильщики»

-«Избушка бабы Яги»

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Книжный уголок:

Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок»

Музыкальный уголок:

деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно - развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

«Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели.

Центр продуктивной деятельности:

Материалы для рисования, лепки, художественного труда.

Взаимодействие с семьей.

-Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота».

-Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

-Изготовление макета «Русская изба».

-Сбор предметов для музея «Русская изба».

-Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы) .

6. Результат:

1. Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину.

2. Сплотился коллектив родителей и воспитателей.

7. Литература:

1. В. С. Горичева, М. И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.

2. Н. М. Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.

3. М. Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.

4. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.

5. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.

6. И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.

7. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.

8. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.

9. Л. В. Соколова, А. Ф. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_russkaya_izba.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект «Русская изба»

Образовательный проект «Русская изба»

1. Информационная характеристика образовательного проекта.

1.1. Авторы проекта: воспитатель первой категории Меркурьева С. А.

 1.2. Вид: коллективный, творческий.

1.3 Участники:

Дети подготовительной группы, воспитатели,  родители воспитанников.

1.4. Возраст:

6-7 лет

1.5. Срок:

Январь – март 2019г.

2. Актуальность.

Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».

3. Программа проекта

Цель:

Развитие представлений детей о русской культуре.

Задачи:

1. Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.

2. Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.

3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

4. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие) .

5. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

6. Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс.

3.1. Гипотеза:

Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.

3.2. Предполагаемый результат:

Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись) .

4. Этапы работы:

1этап. Подготовительный:

1. Изучение литературы по музейной педагогике.

2. Диагностика знаний детей о русской культуре.

3. Сбор материала для музея.

2этап. Реализация проекта:

1. Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.

2. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр.

3. Организация предметно – развивающей среды.

3этап. Заключительный.

1. Презентация мини-музея «Русская изба»

2. Итоговое мероприятие: «Посиделки»

5. Планирование работы.

Познавательно – речевое развитие.

«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

«Познание», «Коммуникация»

Рассказы воспитателя:

-о русской печи;

-о традициях русского чаепития;

-о русской матрешке;

-о дымковских игрушках;

-о деревянных ложках.

Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Заучивание пословиц, поговорок.

Дидактические, познавательные, пальчиковые игры.

-Д/и «В русской горнице»

-Д/и «Подбери головной убор к сарафану»

-Пальчиковая игра «Маланья»

«Чтение художественной литературы»

Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам:

- «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Зимовье зверей»

Социально – личностное развитие.

«Социализация», «Труд», «Безопасность».

«Социализация»

Сюжетно – ролевая игра:

«Встречаем гостей»

Игры - драматизации:

«Теремок», «Заюшкина избушка».

«Труд»

Ручной труд:

-Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-закрутки)

-Изготовление хлебобулочных изделий «Игрушек - тестушек».

«Безопасность»

Беседы:

-«Огонь-друг, огонь-враг».

Художественно – эстетическое развитие.

«Художественное творчество», «Музыка».

«Художественное творчество»:

Лепка:

- «Посуда»

Аппликация:

-«Русская изба»

Рисование:

-Роспись «Дымковских игрушек», «Матрешек».

«Музыка»:

-Разучивание частушек.

-Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко.

-Обыгрывание песни «Где был Иванушка? »

-Разучивание танцев: «Кадриль», «Танец с ложками».

-Оркестр «Игра на ложках».

Физическое развитие.

«Физкультура», «Здоровье».

«Физкультура»

Подвижные игры:

-«Ручеек»

-«Салки»

-«Сидит Яша»

-«Горелки»

Спортивное развлечение:

-«Карусель народных игр»

«Здоровье»

Физминутки:

-«Пильщики»

-«Избушка бабы Яги»

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Книжный уголок:

Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок»

Музыкальный уголок:

деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно - развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

«Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели.

Центр продуктивной деятельности:

Материалы для рисования, лепки, художественного труда.

Взаимодействие с семьей.

-Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота».

-Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

-Изготовление макета «Русская изба».

-Сбор предметов для музея «Русская изба».

-Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы) .

6. Результат:

1. Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину.

2. Сплотился коллектив родителей и воспитателей.

7. Литература:

1. В. С. Горичева, М. И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.

2. Н. М. Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.

3. М. Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.

4. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.

5. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.

6. И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.

7. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.

8. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.

9. Л. В. Соколова, А. Ф. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный музыкально-образовательный проект " Русская изба"

“ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности   детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседн...

ФОЛЬКЛОРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "РУССКАЯ ИЗБА"

ФОЛЬКЛОРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ"РУССКАЯ ИЗБА" РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Долгушева А.Е.МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ I КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ...

Образовательный проект "Русская изба"

Цель проекта:развивать представления детей о русской культуре.Итогом проекта является создание мини-музея "Русская изба" и участие детей и родителей в развлечении "Посиделки в русской избе"...

Фольклорный музыкально-образовательный проект "Русская изба"

Данный проект является освоение детьми фольклорнрго наследия руского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и твотческого развития личности. Развивает умения и навыки исполнительской д...

Фольклорный музыкально-образовательный проект "Русская изба" - 2016г

ldquo; Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности   детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседне...

Образовательный проект Русская изба"

Проект направлен на гражданско - патриотическое воспитание для  детей 6-7 лет в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и представляет собой методический материал по приобщению детей к и...

Фольклорный музыкально - образовательный проект "Русская изба"

ldquo; Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности   детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседне...