Образовательный проект "Русская изба"
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
Цель проекта:развивать представления детей о русской культуре.
Итогом проекта является создание мини-музея "Русская изба" и участие детей и родителей в развлечении "Посиделки в русской избе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt_2.docx | 513.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад «Теремок»
Образовательный проект для детей логопедической группы «Радуга»
Тема проекта:
«Русская изба»
Воспитатели логопедической группы: Хомец М.П.
Лобова Т.Ф.
2016 год
Образовательный проект «Русская изба»
1. Информационная характеристика образовательного проекта.
1.1. Авторы проекта: воспитатели логопедической группы «Радуга»
Лобова Татьяна Фёдоровна, Хомец Марина Петровна
1.2. Вид:
Творческий, коллективный.
1.3. Участники:
Дети логопедической группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
1.4. Возраст: 5-7 лет
1.5. Срок: долгосрочный
Январь – апрель
2. Актуальность.
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация мини-музея «Русская изба».
3. Программа проекта
Цель:
Развитие представлений детей о русской культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.
2. Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
4. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
5. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
6. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
3.1. Гипотеза:
Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.
3.2. Предполагаемый результат:
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись) .
4. Этапы работы:
1этап. Подготовительный:
1.Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба».
2. Сбор материала для музея.
3.Подбор и изучение экспонатов, документов, информации, литературы собранных детьми и их родителями.
2этап. Реализация проекта:
1. Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.
2. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр.
3. Организация предметно – развивающей среды.
3 этап. Заключительный.
1. Создание мини-музея «Русская изба»
2. Итоговое мероприятие: «Посиделки в русской избе»
5. Планирование работы.
ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие»
Цикл бесед, совместной деятельности с детьми, обследование экспонатов:
-«Милости просим»: продолжить знакомство с бытом, обычаями, гостеприимством, вызвать интерес к культуре русского народа;
-«Сошьём Маше сарафан»: продолжить знакомство с русским народным костюмом, куклой, изготовление обережных кукол (выставка обережных кукол);
-«Что расскажет о себе посуда?» (пополнение мини-музея предметами посуды);
-«Чудесный сундучок»: изготовление поделок для пополнения экспозиции мини-музея (рушники, коврики);
- «Посидим у самовара»: продолжить знакомство с традициями русской кухни, воспитывать уважение к наследию своего народа;
-о русской матрешке;
-о дымковских игрушках;
-о деревянных ложках.
-Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы.
Образовательная деятельность:
ОО «РР», ОО «ПР»: «Как люди на Руси жили»
«Русская крестьянская изба».
Цель: Закрепление представлений детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели.
-Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.
-Рассматривание иллюстраций, фотографий.
-Заучивание пословиц, поговорок, стихов.
-Дидактические, познавательные, пальчиковые игры.
-Д/и «В русской горнице»
-Д/и «Русский сувенир»
-Пальчиковая игра «Маланья»
«Чтение художественной литературы»
Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам:
- «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Зимовье зверей»
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Сюжетно – ролевая игра:
«Встречаем гостей»
Игры - драматизации:
«Теремок», «Заюшкина избушка».
Ручной труд:
-Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-закрутки)
-Изготовление хлебобулочных изделий «Игрушек - тестушек».
ОО Художественно – эстетическое развитие.
1.Сказочный лубок» (раскрашивание лубочных картинок)
2.рукотворная береста (рассматривание альбома «Рукотворная береста»,
Лыкова И.А.)
3.Городецкая роспись (рисование)
4.Гжельская роспись (раскрашивание посуды)
5.Хохломская роспись (рисование)
6.Русская матрёшка (раскрашивание матрёшек) «Матрёшка – Матрёна»
Лепка:
- «Посуда»
Аппликация: «Матрешки»
«Музыка»:
-Разучивание частушек.
-Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко.
-Обыгрывание песни «Где был Иванушка? »
-Разучивание танцев: «Ромашка».
-Оркестр «Игра на ложках».
ОО «Физическое развитие»
Подвижные игры:
-«Ручеек»
-«Салки»
-«Сидит Яша»
-«Горелки»
Физминутки:
-«Пильщики»
-«Избушка бабы Яги»
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Книжный уголок:
Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок»
Музыкальный уголок:
деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.
Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно - развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.
«Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели.
Центр продуктивной деятельности:
Материалы для рисования, лепки, художественного труда.
Взаимодействие с семьей.
-Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
-Сбор предметов для музея «Русская изба».
-Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы).
6. Результат:
1. Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину.
2. Сплотился коллектив родителей и воспитателей.
Информация о русской избе для дошкольников.
Мы узнали, что в древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.
Русские люди, жившие много лет тому назад, для своих семей строили избы. Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени. Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам или нанимал опытных плотников. Иногда организовывалась «помочь», когда вся деревня работала для одной семьи.
Нам захотелось заглянуть в русскую избу. Какова же была там обстановка? Какая была мебель, посуда?
Из энциклопедий мы узнали, что жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела.
Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.
Вот мы в избе. Центральное место занимает печь. От расположения печи зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара.
Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.
На шестке у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком хранили инвентарь, дрова. В печи были маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок.
«Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. «Матушка – печка, укрась своих детушек», - говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов. В нашей квартире нет такой печи, ее нам заменила плита, но в деревнях бабушки до сих пор любят печь пироги в русской печке.
Мы печем свои игрушки-тестушки в духовке, но тоже приговариваем: «Матушка – печка, укрась своих детушек». Она нас слышит и радует румяными изделиями.
Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.
На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи».
Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.
Другой угол около двери был мужским. Он назывался «коник». На лавке делали узор в виде конской головы. На этой лавке работал хозяин. Иногда он на ней и спал. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой. В мужском углу висела сбруя, одежда.
В крестьянском доме все было продумано до мелочей. На центральной балке - «матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала.
В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках.
Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами.
Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.
Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.
Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.
Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения.
Соль тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах».
Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи.
2.2 Быт крестьян. Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи.
В каждой семье были «коробейки» - лубяные сундучки, обитые железом деревянные сундуки. В сундуках хранили семейные ценности: одежду, приданое. Сундуки закрывались на замки. Чем больше было сундуков в доме, тем богаче считалась семья.
Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.
В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), кринки для хранения молока, разных размеров чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки.
Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, в берестяных туесах. Использовались также плетеные изделия – лукошки, короба.
2.3 Распределение трудовых обязанностей в деревенской семье по половому признаку. Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.
Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.
Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом со взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником.
Через какое-то время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.
Родители учили, что свой инструмент – дело важное, его никому нельзя давать – «спортят», и у других инструменты брать нельзя. «Хороший мастер работает только своим инструментом», - поучали родители.
За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.
Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.
Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми.
Отец помогал мальчикам, наставлял советом, похваливал. «Дело учит, мучит, да кормит», «Лишнее ремесло за плечами не виснет», - приговаривал отец.
В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище.
Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей.
Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани, телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями.
С раннего детства любой мальчик мог запрячь лошадь. С 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом и управлять лошадью. Нередко мальчиков 8-9 лет отпускали в пастушки, он работал «в людях», пас стадо и зарабатывал немного – еду, подарки. Это была помощь семье.
С 10-12 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил.
К 15-16 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним. Отец находился всегда рядом и помогал, подсказывал, поддерживал. В народе говорили: «Отец сына не на худо учит», «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».
Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них игра, радость, а отец гордился, что у него растут такие помощники.
Справляться со всеми женскими работами девочек учили мама, старшая сестра и бабушка.
Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица.
Затем девочки играли с куклами: «ходили в гости», убаюкивали, пеленали, «справляли праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру девочки приобщались к заботам и радостям материнства.
Но в куклы играли только младшие дочери. Когда они подрастали, мать или старшие сестры обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день уходила в поле или была занята во дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка – нянька целый день проводила с ребенком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала. Иногда опытных девочек – нянек отдавали в другую семью «внаем». Даже в 5-7 лет они нянчили чужих детей, зарабатывая для себя и семьи: платочки, отрезы материи, полотенца, еду.
Так и жили: младшие девочки – няньки водятся с малышом, а старшие дочери помогают матери в поле: вяжут снопы, собирают колоски.
В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить, вышивать под руководством матери.
Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестер, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева.
В 9 лет девочка уже помогала метрии готовить еду.
Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках. Ее так и называли – домотканая. Всю зиму пряли кудели (нити), а весной начинали ткать. Девочка помогала маме, а к 16 годам ей доверяли ткать самостоятельно.
Также девочку учили обихаживать скотину, доить корову, жать снопы, ворошить сено, стирать белье в речке, готовить еду и даже печь хлеб. Матери говорили дочкам: «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».
Постепенно к девочке приходило осознание того, что она - будущая хозяйка, которая может выполнять все женскую работу. Дочка знала, что «Хозяйство водить – не разиня рот ходить». «Без дела жить – только небо коптить», - так всегда говорила мама.
Таким образом в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовы помощники, да «красны девицы» - умелицы – рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.
Конспект ОД «В гостях у русской избы» |
Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Дать возможность детям видеть красоту русской народной одежды. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси.
Образовательные задачи:
-формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы, поговорки, шутки-прибаутки.
- расширять и активизировать словарь детей по теме;
- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;
- активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о традициях русского народа.
Развивающие задачи:
-развитие речевой активности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.
-развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;
-развитие продуктивной деятельности через рисование, лепку.
- закреплять умение использовать разные приемы лепки, рисования. Воспитательные задачи:
-формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;
- воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.
-продолжать воспитывать внимание, сосредоточенность, аккуратность при работе с изо- материалами;
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие».
- «Речевое развитие».
- «Художественно-эстетическое развитие».
- «Социально-коммуникативное развитие».
- «Физическое развитие».
Словарная работа: лапти, печь, коврик вязаный, каравай, русская изба.
Материал и оборудование: магнитофон, аудиозапись русских народных мелодий: «Во поле берёза стояла», «Русские народные песни для детей», «Музыкальный фольклор для детей» дна CD диске, печь, каравай. Предметы быта: лапти, полотенца вышитые, вязаные дорожки, горшки, прялка, платки, сарафаны, рубахи.
Раздаточный материал: альбомные листы, цветные карандаши , пластилин, дощечки, салфетки, стеки, клеенки.
Предварительная работа:
-посещение музея «Русская Изба».
-беседа с детьми на тему: «Русский народный быт».
-рассматривание наглядно-методическое пособие: «Русский народный костюм»,
-рассматривание иллюстраций «Предметы быта русской избы»,
-слушание народных мелодий.
-чтение стихотворений ,загадок, пословиц ,шуток-прибауток.
-заучивание пословиц, шуток-прибауток, поговорки,
-чтение художественной литературы: русские народные сказки, рассказы, былины.
-рисование предметов русского быта.
-разучивание русских народных песен.
Ход:
Звучит русская народная мелодия, дети входят в русских костюмах в центр «Русская изба». Хозяйка (воспитатель) в русском народном сарафане встречает гостей (детей).
Хозяйка: Русь деревянная - края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные.
Раздолье русские песни поют.
-Здравствуйте гости дорогие! Хорошему гостю хозяин рад!
Дети: Отвечают на приветствие пословицами:
-Много гостей, много и новостей.
-Что есть в печи - на стол мечи!
-Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Хозяйка: В старину зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера называли посиделками.
Дорогие наши гости просим вас осмотреть нашу русскую избу.
Игра: «Найди предметы, сделанные на посиделках?»
Дети: Рассматривают русскую избу и находят предметы.
Полотенце – отмечают, что оно вышито.
Лапти, корзины - плетенные.
Коврик - вязаный.
Каравай - испечен в печи.
Хозяйка предлагает полюбоваться этими предметами и приглашает на русские посиделки.
Хозяйка: Дорогие наши гости, а вы знаете шутки-прибаутки
Порадуйте меня.
Дети: Читают шутки-прибаутки:
1.Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.
2. Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
3. Коза-хлопота
День-деньской занята:
Ей — травы нащипать,
Ей — на речку бежать,
Ей — козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.
Хозяюшка: Издавна русский народ славиться своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы.
Дети: Читают пословицы.
1.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
2.Кто не работает, тот и не ест.
3.Рабочие руки не знают скуки.
4.Сделал дело - гуляй смело.
5.Пока есть силы, трудись, на старости будет на что жить.
6.Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
7.Будешь трудиться - будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
8.Была бы охота - заладится всякая работа.
(Попросить детей объяснить какую-либо пословицу).
Игра «Подбери слово».
Кончил дело – гуляй …(смело)
Кто(спешит)… тот людей смешит.
Меньше слов, да больше…(дела)
Без печи холодно, без хлеба…(голодно)
Не будет хлеба, не будет и…(обеда)
Хозяюшка: Какие вы молодцы! Ребята, а вы знаете, что самое главное в деревенской избе - это печь. Русская печь существует около четырех тысяч лет? Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты, пекли пироги. Не зря в старину говорили:
«Печь нам -мать родная».
«У печи все красное лето».
Ребята отгадайте мои загадки про печь?(хозяйка загадывает загадки гостям)
1.Шуба в избе, рукав на улице?».
(печь)
2.Стоит изба из кирпича.
То холодна, то горяча.
Накормишь - живет,
Напоишь - умрет».(печь)
3. В избе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе, Загудело в трубе.
Видит пламя народ, А тушить не идет.
(печь)
4.Попало наше тесто
В горячее место.
Попало – Не пропало,
Румяной булкой стало.
(печка)
А для вас гости мои дорогие есть угощенье, которое испекла наша печь.
(Хозяюшка выносит каравай).
«Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим.»
Дети садятся за столы и угощаются караваем. Звучит русская народная мелодия.
Хозяйка: На Руси ,русский народ играл в разные народные подвижные, хороводные игры. Не пора ли нам отдохнуть и поиграть.
Хоровод: «Каравай»
Встав в круг, играющие поют:
Шел павлин горою,
Все люди за мною
Одного нет у нас (имя одного из играющих)
У его маменьки
печка истопленная,
Блины испеченные,
Каравай состряпанный,
Этакий высокий,
Этакий широкий,
Этакий низенький. Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т. д.
Хозяюшка: А теперь ребята, я предлагаю вам нарисовать или слепить угощенье которые вы бы испекли в нашей печке.
Дети: Приступают к самостоятельной творческой деятельности.
Хозяюшка: А в конце вашей работы мы сделаем выставку ваших работ.
«Д/и «В русской горнице»
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Игра рассчитана на группу из 2-3 детей, но можно играть и с 1 ребенком.
На цветном принтере распечатать иллюстративный материал. Мой принтер может печатать на белом картоне или бумаге для черчения, если ваш не справляется с этим, просто наклейте картинки на картон. У вас получится макет избы (склейте внешний вид и внутренний друг с другом) и предметы интерьера. Я делала макет разметом А3. (В свойствах принтера есть печать постера, я выбрала разбивку на 2), но можно и на А 4.
Сначала взрослый рассказывает о внешнем виде русской избы, показывая фасад дома, а затем переворачивает макет и перед детьми оказывается пустая комната избы. Задача детей расставить предметы интерьера. Каждому ребенку раздается по 2-3 картинки. Взрослый загадывает загадки, задает вопросы, ребенок у кого оказывается загаданная картинка, поднимает ее вверх (правила игры в лото), а взрослый показывает, где предмет интерьера стоял в русской избе и коротко рассказывает о предназначении этого предмета. Игра очень познавательная и интересная.
Приобщайте своих детей к истории нашего народа, пусть они знают, как он жил и обустраивал свой быт. Удачи!
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
О избе
Избы строились из сосны или ели.
Рубили прямые ровные деревья, обрубали ветки, получались бревна, из них ставился сруб (от слова рубить)
Избы строили, не используя гвозди.
Затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали ее соломой, зимой, когда не хватало корма скоту, солома с крыши могла пойти на прокорм.
Далее шла отделка дома, на крышу ставили конек, на окна навешивали ставни.
А что же там внутри дома? Мы проходим через сени, это холодный не отапливаемый коридор, заходим в избу, а там…. А там одна комната – горница, она является и кухней, и гостиной, и спальней. А что же в этой комнате есть? Перед вами пустая горница, сейчас мы расставим в комнате различные предметы, и получится интерьер русской избы.
О печке
А для чего нужна была печка? (чтобы готовить пищу, отапливать избу, сушить валенки, спать на ней.
Во многих избах она была обычно из глины перемешанной с камнями - глинобитная на деревянном основании.
И в наше время сохранилось много изб с русской печью.
ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках. Назовите сказку, которую вы знаете. (Гуси-лебеди)
О Божнице
Божница находилась в красном углу.
Это маленькая полочка (иногда двухъярусная), божница, на которой одна, две небольшие иконы, писанные на деревянных досках или литые медные.
О буфете, шкафах
Шкафы были различных размеров и видов, были украшены резьбой, токарными деталями, росписью. Часто в шкафчиках применяли сквозную резьбу, что делалось для проветривания продуктов.
О лавке, скамье
Она была прибита к стене, и ее нельзя было передвигать. Переносная лавка называется – скамья.
Лавку мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. У каждого члена семьи было свое место. Хозяин сидел под иконами, а хозяйка с краю, чтобы никому не мешала, подавая на стол.
Позже появились стулья, и табуретки для сидения работника – коряки. Найдите их среди предметов.
О столе
За столом собиралась вся семья, обсуждались все вопросы.
Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства.
О сундуке
Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие.
О посуде
Посуда была глиняная и деревянная. Посуда длинными, зимними вечерами украшалась резьбой и росписью.
О прялке
Прядением, как правило, занимались девушки. Прялка с колесом называлась – самопрялка.
Прялки до сих пор сохраняются во многих деревенских домах. Из овечьей шерсти вяжут, как и прежде, носки, рукавицы, валяют валенки.
Об утюгах
Утюги были двух видов, в которые клали раскаленные угли и которые ставились на печь.
Об ухвате
Им отправляли в жар горшки с пищей. Это приспособление, представляло собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце.
Расположение предметов:
ЗАГАДКИ
1.ПЕЧКА
Дом – белый.
Дверь – черная.
Хозяин красный.
Что в дом вошло –
Все в небо ушло.
То она печет блины,
То показывает сны.
Доскажите словечко:
Зимой нет теплей, а летом нет холодней (загадка)… ПЕЧКА
2. Обогреватель в сельском доме …ПЕЧКА
3.БОЖНИЦА
Полка, на которую ставились иконы. (Подсказать название)
3.БУФЕТ, ШКАФ
Предмет мебели для хранения посуды , одежды
4.ЛАВКА, СКАМЬЯ.
На ней люди спали, работали, ели, готовили и встречали гостей. (лавка)
5.СТОЛ
Загадка
Под крышей - ножки,
На крыше – ложки,
А рядом с ними
С похлебкой плошки.
6.СУНДУК
Бабушкино хранилище
7.ПОЛКА
доскажи словечко.
- Волк, смотри, - сказал он волку, -
Станешь зубы класть на …
8.ПОСУДА
Назовите одним словом
(показать картинки)
9.ПРЯЛКА
С помощью нее получали нитки.
Загадка
Чем дольше я верчусь,
Тем толще становлюсь.
10.УТЮГ
Загадка
Шипит недовольно, кусается больно,
Опасно его оставлять одного.
С ним надо поладить,
И можете гладить,
Но гладить не стоит его.
11.ЧУГУНОК
В нем готовили пищу в печке.
12.СТУПА
В ней толкли зерно, очищая его от шелухи.
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой — жилищем крестьянской семьи.
- Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.
- Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.
- Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.
- Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода ( миски, ложки, чугунок).
Материалы и оборудование:
- Предметы домашнего обихода
- Пластилин, дощечки для лепки, стека
Интеграция с другими образовательными областями:
- Коммуникация.
- Музыка.
- Художественная литература.
- Художественное творчество.
Предварительная работа:
- Чтение русских народных сказок.
- Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
- Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев.
Содержание образовательной деятельности
Звучит русская народная музыка.
Вступительная часть.
Воспитатель: Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба». Предметы, которые находятся в музее, называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.
Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.
Воспитатель: Войдя в избу, что вы увидели?
Дети: Печь.
Воспитатель: Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимает почти пол-избы.
Беседа о печи.
- Почему печь занимала так много места?
- А для чего она нужна?
- Каким цветом была печь?
- О печи в народе придумывали пословицы и поговорки.Почему к печи относились уважительно?
Пословицы и поговорки.
Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы об избе? Давайте их проговорим:
- « Без печи хата – не хата».
- « Когда в печи жарко – тогда и варко».
- « Что есть в печи – все на стол мечи».
- «Не красна изба углами, а красна пирогами»
Воспитатель: Молодцы. О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок).
Беседа и демонстрация посуды, предметов быта, кухонной утвари.
Воспитатель загадывает загадку:
Поляной двор красных коров
Черная зайдет – всех выгонит. (кочерга)
Воспитатель показывает чугунок: Как вы думаете, зачем он нужен? В чугунке варили кашу, щи.
— В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.
(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь).
Воспитатель: Вот какую загадку загадаю, послушайте.
Рогат, да не бык, хватает да не ест.
Людям отдает, а сам на отдых идет. ( Ухват).
Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).
-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.
-Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).
— На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.
Хороводная игра.
Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).
Стал подружку выбирать.
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(Дети останавливаются).
Поклонись, поклонись.
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).
Да за ленточку держись.
Продолжение осмотра музея.
Воспитатель: Поиграли, а теперь продолжим осмотр музея. Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.
-А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).
-Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.
Загадка
Чем больше я кручусь,
Тем толще становлюсь. (Веретено).
Особенности одежды.
Воспитатель: Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.
Рассмотрение иллюстрации из русских сказок.
Воспитатель: Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка), фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.
Воспитатель: В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее-избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. Говорили так:
Сверху пар, снизу пар —
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем
Всех в гости приглашаем.
Практическая работа с пластилином.
Воспитатель: Ребята, давайте слепим из пластилина наших кукол чугунок, ложки миски , а может кто захочет и самовар слепить .
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Русская изба».
— Вам понравилось? (Ответ детей).
— Что нового вы узнали? (Ответ детей).
Используемая литература
Вахрушев А.А «Здравствуй мир»
Русская матрёшка. История происхождения.
Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал?
Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется «матрёшка»?
Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества?
Первая русская матрёшка, выточенная Василием Звёздочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с чёрным пертухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнутого младенца.
О точной дате появления матрёшки И. Сотникова пишет следующее: «…иногда появление матрёшки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам 1 пишет о том, что матрёшка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрёшка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда матрёшка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на её изготовление».
«Токарь Звездочкин утверждал, что первоначально сделал две матрёшки: трёх- и шестиместную. В Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранится восьмиместная матрёшка, которая считается первой, та самая круглолицая девушка в сарафане, переднике, платочке в цветочек, которая держит в руке чёрного петуха. За ней следуют три сестрёнки, братишка, еще две сёстренки и младенец. Очень часто утверждается, что кукол было не восемь, а семь, говорят ещё, что девочки и мальчики чередовались. Для комплекта, хранящегося в Музее, это не так.
Имя матрёшки
Вот мы все матрёшка да матрёшка… Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрёна. Ещё говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имён – и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет».
Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя — Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной».
Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка – это тепло и уют в доме».
Другими словами, одно в другом спрятано, заключено – и чтобы найти истину, необходимо дойти до сути, открыв, одну за другой, все «шапочки-нахлобучки». Может быть, именно в этом и заключается истинный смысл такой замечательной русской игрушки, как матрёшка – напоминание потомкам об исторической памяти нашего народа?
Однако, скорее всего, идея деревянной игрушки, которая состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была навеяна мастеру, создавшему матрёшку, русскими сказками. Многие, например, знают и помнят сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Например, сюжет о поисках царевичем «кощеевой смерти» звучит у Афанасьева: «Чтобы совершить такой подвиг, нужны необычайные усилия и труды, потому что смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает».
И не случайно замечательный русский писатель Михаил Пришвин написал когда-то следующее: «Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца; кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, – раскроешь, а там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зелёное, и под самый конец выскочит почему-то всегда жёлтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше».
Вот и выходит, что не так проста русская матрёшка – эта составная часть нашей жизни
Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что существует эта игрушка.
Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной – с рисовое зерно. Вытачивание матрёшек – тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую!
Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи – лакируют. В девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь – теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели.
Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих матрёшек.
Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом – сарафан и косынка.
С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать – перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером…
Есть в России и целые музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России – и в мире! – музей матрёшки открылся в 2001 году в Москве. Московский музей матрёшки расположился в помещении Фонда народных промыслов в Леонтьевском переулке; его директор – Лариса Соловьёва – посвятила изучению матрёшек не один год. Она – автор двух книг об этих веселых деревянных куклах. А совсем недавно, в 2004 году, открылся свой музей матрёшек и в Нижегородской области – он собрал под своей крышей более 300 экспонатов. Там представлены матрёшки уникальной полхмайдановской росписи – те самые полховско-майдановские матрёшки, которые известны во всём мире и которых жители села уже много десятков лет привозят на продажу в Москву в огромных корзинах, куда порой нагружают до ста килограммов драгоценных игрушек! Самая большая матрёшка в этом музее – метровая: в неё входит 40 кукол. А самая маленькая – размером всего с рисовое зерно! Матрёшками любуются не только в России: совсем недавно, в 2005 году, группа расписных куколок приезжала и на Международную торговую выставку высококачественных потребительских товаров "Ambiente-2005" в Германию, в город Франкфурт-на-Майне.
В образе матрёшки соединились искусство мастеров и огромная любовь к русской народной культуре. Сейчас на улицах Петербурга и Москвы можно купить разнообразные сувениры на любой вкус – матрёшек, изображающих политиков, известных музыкантов, гротескных персонажей…
Но всё равно, каждый раз, когда мы говорим «матрёшка», то сразу представляем себе весёлую русскую девушку в ярком народном костюме.
Как же появляется на свет матрёшка? Процесс изготовления матрешки достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения.
У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево, ведь далеко не всякая древесина подойдет для производства матрешек. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.
Следующим этапом изготовления матрешек является вытачивание фигурок. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается.
Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце.
Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.
ОД аппликация «Матрешки»
Цель:
1.Отработка умений, связанных с первоначальными приемами обработки бумаги и по изготовлению аппликаций: разметка с помощью шаблонов, резание бумаги ножницами, приклеивании бумаги к картону. 2.Закрепление умений соблюдения правил безопасности труда и приемов работы с ножницами. 3.Воспитание художественного вкуса, творческого воображения.
Ход занятия:
О чем пойдет речь сегодня, вы узнаете отгадав мою загадку:
Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.Это русская... (матрешка).
Правильно, разговор сегодня пойдет о старинной русской народной игрушке — матрешке. А для начала я вам расскажу, что я знаю о матрешке. Открываю матрешек на столе ( спрятаны).
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке.
Как в доме деревянном.
Открой — увидишь чудо:
Матрешенька-детеныш.А там еще!
Откуда? А там опять... найденыш.
Далее читаю стихотворение из книги Берестова « Разноцветные матрешки »
А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрешки.
Появилась первая матрешка в России очень давно, более 100 лет назад. Придумал ее художник Сергей Васильевич Малютин.
Он увидел деревянную пустотелую куклу, привезенную из Японии, в которую вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше. Кукла эта была японцем — узкоглазым, сердитым на вид стариком.
Малютин переодел ее в русский сарафан с передничком, яркий платочек. Нарисовал ей красивые голубые глазки, положил на щеки яркий румянец. И назвал ее старинным русским именем — Матрёшей или Матрена (старинное русское имя).
Именно так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Игрушка сразу понравилась и взрослым, и детям. Но самым занятным было то, что в большой кукле пряталось целое дружное семейство матрешек поменьше.Наиболее известны три вида матрешек: семеновская, загорская и полхов-майданская.
Как сделать матрешку и бумаги. 1.Предложить детям шаблон, затем вырезать все детали 5 раз из бумаги, а туловище матрешки еще раз продублировать из плотной белой бумаги.
2. Из картона, оранжевого цвета нужно вырезать полоску размером 2х34 см, а также из цветной однотонной бумаги и бумаги с мелким рисунком маленькие разноцветные прямоугольники размером 2х3 см. Далее, наклеить наши маленькие прямоугольники на картонную полоску внахлест, с двух сторон, придавая ей тем самым яркий неординарный вид.
3. Из разноцветных листов однотонной цветной бумаги и бумаги с мелким рисунком вырезать по шаблонам пять разноцветных воротничков, разных размеров, пять разноцветных платков разных размеров, пять разноцветных контуров цветов и много разноцветных лепестков цветов каждого размера. Также необходимо вырезать голову с лицом, нарисовать самостоятельно лица цветными карандашами ли фломастерами.
4. Приклеить к каждому туловищу белого цвета, соответствующего размера голову с лицом, платок, воротничок и цветок с лепестками. Далее расположить матрешек на изготовленной ранее картонной яркой полоске в порядке убывания, причем первую лицом вверх, вторую лицом вниз, третью лицом вверх, четвертую лицом вниз и пятую самую маленькую лицом вверх. После этого приклеить их к полоске, следующим образом: первую, третью и пятую с лицевой стороны, а вторую и четвертую с тыльной. Затем взять вырезанные туловища голубого цвета и соединить их по размерам с уже приклеенными туловищами на полоске с противоположной стороны и склеить между собой.
5. Заднюю голубую часть туловища каждой матрешки отдекорировать вырезанными цветными цветами, такими же, которые наклеивали с передней стороны туловища на белом фоне.
6. Сложить полоску с матрешками в гармошку и сделать косые срезы на каждом изгибе.
Конспект ОД по декоративному рисованию в логопедической группе
«Матрёшка – Матрёна»
Программные задачи:
1. Познакомить с историей русской деревянной матрёшки, как символом русской народной культуры.
2. Учить украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.
3. Развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки.
4. Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
Материал.
Деревянные матрёшки, силуэты матрёшек на каждого ребёнка, гуашь, кисти №2, №4, стаканы с водой, подставки для кистей, салфетки матерчатые, наглядные пособия.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций с изображением русских матрёшек, дидактические игры «Собери целое», «Лото».
Содержание занятия.
Воспитатель. Разные куклы есть на свете: и большие и маленькие - и со всеми интересно играть. А это что за куклы?
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой –
Будет третья во второй,
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую -
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её и посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
А внутри пустая,
В ней живёт шестая.
А в шестой – седьмая,
А в седьмой - восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд
Сёстры – куколки стоят.
- Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы: «Восемь!»
С. Маршак
- Эту куклу – матрёшку очень любят дети и взрослые, она особенная, разбирается на две части. Все радуются игрушке. Уж больно хороша! Приветлива, да ещё внутри целое семейство сидит. Иногда в одну 60 матрёшек помещается. Последняя самая маленькая - с горошину величиной. Есть матрёшки и вашего роста. Первую матрёшку смастерили 100 лет назад в старинном русском городе Сергиев Посад. Мастер сделал её из дерева, а художник раскрасил. Так и появилась розовощёкая девочка, наряженная в сарафан или юбку с рубашкой, передник, платочек. В руках она держала петуха или гусочку, а иногда узелочек. Так родился образ крестьянской девочки - милая деревенская Матрёна, имя очень распространённое в то время. Вот и прозвали куклу матрёшкой.
Спустя много лет мастера стали вытачивать кукол на токарных станках, мастерицы расписывали красками – «одевали» куклу в пёстрые сарафаны, цветные платки. Самое сложное нарисовать лицо: глаза, пунцовые губы, румянец. Из года в год матрёшки менялись.
Производством матрёшек сегодня занимаются и в других городах и сёлах нашей страны. Они отличаются друг от друга формой и приёмами росписи.
Воспитатель сопровождает свой рассказ иллюстрациями и демонстрацией игрушек
У семёновских матрёшек
Разноцветные одёжки.
Поиграли, порезвились –
И одна в одну вложились.
Вот эти матрёшки из Семёнова.
А вот матрёшки из Сергиева Посада – озорные расписные. Они более приземистые, верхняя часть матрёшки плавно переходит в утолщение.
Четыре Матрёны и одна Матрёнка – не выше опёнка – прибыли из села Полхов – Майдан. Эти матрёшки тоньше и выше семёновских и сергиевопосадских. Лицо обрамляют « кудри» и расписано оно только чёрной краской, а туловище огромными цветами. У них нет конкретных деталей: рук, платка, сарафана.
Сегодня матрёшку знают уже во всём мире, и стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром.
- Дети, у вас на столе лежат силуэты матрёшек. Сегодня я вам предлагаю расписать их цветочными узорами. Матрёшку можно украсить любой росписью и это станет вашей авторской работой. Сначала нужно нарисовать лицо, затем раскрасить платок, рубаху, сарафан. Далее используйте декоративные элементы (прямые и волнистые линии, точки, круги, цветы) для украшения.
Дети работают самостоятельно.
Воспитатель оказывает словесную помощь.
В конце занятия проводятся выставка детских рисунков и обсуждение, выделяются наиболее удавшиеся работы.
Народные подвижные игры.
«Горелки» Дети, взявшись за руки, становятся парами друг за другом. Впереди, на расстоянии 3-4 метров, становится водящий. Как только ребята окончат приговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперёд, чтобы снова соединиться за чертой, где уже не может ловить водящий. Он должен поймать одного из ребят, иначе ему придётся водить снова. Водящий становится в пару сзади всех вместе с тем ребёнком, которого поймал. Другой из этой пары становится водящим
Косой, косой,
«Веселые ребята» На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором произносят:
Мы, весёлые ребята, Раз, два, три – лови!
После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении. После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается. Народная игра «Салки» Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет платочек. На слово «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно смотрят друг на друга: «Кто же салка?»Ребенок с платком неожиданно поднимает его вверх и говорит: «Я салка!» Участники игры, прыгая на одной ноге, стараются уйти от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет платочек, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка!» Игра повторяется. | |
Народная игра «Краски» Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все остальные игроки — краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей. Покупатель стучится: «Тук-тук!»—«Кто там?» — «Покупатель».— «Зачем пришел?» — «За краской». — «За какой?» — «За голубой». Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси». Если же покупатель цвет краски угадал, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок. При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей играющие выбирают. ПравилоПокупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю. «Карусель» Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами: Еле-еле, еле-еле Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону. Тише, тише, не спишите! Карусель остановите. Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке. Хороводная игра «Зайка»
Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют: Зайка, зайка! Что с тобой? Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка. Русская народная подвижная игра для детей «Колечко с лентой»Для игры необходимы колечко и длинная лента. На ленту (или шнур) надевают колечко. Концы сшивают или связывают достаточно аккуратно для того, чтобы колечко свободно проходило через узел. Ребята встают в круг и берутся за ленту двумя руками. В центр круга встает ведущий. Ведущий закрывает глаза и медленно поворачивается вокруг себя, пока дети (или взрослый руководитель игры) говорят такие слова: «Ты катись, катись, колечко, К нам на красное крылечко! Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Я иду кольцо искать! Пока звучит стишок, ребята быстро передвигают кольцо по шнуру. Когда звучит фраза «Я иду искать!», тот, у кого оказалось кольцо прячет его в кулаке. Теперь водящий может открыть глаза и начать поиск «хранителя» кольца. Можно разрешить водящему угадывать до трех раз, а можно дать только один шанс. Тот ребенок, чье имя назовет вода, должен сразу снять обе руки с ленты. Если водящий отгадал, то тот у кого нашли кольцо будет водить следующий кон. В эту русскую народную подвижную игру для детей можно играть, если наберется на менее пяти-шести человек – иначе скучно. Если играющих очень много, то стоит надеть на ленту 2-3 кольца, можно выбрать и двух водящих. Игра очень нравится ребятам от 5 до 9 лет. Надо сказать, больше, чем классическая игра в колечко, или камешек. Игра колечка с лентой – это малоподвижная игра. Старинная русская народная игра «Малечина-Калечина»«Малечина-калечина» – игра старинная. Играли в нее во время посиделок, долгими зимними вечерами, чтобы время скоротать, свою удаль показать! Правила очень просты: нужно поставить на раскрытую ладонь палочку (султанчик, обычный карандаш) и стараться удержать как можно дольше. Зажимать пальцами нельзя! При этом произносят слова: «Малечена-калечина, сколь часов до вечера?» - и начинают отсчет: «Раз, два, три…десять, одиннадцать..» — до тех пор, пока ребенок может удержать палочку на ладони. Можно усложнить игру – держать палочку не на ладошке, а на пальце, ноге, колене и так далее. Эта старинная русская народная игра – замечательный тренажёр для ребенка. Она развивает ловкость, крупную и мелкую моторику, координацию движений и чувство равновесия. Очень хорошо проводить такую игру как конкурс. В нем одновременно могут участвовать от двух до пяти человек. Можно и больше, но «судье» будет сложно следить за соблюдением правил. Русская народная подвижная игра для детей «Золотые Ворота»Русская народная подвижная игра для детей «Золотые Ворота» может стать хитом любого фольклорного праздника! Для игры нужно хотя бы 7-8 участников, но если народу больше, то играть веселее! Принять участие в этой забаве могут детки от пяти лет. Правила игры очень просты. Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Для того, чтобы выбрать пару детей на роль «ворот», воспользуйтесь детской считалкой. Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один): «Золотые ворота, проходите, господа: Первый раз прощается, Второй раз воспрещается, А на третий раз не пропустим вас!» Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков Они становятся новыми воротами. Русская народная игра «Маша и Яша» Для этой игры дети выбирают водящими мальчика и девочку. Мальчика назначают «Машей»: теперь он должен говорить тонким голосом, а девочку «Яшей»: с этого момента она говорит басом. Обоим водящим завязывают глаза. Остальные дети берутся за руки и образуют вокруг ведущих замкнутый круг. Водящие становятся в круг, их раскручивают, чтобы им было труднее сохранить ориентацию, и отпускают «искать» друг друга. «Яша» ищет «Машу», окликая ее басом, а «Маша» откликается, но не очень-то спешит навстречу «Яше». Если «Яша» вслепую примет за «Машу» другого ребенка, ему указывают на ошибку. Игра продолжается до тех пор, пока смешная парочка, наконец, не встретится.
|
Сценарий «Посиделки в русской избе»
Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В горницу входит хозяйка.
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они…
В зал под музыку входит первая группа детей с воспитателем.
Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Воспитатель : Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят (садятся на скамейку)
Хозяйка: Давно вас поджидаем праздник без вас не начинаем!
Ребенок: Дома сидеть - ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть да себя показать! (садятся на лавочку).
Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Воспитатель: Гостю-то, известное дело, хватило места, а не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка: В тесноте да не в обиде! Ребята, посмотрите, в нашей горнице еще есть гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями).
Мы гостей встречаем
Вкусным, румяным караваем
Хозяйка: Вот какой знатный получился каравай! Как полагается, по русскому обычаю, отведайте хлеба - соли, гости дорогие!
А теперь будем праздник продолжать!
Будем петь, шутить, играть!
Дети: Смех да веселье!
Хозяйка: Как у нашего соседа
Весела была беседа,
А у нас на весь двор
Еще лучше разговор:
- Утки
Дети: В дудки!
Хозяйка: Кошки
Дети: В ложки!
Хозяйка: Тараканы
Дети: В барабаны!
Хозяйка: Чайки
Дети: В балалайки!
Хозяйка: Кукушки
Дети: В колотушки!
Хозяйка: А веселые скворцы
Заиграли в бубенцы!
Играют, играют,
Всех потешают!
Ребенок: Инструменты возьмем в руки
И, чтоб не было здесь скуки,
Мы сыграем при народе:
«Во саду ли, в огороде»
«Во саду ли, в огороде» - русская народная песня
(исполняет детский ансамбль русских народных инструментов)
Хозяйка: Ди - ли-ли, ди -ли-ли,
А вы Дуню видели?
Ребенок: Заглянули в огород,
Лебеду там Дуня рвет!
Ребенок: Пошла Дуня в огород,
Во зеленый огород,
Сорвала лопушок
Да под самый корешок.
Сшила Дуня сарафан
И наряден, и не ткан!
Ребенок: Положила в уголок,
В берестяной коробок,
Где ни взялся таракан,
Проел Дунин сарафан!
«Во кузнице» русская народная песня
Хозяйка: Молодцы, позабавили меня, но и я в долгу не останусь!
Отгадайте-ка, ребятки,
Музыкальные загадки!
Морщинистый Тит
Всю деревню веселит!
Что это за Тит?
Дети: Гармошка
Хозяйка: А теперь немножко
Поиграем на гармошке.
(дети имитируют игру на гармошке)
Хозяйка: А вот моя вторая загадка:
Деревянная девчонка
Петь умеет звонко- звонко.
А ну-ка, угадай- ка, что это?
Дети: Балалайка.
(дети имитируют игру на балалайке)
Хозяйка: Слушайте третью загадку:
Какими инструментами можно щи хлебать?
Дети: Ложками!
Хозяйка: А теперь, ребятки, самая-самая трудная загадка, слушайте:
Срезали ветки острыми ножами,
Запела каждая семью голосами.
Что же за инструмент получился?
Дети: Дудочка.
Хозяйка: Заиграли дудки,
Дудки-самогудки !
(дети имитируют игру на дудочке)
Хозяйка: (достает дудочку)
Ой, ду- ду, ой, ду –ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку отдала (отдает дудочку ребенку).
Хозяйка: А знаете ли вы пословицы. Да поговорки про избу и печь?
Дети: Да.
-«Без печи хата не хата»;
- «Когда в печи жарко-тогда и варко»;
«Что есть в печи – всё на стол мечи»;
-«Не красна изба углами, а красна пирогами»;
-«Печь нам мать родная»
Мальчик: Как без дудки, вот беда,
Ходят ноги не туда,
А как дудочку почуют-
Сами ноженьки танцуют!
(мальчик пляшет под русскую народную мелодию).
Хозяйка: Что вы, гости, тут сидите?
Аль плясать вы не хотите?
В круг скорее становитесь,
Крепче за руки беритесь!
«На зеленом лугу»- русская народная песня
Хозяйка: Ребята, я слышу какой-то шум за дверью… Кто –то, видимо, опоздал на наши посиделки.
В зал вбегают две соседки, говорят, перебивая друг друга.
Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали?
Хозяйка: Что слыхали? Ничего не пойму…
Вы, соседки, отдохните,
Да все толком расскажите.
Соседка 1: У Иванова двора
Загорелася вода.
Всем селом пожар тушили
А огонь не загасили.
Соседка 2: Пришел дедушка Фома,
Расседая борода,
Он народ погнал в овин,
Затушил пожар один.
Соседка 1: Как Фома тушил пожар,
Он об этом не сказал.
Только слышно стороной,
Что тушил он бородой!
Хозяйка: Проходите, соседушки, в нашу горницу. С нами посидите, отдохните.
(соседки проходят, садятся, продолжая тараторить)
Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали? Неужели, ничего не слыхали?
Хозяйка: Вижу я, самое время в молчанку играть.
Раз- два - три- замри!
Игра «Молчанка»
Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали? Неужели, ничего не слыхали?
Хозяйка: Ну что, тараторки, игра-то ведь еще не закончилась, а вы заговорили? Придется вам выполнить какое-нибудь задание (думает)… Придумала!
Вам, девчоночки-болтушки,
Спеть придется нам частушки!
Соседки: Да для нас такое дело
Очень даже просто!
Эх! Душа помолодела
Лет на… девяносто!
Хозяйка: На девяносто??? Да это полная чепуха!
Соседки: Конечно, чепуха!
«Чепуха» - частушки - русская народная мелодия
Соседки: Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!
Дети: Чепуха, чепуха,
Чистая чепуха!
Чипа- чипа, а - ха – ха-
В самом деле, чепуха!
Соседка 1: На заборе чепуха
Варила варенье.
Увидала паука-
Потеряла зренье!
Дети: Чепуха, чепуха…
Соседка 2: На столе лежит арбуз,
На арбузе - муха!
Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!
Дети: Чепуха, чепуха…
Соседка 1: На горе верблюд пасется
В белых вышитых штанах.
А за ним блоха несется
На высоких каблуках!
Дети: Чепуха, чепуха…
Соседки: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Что бы нам похлопали.
Хозяйка: Спасибо, соседушки, за частушки потешные!
Где песня льется,
Там легче живется!
Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой котенька - коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.
Ну – ка, девицы - рукодельницы, выходите,
Свое уменье покажите!
Игра «Намотай нитку в клубок»
Хозяйка: Хорошо потрудились наши девочки. Спасибо вам.
Раздается смех за дверью.
Хозяйка: Кто это так весело смеется? Пойду погляжу…
В зал вбегают девчонки - хохотушки.
Девчонки: Мы - веселые подружки.
Мы – подружки - хохотушки!
И на празднике на вашем
«Русскую кадриль» мы спляшем!
Хозяйка: Танцы мы очень любим.
Танец «Русская кадриль» - русская народная мелодия.
Хозяйка: Спасибо вам, девицы. Проходите в нашу горницу - гостями будете.
Воспитатель: Хозяюшка, засиделись мы что- то слишком.
Не сыграть ли нам в «Ловишки»?
Хозяйка: Ну что ж?
Давайте, ребята, в « Горелки» играть,
Веселой игрою гостей развлекать!
Игра «Гори, гори ясно» - русская народная мелодия
Воспитатель: Ох, и здорово мы повеселились, поиграли, но надо и честь знать.
Все поют: Мы славно гуляли
На празднике нашем.
Нигде не видали
Мы праздника краше!
Так будьте здоровы,
Живите богато,
А мы уезжаем
До дому, до хаты!
Хозяйка: Ну что вы, гости дорогие, так торопитесь? Ведь не красна изба углами, а красна - пирогами! Видите
Самовар уже пыхтит,
Мне на ушко говорит:
«Пора к столу приглашать,
Гостей чаем угощать!»
Дети: Любим чай мы с пирогами,
С баранками да кренделями!
Хозяйка: Тогда проходите в другую горницу, садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье! (дети уходят в группу на чаепитие.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) НА ТЕМУ: «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» Сценарий театрализованного мини-спектакля в «русской избе».
Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)на Тему: «Православная культура»Сценарий театрализованного мини-спектакля в «русской избе»....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) НА ТЕМУ: «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» Сценарий театрализованного мини-спектакля в «русской избе».
Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)на Тему: «Православная культура»Сценарий театрализованного мини-спектакля в «русской избе»....
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей младшей группы «Сказочное путешествие с матрешкой в русскую избу».
Сформировать образные представления о мудром устроении внутреннего пространства избы;Познакомить детей со старинными предметами быта (печь, ухват, чугунки, сундук, люлька или колыбелька);Познакомить д...
Непосредственно образовательная деятельность Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социальных отношений. «Не красна изба углами – красна пирогами»
Непосредственно образовательная деятельностьРазвитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социал...
Конспект игровой образовательной ситуации по образовательной области: «Познание» для детей старшего дошкольного воз « Не красна изба углами, а красна – пирогами!»
Приобщение детей к истокам кубанской культуры.познакомить с историей кубанского быта, его традициями, особенностями русской печи, бытом казачьей семьи.развивать духовный потенциал, привива...
конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба
конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...
Конспект организованной образовательной деятельности по реализации образовательной области « Познавательное развитие» с детьми группы общеразвивающей направленности от 5-6 лет на тему: «Путешествие в русскую избу».
Познакомить детей с особенностями жизни крестьянской семьи времён прабабушек и прадедушек: избой-жилищем, с предметами русского быта (печь, ухват, прялка, стиральная доска ); некоторыми кухонными прин...