Конспект организованной образовательной деятельности по реализации образовательной области « Познавательное развитие» с детьми группы общеразвивающей направленности от 5-6 лет на тему: «Путешествие в русскую избу».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Андриянова Светлана Владимировна

Познакомить детей с особенностями жизни крестьянской семьи времён прабабушек и прадедушек: избой-жилищем, с предметами русского быта (печь, ухват, прялка, стиральная доска ); некоторыми кухонными принадлежностями крестьянской избы: ложки, чугунок, сито, самовар.

 Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками.

 Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Способствовать проявлению радости, удовольствия от встречи с народной культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmnoe_soderzhanie.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение  Детский Сад  компенсирующего вида №37 г. Кузнецка.

Конспект организованной образовательной деятельности

по реализации образовательной области « Познавательное развитие»

с детьми группы общеразвивающей направленности

от 5-6 лет на тему: «Путешествие в русскую избу».

                               

Выполнила: Воспитатель Андриянова Светлана Владимировна.

Программное содержание:

 Познакомить детей с особенностями жизни крестьянской семьи времён прабабушек и прадедушек: избой-жилищем, с предметами русского быта (печь, ухват, прялка, стиральная доска ); некоторыми кухонными принадлежностями крестьянской избы: ложки, чугунок, сито, самовар.

 Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками.

 Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Способствовать проявлению радости, удовольствия от встречи с народной культурой.

Предварительная работа: чтение сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»; просмотр театра «Жихарка»; показ настольного театра «Гуси-лебеди»; рисование сказочных героев, рассматривание иллюстраций о деревенской жизни, знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

Оборудование и материалы: звуковая аппаратура, записи русской народной музыки песни.

Экспозиция в музее «Русская изба»: печь, ухват, чугунок, сито, мука, каравай, самовар, деревянная посуда, стиральная доска, прялка, шерсть, нитки, коромысла, вёдра, детские фартуки, косынки.

Ход занятия:

Звучит тихая русская народная мелодия.

Воспитатель :

-Сегодня мы с вами пойдём в необычный музей- избу, где давным-давно в Пензенском крае жили наши прабабушки и прадедушки. А в избу мы войдём, взявшись за нить клубочка, был такой обычай у народа , входивших в новый дом.

- Входя в избу, волей-неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то шишку на лбу можно набить: дверь-то в избу низкая. А порог высокий, чтобы меньше дуло. Наши предки были гостеприимны, поэтому дверь, почти всегда была открыта.(Входят в «избу»)

Хозяйка:

- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, и называлось оно – изба. Они приходим домой отдохнуть и набраться сил, погреться у огня.

-А откуда в избе огонь да тепло? Посмотрите вокруг. Отгадайте загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке-жучка.(Изба, в избе печка, в печке зола, а в золе жар).

Посреди избы ставили печь. Она занимала большую часть.»Без печи- изба не изба» -говорили в старину. «Печь - всему голова», голова – значит, самая главная. Напротив входа ставили печь. Поэтому, войдя в избу, сразу обращаешь внимание на неё. Хорошая печь – гордость хозяина. Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду, а ещё что, может догадаетесь сами?( указывает на сухие грибы, ягоды, травы) .Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица, «Матушка печка, укрась своих детушек»- приговаривала хозяйка. Печь делили избу на две части

-Давайте с вами вспомним, в каких сказках, упоминается печь.

-Печь делила избу на две части «красный угол», «красный»- значит красивый.(Рассматривают и отмечают стол, лавку, икону). Здесь принимали гостей, обедали и приговаривали: «Встречай не с лестью, а с честью».

Воспитатель: Гости дорогие, а вы обратили внимание на каких длинных лавках мы сидим. Может кто-то догадается, почему и стол и лавки длинные? Уточняя ответы детей, воспитатель рассказывает, что стол длинный, потому что за ним обедала вся семья: и дед с бабушкой, и родители, и тёти, дяди и их семьи, и малые дети. Дети вели себя за столом смирно. Во время еды никто не баловался, а если кто-то из детей начинал вести себя плохо, то мог получить от отца по лбу деревянной ложкой.

Хозяйка:

-Всё что есть в печи- на стол мечи (приглашает всех к столу). За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами.                

                                  У носатого у Фоки

                                  Постоянно руки в боки.

                                   Фока воду кипятит

                                  И как зеркало блестит.( показ самовара )

-Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Стол накрывали в центре избы ,около печки.

-Как вы думаете чем топили печь ? (Дровами) Правильно ребята .

-А кто же занимался заготовкой дров? Конечно же мужчины, потому что это очень тяжелый труд, нужно быть сильным и крепким человеком.

-Что можно было приготовить в печи? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Хозяйничала около печи женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила.

Вторая половина избы за печкой называли бабий кут. «Кут» означает угол. А почему «бабий»? (выслушивает ответы детей) Правильно, потому что женщину называли бабой.

-В чем же она варила обед? (Знакомим с чугунком)

Хозяйка:

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В чугунке варили супы,

каши, тушили мясо. (Показ чугунка – дети поднимают чугунок, определяют, что он тяжелый )

Хозяйка:

- С помощью чего (какого предмета) можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник.

                            Рогат, да не бык,

                            Хватает, да не сыт,

                            Людям отдаёт, сам на отдых идёт.

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок со щами или вкусной кашей. (Показ: воспитатель ставит чугунок в печь, потом – показывает, как доставали из печи, даёт возможность детям попробовать.)

Хозяйка:

Наварила хозяйка щей – надо теперь и хлеба напечь. В этом случае поможет

хозяйке сито - (Показ)  Вот оно у нас лежит возле печи.

Ситом сеяли муку, и тогда тесто для хлеба, на пироги получилось очень пышным и мягким. Посмотрите как это делается. (Показ)

Воспитатель:

Я вам предлагаю попробовать просеять муку через сито. Дети пробуют просеять муку через сито.(Вместе с детьми пробуют)

Хозяйка:

А из муки потом замешивали тесто, да хлеб пекли. Ведь какой обед без хлеба. Недаром на Руси пословицу сложили «Хлеб всему голова».

 А , посмотрите ,какой красивой ложкой мы насыпали на сито муку.

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

А как вы думаете, для чего еще могли пригодится ложки?

Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и под их веселый ритм пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

(Дети под народную музыку играют на ложках и выполняют танцевальные движения.)

Хозяйка:

 Молодцы, хорошо плясали, а теперь давайте посмотрим, что еще есть в нашей избе , посмотрите (Показ). Стихотворение читает ребёнок.

                                   Что за барыня такая ?

                                   В гребень шерсть она берет,

                                   Тонкой ниточкой пушистой

                                  Деткам пряжу отдает?  это прялка

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали носки, свитера и другую одежду – хозяйки сами рукодельничали – потому что в магазинах ее нельзя было купить. . (Показ пряжа, вязанные вещи) А когда одежда пачкалась – ее приходилось стирать.

Хозяйка:

Как вы думаете, как раньше стирали бабы? ( выслушивает ответы детей) Раньше женщины белье стирали руками. В домах не было не только стиральных машин и, но и не было воды, её приносили в вёдрах, грели на печке, выливали в большие тазы и замачивали бельё. Но для стирки у них тоже была помощница — стиральная доска. Стиральная доска облегчала насколько возможно тяжелый труд наших бабушек. Они отстирывали одежду об ребра доски. Посмотрите как это делается. (Показ, дети пробуют потереть вязанные вещи об стиральную доску ).

-А как вы думаете, чем гладили постиранное бельё? (показ доски, дети пробуют гладить).

(Подведение итога)

Воспитатель:

 -Что вам в избе больше всего понравилось, запомнилось? Давайте еще раз

назовем помощников хозяйки. Мы с вами потрудились очень хорошо — попробовали муку просеять, вытащить из печки чугунок, каравай, пробовали гладить бельё. Много у хозяйки в избе было работы, трудно ей приходилось. А после работы – можно и отдохнуть. Раньше после тяжелого трудового дня – любили люди устраивали  веселую забаву, да под музыку. Хотите и мы с вами теперь передохнем, да в игру поиграем. Знаете игру « Ручеек» - это тоже старая русская народная игра.

Дети под народную музыку играют в ручеек.

Хозяйка:

Ребята, а теперь пришла пора нам попрощаться. Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада!

Гость на порог — хозяину радость! Я была очень рада Вас повидать! До свидания!

Приходите ко мне еще в гости!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Берегите первоцветы» (старшая группа)

В НОД дети узнают о первоцветах, большинство их занесено в красную книгу. Узнают растения по внешнему виду (картинке)....

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»ВИ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Познавательное развитие" (экология). Тема: " Птицы весну принесли" средняя группа

Цель: Продолжать знакомить детей с жизнью птиц в весенний период.Задачи:  Уточнить и расширить знания детей о птицах весной (прилетают, начинают вить гнёзда и выводить птенцов) Активизи...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» «Спасение пингвина» с детьми подготовительной группы

НОД по теме "Антарктида", представленная в виде путешествия с использованием мультимедиа, различных пособий, игровых атрибутов...