Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Познавательное развитие" (экология). Тема: " Птицы весну принесли" средняя группа
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Моисеева Марина Фёдоровна

Цель: Продолжать знакомить детей с жизнью птиц в весенний период.

Задачи:

  •   Уточнить и расширить знания детей о птицах весной (прилетают, начинают вить гнёзда и выводить птенцов)
  •  Активизировать и обогащать словарь по лексической теме «птицы» ( грач, скворец, ласточка, сорока; вить гнёзда, выводить птенцов, щебетать, порхать, кружить)
  •  Формировать любознательность, мыслительную и речевую активность, учить координировать движения с речью.
  •  Воспитывать у детей бережное отношение к птицам (не наносить вред, не пугать, не разорять гнёзда)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт – Петербургское государственное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №577 с углублённым изучением английского языка

(дошкольное отделение)

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно- образовательной деятельности

по реализации образовательной области

«Познавательное развитие»

(ознакомление с природой)

в средней группе

Тема: « Птицы весну принесли »

Воспитатель высшей квалификационной категории

Моисеева Марина Фёдоровна

Санкт-Петербург

2015 г.

Материалы и оборудование:

  •  « Сорока» перчаточная игрушка
  •  Фотографии птиц: грач, скворец, ласточка, сорока
  •  Магнитофон и диски
  •  Фонограммы: «стрекот сороки», « голоса леса»
  •  Фонограмма : Эдвард Григ «Утро в лесу»
  •  Картина Алексея Саврасова  «Грачи прилетели»
  •  Лист ватмана, цветная бумага, ножницы, клей.

Предварительная работа:

  • Просмотр слайдов по теме «Весна»
  • Беседа о жизни птиц весной
  • Чтение сказок, загадок, стихотворений о птицах
  • Разучивание стихотворений и загадок о птицах
  •  Подвижные игры « Птички»
  •  Разучивание песенок о птицах
  • Совместное с воспитателем изготовление скворечника
  • Гнездо, сделанное детьми вместе с воспитателем
  • Изготовление мини- альбома детских рисунков « птицы»

Образовательные области:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Цель:

Продолжать знакомить детей с жизнью птиц в весенний период.

Задачи:

  • Уточнить и расширить знания детей о птицах весной

(прилетают, начинают вить гнёзда и выводить птенцов)

  • Активизировать и обогащать словарь по лексической теме «птицы» ( грач, скворец, ласточка, сорока; вить гнёзда, выводить птенцов, щебетать, порхать, кружить)
  • Формировать любознательность, мыслительную и речевую активность, учить координировать движения с речью.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к птицам (не наносить вред, не пугать, не разорять гнёзда)

Ход непосредственно - образовательной деятельности :

    Дети играют в группе, часть детей (подгруппа 4-5 человек) делают коллективную аппликацию «Птицы весной».

Сюрпризный момент:

Вдруг в окно стучится сорока (перчаточная игрушка), бьётся в стекло, переживает, волнуется.

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто это  в окно стучит? Кто шумит? Что случилось? ( дети идут к окну и видят сороку).

Дети: Это птица!!! Сорока!!! К нам сорока прилетела!!!

Воспитатель открывает окно, одевает на руку перчатку -сороку, включается фонограмма « Стрекотание сороки»

Воспитатель: Прилетела и стрекочет, рассказать нам новость хочет! Ну, какие у тебя лесные новости, сорока?

Сорока: Что я вам сейчас расскажу! Что расскажу! Вы не поверите! Тут такое в лесу, просто беда!

Воспитатель: Подожди стрекотать сорока, поздоровайся сначала с детьми.

Сорока: Здрасьте, здрастье…Ну, вот, значит! Вы представляете, жили мы не тужили, беды не знали, а тут такоооооое!!!! Налетели, прилетели, ну, просто, как с неба свалились. Вот!!!

Воспитатель: Милая сорока, объясни всё по порядку. Кто куда прилетел? Мы ни чего с детьми не поняли.

Сорока: А я и сама не знаю, кто это прилетел! Я вот тут их всех сфотографировала и фотографии вам принесла. Может, вы мне расскажите, что это за гости незваные пожаловали?

Воспитатель: Да, я вижу тут дело серьёзное. Сядем, дети, поудобнее, да во всём разберёмся.

Воспитатель берёт по одной фотографии у сороки и показывает их детям. Дети узнают и называют птиц.

Дети: Это - ГРАЧ, это- СКВОРЕЦ, это- ЛАСТОЧКА., а ведь это ты – СОРОКА!

Сорока: Точно! Зто я сама себя сфотографировала, «селфи» называется). Вот вы сказали, а я и не запомнила. Можно ещё раз птичек назвать, пожалуйста.

Воспитатель развешивает фотографии птиц на магнитной доске. Смотри, сорока, слушай и запоминай!

Дети: Грач. Скворец. Ласточка.

Сорока: Понятно, только вот не понимаю я, как вы их различаете? Ведь они так похожи!

Воспитатель: Сейчас мы научим тебя, сорока, птиц различать, сравнивать.

Вот сравним  ГРАЧА и СКВОРЦА.

Сравним по размеру:

Дети: Грач птица большая, а скворушка поменьше.

Воспитатель: Сравним по цвету:

Дети: Грач весь чёрный, а скворец в крапинку.

Воспитатель: Сравним клювики и хвостики.

Дети: У грача клюв и хвост большие, а  у скворца поменьше.

Сорока: Поняла! Поняла! А вот мне кажется, что я на ласточку похожа!!! Только я большая, а ласточка поменьше, у меня  белые пёрышки на крыльях, а у ласточки на грудке. У меня хвост лопаткой, а у ласточки вилочкой. Правильно я сравниваю?

В: Молодец ты, сорока-белобока! А теперь тебе дети загадки загадают, а ты постарайся отгадать, про какую птичку загадка.

По желанию дети выходят и загадывают сороке загадки про птиц.

Загадки:

  • Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг.

  • Мы в скворечнике живём, песни звонкие поём.

  • Угадай-ка, что за птичка, маленькая невеличка, беленькая с живота, хвост раздвинут в два хвоста.

Сорока: Ох, и устала я загадки ваши разгадывать, даже голова разболелась! Отдохнуть уже пора!

Воспитатель: Согласна, сорока. Вместе и отдохнём, поиграем.

Сорока: Только не в кошки- мышки, пожалуйста!

Воспитатель: Хорошо, мы с тобой и с ребятами в птичек поиграем.

Выходите, то есть вылетайте, птички, на полянку.

Включить фонограмму « Звуки в лесу»

Физкультминутка:

(дети делаю то, о чём говорит, рассказывает  воспитатель)

Птички летают, крылышками машут, радуются,  что весна пришла, что солнышко греет. Сейчас мы ласточки и прямо на лету мошек ловим. Ловкие какие! Присели, водички попили, пёрышки помыли, почистили.

А теперь в грачей превратились. Ходят грачи важные, червяков собирают, клюют.

А теперь мы -  скворушки. Полетели на полянку. Сядем в кружок, близко-близко друг к другу. Получилось гнёздышко, будем птенчиков  высиживать. Как хорошо весной, радостно!!!

Сорока: И ничего хорошего! Я не рада! Еды и гнёзд на всех не хватит! Я вот в своё гнездо ни кого не пущу!!!

Воспитатель: Не волнуйся ты, сорока, весной и корма достаточно, всем хватит, а уж гнёзда грачи и ласточки сами себе умеют делать. Верно, ребята? Расскажите, дети, сороке из чего грачи делают гнёзда.

Дети: Грачи делают гнёзда из палочек, из сухих травинок и листочков, из пёрышек, пуха.

Воспитатель: Мы с ребятами пробовали сами гнездо вить. Это очень трудно оказалось. А ведь у птиц ни рук, ни пальчиков таких ловких, как у людей, нет. Как это им удаётся, удивляемся.

Даже такая загадка есть про птиц: «Без рук, без топорёнка, построена избёнка».

Сорока: Как говорят? Повторите, дети!

Дети : (хором) Без рук, без топорёнка, построена избёнка.

Воспитатель: Расскажите теперь про ласточек. Как они строят гнёзда?

Дети: Ласточки строят гнёзда из глины, травы, слюны. Они вьют свои гнёзда высоко, под крышами домов.

Воспитатель: А вот скворцам больше всего повезло. Объясните, почему?

Дети: Скворцам люди домики делают. Они называются скворечники.

Хором с движениями: Тук-тук молотком, мы построим птичкам дом. (три раза)

Сорока: Да? Не справедливо!!! Мы, сороки, сами себе гнёзда строим. А тут, прилетел скворец, и на тебе, готовый дворец!

Воспитатель: Не совсем так, сорока, просто скворцы внутри скворечника гнездо делают. Они любят прочный домик, волнуются за своих скворчат. Так что никто тебе не помешает, живи и радуйся весне.

Сорока: Всё равно не рада я!

Воспитатель: Все рады, а ты нет?

Сорока: Кто все? Только дети и рады?

Воспитатель: И дети, и взрослые! И поэты, и композиторы, и художники! Вот, послушай, какое стихотворение про ласточек поэт Плещеев написал.

Дети: ( по желанию) 

              Травка зеленеет,

              Солнышко блестит,

              Ласточка с весною

              В сени к нам летит.

Воспитатель: Посмотрите, какую картину нарисовал художник Саврасов. Она так и называется « Грачи прилетели»

Показываю картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели».

Посмотрите, какие грачи дружные, на одном дереве так много гнёзд свили. (рассматриваем картину)

Сорока: А композиторы? Давайте послушаем! Я очень музыку люблю!

Воспитатель: Композитор Эдвард Григ сочинил очень красивую мелодию «Утро в лесу». Давайте закроем глазки и послушаем все вместе.

Звучит фонограмма Эдвард Григ «Утро в лесу»

Сорока: Какая красивая мелодия, даже стрекотать не хочется.

Воспитатель: Убедили мы тебя, сорока? Рада ты теперь весне и птицам перелётным?

Сорока: Рада, рада.

Воспитатель: Живите дружно у себя в лесу, также, как наши дети в детском саду.

Сорока: Хорошо, полечу я в лес скорей! Всем расскажу новости! Расскажу, что весна пришла!!! Что перелётные птицы вернулись!!! Что они гнёзда будут вить и птенцов высиживать!

Воспитатель и дети: До свидания, сорока! До встречи в лесу!!!

Дети прощаются с сорокой и теперь другая подгруппа детей продолжают делать коллективную аппликацию « Птицы весну принесли» , а другие дети играют в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственной образовательной деятельности( реализация образовательной области "познание") . тема:"веселое путешествие".

Цели: развитие внимания и наглядно- действенного мышления; закрепление в речи названий животных и их признаков( использование игрушек и картинок); расширение активного словаря за счет новых слов ( пуш...

План конспект непосредственной образовательной деятельности «Реализация образовательной области «Безопасность» и способы ее интеграции» на тему «Весенняя прогулка»

Как прекрасен и удивителен мир природы: мир превращений и неожиданностей, красоты. Каждого ребенка интересует абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать,...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по окружающему миру в средней группе "Птицы весной"

Весной наш детский сад активно учавствует в городской акции "Скворечник". Родители изготавливают скворечники, а мы потом вместе с детьми развешиваем их на территории детского сада. Так же мы ззнакомим...

2014-2015 Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» на тему: «Защитники Отечества» средняя группа

Цель: патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.Задачи: - образовательные: дать детям знания об армии, кто такие защитники Отечества; расширять представления о Российской арми...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ по теме ПТИЦЫ

Интерессный конспект НОД по развитию речи в старшей группе по лексической теме "Птицы"....