КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ по теме ПТИЦЫ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Иванова Елена Александровна

Интерессный конспект НОД по развитию речи в старшей группе по лексической теме "Птицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_teme_ptitsy.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ по теме ПТИЦЫ

Воспитатель Иванова Елена Александровна.

Задачи:

*Закрепить знания детей о перелетных птицах ( ласточка, грач, скворец, кукушка, журавль, аист, соловей).

*Расширять и активизировать словарь по теме (перья, крылья, клюв, птенцы, гнездо).

*Закреплять грамматические категории:

*Практическое употребление простых предлогов (в, из, на, перед, за, около).

*Правильно употребление окончаний существительных в косвенном падеже при построении предложений.

*Упражнять в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

*Развивать связную речь (отвечать на вопросы простыми предложениями из трех – четырех слов).

*Развивать внимание, память, логическое мышление.

*Формировать умение, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать простейшие выводы.

*Закреплять графические навыки (рисование по точкам).

*Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.

Материал:

Картинки с изображением перелетных птиц.

Мешочек, перышко.

Гнездо, птичка.

Мячик.

Карандаш, картинка.

Организация детей:

Часть I. Дети стоят вокруг стола.

Часть II. Дети сидят полукругом перед фланелеграфом.

Часть III. Дети стоят вокруг стола.

Часть IV. Дети стоят перед фланелеграфом.

Часть V. Дети сидят на полу.

Часть VI. Физкультминутка «Птичка».

Часть VII. Дети стоят перед воспитателем.

Часть VIII. Дети сидят за столом.

Ход занятия.

I. – Дети, посмотрите, что я вам принесла (Достать из мешочка перо).

– Что это? (Перо).

– Кто его потерял? (Птица).

– Правильно. Сегодня мы поговорим о птицах.

II. – Давайте назовем птиц.

Попробуйте отгадать загадки о птицах:

Черный, проворный,

Кричит “Крак”,

Червякам враг (грач).

-

Кто это? И как вы догадались?

- Это грач. Он кричит “Крак!” и любит червяков.

Воспитатель  помещает картинку грача на магнитную доску.

Аналогичная работа проводиться с другими загадками.

На шесте дворец.
Во дворе певец.
А зовут его...
(скворец).

Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).

Хочет прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет
(жаворонок).

Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины
(ласточка).

Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек
(цапля, журавль).

- Давайте повторим названия птиц. (Повторяют хором и по - одному.)

- Кто это? Как назвать одним словом?

- Птицы.

- Как называются эти птицы? (Перелётные)

- Почему этих птиц так называют? (Птицы улетают осенью, когда наступает холод, в тёплые края. А весной возвращаются обратно).

- Почему мы этих птиц не видели зимой?

- Почему эти птицы улетают осенью?

- Что служит им кормом? (Эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевскопанной земли; ласточка хватает мошек и других насекомых налету; кукушка охотится за гусеницами. (Осенью насекомые исчезают, поэтому птицы улетают в теплые края).

-Некоторые птицы оставили нам маленькие письма. Они немного хотят рассказать про себя:

Письмо 1 (грач)

- Я большая птица. Я очень похожа на ворону. Только у меня толстый большой клюв. Я первым прилетаю весной. Я хожу по пашне и поедаю жуков, червяков, личинок. Своё гнездо делаю из тонких прутиков и соломы на самой верхушки дерева. Нас грачей называют вестниками весны. В народе говорят: «Грач на горе – весна на дворе»

За грачами прилетают и другие птицы

Письмо 2 (скворец)

Прилетели мы,  скворцы –  

Молодой весны гонцы,  

Червяков мы клюем.

И поем, поем, поем!      

Я  возвращаюсь домой, когда еще холодно. Апрельское солнышко только начинает  пригревать. Моя веселая трель означает конец зимы и наступление долгожданного тепла. Хоть я отлично пою сам, но люблю подражать пению других птиц. Меня можно научить насвистыванию музыкальных мелодий. Я питаюсь червяками, гусеницами, личинками. И помогаю огородникам уничтожать вредных жуков.                                                                                          

Письмо 3 (кукушка)

Я на елке, на суку,

Счет веду:  

КУ-КУ, КУ-КУ!

Когда  деревья оденутся листвой, прилетает следующая  птица

Я прячусь на самой макушке высоких деревьев, в густых зеленых ветвях. Я приношу нашим лесам большую пользу: так как уничтожаю мохнатых гусениц : они опасные враги леса. Они  поедают  листья, стебли и почки растений и лес может засохнуть.

Письмо 4 (ласточка)

Травка зеленеет

Солнышко блестит,

Ласточка с весной,

В сени к вам летит

Меня  вы  можете узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту  Я, Ласточка  птица воздуха. Летаю высоко в небе, неустанно ловлю мелких мошек, мух и комаров. Но когда на небе появляется много туч, я  тогда низко к земле опускаюсь. Особенно плохо и голодно нам, ласточкам, в  дождливую погоду, когда насекомые прячутся.  Жизнь  моя тесно связана с жизнью  человека. Я свое гнездо строю под  крышей домов. Считается, что  если ласточка поселилась под крышей дома, это к СЧАСТЬЮ.

. – У меня есть что-то интересное. Подойдите сюда (к столу).

– Что это? (Гнездо).

– А это? (Птица).

– Где сидит птица? (Птица сидит в гнезде).

– Откуда вылетела птица? (Птица вылетела из гнезда).

– Куда села птица? (Птица села на гнездо/за гнездом/перед гнездом/около гнезда).

Физкультминутка: « Улетают – Не улетают»?    

Когда дети слышат название перелетной птицы – машут  руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующих птиц, они обнимают себя руками ( согревают ) ( жаворонок, воробей, ворона, грач, лебедь, сорока, дятел, кукушка, галка…)

– Подойдем к фланелеграфу. Давайте вспомним, кто такие птицы. Что означают эти картинки? (Дети отвечают по очереди: «Тело птиц покрыто перьями», «У птиц два крыла и две ноги», «У птиц есть клюв», «Птенцы вылупляются из яиц»)..

Выход на игру– Садитесь на пол и поиграем в игру «Назови ласково». Я буду каждому бросать мячик и называть слово, а вы будете говорить, как оно звучит ласково.

– У птиц есть крылья. А как про крылья скажем ласково? (Крылышки).

(Ноги – ножки, клюв – клювик, глаз – глазик, голова – головка, птенец – птенчик, хвост – хвостик, гнездо – гнездышко, перо – перышко, кукушка – кукушечка, журавль - журавлик).

- Давайте поиграем в игру с мячом “У кого кто”. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.

- Грач (грачата).

- Скворец (скворчата).

- Ласточка (ласточата).

- Дрозд (дроздята).

- Стриж (стрижата).

- Журавль (журавлята).

- Кукушка (кукушата).

. – А теперь поиграем в ещё одну игру «Добавь слово».

У человека квартира, а у птицы гнездо.

У зверей шерсть, а у птицы перья.

У человека нос, а у птицы клюв.

У человека руки, а у птицы крылья.

У человека ребенок, а у птицы птенец.

VIII. – Правильно! Птенчики появляются на свет маленькими, слабенькими, не умеют ни летать, ни прыгать. У меня есть птенчик (Показать картинку). Он хочет научиться прыгать по точкам. Вы сейчас сядете за стол и нарисуете линии.

– Молодцы! Вы помогли птенчику, теперь он не пропадет.

– О чем мы сегодня говорили? (О перелетных птицах). Наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Игры 100 лет назад».

Программные задачи:Образовательная область «Здоровье» Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Лесные жители»

Познание - формирование целостной картины мира (дикие животные);Коммуникация - развитие монологической и диалогической речи детей, активизация словаря.Здоровье и Физическая культура - физминутки.Корре...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Правила поведения»

Задачи: -Формировать диалогическую форму речи взрослый-ребенок; совершенствовать умения построения диалога с использованием воспитательного сократического диалога; развивать коммуникативные спосо...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему "В гостях у Тундры"

Задачи: -познакомить детей с особенностями природных условий тундры; -формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; -развивать способ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Зима. Зимующие птицы».

Аннотация (краткое описание помещаемого материала) *Аннотация (краткое описание помещаемого материала) *Аннотация (краткое описание помещаемого материала) *Аннотация (краткое описание п...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Зима. Зимующие птицы».

1.Цель: Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц.2.Задачи: -Формировать навыки связной речи , формировать правильное лексическое и грамматическое оформление речевых в...