Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Берегите первоцветы» (старшая группа)
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Зезегова Людмила Александровна

    В НОД дети узнают о первоцветах, большинство их занесено в красную книгу. Узнают растения по внешнему виду (картинке).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon beregite_pervotsvety.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    Озъягский детский сад «Лесовичок»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности

    по реализации образовательной области

    «Познавательное развитие»

    на тему:

    «Берегите первоцветы»

    (старшая группа)

    Воспитатель:

    Л. А. Зезегова

    Виды детской деятельности:

    Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

    Цель: познакомить детей с раннецветущими растениями коми края.

    Возраст детей: 5 – 6 лет.

    Задачи:

    Познавательное развитие: дать элементарные представления о первых весенних цветах, познакомить с подснежником.  

    Речевое развитие: развивать связную и диалогическую речь, внимание, память, активизировать речь детей за счет прилагательных.

    Социально-коммуникативное развитие: приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослым в процессе непосредственной-образовательной деятельности.

      • Художественно-эстетическое развитие: развивать эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления, выделять главное, прививать любовь к музыке.

     • Физическое развитие - обогащать двигательный опыт детей;

        сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей.

    Планируемые результаты:

    Проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно учувствовать в музыкальной разминке; иметь элементарные представления о первоцветах; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.

    Материалы и оборудование:

    Иллюстрации первоцветов, головные уборы с изображением раннецветущих для инсценирования, раздаточный материал (конверты с фото первоцветов); выставка познавательной литературы о раннецветущих, занесенных в Красную книгу.  Запись произведений: «Подснежник» П. Чайковского, «Времена года» Шопена.

    Предварительная работа:

    Беседы о весне и о подснежниках, Заучивание стихотворений, постановка сказки «Первые весенние цветы», прослушивание музыкальных произведений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книжном уголке, создание презентации, оформление стенда в родительском уголке по теме «Первоцветы коми края».

    Ход непосредственно-образовательной деятельности:

    Протянуло лучики солнце золотое,

    Засияло радостно небо голубое.

    Вся природа ожила, щедро улыбнулась.

    Птички весело запели, и Земля проснулась.

    - Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (ответы детей).

    - Назовите, пожалуйста, какие изменения происходят в природе с приходом весны. (ответы детей).

    Я хочу вам рассказать сегодня о самых первых цветах, которые в народе называют первоцветами или подснежниками, потому что их с каждым годом становиться всё меньше и меньше. Так как за зиму люди настолько скучают по первой зелени, что весной, увидев первые цветы, они их срывают, не задумываясь о том, что на этом месте такой цветок может больше не вырасти. Большинство первоцветов занесены в Красную книгу. Ежегодно проводится так называемая операция «Первоцвет». Много об этой проблеме пишут в газетах. Часто о первоцветах говорят по телевидению.

    Предлагаю ребятам игру «Собери цветок» (работа в парах с разрезными картинками).

    1 картинка показ «Подснежник»

    Подснежник — лесное растение. Подснежник получил свое название за способность растения пробиваться из земли и зацветать с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. Подснежники растут под пологими деревами и кустарников, в полутени, но предпочитают открытые места. Зимостойки.

    Давайте послушаем стихотворение

    (Ребенок читает)

    Подснежник.

            У занесенных снегом кочек,

            Под белой шапкой снеговой,

            Нашли мы синенький цветочек,

            Полузамерзший, чуть живой.

    Наверно, сильно припекало

    Сегодня солнышко с утра,

    Цветку под снегом жарко стало,

    И он подумал, что пора.

    И вылез. А кругом все тихо…

    Соседей нет. Он первый здесь.

    Его увидела зайчиха,

    Понюхала, хотела съесть.

    Потом, наверно, пожалела:

    Уж больно тонок ты, дружок.

    И вдруг пошел пушистый, белый,

    Холодный мартовский снежок.

    Он падал, заносил дорожки,

    Опять зима, а не весна.

    И от цветка на тонкой ножке

    Лишь только шапочка видна.

    И он, от холода синея,

    Головку слабую склоня,

    Сказал: «Ну что ж, я не жалею,

    Ведь началась весна с меня!»

    Ребята, подснежники появляются на проталинках.

    В: А что такое проталинка?

    Д: Проталинка – место, где растаял снег, и открылась земля (показать слайд)

    Под лучами весеннего солнца начинают таять сугробы.

    Доберется весенняя вода до земли, и эти цветы проснутся от долгого зимнего сна.

    Расцветут они лишь тогда, когда сугроб растает совсем. Этот цветок появляется самым первым в лесу.

    Послушайте загадку.

    Первым вылез из землицы

    На проталинке,

    Он мороза не боится,

    Хоть и маленький.

    В: Что это за цветок?

    Д: Подснежник.

    В: Правильно, эта загадка тоже про подснежник.

              Ребята, много прекрасного человеку дарит природа. Многие чудеса нас окружают повседневно. Но есть в живой природе создания, неразрывно связанные с праздником. Это цветы.

                    Всю жизнь цветы не оставляют нас,

                    Прелестные наследники природы.

                    Они заходят к нам в рассветный час,

                    В закатный час заботливо уходят.

          Звенят ручьи, галдят птицы, трещит на реке лед… Всё заполнил весенний шум. (музыкальный фон). Еще не весь снег растаял, а уже кое-где задышали теплым паром черные проталинки, и наступает у леса светлая и радостная пора. Оживает природа, зацвели деревья и кустарники, а затем появляются первые цветы.                

    Предлагаю собрать вторую картинку «Мать- и- мачеха» 

    «Растение это – всем нужно! » -

    Сказал, очень гордо мне дед.

    «Для тех, кто случайно простужен,

    Лекарства безвреднее – нет!

           Местами ещё лежит снег, а там, где пригревает солнце на окраинах полей, по берегам оврагов и рек, появляются золотые корзиночки мать и мачехи. Мать и мачеха нектаром славится, первый взяток пчёлы несут в улей с неё. А знаете, ли вы, почему этому растению дано такое странное прозвище мать и мачеха? А вот почему: нижняя часть его листа, покрыта нежными пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой, это мать. А верхняя часть листа, жёсткая и холодная, это мачеха. Вот и назвали растение мать и мачеха.

    Предлагаю собрать третью картинку «Ландыш» 

    Как горошинки резные

    На высокой ножке,

    Ландыши цветут лесные

    Прямо у дорожки.

    Красотою, как магнит,

    Манит всех прохожих.

    Ландыш очень ядовит,

    Будь с ним осторожен.

    Ландыш - лекарственное, декоративное растение. В качестве лекарственного сырья заготовляют распустившиеся цветки и листья. Все части растения, особенно его ягоды ядовиты для человека. Цветки ландыша применяются в парфюмерии.

    - Ребята, с какими первоцветами вы познакомились? (ответы детей)

    А сейчас, я предлагаю вам отдохнуть.

    Инсценировка сказки «Первые весенние цветы».

    (Выходят дети в масках первоцветов и садятся на стульчики.)

    -Самое замечательное, самое первое растение – это я мать-и-мачеха.

    Ранней солнечной порой

    На проталинке весной

    Украшают бугорки

    Мать-и-мачехи цветки.

    В ярких желтеньких платочках

    И зелененьких носочках.

     Медуница:

    -Подумаешь! А я вот – медуница, зацвела чуть-чуть позже, но зато как зацвела!

    Приподняв сухой листочек,

    В первых числах мая

    Появляется цветочек

    Солнышку кивая.

    То сиреневым, то синим

    Подмигнет он огоньком –

    Это пчелок приглашает

    Медуница за медком.

    Ветреница:

    - Нашла чем хвастаться! Я вот – ветреница – самая нежная. Меня от каждого ветерка шатает. И я не пестрая, как ты, а белая, как снег. Меня даже подснежником называют, наверное, потому, что я нежная, стебелек у меня тонкий-тонкий.

       Анютины глазки:

    - Ха-ха-ха! Подснежником тебя называют, потому что ты из-под снега растешь, а не потому, что ты такая нежная. Вы на меня посмотрите. Я – Анютины глазки.

    Чуть робкое солнце пригреет в апреле,

    Анютины глазки уже засинели.

    На волю они пробиваются смело,

    Зимою под снегом им спать надоело.

    Посмотрите, какие у меня нежные бархатистые цветы. У меня пять лепестков – белых, желтых, фиолетовых.

    Поэтому не спорьте, самое замечательное растение – это я!

    Восп.: - не спорьте, друзья! Ты, мать-и-мачеха, самая смелая. Ты, медуница, разноцветная и медоносная. Ты, ветреница, самая нежная, Анютины глазки –цветы самые умные и крепкие. Все вы – первоцветы – самые замечательные, самые красивые, самые желанные, поэты пишут о вас стихи, художники рисуют картины, фотографы делают изумительные снимки, композиторы сочиняют волшебную музыку.

     Чтение экологической сказки:

    В одной, не очень богатой семье было двое детей, сын Тимоша и дочь Василиса. Мама с папой много времени проводили на работе, по хозяйству управлялись дети сами: воду носили, печку топили, в огороде поливали, саженцы сажали, никогда не унывали и друг другу помогали. Родители своих детей не баловали, но очень их любили. Приближалось день рождения любимой мамочки, и Тимоша с Василисой решили пойти в лес за красивым букетом в подарок. Взяли лукошко и отправились в путь. Была ранняя весна, и цветов нигде не было. Но вот, на проталинках дети увидели необычной красоты цветы, такие нежные и чистые. Обрадовались, и хотели было сорвать их, но услышали: «Мы подснежники лесные, на проталинках растем. Если вы сорвете нас, мы завянем и умрем». Ребятам стало жалко губить такие великолепные цветы, и они сказали: «Не бойтесь, мы вас не тронем, растите на радость всем, всем. А мы для своей мамочки придумаем другой подарок». Так и ушли Тимоша с Василисой ни с чем.

    - Ребята, как вы думаете, правильно поступили дети? И почему?

    -Давайте поможем им. Какой подарок можно приготовить для мамы (ответы детей) .

    Предлагаю сделать подснежник из пластиковых ложечек.

    Для этого необходимо: 3 пластиковых ложки, белый пластилин,

    ватную палочку, гофрированную зеленую бумагу, ножницы, клей карандаш.

    Дети делают цветы

    - Ребята, хотите отправиться на полянку побыть первоцветами и понежиться на весеннем солнышке?

     - Тогда встаньте, вокруг себя повернитесь и в подснежники превратитесь.

    Давайте покажем, как появляются подснежники.

    Физминутка.

    Спал цветок и вдруг проснулся,

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, потянулся,

    Взвился вверх и полетел.

    Наши первые цветы

    Распускают лепестки.

    Ветерок чуть дышит,

    Лепестки колышет.

    Наши первые цветы

    Закрывают лепестки.

    Тихо засыпают,

    Головой качают.

    - (После танца.) Вокруг себя повернитесь и в детском саду очутитесь.

                  Давайте, ребята, еще раз подумаем: а стоит ли покупать букетики первоцветов? А не подтолкнём мы этим на еще больший сбор цветов? Что бы нам еще сделать, чтобы защитить первоцветы?

    Дети рассказывают стихи:

    Ребёнок:

    Дерево, трава, цветок и птица

    Не всегда умеют защититься

    Если будут уничтожены они,

    На планете мы останемся одни.

    Ребёнок:

    Если я сорву цветок,

    Если ты сорвёшь цветок

    Если вместе я и ты

    Если все сорвут цветы,

    То останутся пусты

    Все деревья и кусты

    И не будет красоты!

    - Ребята, глядя на ваши добрые лица, я уверена, что вы не обидите, не погубите цветы, а всегда будете им добрыми друзьями.

    Берегите цветы! Спасибо, за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Познавательное развитие" (экология). Тема: " Птицы весну принесли" средняя группа

    Цель: Продолжать знакомить детей с жизнью птиц в весенний период.Задачи:  Уточнить и расширить знания детей о птицах весной (прилетают, начинают вить гнёзда и выводить птенцов) Активизи...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Волшебное электричество»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию "Волшебное электричество"...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Мы - модельеры»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию "Мы - модельеры"...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области "Познавательное развитие" для детей старшего дошкольного возраста по теме "Александровск-Сахалинский-моя малая Родина"

    Игра-путешествие, где использована интерактивная технология, ИКТ, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая технологии, технология личностно-ориентированного взаимодействия, что служит осново...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» «Спасение пингвина» с детьми подготовительной группы

    НОД по теме "Антарктида", представленная в виде путешествия с использованием мультимедиа, различных пособий, игровых атрибутов...