КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) НА ТЕМУ: «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» Сценарий театрализованного мини-спектакля в «русской избе».
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Максимова Светлана Анатольевна

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)

на Тему: «Православная культура»

Сценарий театрализованного мини-спектакля в «русской избе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1izba.doc692 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)

на Тему: «Православная культура»

Сценарий театрализованного мини-спектакля в «русской избе».

в подготовительной группе

Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора), «Здоровье», «Коммуникация».

Цель: познакомить детей и взрослых с русской православной культурой.

Образовательные задачи: 

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с русскими традициями празднование осенних праздников; познакомить детей с историей православного праздника;

Формирование коммуникативных навыков:

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое взаимодействие («Коммуникация»).

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – уточнять смысл некоторых слов (Покров, амофор); обогащать и активизировать словарь детей по теме «Православные праздники»; развитие связанной речи – вовлекать детей в разговор; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения; грамматический строй речи - употреблять существительные с предлогами;

Расширение представлений детей в области «Здоровье»: Формировать представления детей о факторах, обеспечивающих здоровье человека (здоровое питание)

Развивающие задачи:

Развитие у детей интереса к русской культуре и традициям;

Способствовать формированию духовно-нравственных ценностей на основе познания культуры православных праздников;

Формировать у детей художественный вкус, чувство прекрасного;

Воспитательные задачи: 

Воспитывать культуру общения и терпимого отношения к культурным традициям;

Воспитывать культуру поведения и уважение к традициям;

Воспитывать духовно-нравственные чувства: восхищений и любование русской природой, любовь к матери.

Материалы и оборудование:

Убранство избы – в святом углу икона Божьей Матери «Покрова Пресвятой Богородицы», теплится лампадка;

На столе в корзине овощи (капуста, репа, свёкла, морковь);

На печи вязанка лука, чеснока;

На полке бочонок мёда;

В печке каша варится.

Хозяйка избы: взрослый в народном сарафане.

Музыкальное сопровождение: «Песенка про ангелов», муз.Ю. Пастернака, сл. К. Пастернак; «Мама - солнышко», автор.

Сценка 1

Русская изба прибрана по праздничному: полочки украшены белыми вязаными салфетками, в том же стиле рушник на образах, занавески на окошке.  

В святом углу теплится лампадка перед образом Покрова Пресвятой Богородицы. В центре избы пол покрыт гобеленовой дорожкой, на маленькой скамеечке корзина с рукоделием, игрушками для предполагаемых гостей (вязание крючком – кружево, матрёшка, «курочки» - деревянная игрушка). У печи корзина с овощами, сундук покрыт лоскутным одеялом.

Дочка  хозяйки сидя на лавочке вышивает. Хозяйка избы прибирается в доме, смотрит каравай в печи, любуется на овощи в корзине, качает люльку  и начинает монолог:

Праздник урожая. Т. Бокова

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды

Приготовила природа

Всевозможные плоды.

На полях идет уборка -

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зерна в норку,

Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья,

запасают пчелы мед.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладет.

Уродился урожай -

Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду

Пригодится урожай!

Хозяйка:

Вот и осень на дворе, слава богу! (поклон и крестное знамение) собрали урожай, будет чем детушек кормить зимой. Спасибо Тебе Пресвятая богородица (крестится на образ Богородицы и кланяется ей) за такой богатый урожай. На славу потрудились мы всей семьёй.

Ребенок:

Мама, мама, а что это за образ у нас в святом углу? Что это Богородица держит в руках (ребёнок подходит к святому углу и показывает на икону)

Хозяйка:

Это икона Покров Пресвятой Богородицы, празднуется Русской Православной Церковью 14 октября. Это главный осенний праздник, история которого уходит в глубь веков. Жителям города Иерусалима угрожала опасность. К стенам города подступили враги. Спасти город могло только чудо. Жители города собрались в храме и молились о спасении, перед образом Иисуса Христа. И вдруг сама Богородица по воздуху вошла в храм, опустилась на колени и стала молиться о том, что бы её сын Иисус Христос принял молитвы людей. Богородица сняла с себя покров (платок- амофор) и покрыла им молящихся людей (на примере большого Павловского платка, показываю как это было). Враг отступил от города, и город был спасён. Русский князь – Андрей Боголюбский (сын Юрия Боголюбского) был  храбрым воином, примерным семьянином, его семья была многодетной. Князь почитал образ Покрова Пресвятой Богородицы и узаконил праздник Покрова в день свершившегося чуда – 14 октября.

Место где размещают иконы в избе называется – красный, светлый угол. Это главное место в избе.

По осенним седым облакам вошла Богородица в храм.

На колени она опустилась, перед образом сына молилась.

И над всеми, кто верить готов, распростерла святой Свой Покров.

Он из света небесного свит, невесом и прозрачен на вид.

Он от скорби и бед защитит.

Сценка 2

Стучат в дверь. Хозяйка впускает гостей. Входят дети в народной одежде, войдя, крестятся на образ и поздравляют с праздником Покрова Пресвятой богородицы.

Дети проходят в избу с цветами и располагаются на лавках, хозяева приглашают угощаться, чем бог послал, достаёт из печи и ставит на стол каравай, беседуют:

Ребенок.1

Слякоть пусть и бездорожье.          

Не грусти, потупя взор.

Ведь над нами Матерь Божья

Простирает свой Покров. 

Ребенок. 2                                            

От всего на свете злого

Лес и поле, и дома

Покрывает все покровом

Богородица сама!

Ребенок. 3

Всех невидимым Покровом            

Благодатно осеняет

И в земном пути суровом

От несчастий сохраняет.

Ребенок.  2                                        

Скорбь ей сердце пронзала не раз,

Как и было предсказано.

Она – Матерь Божья, и страдала за нас,

И этим все сказано.

Хозяйка:

Детки! Праздник Покрова Богородицы – это ещё и праздник всех матерей! Помните это детки и не забывайте сделать, что ни будь приятное своим мамам, помогайте им и почитайте своих родителей!

Ребенок. 4

Избавь от зла нас и от гнева,            

Пошли нам радость и любовь.

И нас спаси, Святая Дева,

Ты – наш Божественный Покров!

«Песенка про ангелов», муз. Ю. Пастернака, сл. К. Пастернак

Ребёнок читает стишок свое маме:

Мама, мама, мамочка – солнышко мое!                    

Как с тобою радостно, как с тобой тепло!

Без тебя в душе моей не цветут цветы,

Буду счастлив я тогда, когда рядом ты!

День матери - какой чудесный день

Всех мамочек земли любимой нашей,

Здоровья вам и счастья мы желаем,

Надежд, терпенья, радости, удачи!

Ребенок.

Наш детский сад поздравить рад

Всех мам на всей планете,

«Спасибо» маме говорят

И взрослые, и дети.

Ребенок.

Мы для наших мамочек

Песенку споем,

И поздравим мамочку

С этим славным днем.

После исполнения песни дети подходят к месту, где расположена икона Божьей Матери украшают ее цветами которые принесли с собой.

Хозяюшка

Спасибо, гости дорогие, за добрые слова, за песни и стихи.

А, помните ли, вы, как праздник называется, что 14 октября отмечается?

А, кто мне скажет, как называется главный угол в избе и что в нем находится?

По всему видно, встреча наша зря не прошла, а чтобы долго помнили вы о нашей встрече, подарю вам мешочек мудрый. Мудрость народную вы узнаете, в мешочек заглянув. А, чтобы путь ваш добрым был, да легким отведайте каравай.

Вот и пришло время прощаться. Вот вам подарки мои открытка с образом Богородицы и мешочек мудрый.

До свидания гости дорогие. Ангела вам в дорогу!

Мудрый мешочек с пословицами.

Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

Нет милее дружка, чем родная матушка. 

При солнышке тепло, при матушке добро. 

Материнская молитва со дна моря вынимает (достаёт)

Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает. 


Приложение

Ангелы в небе высоко живут,

Богу Всевышнему славу поют.

К небу возносят молитвы людей,

Сладкие грезы детей.

Господи мой, сердце открой,

Дай мне услышать ангельский хор,

Господи мой, сердце открой,

Знаю, Ты - Бог Живой!

Ангелов Бог посылает с небес

Для возвещения Божьих чудес

Веру и радость приносят они

Вестники Божьей любви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) НА ТЕМУ: «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» Сценарий театрализованного мини-спектакля в «русской избе».

Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)на Тему: «Православная культура»Сценарий театрализованного мини-спектакля в «русской избе»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности.Область "Коммуникация"Тема: "Русская народная сказка "Хаврошечка".

Ознакомление детей с русской народной сказкой "Хаврошечка" с использованием элементов сказкотерапии....

Публикация Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы с элементами театрализованной деятельности « Путешествие к цветам Радуги »

Цель:  Учить детей эмоционально-образному восприятию цвета, познакомить детей с составными и основными цветами; развивать воображение, образное мышление, воспитывать любовь к природе.Задачи: ...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности оздоровительного направления . Тема:«Люблю берёзку русскую "

-  Создать условия для уточнения представлений о Родине, как месте, где мы  родились и живём. - Формировать познавательный интерес к последующим наблюдениям  за  природ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. (средняя группа) Тема: Чтение русской народной сказки «Лиса, волк и медведь».

Цели: знакомить с русскими народными сказками; учить оценивать поступки героев, петь выразительно, отвечать на вопросы; развивать речь....

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Область "Коммуникация" Тема: "Русская народная сказка "Хаврошечка"

Задачи:Пробуждать фантазию и образное мышление детей с помощью путешествия по сказке «Хаврошечка».Упражнять детей в умении с помощью этюдов изображать состояния человека в разных жизненных...