Конспект непосредственно – образовательной деятельности оздоровительного направления . Тема:«Люблю берёзку русскую "
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Змеева Вера Анатольевна

  -  Создать условия для уточнения представлений о Родине, как месте, где мы  родились и живём.

 - Формировать познавательный интерес к последующим наблюдениям  за  природой .

  - Формировать творческие способности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

             

                                                 Конспект.

      Непосредственно - образовательной  деятельности по формированию

             целостной картины мира, ознакомление с природой.

                                    Тема: «Люблю берёзку русскую »

                                  Подготовительная к школе группа .

                                       

                                                                             Разработала  Змеева В.А

Задачи:

Образовательные 

  -  Создать условия для уточнения представлений о Родине, как месте, где мы  родились и живём.

 - Формировать познавательный интерес к последующим наблюдениям  за  природой .

  - Формировать творческие способности детей.

Развивающие

развивать:

-  умение устанавливать причинно -следственные связи различного характера  высказывания собственные суждения.

 - связную речь, внимание, образные представления.

 - умение выделять главное , отображать в  работах художественные и музыкальные  образы.

Воспитательные

воспитывать:

  - интерес к наблюдению  за природными объектами.

. -  патриотические  чувства к родному краю, к своему народу через красоту  русской  природы

  - эмоциональный отклик на выполненную самостоятельно творческую работу.

Методы и приёмы:

Словесные:

Чтение стихотворений, беседа, рассказ воспитателя.

Словарная работа : ввести в активный словарь детей слова : белоствольная,

сокодвижение,

Практические: Изготовление пано «Берёза»

Материал: Мультимедиа, письмо на бересте, предметы из бересты, берёзовый веник, почки березовые, шампунь берёзовый, пано « Береза», сережки, листья берёзы.

Предварительная работа: Беседа о деревьях нашего края; разгадывание загадок о природе; рассматривание иллюстраций деревьев; наблюдения на прогулке  за деревьями в разное время года ; заучивание стихотворений, чтение произведений о растительном мире природы; изготовление аппликаций –деревья нашей улицы. Дидактические игры: « Где я расту?»,   « Назови  правильно». Раскрашивание раскрасок « Деревья».

 

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель :

Утро наступило,
Солнышко проснулось,                                           (руки вверх, встать на носочки)
Веточки березки к солнцу потянулись.

Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны.                                      (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.                                               (руки вверх, помахать ими.)


1.сл Берёзы.

1. Воспитатель: С чего начинается Родина

С заветной скамьи у  ворот

С той самой берёзки, что  во поле,

Под ветром склоняясь, растёт.

Воспитатель: Ребята,  как вы думаете,  о чем  говорится в этом стихотворении?

Дети: о родине, о березке.

Воспитатель:- Ребята,    что такое Родина? (Ответы).

Воспитатель:- У каждого жителя земли есть своя Родина. Это место, где

родился        человек.

Воспитатель: А вы знаете, как называется наша Родина? (Ответы)

Дети –Россия .

Воспитатель:  Когда жители Африки произносят слово Родина, как вы думаете, что они представляют? (Ответы).

2.сл Пальмы.

-

3сл.  Снега,  льды.

Воспитатель:- А что представляют себе жители Севера, когда вспоминают о своей Родине? (Ответы).

Воспитатель:- Что представляете вы, когда говорят о России? (Ответы).

4сл Берёзы.

Воспитатель:- Жители других стран, говоря о России, Воспитатель: представляют

снега, матрёшки , медведей .

Многие Россияне вспоминают ее неповторимую природу, и конечно красавицу русских лесов берёзу.

Воспитатель:  Как в разное время года мы узнаём березу?

Дети : У берёзки белый ствол.

Воспитатель А чёрные  пятнышки   делают берёзовое  платьице ещё нарядней.

Воспитатель:-   Сегодня наша встреча посвящена красавице берёзке, символу России .

Воспитатель:- А почему именно берёзка  стала символом России , мы сегодня и  попробуем выяснить.

Русь моя, люблю твои березы,

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз!

Воспитатель: - Ни в одной стране мира нет дерева, красивей нашей березки. Со времен глухой старины вошла  она в нашу жизнь  Мила она русскому человеку. Любит  народ зеленую красавицу за её красоту, чистоту, Она растет во всех уголках нашей необъятной Родины. На Руси берёзку сравнивали  с девушкой красавицей , ветви берёзки похожи на косы девушки, и сестричкой  звали если берёзка на полянке росла не одна. Невестой берёзку величают  за её белоствольный наряд.

Ребята как называется то место, где растут берёзы?

Дети Берёзовый лес, березняк, берёзовая роща .

5сл.  Девушка – берёзка .

Воспитатель -Давайте отправимся в берёзовый лес.

-Как вы чувствуйте себя  в нём ?

6 сл  Берёзовая роща.

Дети-  Нам радостно, весело, тепло, светло.

7сл. Еловый лес.

Воспитатель: - А если мы гуляем в еловом лесу?

- Как изменится ваше настроение ?

Дети - Нам страшно, холодно, грустно, скучно, еловый лес темный.

Воспитатель:

Не в близи не вдали , я не знаю земли , что меня растила.

Синих рек рукава ,неба синь синева, и светла от берёз Россия.

воспитатель: - Еловый лес темный А берёзовый светлый.

Воспитатель: -И светла от берёз Россия.

Воспитатель: - Ребята, где мы встречались с берёзкой?

Дети –В поле, в лесу, на площадке д.сада, около дома, в парке, на улицах города.

8сл. Карликовая берёза

Воспитатель: -Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка

Воспитатель: - Чем берёза отличаются от других деревьев?

Дети: - Ствол берёзки покрыт белой корой.

Воспитатель- Как можно назвать берёзу если у неё белый ствол?

Дети –белоствольной.

9сл. письмо на бересте.

Воспитатель -  по другому кору называют берестой, Береста защитный слой дерева В древние времена наши предки писали на бересте, сделанной из коры берёзы. Из бересты плели лапти , корзины, делали коробочки и большие короба. Из древесины берёзы делают сейчас мебель, фанеру, лыжи.

Воспитатель : Давайте отправимся на выставку «Щедрая берёза»

Рассматривание  предметов и вещей из бересты

Воспитатель: - Еще в древности люди отметили многие полезные свойства березы.

Воспитатель: - Посмотрите, вот веточка с почками, листочками и сережками. Если заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека. А распаренный березовый веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу (показывает). Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху. Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.

Воспитатель: - Берёза щедрое дерево. Как вы понимаете это слово?

Дети  - Берёза приносит много пользы человеку.

Игра – физминутка.

Ребята сейчас мы вспомним как берёзка  просыпается от зимнего сна .

Для этого нам нужно стать берёзками.


- У березы есть ствол. А у нас? (Туловище.) Покажите.
- У берёзки есть корни. А у  нас что? (Ноги.) Попрыгайте.
- У берёзы есть ветки. А у нас что? (Руки.) Давайте помашем руками.
- У берёзы есть листья. А у нас, что вместо листьев? (Ладошки.) Похлопайте в ладоши.
- У берёзки есть сережки, а у девочек  что? (Ответы детей.)
Человека от холода защищает одежда, а берёзку? (Кора.)
- Вот видите, как много общего у человека с деревом.

Воспитатель : Что же происходит  берёзкой весной ?

Дети: Солнышко пригрело                                             руки вверх

- снег растаял превратился  в воду.                            Волны руками

- вода просочилась в землю                     наклоны  вниз

- корни березы пьют вагу                              вдохи

- влага поднимается по стволу вверх   ладонями от ступни вверх

- почка набухает                                      кисти  рук изображают почку

- и лопают                                                берёзка шелестит листвой.

10сл Модница берёзка

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет.

В шубе белой – зимой,

Вся в серёжках – весной,

Сарафан зелёный – летом,

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит

Золотистый плащ шуршит.

Воспитатель:   - Почему берёзку называю модницей?

Дети : - У берёзы разные наряды ; шубка, сарафан, платье.

Воспитатель: - Величава, изящна «Во поле берёзонька стояла»… о ней со старины ведутся песни стихи , многие поэты России воспевали красоту  русской берёзки.

Стих. А Прокофьев : Люблю берёзку русскую…

С. Есенин Белая берёза под моим окном…

МЫ с вами родились в России

В стране, где жара и мороз

Где небо то хмуро,  то сине

В краю белоствольных берёз

Без  берёз я не мыслю России

Так светла по славянски она

Что быть может в столетья иные

От берёзы вся Русь рождена .

11сл Праздник «Троицы».

Воспитатель:  - С давних времён с наступлением лета празднует русский народ «троицу»- праздник пробуждения природы .Берёзка является главным украшением этого праздника. Её наряжают лентами, цветами, водят вокруг берёзки хороводы и поют песни Веточками берёзы украшают дома и церкви . Наш д. сад тоже празднует этот праздник.

Хоровод ?

Воспитатель: - Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:

Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету.

Воспитатель:  - Дети мы с вами уже вспомнили как   «Оживает» весной  берёза.

Берёзка просыпается от зимнего сна и  начинается сокодвижение, на дереве распускаются листья и серёжки .

Панно «Березка».

12сл Берёза весной

Воспитатель: А наша берёзка ещё без серёжек .Я предлагаю вам украсить её веточки сережками которые можно изготовить из бумаги . (работа детей)

Воспитатель: Полюбуйтесь,  как изменилась берёзка, - лесная красавица нарядилась.

Воспитатель:  - Ребята почему с давних пор любит на Руси народ красавицу берёзку и вся его жизнь и судьба непрерывно связана с этим деревом.

Ответы детей  Она - красивая , стройная, светлая, щедрая, кудрявая, нежная, белоствольная, нарядная.

Она всегда рядом.

А, я люблю  берёзку за то,  она всегда рядом  и  её простая  и трогательная красота украшает нашу Родину.

Наша встреча подошла к концу, спасибо  вам, вы мне сегодня очень понравились.

и в память о нашей сегодняшней  встрече я хотела бы подарить вам сувениры,  которые вы выберите сами:

Серёжки от берёзки выберут те дети, у которых на занятии всё получилось и они не столкнулись не с какими трудностями .

Зелёные листочки  выберут  те  ребята, которые хорошо справились с заданиями.

Грустные жёлтые листочки выберут те, у которых    что- то не получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности направление Социально-личностное развитие, области «Безопасность» и «Ком-муникация» в подготовительной к школе группе, по теме «Безопасная дорога в школу»,

Программное содержание1. Формировать навыки выполнения основных правил поведения  на улице и дороге2.Воспитывать стремление соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах....

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Русские матрешки»

Знакомство с народной игрушкой – матрёшкой, развитие детского творчества....

Конспект непосредственно образовательной деятельности Направление деятельности: «Познавательно – речевая» Образовательная область: «Познание» (формирование целостной картины мира). "Как хлеб на стол пришёл"

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в младшей группе. Тема: русская народная потешка.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в младшей группе.Тема: Русская народная потешка <<Сорока-сорока>>.Цель: Приобщение детей к национальной культуре.Интеграция образовате...