Конспект НОД "Секреты воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие - экспериментирование  с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_sekrety_vody.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей  старшего дошкольного возраста

 «СЕКРЕТЫ ВОДЫ»

Цель: развитие познавательно – исследовательской  деятельности старших дошкольников в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • уточнение и расширение знаний детей о физических свойствах воды;
  • формирование умения действовать по словесной инструкции;
  • совершенствование умения делать элементарные обобщения и выводы;
  • развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования с жидкостью;
  • активация и обогащение словаря детей.

Предварительная работа:  беседы с детьми, рассматривание наглядных пособий, чтение рассказов и сказок познавательного характера о воде, экспериментирование с водой, наблюдения на прогулке.

Материалы и оборудование: по 4 пластиковых стакана с кипяченной водой на каждого ребенка (с красной, голубой, желтой и зеленой метками), пластиковые ложки,  сахарный песок, соль,  дольки лимона (на тарелочках), гуашь, кисти, салфетки, кубики льда, термос (с горячей водой), зеркало, кипяченная вода, молоко, геометрические формы (куб, шар, цилиндр и др), колба, банка, перчатки, масло подсолнечное, цветные кубики льда,  таблетка аспирина, медицинские шапочки, текст рассказа «Капелька», «волшебные» рисунки (морские жители свечой), гуашь голубого цвета, картинки-символы (свойства воды).

Ход занятия

- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и холодно, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
- Дети! Садитесь на коврик и послушайте внимательно рассказ, который я вам сейчас прочитаю. (Чтение рассказа «Путешествие капельки»)

- Что такое капелька? (Вода)

- Ребята, для чего нужна вода?

- Кому нужна вода? (Человеку, животным, растениям)

-  А вы, хотите узнать какие приключения, секреты происходят с водой?

 - Сегодня я хочу пригласить вас в научную лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в ученых и будем раскрывать секреты воды. (Дети одевают «медицинские» шапочки)

- Прежде, чем приступить к  работе,  мы должны повторить правила, которые нужно соблюдать во время  проведения опытов: быть внимательным, аккуратным; ничего не брать в руки и в рот без разрешения взрослого.

(Дети рассаживаются за столами)

Опыт 1. Текучесть

- Перед вами стаканы с водой. Возьмите  любой  стакан с водой и медленно переливайте воду в другой стакан, а потом обратно. Что происходит с водой?

- Правильно, если бы это было не так, вода не смогла бы течь в реках, озерах, домашнем  кране. Значит, вода - жидкость, она течет.

Опыт 2. Какой формы вода?

(Достаю на стол: шар, куб, цилиндр и т.д.)

- Дети, какой формы эти предметы?

- А имеет ли форму вода?  

 - Для этого возьмём колбу и наполним её водой. А теперь перельём эту воду в перчатку, а затем в банку. Форма, которую принимает вода, постоянно меняется. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того предмета, в который её наливают.  (вывешивается символ)

Опыт 3. Имеет ли вода вкус и запах?

- Возьмите стаканчик с красной пометкой (квадратиком), в нём кипячённая вода. Попробуйте её на вкус, понюхайте.

Вывод: вода – это жидкость без вкуса и запаха. (вывешиваются символы)

- А теперь возьмите этот же стаканчик,  добавьте в него ложку сахарного песка и размешайте. Попробуйте. Какой стала вода на вкус? (Сладкой, кристаллы сахара растворились).

- В стаканчик с голубой пометкой добавьте немного соли, размешайте. Намочите язычок. Какой стала вода на вкус? (вода стала солёной, соль растворилась).

- В стаканчик с жёлтой  пометкой добавьте дольку лимона.  Размешайте и попробуйте. (Вода стала кислой).

Вывод: вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавляют.

Физминутка «Как приятно в речке плавать»

Опыт 4. Имеет ли вода цвет?

- Возьмём  2 стакана:   один с водой, а другой – с молоком. В каждый из стаканов бросим по цветному шарику. Что мы видим? (В воде шарик видно, а в молоке – нет).

Вывод: значит вода – прозрачная жидкость. (вывешивается символ)

- А знаете ли вы, что прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочите кисточку в стакане с зелёной пометкой и окуните в гуашь. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды.

Итак, вода  - прозрачная жидкость, но её можно покрасить.

- А сейчас перелейте цветную воду в один большой стакан (дети работают в парах). Какой цвет получился при смешивании: жёлтого и красного цветов (оранжевый), жёлтого и  синего цветов (зелёный), красного и синего цветов (фиолетовый).

Опыт 5. Какая бывает вода?

- Кто знает, что это такое? Правильно, это термос. Кто сможет ответить, для чего люди используют термос?

- Я открываю крышку… Что вы видите? (пар). Подношу к горлышку зеркало. Посмотрите, что появилось на зеркале? (капельки воды). Откуда они взялись? (Пар остыл и осел на зеркале капельками воды).

- Пар, это тоже вода, но не простая, а газообразная. От большого нагревания вода превращается в пар.

- А сейчас закройте глаза и протяните мне свои ладошки. (Кладу по кусочку льда в каждую ладошку).

- Скажите, что это? Какой он? Подержите лёд в своей ладошке. Что с ним происходит?

Вывод: лёд – это тоже вода, только замороженная.

- Как можно получить лёд? А что получится, если мы вынесем на улицу вашу цветную воду? (Цветной лёд)

Подведение итогов

- С секретами какой жидкости мы сегодня познакомились? Назовите 3 состояния воды. (Жидкость, лед, пар)

- Давайте еще раз посмотрим на доску, где размещены символы воды и сделаем общий вывод о воде. (Вода не имеет формы, прозрачная (не имеет цвета), без запаха и вкуса).

- Мы сегодня с вами хорошо потрудились. У меня для вас приготовлены «волшебные» рисунки. Чтобы узнать, что на них изображено, нужно раскрасить их краской голубого цвета. Подойдите к столам и выполните задание. Покажите друг другу, что у вас получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода!"

Конспект занятия  в срдней группе "Вода, вода, кругом вода!" по окружающему миру....

Уточнить знания детей о воде.Сформировать понятия о физических свойствах воды. Конспект НОД «Вода»

Конспект непосредственной оборазовательной деятельности Проводит: Матвиец И.А.«Вода»Цели: Уточнить знания детей о воде. Задачи: Образовательные: ·...

Конспект НОД "Вода,вода кругом вода"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода..."

Познакомить детей со свойствами воды, подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы......

Конспект занятия «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды»

Цели и задачи:Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, означении воды. Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,текучесть, три состояния воды - жидкое, пар и лёд), обр...