Конспект НОД " У природы нет плохой погоды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Заречная Ольга Сергеевна

Познакомить детей с осадками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_prirody_net_plohoy_pogody.docx762.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «У природы нет плохой погоды»

Задачи:

1. Закрепить представление о происхождении облаков, туч, дождя. Актуализировать понятия «погода», «осадки».

2.Развивать в детях любознательность, познавательный интерес к неживой природе;

3.Развивать умение решать проблемные ситуации, выдвигать гипотезы, проверять их. 

4.Способствовать пониманию причинно- следственных связей в природе.

Оборудование: игрушка Каркуша, конверты с письмами, плакаты с круговоротом воды, карточка «облако в банке», фотографии инея.

Оборудование для опытов: пустая банка, железная крышка, чайник с горячей водой, кубики льда. Термос с горячей водой, тарелка.

Предварительная работа: наблюдение за погодой, работа в календаре погоды, опыты с водой, первое знакомство с путешествием водяной капельки.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Сегодня я получила два письма. Одно из писем прислала Каркуша: «Откуда берется этот мокрый дождь? У меня все время промокают чудесные перышки». А вот еще одно письмо, кажется оно от Фили: «Невозможно высунуть нос из конуры, все снег да снег. Откуда он только берется?»

 Давайте сделаем свой первый научный вывод, ответив на вопрос:

«Чье из этих писем задержалось, а какое пришло вовремя?» (ответы детей)

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Каркуша писала письмо в начале осени, когда шел дождь, а Филя написал письмо недавно, когда выпал снег.

Воспитатель: так как Каркуша давно ждет ответа, я решила пригласить ее к нам. Пусть услышит все сама и посмотрит наши опыты.

Появляется Каркуша: «Здравствуйте, ребята! Я так спешила! Я так спешила! Надеюсь, ничего не пропустила?»

Воспитатель: Каркуша! Ты как раз вовремя, усаживайся, пожалуйста, и слушай внимательно. Но сначала выслушай один совет:

 - Ребята! Какой нужно дать совет Каркуше, что нужно сделать, чтобы не промочить крылышки?

 - Взять зонт, посмотреть в окно, послушать прогноз погоды, одеться по погоде, - ответили дети.

 Воспитатель: «Кто мне ответит, что определяет нашу погоду в течение дня?»

 (солнце, воздух, вода)

 - Что дает солнце? (тепло, свет)

 - Что происходит с воздухом? (он перемещается и получается ветер)

 - А что делает для погоды вода? (образует облака, дарит дождь и снег)

 - Как одним словом можно назвать эти погодные явления: дождь, снег, град, туман? (осадки)

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы как появляется дождь? Хотите посмотреть на настоящий дождь и настоящее облако прямо сейчас?

Мы будем работать с горячей водой. Чем опасна горячая вода? Можно ли без взрослых включать чайник и самостоятельно наливать себе чай?  

Не трогай горячий чайник,

Не стоит делать это.

Можно ведь обжечься

Чтобы не было беды.

Лучше остеречься.

Выполнение эксперимента.

На столе стоит все необходимое для проведения опыта: банка, железная крышка, лед и чайник с кипящей или горячей водой. Дети сидят на стульчиках на небольшом расстоянии от стола. Опыт проводит воспитатель и комментирует по ходу выполнения.

- Давайте попробуем сами сделать дождь. Нам понадобится большая стеклянная банка (мы взяли трехлитровую, металлическая крышка, чтобы закрыть ее, и что-то холодное (у нас это формочки со льдом).

-Наливаю горячую воду в банку. Лед положу на железную крышку, а крышку на банку.

(Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно на высоту 2,5 см). На железную крышку положить кусочек льда и поставить на банку).

-Посмотрите, что происходит внутри банки. (Дети высказываются).

Воспитатель подводит детей к выводу:

- Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, охлаждается. А пар, который содержится в воздухе, образует облако. Так и в природе происходит: капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. Посмотрите, как стекают капли по стенкам банки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что происходит со льдом на крышке и спрашивает детей, почему лед тает, почему рядом со льдом появилась вода. (в тепле лед тает, лед-это замершая вода).

-Итак, давайте проговорим, что мы использовали для проведения опыта и что мы делали.

(Воспитатель показывает схему опыта).

-Так откуда идет дождь?

- Как образуется облако?

- Каркуша, все ли тебе понятно? Для того, чтобы ты не забыла откуда появляется дождь и смогла объяснить это Филе, я дарю тебе вот такую карточку-подсказку, такую же карточку мы сегодня добавим в нашу картотеку в лаборатории.

 http://a2b2.ru/storage/images/person/1958/events/14763/49964_016.jpg

Воспитатель: Ребята, а вы помните, что у нас было еще одно письмо, от Фили. В письме Филя спрашивал, откуда берется снег. Теперь вы сможете ему ответить?

(Вода испаряется с поверхности земли, образуя облака. Когда на улице холодно, низкая температура идет не дождь, а снег – ведь снежинки – это замерзшая вода)

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на эти фотографии, что на них изображено?

 http://www.webcity.su/images/img/frost-patterns-on-glass-16.jpg https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=81e4c20212f475865b7323a2b71276dc&n=13&exp=1

Предположения детей.

Воспитатель: На этих фотографиях запечатлен иней. Вы знаете, что такое иней?

Иней – это мелкие кристаллы льда, оседающие на охлажденных предметах, например, на стеклах окон, деревьях, кустах.

Сегодня я предлагаю вам стать волшебниками и самим сделать иней. Для этого нам нужно выйти на улицу. К сожалению, для Каркуши нет подходящей теплой одежды, поэтому мы оставим ее в группе.

Но ты, Каркуша, не расстраивайся, по возвращению с прогулки дети нарисуют тебе иней.

(продолжение занятия на прогулке)

На прогулку выношу термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляю до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея.

При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"

Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....

Конспект НОД: "У природы нет плохой погоды"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД: "У природы нет плохой погоды"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД "У природы нет плохой погоды"

Конспект НОД по ознакомлению с профессией метеоролога с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД "У природы нет плохой погоды"

Конспект НОД по ознакомлению с профессией метеоролога с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД "У природы нет плохой погоды" для детей 4 - 5 лет

Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков у детей 4 - 5 лет...

Конспект НОД "У природы нет плохой погоды" (технология ТРИЗ)

Знакомство с явлениями природы, беседы о влиянии различных явлений природы на людей, животных, растения. В дополнение можно использовать презентацию "Волшебный зонтик"....