Опытно-эксперементальная деятельность "Почему гусь сухой, а курица мокрая?", "Легкое или тяжелое?", "Строение пера"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Пашутская ( Рудаковская )Оксана Алексеевна

Конспект посвящен вопосам организации проектно-эксперементальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рудаковская Оксана Алексеевна

Воспитатель

МАДОУ комбинированного вида «Детский сад №3 «Ромашка»

г.Корсаков, Сахалинской области

Опытно-экспериментальная  деятельность:

«Почему гусь сухой а курица мокрая?»

«Легкое или тяжёлое?»

«Строение пера».

Материал: картинки с изображением птиц, схема пера, перья куриные и гусиные, ёмкости с водой, пипетка, растительное масло, лупа, камень.

Цель: Расширение представлений детей о перелетных птицах, свойствах пера птиц.

Задачи:

1. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Дать детям новые знания о водоплавающих птицах, используя опыты.

2. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я сегодня пришла не одна а со своей хорошей знакомой курочкой Рябой.

  Вы, конечно, знаете, что птиц на земле очень, очень много. Есть птицы большие, чуть не двухметрового роста (страусы), есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы (колибри). Есть птицы, которые летают выше облаков (орел, сокол, а есть и такие, которые совсем не летают (пингвин). Одни живут в лесу, другие в городе, третьи в степи, четвёртые на берегу моря.

- Давайте на минуточку сами превратимся в птиц.

Физминутка

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает листву.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Сегодня мы с Рябой приглашаем вас в лабораторию, чтобы не только вспомнить, что мы знаем о птицах, но и узнать о них что - нибудь новое, интересное. Вы не против?

Ответ детей: нет.

Тогда пройдёмте.

Дети располагаются у столов, где уже всё готово к опытам.

Воспитатель: Потрогайте перо, какое оно?

Воспитатель: Отличаются перья чем-то друг от друга?- Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. Рассматриваем. Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Обследуем пальчиками. Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод - легкое. Подбросьте перо. Что вы видите? Падает медленно, плавно кружась. А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежьте край у пера - видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? Воздух. Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо через лупу. Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

(схема пера)

Закрепляем, что это перо «маховое»

Воспитатель: А какие перья лежат у вас ещё?

 - Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький) Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое).

- Зачем такое перо птице?

- Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.

Воспитатель: «Почему гуси, утки и другие водоплавающие птицы целый день плавают, ныряют, а выходят сухими из воды?»

Есть даже такая поговорка: «Как с гуся вода».

- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают?

Выслушивает ответы детей.

Воспитатель: Они не намокают потому что, у них есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья.

Воспитатель:  Я могу помочь вам узнать птичий секрет водоплавающих. Для этого проведём опыт с водой и жиром.

Опыт 1.

Дети опускают сухую руку в воду, затем вынимают и делают выводы.

Воспитатель:  Что же произошло?

Ответы детей: Часть воды стекла, часть осталась, кожа влажная.

Воспитатель: Кожа ничем не защищена, поэтому стала влажной.

Опыт 2.

Дети намазывают руку маслом, опускают руку в воду на несколько секунд, затем вынимают и делают выводы.

Воспитатель: 

-Что же произошло? Почему вода стекает с рук?

Ответы детей: руки стали скользкими и вода скатывается с них.

Воспитатель: Вода превратилась в шарики – капельки, которые скатываются с рук. Жировой слой не дает воде проникнуть в кожу. То же самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у корня хвоста есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира, который отталкивает воду и не позволяет перу намокнуть. Благодаря этому утки и гуси не тонут. Поэтому вода легко скатывается с них. Все-таки не зря в народе говорят: «Как с гуся вода».

А ещё говорят: «Ты мокрая, как курица». Представляете себе, какой станет курица. Если она попадёт в воду? А у курицы перья обычные, не защищённые жиром. Поэтому они пропускают воду и перо, намокая, становится тяжелее. Курица тонет в воде.

Проделаем опыт с перьями.

Опыт 3.

Дети опускают в воду гусиные и куриные перья, вынимают и делают выводы.

Ответы детей: куриное перо намокло, стало не красивым, потеряло форму, гусиное перо не смачиваются, на пере образовалось несколько больших капель воды. После встряхивания вода стекла, перо осталось прежней формы, почти сухим.

Воспитатель: Почему?

Ответы детей: оно смазано жиром.

Воспитатель:  Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось?

Ответы детей: мы узнали,  что у водоплавающих птиц перья пропитаны жиром и поэтому они не тонут в воде, что у птиц очень легкие перья и поэтому они могут летать.

Воспитатель:  а, что вам больше всего понравилось?

Ответы детей: экспериментировать с перьями.

Воспитатель:  давайте возьмем листочки и карандаши и зафиксируем рисунком наши новые знания, я предлагаю нарисовать перо а рядом камень и это будет значить, что перо птицы на много легче чем камень.

Дети соглашаются, рисуют и складывают рисунки в кармашек копилочки знаний.

Воспитатель: ребята  нам с Рябой очень понравилось экспериментировать с вами но нам  пора уходить.

Воспитатель прощается с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по опытно - эксперементальная деятельность "Поиграем с песком" во второй младшей группе

конспект опытно - эксперементальной деятельности во второй младшей группе "Играем с песком"...

"Лаборатория Горелкина" (опытно - эксперементальная деятельность по пожарной безопасности)

Формирование представлений у детей о пожароопасных предметах, показат детям, как быстро загораются предметы из различных материалов, какие средства можно использовать при тушении. Наглядный показ, как...

Опытно-эксперементальная деятельность по теме: "Вода"

Опытно-эксперементальная деятельность по теме "Вода"...

Конспект опытно-эксперементальной деятельности в старшей группе"Свойства сухого песка"

Конспект опытно – экспериментальной  деятельности в старшей группе «Свойства  сухого  песка»...

Опытно-эксперементальная деятельность по познавательному развитию "Свойства сухого и мокрого песка" для детей второй группы раннего возраста

Формировать представления детей о свойствах песка: (состоит из песчинок, сухой — сыплется, пропускает воду, мокрый песок слипается)....

Опытно-экспериментальная деятельность «Почему гусь сухой, а курица мокрая?»

Дети в процессе экспериментирования получают ответ на вопрос "Почему перо водоплавающих птиц не намокает в воде"...