Конспект занятия ТЕМА: «Изучение птичьего пера».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Николаева Екатерина Геннадьевна

ПЕД. ЗАМЫСЕЛ:

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Поощрять выдвижение гипотез;

Подвести к планированию своей деятельности

Способствовать развитию умения делать выводы;

Формировать элементарные представления о   взаимосвязях  и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Развивать способность наблюдать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: здоровьесберегающие технологии; информационно – коммуникативные; обучение в сотрудничестве;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_konspekt.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Старший воспитатель Николаева Екатерина Геннадьевна

[Выберите дату]

Конспект  занятия

ТЕМА:  «Изучение птичьего пера».

ПЕД. ЗАМЫСЕЛ:

  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  • Поощрять выдвижение гипотез;
  • Подвести к планированию своей деятельности
  • Способствовать развитию умения делать выводы;
  • Формировать элементарные представления о   взаимосвязях  и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
  • Развивать способность наблюдать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно – коммуникативные;
  • обучение в сотрудничестве;

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

 Мольберт, поднос с перьями, ватман, маркеры, аудио запись, мисочки с водой.

Ход занятия:

На ковре: - Ребята, на этой неделе мы с вами изучаем птиц и уже многое о них знаем. Кто знает, чем птицы отличаются от других животных?

- Правильно! Птицы отличаются от других животных тем, что они умеют летать, у них есть 2 крыла, 2 ноги, клюв, тело покрыто перьями.

- Ребята, а вы хотите узнать что-нибудь интересное о птичьем пере?

- Для того чтобы исследовать птичье перо, предлагаю вам провести различные опыты. Согласны? Отлично!

Мольберт: на нем поднос с перьями, рядом маленький стул для воспитателя.

- Посмотрите, я разделила лист на 2 части. В левой части мы с вами будем отмечать, что общего у всех перьев, а в правой – чем они отличаются.

- Ребята, посмотрите, какие красивые перья на подносе. Полина, какое перышко на тебя смотрит? Выбери себе! Ксюша, а тебе какое нравится? Бери скорее!

- Как ты думаешь, Сережа, от какой птицы у тебя перо? У меня соколиное перо. А у тебя Лера?

- Действительно это перья разных птиц.

- Давайте еще раз внимательно посмотрим на перья. Чем похожи перья друг на друга? (палочка, волосики)

-  Правильно у всех перьев одинаковое строение. Посмотрите, в центре пера проходит стержень и прикрепленное к нему опахало, которое состоит из бородок.

- Давайте повторим эти слова и запомним их.

- Так какой мы с вами можем сделать вывод?

-  Правильно у всех перьев одинаковое строение.

- Я предлагаю этот признак обозначить вот таким значком (рисует маркером схематично перо).

- Для того чтобы провести следующий опыт нам понадобятся другие перья. Они тоже лежали на подносе, но пока я проветривала группу, порыв ветра разнес их по ковру, помогите мне, пожалуйста, их собрать?

- Как вы думаете, почему они разлетелись?

- Точно. Давайте попробуем дунуть на перышко, что произошло?

- Как вы думаете, почему?

- А как еще можно доказать, что перо легкое?

- Попробуем? Полина, положи на чашу весов свое перышко. Что-нибудь изменилось? (нет)

- А теперь ты, Сережа, положи. Ксюша, я тоже хочу.

- Что-нибудь изменилось? (нет) Чаша весов даже не покачнулась.

- Так какой мы с вами можем сделать вывод? (перья легкие, воздушные)

- Правильно все перья очень легкие.

- Как вы думаете, каким значком можно обозначить этот признак? (воздушный шарик)

- Почему? (потому что он тоже легкий)

- Есть у перьев еще что-то общее? Нет, тогда перейдем к различиям.

- Чем отличаются перья друг от друга? (Цветом, величиной, одни гладкие, другие пушистые).

- Действительно перья разного цвета (рисует маркером 2 кляксы). Разной величины - маленькие и большие (рисует большой и маленький круг). Гладкие и пушистые (рисует прямоугольник с полосками и черточки по кругу, типа солнца).

- Для следующего опыта нам нужно сесть за столы, прошу (на столе 5 перьев).

- Давайте внимательно рассмотрим большое птичье перо на свет. Что вы видите? (плотно друг к другу, соединены)

- Видите ли вы просветы между бородками? (нет)

- Действительно они как будто приклеились друг к другу. А знаете почему?

- Потому что между бородками есть выступы и крючочки, которые плотно соединяются между собой. Иногда они разъединяются, появляется брешь.  Оказывается, птицы могут починить свое перо. Легко и быстро "застегнуть" эту брешь клювом, как замочком "молнии". а мы с вами это сделаем пальчиками. Вот так!

- Такие большие перья называются маховыми и рулевыми. Почему, как вы думаете?

- Точно, спасибо, Сережа, с помощью этих перьев птица машет, рассекает воздух, и поворачивает тело в нужное направление, летит вверх или вниз, влево или вправо.

- Ребята, а как вы думаете, для чего птице нужны маленькие и пушистые перышки?

- Конечно же, они нужны им для сохранения тепла тела и называются они пуховыми.

- Давайте мы с вами полетаем как птицы?! Посмотрите вокруг, что вам может пригодиться в качестве крыльев (веера)?

- Отлично! Как вы думаете, что делает птица с крыльями и хвостом, когда взлетает? (Открывает, дети действуют с веером). А когда садится? (Складывает). На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, она их складывает и прижимает к телу.

- С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух.

- Полетели?! (Музыка звучит, под нее дети летают вместе с воспитателем. Когда музыка закончилась, садятся на корточки и складывают крылья. Затем воспитатель кладет веер на место и дети тоже).

- Понравилось вам летать? Казалось бы, еще немного и мы полетели, да? А почему этого не произошло? (Потому что мы большие, а крылья маленькие).

- И все-таки мы люди, а не птицы, верно?

- Ребята, а вы слышали такие выражения: «мокрая курица» или «вышел из воды сухим, как гусь»?

- А вы можете объяснить, что они обозначают?

- Тогда я вам предлагаю провести еще 1 опыт.

- Что нам надо, чтобы узнать, почему говорят «как мокрая курица» и «вышел из воды сухим, как гусь»?

- Правильно! Берите миски с водой! (с полочки) и прошу за стол!

- Посмотрите, на тарелке лежат 2 перышка. Что нужно сделать, чтобы узнать, почему говорят «как мокрая курица» и «вышел из воды сухим, как гусь»?

- Правильно! Давайте еще немного подержим перья в воде, что вы видите? (я вместе с ними делаю)

- Действительно, одно перо почти сухое. А другое намокло и слиплось.

- Как вы думаете, какое перо гусиное, а какое куриное?

- Правильно, гусиное перо сухое, а куриное - мокрое.

- Так почему же говорят: «как мокрая курица» и «вышел из воды сухим, как гусь» (одни перья - намокают, а другие – нет).

- Потому что, одни перья впитывают, а другие отталкивают воду.

- У всех водоплавающих птиц есть специальная жировая железа в клюве. И когда мы видим, как птицы чистят свои перышки, прихорашиваются. Оказывается, это они при помощи клюва смазывают  перья жиром, чтобы держаться на воде и не тонуть.

- Так какой мы с вами можем сделать вывод?

- Правильно, одни перья впитывают, а другие отталкивают воду.

- Я предлагаю этот признак обозначить таким знаком (капелька воды и капелька воды, зачеркнутая крест на крест).

- Ну, что ж! Посмотрите, сколько мы с вами узнали интересного о птичьих перьях. И я думаю, что теперь, опираясь на эту схему, вы сможете составить интересный  рассказ о них.

- Кто хочет пробовать?

- Давайте я начну рассказ, а вы продолжите: «Тело птицы покрыто перьями, которые состоят из стержня, опахало и бородок. Перья у птиц очень легкие, разноцветные, большие и маленькие, гладкие и пушистые, впитывают или отталкивают воду. Перья очень важны для птицы, потому что именно перья позволяют птицам летать!»

- Ксюша расскажет? Пожалуйста!

- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали и самостоятельно добыли много новых знаний.

- Напоследок я хочу вам еще что-то интересное о птичьих перьях рассказать: в старину, когда человек еще не изобрел ручек и карандашей, люди писали гусиными перьями, обмакивая их в чернила. А вы хотите попробовать пописать настоящими гусиными перьями?

- Тогда вечером, после сна, мы с вами попишем гусиными перьями, и вы возьмете свои рисунки домой.

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитателя по самообразованию. Тема: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»

Годовой план работы воспитателя  по самообразованию по теме "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Представлены цель, задачи...

Представление педагогического опыта САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"

В материале отражена подробная работа воспитателя по самообразованию на тему "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Работа предст...

План работы по самообразованию на тему: " Изучение особенностей создания образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС"

Изучение  особенностей  создания программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС...

КОНСПЕКТ Познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Изучение птичьего пера»

Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудиважно ...

Конспект занятия с элементами экспериментирования "Свойства птичьего пера"

Данное занятие проводится с разновозрастной группой детей с ОВЗ дошкольного возраста по теме «Свойства птичьего пера»....

Самообразования на тему: «Изучение системы работы (Рабочая программа воспитания, Изучение проекта STEM: Модуль LEGO- конструирование, Математическое развитие)»

Использование образовательных технологий благоприятно влияет на мотивацию воспитанников и общую эффективность образовательного процесса....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Чудеса птичьего пера»

В процессе познавательно – исследовательской деятельности дети расширяют представления о строении птичьего пера, закрепляют знания и птицах. Учатся устанавливать причинно-следственные связи и де...