Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Чудеса птичьего пера»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Трапезина Елена Константиновна

В процессе познавательно – исследовательской деятельности дети расширяют представления о строении птичьего пера, закрепляют знания и птицах. Учатся устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы (через наблюдение, сравнение ,анализ, рассуждение, умозаключение ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Конспект  по познавательно-исследовательской деятельности

«Чудеса птичьего пера»

старшая группа

 

 

 


 Цель:

Расширить    представления дошкольников о птицах.

Задачи:

Образовательные

- Выявить в процессе  исследования  особенности строения крыла птиц, помогающие им держаться в воздухе (на воде);

-Учить устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы (через наблюдение, сравнение ,анализ, рассуждение, умозаключение ) в ходе    познавательно – исследовательской деятельности.

Развивающие

- Развивать познавательный интерес, посредством поисково-исследовательской деятельности .

- Развивать  мышление, внимание, память

- Обогатить словарь детей путем введения новых слов: перья пуховые и маховые, полый стержень

Воспитательные

- Воспитывать желание проводить эксперименты, опыты, соблюдая правила безопасности;

- Воспитывать бережное и заботливое  отношение к природе.

-закреплять умения  взаимодействовать со сверстниками в ходе совместной деятельности.

Методы и приемы:

Игровой, создание проблемных ситуаций, практический (экспериментальная деятельность  с оборудованием), наглядный (зрительный, использование наглядных пособий), словесный (беседа, вопросы к детям, художественное слово)

Оборудование: магнитная доска, плакат «Правила поведения в лаборатории»,  картинки для фиксации опытов, халаты, коллекция перьев, камни, ножницы, проволока, молнии (замок), стаканчики с водой, стаканчики  с маслом,  пипетки, лупы,  письмо.

Педагогические технологии: исследовательская технология, технология сотрудничества в рамках личностно-ориентированной технологии

Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика «Перышки», пальчиковая гимнастика «Птички»

Индивидуальная работа: помощь ребенку по требованию.

Предварительная работа.

Чтение художественной и познавательной литературы.

Беседы о птицах, сравнение перелетных и зимующих  птиц.

Лепка и рисование птиц

Планируемый результат: в процессе познавательно – исследовательской деятельности  дети расширили представления о строении птичьего пера, закрепили  знания и птицах. Дети умеют взаимодействовать в совместной деятельности. Помогать друг другу.

 Технологическая карта НОД

Этап НОД

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Условия социальной ситуации развития и психолого-педагогического условия

1.Вводная часть

(организационный и мотивационный момент)

Дети беседуют с воспитателем в кругу, внесение письма. Чтение его.

 

Ребята, сегодня утром нас  в группе ждало  письмо.

«Дорогое ребята. Пишет вам Почемучка. Я очень люблю задавать всем вопросы, хочу все-все знать. Вы, я знаю, тоже стремитесь узнать что-то новое, проводите  разные исследования и эксперименты. Расскажите мне, почему птиц зовут птицами  и почему они умеют летать?  С нетерпением жду ответа.

                         Почемучка.»

 - Итак. Нам надо ответить на вопросы:

1. Почему птиц зовут птицами?

2. Что помогает птице летать?

- Как можно найти ответ на эти вопросы?

Давайте понаблюдаем и проведем исследование.

.Посмотрим на рисунок  птицы .

-Кто это? Наверное,  можно назвать птицами тех, кто ходит на двух лапах?

(На двух лапах могут  ходить некоторые животные и динозавры.)

- Может птицы те, у кого клюв?

(Клюв есть и у животных - утконоса.)

-Может птицы те, кто откладывает яйца?

(Из яиц появляются и земноводные – змеи, черепахи, а так же насекомые. )

-Может птицы те- кто ест зерно?

(Зерном питаются не только птицы.)

-Может у кого крылья – тот и птица?

(Крылья есть у животных – летучих мышей, у многих насекомых – бабочек стрекоз.)

Но без крыльев птица не могла бы летать. - Что этим крыльям еще помотает?

(Перья)

Вывод: птицами называют тех, у кого есть перья, птиц  еще называют « пернатые.»

А вот как перья  помогают птице в полете, нам надо узнать.

Вы поможете мне в этом?

Дети отвечают на вопросы, выдвигают предположения и обсуждают.

Дети высказывают предположения

-Можно у кого- нибудь  спросить.

-Прочитать в книгах.

-Узнать из интернета.

-Подумать самостоятельно

-Понаблюдать и провести эксперимент.

Дети отвечают:

Высказывают свои предположения

Условия для выражения детьми своих мыслей, речевой активности

Подведение к цели НОД

Создание образовательной проблемы

2. Основная часть

Педагог предлагает детям пройти в исследовательскую лабораторию.

Пальчиковая гимнастика «Птичка»

Педагог предлагает лист наблюдений и картинки для фиксации опытов

Словесные указания по поведению экспериментальной деятельности.

Дыхательная гимнастика «Перышки»

Педагог показывает картинку «Правила поведения в лаборатории»

Прежде чем приступить к исследованиям, подготовим руки.

Птичка прилетела,

Головкой повертела,

Поклевала крошки

Из моей ладошки,

Перышки встряхнула,

 быстро упорхнула

После каждого эксперимента необходимо фиксировать свои наблюдения в листе наблюдений. Для этого необходимо выбрать подходящие картинки.

Готовы?

Опыт №1:«Легкое или тяжелое?»

Потрогаем  перо. Какое оно?

Положим  на одну ладонь перо, на другую- камень.  Что легче? А что тяжелее?

 Подбросим  перо. Что вы наблюдаете?

Подуйте на перо.

Фиксация опыта

Опыт №2. «За счет чего оно легкое?»

Отрежьте край у пера. Что мы видим? Вставьте проволоку. Проверьте пустоту. Вот почему оно легкое, стержень  пера внутри пустой.

Фиксация опыта

Опыт №3: «Как устроено перо?»

Помашите пером, что вы ощущаете? (воздух)

Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте рассмотрит перо. Видите, мы обнаруживаем потрясающее зрелище.

Посреди пера идет стержень. Много маленьких бороздок  расположены на каждой стороне стержня. Бороздки различной мягкости и размеров. К каждой бороздке присоединены огромное количество маленьких-маленьких бороздочек, которые можно увидеть только под микроскопом.

Фиксация опыта

Опыт №4: «За счет чего бороздки сцепляются вместе?»

 Опыт с застежкой -  молнией

Рассмотрите перо  под увеличительным стеклом.  Бороздочки сцепляются вместе посредством крючков. Крючки легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их. Люди подсмотрели это  свойство пера и придумали молнию для одежды.

Фиксируем исследование

Опыт №5:«Какие бывают перья?»

Возьмите самое большое перо. Положите перед собой. Оно называется маховое перо, служит для обеспечения полета. Перо меньшего размера, называется рулевое. Находятся такие перья в хвосте птицы. Служит при поворотах рулем. Отсюда и название – рулевое.

Какие еще перья лежат перед вами?

Пуховые (маленькие, пушистые, тоненькие, волоски не сцепленные, стержень тоненький)

Наложите пуховое перо на маховое, сравните, по величине. Какое больше?

Проведите пуховым пером по руке –мягкое, пушистое.

-  Как вы думаете, зачем такое перо птице? ( для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах).

Интересно, какое перо легче – пуховое или маховое? «Взвесьте» на ладонях перья. Подуйте на перья –какое улетит дальше?

Фиксируем опыт

- Назовите водоплавающих птиц.

- Как вы думаете, почему у водоплавающих птиц перья не намокают? Потому что у них есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья. Давайте проведем эксперимент.  

Опыт № 6:«Почему перья не намокают?»

Возьмите маховое перо, наберите воду в пипетку, капните на него воду. Что происходит с водой? (скатывается с перьев птиц) вот поэтому перья не намокают. Не зря говорят «Как с гуся вода»

Фиксируем опыт

Дети проговаривают правила работы

Дети выполняют пальчиковую гимнастику по словестной инструкции

Дети определяют

Легкое или тяжелое перо?

Фиксируют

Дети определяют за счет чего оно легкое

Фиксируют

Рассматривают и анализируют как устроено перо

Рассматривают, экспериментируют с застежкой - молнией

Отвечают на вопросы

Фиксируют

Рассматривают

Отвечают на вопросы

Сравнивают, анализируют

Дети выполняют дыхательную гимнастику

Отвечают на вопросы

Делают выводы, анализируют

Условия для выражения детьми своих мыслей и стимулирования речевой активности

Условия для активизации речи

Условия для развития мелкой моторики рук

Условия для выражения детьми своих мыслей и стимулирования речевой и познавательной активности

Условия длястимулирование речевой и познавательной активности

Условия для развития правильного дыхания

Условия для выражения детьми своих мыслей и стимулирования речевой и познавательной активности

3.Заключительная часть

Итог НОД

4.Рефлексия

Лист наблюдений

Сегодня наша исследовательская работа с перьями закончилась.

-О чем узнали мы сегодня в лаборатории7 -

-Что  больше  всего  вас  удивило? А что вам особенно запомнилось? Что было трудным для вас?  

- Что мы напишем Почемучке?

Я принесла для вас новые книги о птицах. Давайте мы  их рассмотрим и почитаем в группе, чтоб больше знать о своих пернатых друзьях.

Вы сегодня хорошо поработали и самостоятельно добыли много новых знаний.  Похвалили себя, похлопали.

Ответы детей.

О том, как устроены птичьи перья и их назначение.

Анализ экспериментальной деятельности, рассуждения и умозаключения

Создание условий для удовлетворения от опытно-экспериментальной деятельности

Список литературы:

  1. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И.Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5.
  2. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.
  3. 7. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. С. 412.
  4. 8. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
  5. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.

Интернет – ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...

Познавательно-исследовательский проект «Воздушные чудеса»

Объект исследования: воздух.Цель: С помощью опытов выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей дошкольного возраста.Задачи:• Способствовать обогащению и закреп...