Опытно-экспериментальная деятельность «Почему гусь сухой, а курица мокрая?»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Шенеман Татьяна Анатольевна

Дети в процессе экспериментирования получают ответ на вопрос "Почему перо водоплавающих птиц не намокает в воде"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_opytno-eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная  деятельность   «Почему гусь сухой, а курица мокрая?»

Возрастная группа старшая

Цель: Расширение представлений детей о перелетных птицах, свойствах пера птиц через практическое самостоятельное познание.

Задачи:

Обучающие:

- формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;

- установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме;

- дать детям новые знания о водоплавающих птицах, используя опыты.

Развивающие:

- развивать любознательность, стремление к получению новых знаний;

- развивать  умение наблюдать,  анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать заботливое отношение к птицам.

Материал: картинки с изображением птиц, схема пера, перья куриные и гусиные, ёмкости с водой, пипетка, растительное масло, лупа, камень.

Ход занятия:

- Ребята, вы  знаете, что птиц на земле очень, очень много. Есть птицы большие, чуть не двухметрового роста (страусы), есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы (колибри). Есть птицы, которые летают выше облаков (орел, сокол, а есть и такие, которые совсем не летают (пингвин). Одни живут в лесу, другие в городе, третьи в степи, четвёртые на берегу моря. Ребята, а что объединяет всех птиц на земле? Чем покрыта их кожа?

- Сегодня мы отправимся в лабораторию, чтобы не только вспомнить, что мы знаем о птицах, но и узнать о них что-нибудь новое, интересное.

- Пройдемте к столам.

Дети располагаются у столов, где уже всё готово к опытам.

Воспитатель: Потрогайте перо, какое оно?

Воспитатель:  - Отличаются перья чем-то друг от друга?

- Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. Рассматриваем. Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Обследуем пальчиками.

- Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод - легкое. Подбросьте перо.

- Что вы видите? Падает медленно, плавно кружась. А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежьте край у пера - видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? Воздух. Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо через лупу.

- Видите,  на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.  (схема пера)

- Это  перо «маховое»

-  А какие перья лежат у вас ещё?

 - Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький) Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое).

- Зачем такое перо птице? Как вы думаете?

- Правильно. Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.

- Давайте на минуточку сами превратимся в птиц.

Физминутка

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает листву.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

- Молодцы! Отдохнули, а теперь давайте узнаем  «Почему гуси, утки и другие водоплавающие птицы целый день плавают, ныряют, а выходят сухими из воды?»

Есть даже такая поговорка: «Как с гуся вода».

- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают?

Выслушивает ответы детей.

-  Они не намокают потому что, у них есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья.

- Я могу помочь вам узнать птичий секрет водоплавающих. Для этого проведём опыт с водой и жиром.

Опыт 1.

Дети опускают сухую руку в воду, затем вынимают и делают выводы.

Воспитатель:  Что же произошло?

Ответы детей: Часть воды стекла, часть осталась, кожа влажная.

Воспитатель: Кожа ничем не защищена, поэтому стала влажной.

Опыт 2.

Дети намазывают руку маслом, опускают руку в воду на несколько секунд, затем вынимают и делают выводы.

Воспитатель: 

-Что же произошло? Почему вода стекает с рук? (руки стали скользкими и вода скатывается с них)

Воспитатель: Вода превратилась в шарики – капельки, которые скатываются с рук. Жировой слой не дает воде проникнуть в кожу. То же самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у корня хвоста есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира, который отталкивает воду и не позволяет перу намокнуть. Благодаря этому утки и гуси не тонут. Поэтому вода легко скатывается с них. Все-таки не зря в народе говорят: «Как с гуся вода».

А ещё говорят: «Ты мокрая, как курица». Представляете себе, какой станет курица. Если она попадёт в воду? А у курицы перья обычные, не защищённые жиром. Поэтому они пропускают воду и перо, намокая, становится тяжелее. Курица тонет в воде.

Проделаем опыт с перьями.

Опыт 3.

Дети опускают в воду гусиные и куриные перья, вынимают и делают выводы.

Ответы детей: куриное перо намокло, стало не красивым, потеряло форму, гусиное перо не смачиваются, на пере образовалось несколько больших капель воды. После встряхивания вода стекла, перо осталось прежней формы, почти сухим.

Воспитатель: Почему?

Ответы детей: оно смазано жиром.

-  Ребята, что нового вы сегодня узнали? (Мы узнали,  что у водоплавающих птиц перья смазаны жиром, поэтому они не намокают в воде. И  что у птиц очень легкие перья, поэтому они могут летать).

- Что вам больше всего понравилось? (Экспериментировать с перьями)

- Предлагаю вам рассказать о нашем эксперименте дома, своим родителям. Им будет очень интересно узнать, что интересного вы сегодня узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему так говорят ; " Как с гуся вода."

Детям очень нравится экспереминтировать , проводить опыты с различными материалами . Вот мы и провели оптыт - опускали  гусиные перья в воду , они не намокали. Детяим стало интересно : почему? То...

Опыт: "Почему говорят как с гуся вода"

Цель. Показать детям на опыте связь между строением и образом жизни птиц....

Почему говорят «Как с гуся вода»?

Цель. Показать детям на опыте связь между строением и образом жизни птиц.Материалы и оборудование.  Перья  гусиные,  емкости с водой,   растительное масло,  бумага,...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА. Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Эксперимент "Кто и почему выходит сухим из воды?"

Данный конспект нацелен на расширение представлений детей о водоплавающих птицах Рязанского  края. В ходе  экспериментальной деятельности дети знакомятся с особенностью перьев водоплавающих ...

Конспект-сценарий крымско-татарской сказки «Почему курица и петух живут в одном курятнике?» В подготовительной группе «Лучик»

Сценарий к крымскотатарской сказке . Совмесная работа воспитателя и музыкального руководителя....

Опытно-эксперементальная деятельность "Почему гусь сухой, а курица мокрая?", "Легкое или тяжелое?", "Строение пера"

Конспект посвящен вопосам организации проектно-эксперементальной деятельности детей старшего дошкольного возраста....