ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА. Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Эксперимент "Кто и почему выходит сухим из воды?"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Ходакова Наталья Владимировна

Данный конспект нацелен на расширение представлений детей о водоплавающих птицах Рязанского  края. В ходе  экспериментальной деятельности дети знакомятся с особенностью перьев водоплавающих птиц.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №43»

Конспект НОД

по познавательному развитию

с детьми старшего дошкольного возраста.

Эксперимент «Кто и почему выходит сухой из воды?»

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Ходакова Наталья Владимировна

г. Рязань 2019г.

Цель: расширение представлений детей о водоплавающих птицах нашего края, их приспособлениях  для жизни на воде.

Задачи:

Образовательная: установить связь между строением и образом жизни птиц в водной экосистеме; на основе экспериментальной деятельности дать  детям новые знания о водоплавающих птицах родного края.

Развивающая: развивать любознательность, внимание, память, логическое мышление.

Воспитательная: прививать у дошкольников любовь к родной природе, подводить к пониманию её хрупкой красоты, формировать бережное отношение к окружающему нас миру.

Материал: фотографии  с изображением диких водоплавающих птиц Рязанского края; по количеству детей:  перья куриные и утиные, ёмкости с водой, пиалы с детским кремом, тканевые салфетки.

Предварительная работа: беседы о водоплавающих птицах Рязанской области, просмотр презентации «Мир водоплавающих птиц», экскурсии к водоему в поселке Голенчино с целью сбора материала для экспериментирования и наблюдения за водоплавающими птицами, создание проблемной ситуации в ходе этих мероприятий.

Ход деятельности:

1-я часть. Вводная.

Воспитатель: Ребята, где мы с вами были совсем недавно?

Дети: В поселке Голенчино.

Воспитатель: Что мы там делали?

Дети: Любовались красотой родной природы, кормили уточек, наблюдали за ними, собрали перья уточек.

Воспитатель: А какие еще водоплавающих и живущих рядом с водоемами в нашем Рязанском краю птиц  вы знаете?

Дети: Чомга, выпь, кулики, шилохвость, лысуха, камышница, цапля, журавль…

Воспитатель: Молодцы! Ребята,  какой вопрос у вас возник, когда мы наблюдали за дикими утками  на пруду?

Дети: Почему гуси и утки  целый день могут  плавать, нырять, а выходят сухими из воды?

Воспитатель: А как вы думаете, почему у водоплавающих птиц перья не намокают? (Ответы детей).

Воспитатель: Я могу помочь вам узнать птичий секрет водоплавающих. Приглашаю вас, юных исследователи,   в  лабораторию.

2-я часть. Основная.

Занимайте свои места. Прежде чем начать опыты давайте повторим правила работы в лаборатории.

(Повторение правил работы в лаборатории детьми с опорой на смайлики-сигнальчики).

Правила:

-В лаборатории соблюдай тишину.

-Нельзя без разрешения пробовать на вкус.

-Будь наблюдательным и внимательным.

-Соблюдай порядок на рабочем месте.

Воспитатель: Готовьте свое рабочее место.

(Дети готовят оборудование и материалы для опытов, надевают фартуки и садятся за столы, помощник воспитателя наливает воду в емкости).

Опыт 1.

Воспитатель: Итак, мои  юные исследователи, готовы? Что же мы хотели узнать?

Дети: Почему утки и другие водоплавающие не намокают в воде.

Воспитатель: Тогда, самые внимательные и наблюдательные, опустите  сухую руку в воду, а затем выньте.  Что же произошло? Какая стала рука?

Дети: Часть воды стекла, часть осталась, кожа стала  влажная.

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Дети: Кожа ничем не защищена, поэтому стала влажной.

Опыт 2.

Воспитатель: А теперь, намажьте сухую руку жиром, опустите теперь обе руки в  воду на несколько секунд, затем выньте. Что вы заметили?

Дети: Вода скатывается с руки, которая намазана жиром.

 Воспитатель: А как вы думаете, почему вода стекает с рук?

Дети: Потому что рука намазана жиром.

Воспитатель: Да, вода превратилась в шарики – капельки, которые скатываются с рук. Жировой слой не дает ей проникнуть в кожу. То же самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Оказывается,  у всех водоплавающих птиц на спинке около  хвоста есть  жир,  которым гуси и утки, при помощи клюва, смазывают свои перья и они становятся особенными - не промокаемыми, ведь  вода легко скатывается с них.  

Воспитатель: Даже маленькие утята, только вылупившись из яйца и обсушив свои перышки, спешат к пруду.

Физкультминутка.

Утка рано поутру

Всех утят ведет к пруду (ходьба на месте).

Эй, утятки, не ленитесь,

На носочки становитесь (ходьба на носочках),

А теперь на пятки,

Милые утятки (ходьба на пятках),

Мы пришли, мои ребятки,

Дружно моем свои лапки (массаж рук).

Бр-р-р! Холодная вода!

Закричала детвора.

 Воспитатель: А вы любите купаться?

Дети: Да!

Воспитатель: А вот курица, хотя тоже птица, но почему-то воды боится? Как вы думаете, почему?

Дети: У нее перья обычные. Она может намокнуть и утонуть.

Воспитатель: Это мы сейчас и проверим. Сравним перья утки и курицы. Куриные перышки нам принесли родители, а откуда у нас утиные?

Дети: Мы их сами набрали около пруда.

Опыт 3. 

Воспитатель: Опустите  в воду утиные и куриные перья, наблюдайте за тем, что происходит. Что можно заметить?

Дети: Куриное перо намокло, стало некрасивым, потеряло форму, а утиное  перо не смачивается, на пере образовались  капель воды. После встряхивания вода стекла, перо осталось прежней формы, почти сухим.

Воспитатель: Почему?

Дети: Оно смазано жиром.

Воспитатель: Молодцы юные исследователи! Сами открыли секрет водоплавающих птиц. Приводите в порядок свои рабочие места.

(Дети самостоятельно убирают оборудование)

3-я часть. Заключительная.

Воспитатель: Хлопните в ладоши те, кто узнал что-то новое…(Ответы детей.)

Воспитатель: Какой птичий секрет вы  сегодня сами  разгадали?  

Дети: Водоплавающие птицы смазывают жиром свои перья и поэтому они не намокают в воде.

Воспитатель: А сейчас хлопните в ладоши те, кому было интересно. Что  было интересно? (Ответы детей.)

Воспитатель: А теперь хлопните в ладоши те, кому было трудно…(Ответы детей.)

Воспитатель: И я хочу вам поаплодировать! Вы настоящие экспериментаторы! Но мы разгадали не все птичьи секреты! В волшебной коробке у меня есть ключ к следующему секрету водоплавающих (из коробочки достаю лупу). Только это на ключ совсем не похоже. Что это, ребята?

Дети: Это лупа.

Воспитатель: А для чего она нужна?

Дети: Она помогает рассмотреть мелкие предметы.

Воспитатель: А вот что  еще интересного мы откроем с  помощью лупы  в нашей лаборатории, узнаем в следующий раз. Приглашаю всех немного отдохнуть.

Минута шалости.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

В настоящее время одна из актуальных проблем педагогики – это воспитание не только человека "разумного" , но и "творческого".        Развитие творческих способ...

Статья «Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии».

laquo;Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии»....

Педагогический проект «Моя семья» с детьми старшего дошкольного возраста

Цель проекта заключается в создании условий, способствующих формированию представления о семье как «островке безопасности», гаранте прав ребенка посредством установления взаимод...

Педагогическая находка : Мотивационная работа с детьми старшего дошкольного возраста

Представляю вашему вниманию свой педагогический опыт по мотивационной работе с детьми старшего дошкольного возраста. Любое взаимодействие между ребёнком и взрослым начинается с мотивации. Б...

«Педагогическая находка» Открытое занятие с детьми старшей группы «Что такое снег?»

Тип занятия: Интегрированное, познавательное занятие Тема занятия: Что такое снег? Форма занятия: «Снеготека Деда Мороза» Цель: Создать условия комфортного и эмоционального развития детей, воспитыв...

Педагогический проект "Поздравление ветеранов" с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР

Драмматизация сказки для ветеранов через педагогический проект направлена на развитие связной речи детей с ЗПР...

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: « Самокат, велосипед - это радость для детей!» в рамках социально - педагогического проекта «Нам на улице не страшно»

Продолжаем знакомить детей с правилами дорожного движения при катании на велосипеде/самокате/роликах в городских условиях....