Педагогический опыт "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Невмержицкая Анна Анатольевна

 

В настоящее время одна из актуальных проблем педагогики – это воспитание не только человека "разумного" , но и "творческого".

        Развитие творческих способностей детей в условиях детского сада  предполагает деятельность  в самых разных направлениях.  Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности ребенка с педагогами, общение со сверстниками , взаимодействие с предметно- пространственной средой.

      К, сожалению, в последнее время наблюдается  потеря притягательности процесса познания. Увеличилось число детей, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям.

      Как же поправить ситуацию?   Поэтому мы свое  внимание  обратили на метод проектов.       В основе метода лежит  идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение. А поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазии,  творчества в условиях неопределенности.

Современный проект - это дидак­тическое средство активизации познавательной деятельности, разви­тия креативности и одновременно формирования определенных лич­ностных качеств. Умение им пользоваться- показатель высокой квалификации педагога, его прогрес­сивной методики обучения и развития детей.

    Суть метода в том, что необходимо найти решение возникающих проблем,

в процессе этого формируется способность ребенка самостоятельно их решать.

  Проектная технология – энергозатратная, она требует  постоянного саморазвития  и профессионального роста. Ведь каждый день надо идти не по проторенной дорожке,  а  вместе с ребятами делать открытия .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx64.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка-детский сад №2 МО Усть-Лабинский район

ТЕМА:

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Автор опыта:

Невмержицкая Анна Анатольевна

МДОУ ЦРР детский сад №2

г. Усть-Лабинск

2013г.

Содержание

1.Целостное описание опыта      

2.Библиографический список        

3 Рецензия на опыт работы      

4.Приложение к опыту:

-    «Педагогическая мастерская для педагогов» «Проекты своими руками»  

-   Педагогическая импровизация «Кто хочет стать знатоком проектного метода»

- Педагогические чтения «История происхождения и развития метода проектирования»

 -  Анкета «Выявление уровня овладения педагогом проектным методом»

- Проект «Музей посуды»

-Проект «Музей Время»

-Проект «Музей птиц»

- Слад-презентация «Технология проектирования в ДОУ»

-Слайд-презентация «Музейная педагогика в ДОУ»

Описание опыта

«Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»

                                                                                                       Услышу – забуду,

       Увижу – запомню.

       Сделаю – пойму

  ( китайская  мудрость)

           В настоящее время одна из актуальных проблем педагогики – это воспитание не только человека "разумного" , но и "творческого".

        Развитие творческих способностей детей в условиях детского сада  предполагает деятельность  в самых разных направлениях.  Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности ребенка с педагогами, общение со сверстниками , взаимодействие с предметно- пространственной средой.

      К, сожалению, в последнее время наблюдается  потеря притягательности процесса познания. Увеличилось число детей, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям.

      Как же поправить ситуацию?   Поэтому мы свое  внимание  обратили на метод проектов.       В основе метода лежит  идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение. А поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазии,  творчества в условиях неопределенности.

Современный проект - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Умение им пользоваться- показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.

    Суть метода в том, что необходимо найти решение возникающих проблем,

в процессе этого формируется способность ребенка самостоятельно их решать.

  Проектная технология – энергозатратная, она требует  постоянного саморазвития  и профессионального роста. Ведь каждый день надо идти не по проторенной дорожке,  а  вместе с ребятами делать открытия .

В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают сказки, загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, они при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.

 Темы проектов могут быть самими различными, однако темы, основанные на интересах детей, обеспечивают лучшую мотивацию и более успешное обучение. Воспитатель, который прислушивается к детям, задает им вопросы о том, что их интересует, найдет много тем для организации проектов. Не произошло ли в саду или в местном сообществе какого-либо события, которым заинтересовалась вся группа? Не родился ли в семье кого-либо из детей маленький братик или сестренка? Не приехал ли в город цирк?

Проект в отличии от запланированного мероприятия возникает лишь тогда , когда  появляется замысел , затея.

Продолжительность реализации тематического проекта зависит от степени заинтересованности в нем большинства детей в группе. Степень этой заинтересованности определяется воспитателем.

 

Мы использовали способ разработки тематических проектов,  связанный с использованием так называемой модели «трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать?  Что мы узнали?

Сначала мы инициируем общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении.

Затем воспитатель задаем второй вопрос: «Что мы хотим узнать о…?». Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?»

Применяются следующие способы сбора информации:

. чтение книг;

. обращение с вопросами к родителям;

. обращение с вопросами к специалистам;

. проведение экспериментов;

. проведение экскурсии на место;

. воссоздание предмета или события.

Воспитатель оформляет поступившие от детей предложения в логический  учебный план.

Третий вопрос: «Что мы узнали?». Ответы на него дают воспитателю понять, чему научились дети. Оценка результатов реализации проекта является критическим фактором процесса активного обучения. Анализ отдельных занятий в рамках проекта позволит улучшить будущие проекты. Воспитатель должен ответить на следующие вопросы: «Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?», «Что нужно изменить в следующий раз?», «Чему научились дети?», «Что не yдалocь?», «Почему?».

Затем обсуждаются результаты проекта вместе со всей группой. В ходе общего обсуждения выясняется, все ли все поняли правильно. Можно задать детям следующие вопросы:

  • Кто узнал что-то новое для себя?        
  • Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?
  • Узнали ли вы об объекте что-нибудь, что вас удивило?
  • Какое из занятий в проекте понравилось вам больше всего?
  • Что нужно будет изменить в организации следующего проекта?

Для профессионального документирования проекта, его успешной реализации и подведения итогов, мы предлагаем следующий план.

План тематического проекта

1. Тема и происхождение темы:__________________________________________

2. Смежные занятия и смежные понятия, которые можно изучать в ходе

        реализации проекта:_________________________________________________

  1. Необходимые материалы:____________________________________________

4. Представьте детям проект, задав следующие вопросы:

  • Что мы знаем о__________________________________________________?  (реактивное предварительное знание)
  • Что мы хотим узнать о____________________________________________? (содержание процесса обучения)
  • Как нам найти ответы на наши вопросы о ________________________? (план процесса обучения)

5. Оценка: Что нового для себя мы узнали? (С точки зрения детей и воспитателя.)

6. Предложения в отношении расширения и совершенствования проекта.  

Коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе.

Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем — эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем — переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности — это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Участие в проекте «на вторых ролях», действие по прямому предложению или подражая взрослому, не противоречит природе маленького ребенка, т. к. В этом возрасте еще сильны, во-первых, потребность установить и сохранить положительные отношения к взрослому и, во-вторых, подражательность дошкольника.

Алгоритм действий взрослых и детей на первом этапе освоения проектирования:

1-й шаг - интригующее начало, отвечающее потребностям детей,        обозначение взрослым проблемы;

2-й шаг – определение взрослым цели проекта, его мотивация;

3-й шаг - привлечение взрослыми детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана;

4-й шаг - совместное движение взрослых и детей к результату;        

5-й шаг - совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

Пример. Мишу Ж. так восхитило празднование его дня рождения, что несколько дней после этого важного события в его жизни он рисовал шары, торт со свечами, рассказывал о подарках. Мы решили пойти навстречу его радостным переживаниям, поддержать его настроение и расширить границы его практической деятельности.

Валентина Викторовна собрала ребят около себя и рассказала им о том, что у зайца Степашки день рождения: «Степашка пригласил к себе в гости кукол Катю, Галю, щенка Филю, кота Мурзика. Посчитал чашки и блюдца и понял, что на всех приглашенных посуды не хватит. Загрустил Степашка, заплакал. Узнала я про его беду и решила вам рассказать. Может быть, мы вместе его беде поможем».

Проблема, представленная со слов любимой игрушки, была понятна и близка детям. Дошкольники без труда ее решили, вылепив из пластилина недостающую посуду. К Степашке придут гости, сядут за столы, но ведь угощения нет», - заметила Марина Н.

- Я сделаю бараночки… Еще рулетик сладкий к чаю, - решила Ира К.

- А я буду торт со свечами делать, - добавил маленький Мишутка. - Сколько Степашке лет, столько и свечек нужно приготовить!

Равнодушных к происходящему не было. Мастерили угощение, подарки. Пели песни.

Внимательное отношение педагога к переживаниям своего воспитанника позволило своевременно определить «заказ» ребенка и организовать культурное пространство развития данного воспитанника и группы детей в целом.

Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!»; «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!» и т. д. Это позволяет помочь ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, где допускает ошибки.

Алгоритм действий взрослых и детей па развивающем этапе освоения проектирования:

1-й шаг - выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон;

2-й шаг - совместное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата;

3-й шаг - планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого, определение средств и способов реализации проекта;

4-й шаг - выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослого;

5-й шаг - обсуждение результата - хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач;

6-й шаг - совместное с детьми определение перспективы развития опыта.

Как мы видим, на втором этапе активность педагога несколько снижается. Он не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей воспитанников. Очень важно взрослому уметь увлекаться тем, чем в данный момент занят ребенок; увлечься искренне, с полной отдачей, принять его интересы, желания, цели и расширить их, в т. ч. и за счет включения в этот процесс собственных целей и задач. Подтвердим это примером.

Тип проекта : информационно- творческий, по содержанию- ребенок и общество, дестко- взрослый, где ребенок – исполнитель проекта внутри ДОУ,  краткосрочный.

Проблема: А все ли получили новогодние подарки?

Материал: соленое тесто, бусинки, поедки, горох,  пшеница для посеваний.

Цель: Формирование доброжелательности, отзывчивости , желания сделать подарки и поздравить всех сотрудников детского сада.

                                                     Содержание

1.Воспитатель   спрашивает

 - Ребята , а мы всех сотрудников детского сада поздравили с Рождеством?

 - Нет.

 -А вы знаете , кто заботится о вас , когда вы приходите в  детский сад?

 - Воспитатели, нянечки, повара, медсестра…

- А вы знаете кто работает в нашем детском саду ?

- Еще работает плотник, дворник.

- Правильно, еще о вас заботятся и наш завхоз, и кладовщик, и сторож.

 ( Воспитатель помогает детям вспомнить всех сотрудников).

- А кто еще в детском саду заботится о ребятах?

-А как же мы их поздравим?

- Правильно! Мы сами сделаем им подарки.

 А кто же нам может помочь в этом деле ?

- Конечно, Татьяна Викторовна. Давайте отправимся к ней за помощью в изостудию.

2.Преподаватель изостудии предлагает  ребятам подумать ,как самим можно сделать подарки.

Дети предлагают сделать открытки, нарисовать рисунки,  вылепить из пластилина колокольчики.

  Идея с колокольчиками всем понравилось, только решили их вылепить из соленого теста и  украсить их поедками и золотинками.  

3.Воспитатель:

Ребята , вы знаете в старину в Рождество не только дарили подарки , но и пели веселые песни колядки.  Давайте и мы с вами разучим для наших поздравлений несколько колядок.

 -Кто из вас  знает колядки?

- Подумайте , кто нам может помочь ?

Сережа Г .  обещает попросить свою маму найти песенки и заклички про Рождество.

 Тимур предлагает обратиться к своему дедушке, потому что он знает много песен.

Маша  считает , что надо обратиться  Анне Ивановне  - руководителю театральной студии, она поет  и играет на аккордеоне.

 4. Руководитель театральной студии предлагает  детям разучить колядки и поздравить сотрудников детского сада.

Мы ,младешеньки , колядовушки,

Мы пришли прославлять , хозяев величать.

 

 Сею, вею, посеваю,

С новым годом поздравляю!

Мы веселые ребята1

К вам пришли колядовать,

Доставайте все конфеты ,

Начинайте угощать!

С рождеством всех поздравляем,

Счастья , радости желаем.

Пусть вам этот Новый года

Всем удачу принесет!

  1. Дети вместе с взрослыми  колядуют и дарят подарки.

- Ребята , мы сейчас пойдем и поздравим всех наших сотрудников с рождественскими праздниками, подарим подарки и  пожелаем всего самого хорошего и доброго.

В сопровождении  руководителя театральной студии, которая подыгрывает ребятам на аккордеоне,  детвора  разносит подарки всем сотрудникам: поварам, прачке, плотнику, заведующей, методисту, завхозу.

На третьем творческом этапе развития проектной деятельности роль взрослого - развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих дошкольникам самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.

Алгоритм действий взрослых и детей на творческом этапе освоения проектирования:

1-й шаг - выделение проблемы (детьми, либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон;

2-й шаг - самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата:

3-й шаг - планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта;

4-й шаг - выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договоренности, взаимообучение, помощь детей друг ругу;

5-й шаг - обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач;

6-й шаг - определение перспективы развития опыта.

Приведем пример выполнения проекта «Новогодний праздник».

В беседе с дошкольниками о предстоящем празднике воспитатель рассказала о том, какое украшение детского сада планируют взрослые, вспомнила о прошлом опыте участия детей в оформлении различных помещений, спросила: «Будем ли мы принимать участие в оформлении музыкального зала, групповой комнаты к празднику?»

Вместе с воспитателем дети определили содержание оформительской работы в группе, затем прошли в зал, где осмотрели пространство и наметили план действий. Они самостоятельно формулировали цель, мотивировали свою деятельность («Мы хотим помочь Вам сделать детский сад красивым к празднику»); обдумывали содержание панно (просматривали открытки, иллюстрации в книгах), активно участвовали в создании эскизов, их реализации.

Поэтапное стимулирование взрослым проектировочной деятельности позволяет формировать личностные качества ребенка, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены им вербально, а именно - умение:

- работать в коллективе, ощущая себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела;

- решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности (обучать партнеров, делиться собственным опытом со сверстниками);

- обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого, не воспринимая  чужие успехи как свое поражение.

Принимая решение использовать технологию проектирования в образовательном процессе группы (детского сада), педагоги должны ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития своих воспитанников. Проектирование - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).

№ п/п

Классификатор

Типы проектов

1.

По методу, доминирующему в проекте

- Исследовательский

- Информационный

- Творческий

- Игровой, приключенческий

- Практико-ориентированный

2.

По характеру содержания проекта

- Ребенок и его семья

- Ребенок и природа

- Ребенок и рукотворный мир

- Ребенок, общество и его культурные ценности

3.

По характеру участия ребенка в проектировании

- Заказчик проекта

- Эксперт

- Исполнитель проекта

- Участник проекта от  зарождения идеи до получения результата

4.

По характеру контактов

- Внутри одной возрастной группы

- В контакте с др. возрастной группой

- Внутри ДОУ

- Открытый, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями

5.

По количеству участников проекта

-Индивидуальный

- В паре

- В группе

- Фронтальный  

6.

По продолжительности реализации проекта

- Краткосрочный

- Средней продолжительности

- Долгосрочный

 Осуществляя проектную деятельность особое внимание мы обратили на создание предметно- развивающего пространства, которое  представлено как непосредственно развивающей средой ( блоки Дьенеша, палочки кюизенера, геоконт,  мозаики, сложи квадрат…), так и обогащенным содержанием образования.

Мы дополнили традиционный занятия интегрированными, которые  проводятся как занятия – сюрпризы во вторую половину дня. Их разрабатывают педагоги дополнительного образования :преподаватель изодеятельности, руководитель театральной студии, преподаватель английского языка, преподаватель ритмики.

        Психолог проводит специально разработанные для этой группы занятия –тренинги,

  Продолжительность каждого занятия – примерно 30 минут. Оптимальное количество детей – половина стандартной группы. Эти занятия содержат сбалансированный подбор  заданий на развитие логического и творческого мышления, восприятия, памяти, внимания,  а также способствуют овладению детьми языком познания. Это значит , что дети учатся добывать информацию, проводить самостоятельное расследование, делать сравнения,  высказывать суждения.

 

  Это важно потому, что кроме коррекции интеллектуального и творческого развития  на  данном этапе необходимо решить еще две важные проблемы – диагностика и прогнозирование дальнейшего развития. В результате мы получаем  информацию об уровне интеллектуально – творческого развития  каждого ребенка.

          Помимо этого мы внесли изменения в содержании всех основных предметных учебных занятий , входящих в систему «основного» и «вариативного» образования

    Поэтому осуществляя проектную деятельность педагоги активно используют современные развивающие технологии :  экспериментирование, моделирование, поисковая деятельность, личностно- ориентированный подход.

Успешность реализации детьми многих проектов (в первую очередь исследовательских и информационных) определяется возможностью обратиться к источникам знания. В пространстве групповой комнаты взрослые сосредоточивают различные  носители информации: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать различные способы познания окружающего мира.

В случае, когда информационного поля ДОУ оказывается недостаточно,  мы осуществляем вместе с детьми выход за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в детской районной (городской) библиотеке, музеях и прочих культурных центрах и научных площадках (парк, станция юннатов).

( фото презентация).

         Проектная детятельность  позволяет скорректировать взаимодействие всех дошкольных  специалистов: педагога – психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуры, преподавателя изодеятельности, преподавателя английского языка, руководителя театральной студии, преподавателя ритмики. Зная интересы детей мы подключаем из в процесс поиска новый знаний.

Девиз педагогов "Творческий педагог- творческий ребенок"    

По продолжительности реализации проектов

Краткосрочные проекты направлены на решение небольшой или части более крупной проблемы. Они могут быть разработаны на одном или нескольких специально организованных занятиях, или в рамках совместной со взрослыми, или самостоятельной детской деятельности (исследование свойств льда; изучение деятельности художника в мастерской и т. д.).

Средней продолжительности - проект, рассчитанный на решение проблемы в течение нескольких недель (подготовка к празднику, путешествию; сочинение и драматизация сказки и пр.). Такое проектирование возможно в старшем дошкольном возрасте в силу развития произвольности поведения ребенка.

А  результатом проекта "Рождественские встречи ", разработанного воспитателями средней группы «А»  , музыкальным руководителем Литяк Ю.В.  и хореографом Душко М.В. , стал подготовленный концерт для детей и родителей . Это мероприятие получило много положительных  родительских отзывов  и позволило раскрыть таланты не только детей , но и взрослых.

 А вот среднесрочный проект   А.И.Фирсовой  по знакомству детей со сказками, театральным искусством стал спектакль "Золушка" , который порадовал и детей, и взрослых и позволил не только  детям, но и родителям реализовать их творческие способности.

   

Долгосрочные проекты (от одного месяца до нескольких месяцев) решают достаточно крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, исследование своей родословной).

Мы работаем над долгосрочным проектом по теме "Развитие детского интеллекта через опытническую работу и экспериментирование".

     С детьми проводятся  опыты в соответствии с разработанным планом , подбирается материал, идет интеграция с другими областями знаний.

  Долгосрочный проект может включать в себя  краткосрочные и среднесрочные проекты.

       

Так работая над проектом «Воздух», ребята проводили эксперимент на метеоплощадке.

 А понять , что значит «Время» и как его измерить ребятам помогли «Солнечные часы».

 

 Проект «Наши друзья – подземные жители дождевые червяки» - среднесрочный проект в рамках проекта "Развитие детского интеллекта через опытническую работу и экспериментирование".

   Успех выполнения любого проекта во многом зависит от того, как воспитатель сможет заинтересовать дошкольников. Вначале мы рассказали детям, что к ним в гости хотел прийти дождевой червяк, но он боится людей - на него могут наступить, когда он вылезает на поверхность после дождя. Поэтому дождевой червяк прислал письмо:

« Здравствуйте ! Я бы хотел  сказать «Здравствуйте, дорогие друзья!», но боюсь , что вам это не понравиться , ведь не всем хочется дружить с обыкновенным червяком. А мне очень хочется найти друзей.  Смею вас заверить , что мы , дождевые черви, заслуживаем если не любви , то уважения за свой неустанный труд. Мы помогаем вам, людям, вырастить урожай – рыхлим почву, съедаем старые листья.

 Некоторые говорят: « Скользкий , как червяк», «Извивается , как червяк». А что  тут плохого?

Мы скользкие и длинные , потому что это это помогает  нам ползать  под землей. Не можем же мы летать! Если бы мы не извивались , то могли бы ползать.

Дорогие деть! Если вы хотите со мной дружить, то я приду к вам в гости.

   С уважением , подземный житель дождевой червяк».

Затем мы спросили, хотят ли дети дружить с дождевым червяком. Получив согласие, объяснили, что для этого необходимо как можно больше узнать о нем. После обсуждения дети решили создать группу исследователей, изучающих дождевых червей, и наметили план работы:

1. Узнать как можно больше о дождевом червяке с помощью взрослых (в энциклопедиях, справочниках и т.п.), из наблюдений и экспериментов.

2. Организовать службу спасения дождевых червяков после дождя.

3. Обустроить компостную яму, где будут жить червяки.

4. О результатах рассказать взрослым и малышам.

Договорились, что в следующий раз дети поделятся друг с другом полученными сведениями. Нашей задачей было поддерживать интерес к объекту исследования (наблюдения, постановка вопросов и т.п.).

На вторую встречу дети пришли, вооруженные знаниями о жизнедеятельности дождевых червей, их внешнем виде, особенностях строения и даже размножения.

Эксперименты помогли им убедиться в точности полученных из различных источников сведений.

1 Дождевого червяка положили на бумагу. Дети его внимательно рассмотрели. Наблюдали, как червяк движется.

2. Червяка положили на мокрое стекло, увидели, что он не может продвинуться вперед. В чем дело? Для того чтобы это выяснить, переложили червяка на бумагу, покрытую тонким слоем мокрого песка.

3. Следующий опыт позволил выяснить, почему дождевые червяки выползают на по-верхность после дождя.

Выходя на прогулку после дождя, дети собирали червяков с асфальтовых дорожек и переносили их в компостную яму.

В лаборатории  Кота Ученого поселили нескольких дождевых червей, за которыми проводили наблюдения: как они перемешивают слои земли и перерабатывают остатки сухих листьев, «создавая» плодородную землю. Дети выбрали для червей имена, сочиняли о них сказки, рассказы, загадки, стихотворения, рисовали для них рисунки. Вместе выбирали те сведения, которые необходимо поместить в альбом. К следующей встрече дети вместе с воспитателями и родителями оформили альбом «Мои друзья - подземные жители дождевые червяки».

Предлагаем вам посмотреть отрывок познавательного занятия  в рамках проекта.

Еще одним долгосрочным проектом является  путешествие на «Машине  времени», которая позволяет  в  рамках одного содержания  сочетать разные виды деятельности.

       Символическое изображение  машины времени изготовленной из плитки и оракала магнитами крепится  к магнитной доске, расположенной на стене. Лобовое окно машины – это своеобразный экран, на котором будет появляться информация о том или ином явлении , предмете , событии. Изображение – это результат продуктивной  деятельности детей может быть зафиксирован с помощью магнита или  нарисован маркером.

     Машина может перемещаться во времени. Для этого имеется лента времени, которая символизирует линейное движение исторического времени – от прошлого к настоящему.

     Вдоль ленты намечаются несколько остановок  с нестрогими, интуитивно понятными детям названия, например: «древность»- «старина»- «наше время» « будущее» ( в соответствии с условными этапами человеческой истории: древний мир первобытных  людей,  мир средневековья,  современный мир, будущее).

        Воспитатель подбирает  и «метки»  каждой остановки во времени. Такими метками могут стать  изображения динозавра, пещерного человека, жителя средневековья, обитателя современного города.

Таким образом, лента времени в кабине машины, позволяет детям отправиться в любой временной отрезок. Но и это еще не все  достоинства   машины . Внутри нее «компьютер», помогающий детям подбирать  материал по интересующей их теме. Вставляешь карточку –символ ( рисунок выполнен на использованном  компьютерном диске)  , набираешь на клавиатуре ( выкладывают буквы на магнитной доске).. Выбираешь временной отрезок на ленте времени и можно путешествовать  в любую эпоху,  на любой континент . ( презентация)

 Но, конечно, без помощи воспитателя и педагогов дополнительного образования не обойтись. Именно они подбирают игры познавательного и развивающего характера  по теме, придумывают занимательные сюжеты, предлагают провести опыты и эксперименты,  собрать коллекцию,   нарисовать рисунки, сделать поделки.

    Для путешествий по карте понадобится иллюстративный материал:

-( фотоиллюстрации) многоразового использовании;

- карточки с изображением природных и культурных ландшафтов разных частей света, жизненной среды, типичных занятий населения;

- карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны разных частей света.

Также нужны мелкие одноразовые карточки- символы  для наклеивания на карту по  маршрутам – путешествий.

      Путешествия во времени мы начинаем с самого доступного для дошкольника – обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких  обитали люди раньше  – в

« старину» , и еще раньше в «древности».

Очень любят ребята играть с динозаврами, поэтому путешествие в доисторическую эпоху вызывает у них большой интерес. Активизировать познавательный интерес помогают и современные изобразительные средства.  Из множества  небольших иллюстраций – вырезок взрослый и дети выбирают подходящие и  выставляют на экране машины. В следующих «путешествиях» можно перейти к истории быта, транспорта, профессий,  письменности и т.д., используя красочные книги познавательного характера, обращаясь для введения в тему к  подходящим художественным текстам.     Где возможно рассказ воспитателя подкрепляется не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать , попробовать в действии( например, определить , удобно ли было пользоваться).

      Путешествуют дети « на Машине  времени» во вторую половину дня в группе или на прогулке. Тематика наших путешествий возникает на основе реальных событий  , воображаемых,  описанных в художественных произведениях или же специально смоделированных воспитателями . А так же это могут быть события  неожиданно ворвавшиеся в жизнь группы из телевизионных передач, мульфильмов, предлагаемые производителями детских игрушек .

    Мы выбрали месяц в качестве временной единицы планирования, т. к. лишь в рамках месяца можно осуществить сбалансированный подбор художественных произведений , типов работы для продуктивной деятельности, типов исследования для познавательно- исследовательской деятельности.

   Например, дети очень увлеклись  динозаврами : они приносят в группу фигурки, сравнивают , обмениваются, обсуждают мультфильмы, рассматривают иллюстрации в книгах. Следуя интересам детей, мы им прочитали  художественные произведения, подобрали дидактические игры и задания, развивающие интеллект и творчество.

    С нами вместе путешествую и педагоги дополнительного образования. Занимаясь в изостудии ребята изготовили макет «Парк Юрского периода»,  а в группе появился фриз « Доисторический лес». Вместе с психологом придумывали динозавра , который мог бы жить в наше время и игру «Помоги маме отыскать своего детеныша».

В театральной студии ребята пытались с помощью мимики и пластики передать ощущения : современный человек попадает в прошлое , в эпоху Динозавров.

С помощью родителей ребята изготовили планшет настольно- печатной игры:

 « Хищники и травоядные». Нашлось интересное занятие в опытнической лаборатории.

Дети наблюдали, как из яйца появился маленький динозаврик. А к концу месяца появилась коллекция Динозавров, обживающая макет. ( презентация «Динозавры)

     Жизнь, проживаемая ребенком в нашем детском саду  наполнена играми ,сказками, путешествиями, приключениями, экспериментированием.

      Предложенная форма работы с детьми  открывает возможность для реализации возрастных развивающих задач, создает пространство гибкого проектирования  образовательного процесса под детские интересы ( дети выступают  как особого рода

 « проектировщики» не впрямую, а через свой отклик на образовательную среду, что используется воспитателем для ее преобразования и дополнения . Преимущества данной модели нам видится  в том, что баланс взрослой и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования  партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса.

Особенности использования технологии музейная педагогика в работе со старшими дошкольниками.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. И это не случайно.

        Во-первых,  положения федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы ориентируют дошкольные учреждения на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует технологии музейная педагогика.

    Во-вторых, музейная технология –это одни из методов  проектной деятельности, которая включена в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.   Так в программе «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой проектная деятельность, как самостоятельный вид деятельности, включена в состав образовательной области «Познание» для детей от 5 до 7 лет, а ее элементы, какие как, продуктивная деятельность, исследовательская деятельность, презентация результатов,  включены в программные задачи и для детей младшего возраста

   Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности.

    Познание - то сложное образование,  в котором можно выделить компоненты  неразрывно взаимосвязанные между собой.

Первый компонент включает в себя информацию,  состоящую из отдельных сведений  фактов  событий нашего мира и мыслительные процессы  необходимые для получения и переработки информации.

Собственно информация (сведения  факты  события жизни) ни в коем случае не рассматриваются как самоцель,  как знание ради знаний. Информация рассматривается как средство,  с помощью которого надо развить у ребенка необходимые для познавательного развития процессы,  навыки,  умения,  способы познания.

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации.

Особенность детей дошкольного возраста состоит в том, что  они всегда готовы познавать то,  к чему хорошо относятся,  и не хотят даже слышать о то,  к чему относятся плохо  отрицательно.

На этой особенности детей и основывается технология музейная педагогика. Мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям,  которые хотим им передать,  атмосферу общей привлекательности  являющейся фундаментом  на который легко накладываются знания.

   Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.

    Но как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре своего народа?

Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики мы обосновали мини-музей тематического содержания.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Во –первых, «мини «напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть  группового помещения, холла, раздевалки, коридора, изостудии, спортивного зала. Во- вторых он создан для самых маленьких посетителей  и открыт для них постоянно. В-третьих мини-музей  не отвечает многим строгим требованиям, которые  предъявляются к настоящим музеям.  Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать,  рассматривать, даже взять домой на время. Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в необходимо учитывать следующие принципы.

 Наглядность.

 Доступность.

 Динамичность.

 Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

 Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

 Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

 Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры- упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

-Изготовление технологических карт опытов и экспериментов, рисунки, коллажи, аппликации, схемы, модели.

выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

Этапы организации работы по созданию мини-музеев в ДОУ.

 Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на четыре этапа.

Первый этап, подготовительный — «Планирование мини-музея».

На этом этапе мы создали творческую группу педагогов, которые организуют работу по созданию мини-музеев. Разработали тематическое планирование мини-музеев и музейных экспозиций. Определили перспективы создания мини-музеев и разработали алгоритм по созданию мини-музеев:

Выбор темы мини-музея, определение места размещения мини-музея, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления мини-музея, подбор экспонатов, оформление визитной карточки и паспорта мини-музея, разработка форм работы с экспозициями мини-музеев, разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей, разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.

Второй этап, практический — «Создание мини-музеев».

Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.

  Выбор темы мини-музея происходит исходя из интересов детей,  инициативы педагога, умеющего увлечь и заинтересовать своих воспитанников, часто музей появляется в группе как результат реализации одноименного проекта.

Тематика созданных в нашем дошкольном учреждении мини – музеев различна  и не ограничивается только познавательно-речевым направлением. Дети могут побывать не только в мини музеях  «Птицы», «Ткани», «Хлеб», «Воздух», «Яйцо», «Посуда», «Время» , но и в мини – музее «Куклы», расположенного в изостудии, и в мини- музее «Мяча» в тренажерном зале, в мини музее «Музыкальные инструменты», размещенного в музыкальном зале, «Кубанская горница» на тематической веранде.

      Месторасположение мини-музеев определяли с учётом интерактивности и полифункциональности музейного пространства, психологической комфортности и безопасности деятельности. Народная мудрость гласит: «Кто хочет-ищет возможности, кто не хочет- ищет причины». Даже в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Даже картонная ширма –раскладушка, расположенная в раздевалке поможет выделить место для маленького передвижного музея.

     Размещение музея в групповом помещении позволяет выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты,  обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным  столиком.

   Если позволяет площадь раздевалки, то музей можно разместить и там. Это дает возможность более тесного общения с родителями.  Залы и студии дополнительного образования также  идеально подходят для  мини-музеев.   Но чтобы привлечь внимание  детей и не сливался с общим фоном, необходимо  педагогу проявить искусство дизайнера.

     Внимание детей дошкольного возраста  еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени  их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

         Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, то есть предметы одного наименования. Например, размещенная таким образом коллекция часов даст представление об их разнообразии.  В мини – музее может быть представлена какая- нибудь коллекция, но все же его основная задача  - показать объект с разных сторон отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

-размещение материала на настенных полочках;

-использование ширм.

-использование стендов;

-использование мобиле;

-размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

2.         Планирование экспозиций происходит с использованием метода системного подхода. Этот метод активно используется в программах ТРИЗ и РТВ и подробно описал А. М. Страунинг в пособии «Методы активизации мышления дошкольников». Системный подход или использование системного оператора, несмотря на сложную терминологию, вполне доступен для понимания и применения дошкольниками и заключается в следующем. Рассматриваемый нами объект условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек (3x3). Этот объект мы называем «Система» (1).

•   Любой объект (система) не существует сам по себе, он всегда является частью чего-то или находится в каком-то специальном месте. (Дерево в лесу, конструктор на волке, платье в шкафу и т. д.) Это место, в котором находится объект и частью которого он является, называется «Надсистема» (2).

•   Объект (система) зачастую неоднороден по своей сути. Он состоит из каких-то частей, деталей (в платье есть лиф, рукава, юбка, воротник и т. д., в хлебе — корочка, мякиш; в машине — мотор, кабина, кузов, руль, колеса и т. д.) Ячейка, в которой мы рассматриваем «анатомию» объекта, называется «Подсистема» (3).

Таким образом, мы рассмотрели центральный столбец(1, 2, 3) нашей таблицы, что уже позволило получить некоторые сведения об интересующем нас объекте. Далее

проанализируем центральную горизонталь, которая является своеобразной временной лентой.

•   Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлась система в прошлом. Чем была чашка до того, как стала чашкой? Чем была елочка до того, как стала елочкой? («Прошлое системы».)

•   Будущее системы рассматривается в 5-й ячейке. Что произойдет с этим объектом? («Будущее системы».)

Мы рассмотрели объект по ряду позиций и уже получили о нем разнообразную информацию. С детьми младшего дошкольного возраста достаточно остановиться на этих позициях. Старшие дошкольники способны рассуждать более глубоко.

•   Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что и у нее есть собственная надсистема и подсистема. Если птица в прошлом была яйцом, то над-системой яйца могли быть и гнездо с другими яйцами, и «мамин животик» (6 — надсистема системы в прошлом). А такой предмет, как книга, можно рассмотреть с точки зрения происходивших с ней изменений: какой книга была в старину, как создавалась.

•   Любая система в прошлом также имела свои составляющие. То же яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка. А для книг, к примеру, использовалась береста.

•   Точно так же рассматривается система в будущем — ее надсистема и подсистема (8, 9). Кем станет цыпленок? Какой будет книга в будущем? Эта таблица может быть дополнена еще несколькими позициями:

• Антисистема — условно говоря, враги нашего объекта.

• Сосистема — друзья объекта.

•Нейтральная система — то, что никак не реагирует на наш объект, равно как и объекту все равно, существует нейтральная система или нет. Например, слону все равно, есть ли у нас дома шкаф. Более философски звучит утверждение: «Солнцу — как космическому объекту — все равно, есть жизнь на Земле, или же она безжизненна» .

М. С. Гафитулин (г. Жуковский) так изложил принцип системного оператора в шутливом стихотворении:

Если мы рассмотрим Что-то,

Это Что-то — для чего-то,

Это Что-то из чего-то,

Это Что-то — часть чего-то.

Чем-то было раньше Что-то,

Чем-то будет это Что-то.

Есть противники у Что-то,

Много есть друзей у Что-то.

Все нейтральное у Что-то

Делает свое чего-то.

Что-то ты теперь возьми

На экранах рассмотри.

В нашем случае последняя строка может звучать так: «И в музее рассмотри».

        Оформление визитной карточки и паспорта мини-музея.

Воспитатели вместе с детьми на этапе создания мини-музеев изготовили паспорта мини-музеев по темам экспозиций. Были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев: занятия-экскурсии, проведение обзорных и тематических экскурсии, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность. Занятия основываются либо на каком –либо разделе или же являются фронтальными и тогда задействовано все развивающее пространство музей.  

Занятия, проводимые в мини-музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории своей семьи, родного города, края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи.

      Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток  пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

  1. Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить беседы- пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один подход можно рассмотреть сразу несколько тем.

В каждом мини – музее в уголке самостоятельной деятельности детям предоставляется возможность поиграть. Тема – мини –музея сама подскажет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми- драматизациями, дидактическими. Дидактические игры  или материал для игровых упражнений располагают в коробках и конвертах. Желательно подобрать такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить. Есть универсальные игры, которые можно использовать при работе в любом музее. Можно лишь изменять содержание заданий в зависимости от тематики («Кольца Луллия», «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Что сначала, что потом», «Разрезные картинки», «Ящик ощущений»).

Привлечение родителей

Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы:

-партнерство родителей и педагогов;

-единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;

-помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музеев в группах. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками (поделки из брошенных вещей), оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.

За несколько лет работы по данному направлению педагогами нашей творческой группы совместно с воспитанниками и их родителями были организованы разнообразные конкурсы («Покормите птиц зимой», «Кулинарная симфония», «Дары осени», «Кто такие казаки» и другие), которые нашли отражение в экспозициях наших мини-музеев.

Третий этап, презентационный - «Представление мини-музеев».

На этом этапе проходят презентации мини-музеев. Презентации проходят в определённое время, поэтому желающие могут ознакомиться с экспозициями. Создаём мультимедийные презентации для использования в виртуальном мини — музее, для тех, кто не смог посетить действующую экспозицию.

Четвертый этап, деятельностный — «Функционирование мини-музеев».

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно — демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. Вместе с ребятами были разработаны знаки поведения в мини-музеях: Поиграй! Попроси взрослого почитать. Эти экспонаты можно нюхать. Эти экспонаты можно только рассматривать. Эти экспонаты можно потрогать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Залог хорошего мини-музея в детском саду — его интерактивность. Если детям разрешают померять лапти, посидеть за прялкой, рассмотреть вблизи настоящую медаль — они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Используемая литература:

 Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА –ПРЕСС , 2007г.

Доронова Т.Н.  Из ДОУ- в школу. –М.ЛИНКА –ПРЕСС, 2007г.

Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини музей в детском саду. М.:-ЛИНКА-ПРЕСС, 2008г.

Свирская Л.В. Утро радостных встерч. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочетания разных педагогических технологий и интеграция образовательных областей в работе с дошкольниками, на примере конспекта совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дары природы – вода»

Даннй конспект совместной деятельности с дошкольниками представляет собой пример сочетания разных педагогических технологий и интеграция разных образовательных областей в отработке одной темы. В данно...

Социально- педагогическое сопровождение в системе социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

В данной статье подробно раскрыто понятие- сопровождение. Раскрыта сущность социально-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.Цель социально-педагогической деятельности зак...

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения

Консультация для воспитателей "Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения"...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА. Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Учим Незнайку сочинять стихи»

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:  «Учим Незнайку сочинять стихи»...

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время проблемы коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это не удивительно: с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями общего и речевого развития....

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...