Социально- педагогическое сопровождение в системе социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Маслова Ирина Юрьевна

В данной статье подробно раскрыто понятие- сопровождение. Раскрыта сущность социально-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Цель социально-педагогической деятельности заключается в распознании и решении многослойной социальной проблемы детей. Действия, входящие в состав социально-педагогической деятельности могут быть на уровне анализа условно они разделены на несколько групп. Ознакомится подровно можно изучив данную статью. Так же в статье описана структура социально-педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста.

Рассматривая детский сад в системе образования, отметим, что это самое первое образовательное учреждение для детей младшего школьного возраста, гжде ребеноковладевает первым опытом общения со своими сверстниками, привыкает к самостоятельности, сталкивается с первыми трудностями социального характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально- педагогическое сопровождение в системе социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

      Социально-педагогическая деятельность в исследованиях часто соотносится с педагогической деятельностью, но она имеет собственную специфику. Для того, чтобы раскрыть ее отличительные особенности,  проанализируем эти виды деятельности в сравнении.

      Педагогическая деятельность, по определению М.А. Галогузовой, - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых .

       Педагогическая деятельность осуществляется: педагогами, работниками дошкольных образовательных учреждений, учителями, преподавателями профессиональных учебных заведений. Деятельность в таких организациях носит нормативный характер, так как она регламентирована образовательными стандартами, учебными планами и другими документами.

       Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности,  направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.  

      Она осуществляется специалистами педагогических профессий и, прежде всего, социальными педагогами. Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решении его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составление индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограниченна тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.

      Сущность социально-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении определяется особенностями детского возраста, социальным статусом ребенка в отношениях с коллективом, возможностями дошкольного образовательного учреждения в решении задач социализации.

      Социально-педагогическая деятельность в дошкольном образовательном учреждении выстраивается по целому ряду направлений, из них наиболее важные: адаптация ребенка к образовательному учреждению, развитие индивидуальных особенностей, работа с детьми из семей группы риска, работа с социальным поведением ребенка, организация досуга, работа с ближайшим окружением воспитанников, профилактика негативных явлений, сопровождение детей при поступлении в школу.

       Целью социального педагога в дошкольном образовательном учреждении выступает адресная, индивидуальная помощь ребенку и его семье в проблемах социализации ребенка.

        Работая в дошкольном образовательном учреждении, социальный педагог выступает в трех главных ролях: посредник (между детьми и взрослыми), выступает в роли защитника прав ребенка и его интересов, является помощником в разрешении проблем во взаимоотношениях между родителями и педагогами.

        Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.

       Цель социально-педагогической деятельности, по мнению, С.А. Рачетиной , состоит в распознании и решении многослойной социальной проблемы детей. Качественное своеобразие цели состоит в том, что она выступает не только как рациональное распознание проблемы, но скорее как эмоционально-чувственное переживание недостаточности социальной ситуации для развития ребенка. Эмоциональный фон формируется не только в процессе деятельности, но до ее начала, создавая особую преднастройку к решению проблемы. Эмоция сопереживания детям предвосхищает цель, создает особые движения души ему навстречу. Это чувственная основа, в которой укореняются все другие рациональные действия, направленные на предупреждение  или преобразование ситуации, на расширение поля положительно направленной социализации ребенка.

       Действия, входящие в состав социально-педагогической деятельности могут быть на уровне анализа условно разделены на несколько групп:

- собственно социальные действия, связанные с проявлением заботы о физическом, психическом и нравственном здоровье ребенка;

-собственно психологические действия, ориентированные на актуализацию личностных резервов детей для решения проблемы:

- собственно педагогические действия, связанные с разумной организацией его жизнедеятельности, с развертыванием ситуации поддержки, посредничества, сопровождения .

        Как и любая профессиональная деятельность, социально-педагогическая работа имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются:

· определение цели и задач деятельности;

· определение субъекта и объекта деятельности;

· определение содержания деятельности;

· выбор методов и технологий работы;

· выбор форм деятельности;

· реализация намеченного плана деятельности;

· корректировка деятельности;

· анализ результатов.

     Задачи социально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.). Среди задач, профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:

· создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;

· формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентаций, установок в жизненном самоопределении подопечного;

 · предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;

· создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;

· реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного.

     Содержание социально-педагогической деятельности, обеспечивающее достижение поставленных цели и задач, во многом зависит от специализации, места работы социального педагога. В самом общем виде можно выделить следующие его составляющие:

· системное изучение индивидуальных особенностей личности подопечного, социально-педагогических влияний микросреды;

 · установление профессионального (личностно-делового) контакта, взаимодействия с личностью (группой), нуждающейся в помощи;

· социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее самореализации;

· социально-педагогическая опека и посредничество;

· социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях.

       Рассматривая детский сад в системе образования, отметим, что это самое первое образовательное учреждение для детей младшего школьного возраста, где ребенок  овладевает первым опытом общения со своими сверстниками, привыкает к самостоятельности, сталкивается с первыми трудностями социального характера. Параллельно с этими у детей могут возникнуть проблемы индивидуально-личностного развития, которые связаны прежде всего с неадекватностью родительского отношения к ребенку – такого отношения, в котором проявляется дефицит духовной эмоциональной близости родителей с детьми, преобладают либо авторитарность, гиперопека и мелочный контроль, либо попустительство и безнадзорность. Масштаб негативных социальных явлений убедительно свидетельствует, что проблемы семейного воспитания в России касаются сегодня не только детей из так называемых «неблагополучных» семей, но и из большого числа детей, имеющих вполне благополучных, даже респектабельных родителей, которые просто не знают, что же на самом деле нужно для воспитания детей.

       Перечисленные проблемы решаются средствами социально-педагогической деятельности воспитателя и социального педагога, если таковой имеется в детском саду.

       Для наиболее эффективного решения проблем детей в дошкольном образовательном учреждении, должна организовываться система социально-педагогического сопровождения.

      В.И. Даль определяет понятие "сопровождение" как действие по глаголу "сопровождать" - "провожать, идти вместе с кем-либо для проводов". Соответственно "сопроводитель", тот, кто сопровождает, - проводник, провожатый. Приставка "со" в слове изначально предполагает реализацию в процессе сопровождения объединения действий и усилий провожатого и сопровождаемого. В самом общем значении сопровождение - это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути. Сопровождение реализуется непосредственно в совместной деятельности, что принципиально его отличает от процесса управления, который может осуществляться извне и дистантно, без оказания непосредственной помощи, личного участия и заботы. Вместе с тем, сопровождать необходимо не столько ребёнка, сколько процесс его развития, "терпеливо пытаясь уравновесить два плеча коромысла - его социализацию и индивидуализацию.

       Если раскрывать содержание понятия «сопровождение» с точки зрения процесса, то сопровождение можно представить как совокупность последовательных действий, позволяющих ребенку максимально эффективно реализовать обучение и воспитание.

      При переходе к сопровождению, как к методу, понимается способ практического осуществления сопровождения, обеспечивающий создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях школьного взаимодействия.

    Согласно определению С.А. Расчетиной , сопровождение - это процесс, включающий в себя такие звенья, как предвидение проблем, возникающих в отношениях, и решение их на основе предупреждающей поддержки, под которой понимается совместная с сопровождаемым выработка возможных путей решения проблем. Социально-педагогическое сопровождение предполагает оказание социально-педагогической помощи через работу с участниками социально-педагогической ситуации развития сопровождаемого; при этом основная цель - создать условия для успешной жизненной адаптации сопровождаемого посредством изменения отношения к нему со стороны ближайшего окружения. Социально-педагогическое сопровождение ориентировано на решение конкретной проблемы сопровождаемого, причем в фокус работы попадает преимущественно сам ребенок.

        Социально-педагогическое сопровождение является важным, так как нам важен адресный подход. Одним из важных направлений выступает  социально-педагогическая подготовка детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию. Экологический досуг "Чистый город - чистая планета".

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию. Экологический досуг "Чистый город - чистая планета"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (по образовательной области «социально-коммуникативное развитие») «В стране дорожного движения»

Конспект НОД с детьми по социально-коммуникативному развитию     «В стране дорожного движения». Цель: Повторить и закрепить правила дорожного движения с детьми ста...

План – конспект ООД ОО «Социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие» Интегрированная образовательная деятельность Конструктивно – модельная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Мой родной поселок»

План – конспект ООДОО «Социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие»Интегрированная образовательная деятельностьКонструктивно – модельная дея...

Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...