Технологическая карта ОД интегрированного занятия по теме: «Домашние птицы. Почему гусь сухой, а курица мокрая».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие экспериментальное для старших дошкольников подготовительной группы даёт расширенное представление о строении и свойствах пера птицы, способствует развитию мыслительных способностей детей, стимулирует исследовательскую деятельность, познавательную активность, а также творческие способности и мелкую моторику при создании модели курицы из бумаги в технике оригами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФИО: Богатырева Ирина Юрьевна, воспитатель подготовительной группы общеразвивающей направленности «Васильки» ГБДОУ детский сад № 46 Московского района Санкт-Петербурга
Название работы: Технологическая карта ОД интегрированного занятия по теме: «Домашние птицы. Почему гусь сухой, а курица мокрая».
Области: Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие.
Возрастная группа: подготовительная группа.
Цель: Расширение представлений детей об особенностях строения и свойствах пера птиц, развитие творческих способностей детей через создание образа курицы из бумаги в технике оригами.
Задачи
Образовательные:
- Установить связь между строением тела и образом жизни птиц;
- Обогатить знания детей о строении пера птицы;
- Упражнять в умении задавать вопросы, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию;
- Создать атмосферу творческого поиска;
- Обогащать словарный запас ребёнка;
- Формировать познавательную активность и интерес к процессу экспериментальной деятельности;
- Совершенствовать умение передавать задуманный образ предмета из бумаги в технике оригами;
- Совершенствовать пространственное и логическое мышление;
- Формировать умение выстраивать коммуникации со сверстниками и взрослыми;
Развивающие:
- Развивать умения выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками, составлять повествовательный монолог описания;
- Развивать внимание, навыки концентрации, память;
- Развивать мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление взаимосвязей;
- Развивать мелкую моторику;
- Развивать творческие способности, навыки делать что-то самостоятельно и вместе со взрослым;
Воспитывающие:
- Приобщить детей к элементарным правилам взаимодействия со сверстниками в процессе работы команды;
- Доставить детям радость и удовольствие от исследовательской и творческой деятельности;
- Стимулировать любознательность и наблюдательность;
- Вызвать эмоциональный отклик и пробудить интерес к самостоятельному и коллективному творчеству;
- Воспитывать целеустремленность, умение работать самостоятельно и в коллективе, уверенность в собственных силах, усидчивость, умение преодолевать трудности, доводить начатое до завершения;
Методы и приёмы
Практические: проведение эксперимента, получение информации путём наблюдения, зарисовывание полученной информации с помощью пиктограммы.
Наглядные: работа по зарисованной схеме.
Словесные: рассказ воспитателя о методах исследования.
Предварительная работа: беседа о домашних птицах, особенностях строения тела птицы.
Оборудование и материалы: картинка с темой исследования, сгенерированное искусственным интеллектом изображение Петуха, схема пера, перья кур и уток/гусей, таз с водой, лупы, тарелки, пипетка, растительное масло, камень, маркеры, доска для рисования, квадратные листы цветной бумаги для оригами, клей-карандаш у каждого ребенка; фломастеры, цветные карандаши на столе; образец «Петушок» у воспитателя.
Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Планируемые результаты:
- Сформировать новые знаний детей о назначении и строении пера, пропорциях тела птицы.
- Активизировать мыслительные способности детей в процессе исследовательской деятельности.
- Создать игровые ситуации, способствующие расширению коммуникативных и творческих способностей детей.
- Совершенствовать умения работы с бумагой в технике оригами.
- Выполнять работу по образцу-схеме, вносить свои авторские изменения и дополнения, развивать фантазию.
- Создать игрушку, с которой можно играть.
- Расширять словарный запас детей, ввести в активный словарь научные термины.
- Продолжить формировать культуру труда, аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Этапы занятия | Задачи этапа | Ход занятия | Прогнозируемый результат | Время | |
Деятельность педагога | Предполагаемые действия детей | ||||
1. Вводная часть. Организа-ционный момент. | Формировать интерес к совместной деятельности. Формировать умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого. | Воспитатель здоровается с детьми: - Здравствуйте ребята, я рада Вас всех видеть! Поздоровайтесь друг с другом, поздоровайтесь пожалуйста с нашими гостями! Сегодня нас ждут необычные дела и великие открытия. | Дети здороваются. Дети улыбаются друг другу. | Положительный настрой на ОД, неформальная готовность к деятельности, привлечение произвольного внимания через игровой момент. | 2 мин. |
2.Создание мотивации постанов-ка и принятие детьми цели ОД | Создать мотивацию к познавательной деятельности. Закрепить представления о профессиях | Воспитатель: Загадка: Рано он всегда встаёт, По утрам всегда поёт, Носит гребень и серёжки, В перьях все его одёжки. Воспитатель: Правильно, Петух. Появляется Петух. Петух: Ребята, я недавно вылупился из яйца, мало что знаю. - К какому классу животного царства я отношусь? - К какому классу? - Как вы догадались? - Помогите понять, почему я не умею плавать. Воспитатель: Для ответа на этот вопрос мы должны провести исследование. Приглашаем всех в Лабораторию. | Дети участвуют в диалоге, отгадывают загадку.
Ответы детей. - Домашняя курица Царство: Животные Класс: Птицы У птиц есть - голова - шея - грудь - хвост - два крыла - лапы - тело покрыто пухом и перьями Ответы детей. | Развитие воображения у детей. Внутренняя мотивация на деятельность: готовность помочь герою. Проявление интереса к предстоящей деятельности. Проявление творческой активности. | 3 мин. |
3.Основная часть. Актуализация знаний, начало выполнения действий по задачам поисково-исследовательской деятельности. 4. Самостоя-тельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представле-ний (выполнение работы). | Развитие связной речи детей: обогащение и активизация словарного запаса, развитие диалоговой речи. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и явлениях, принадлежащих к данной тематике. Поддерживать мотивацию к познавательной деятельности детей, интерес к предстоящей деятельности. «Открытие» детьми новых знаний, способа действий. Развитие связной речи детей: обогащение речи фразеологическими оборотами, устойчивыми выражениями. Установить связь между строением тела и образом жизни птиц. Активизировать детей через смену видов деятельности с целью предупрежде-ния утомляе-мости. | 1 эксперимент с пером. Воспитатель: - Рассмотрите перо. Какое оно? - Лёгкое или тяжёлое? - Подбросьте перо. Что вы видите? - А за счёт чего перо лёгкое? - Отрежем край пера. Видим пустоту. Вставим проволоку внутрь, чтобы проверить пустоту. - Помашем пером, что вы ощущаете? Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. 2 эксперимент: рассмотрим перо в лупу. Воспитатель: Видите на бороздках пера есть выступы и крючки. Они прочно соединяются, застёгивая поверхность пера. А если они расцепляются, птица клювом их соединяет. Появляется схема пера. Воспитатель: - Почему мы говорим: «Как с гуся вода»? Почему у водоплавающих птиц перья не намокают? Перья водоплавающих птиц не намокают потому, что на них есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья. Я могу помочь вам узнать птичий секрет водоплавающих птиц. Для этого проведём эксперимент с водой и жиром. 3 Эксперимент с водой и маслом. 1 опыт. Вначале предлагаю опустить вам свою сухую руку в таз с водой. Что произошло? Воспитатель: Кожа ничем не защищена, поэтому стала влажной. 2 опыт. Воспитатель: Намажьте руки маслом, опустите её в воду на несколько секунд. Выньте из воды. Что мы наблюдаем? - Почему вода стекает с рук? - Тонет/не тонет Воспитатель: - Вода превратилась в шарики-капельки, которые скатываются с рук. Жировой слой не даёт воде проникнуть в кожу. То же самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у корня хвоста есть специальная жировая железа, жиром которой утки и гуси при помощи клюва смазывают свои перья. Перья покрыты тонким слоем жира, который и не позволяет перу намокнуть. Благодаря этому утки и гуси не тонут. И вода с них легко скатывается. Не зря в народе говорят: «Как с гуся вода». Воспитатель: - Как вы думаете, ребята, у Петушка есть жировая железа? Мы можем это узнать, какими станут перья курицы/петушка, если намокнут. 3 опыт Воспитатель опускает в воду гусиные и куриные перья. Воспитатель: - Почему? Недаром говорят: «Ты мокрая, как курица». Только ли в перьях отличие курицы и гуся? Петух: Спасибо вам, ребята. Я понял, почему я не умею плавать. Но я умею танцевать! Приглашаю вас на танец петушков. Физминутка «Петух». По двору петух гуляет, (Дети ходят по помещению) Лапой землю разгребает. (Имитируют движения) Если зернышко найдет - Сразу он его склюет. (Наклоняют голову вниз) Крыльями замашет, (Поднимают и опускают руки) Весело запляшет, (Попеременно поднимают ноги, согнутые в коленях) Закричит: «Ку-ка-ре-ку!» (Голова приподнята, руки вытянуты назад, кричат «ку-ка-ре-ку», вытянув шею) Ах как вкусно петуху! (Круговые поглаживания живота по часовой стрелке). Петух: Ребята, вы такие дружные, вам вместе легко и весело живётся. Я тоже хочу иметь друзей, подружек. Сможете мне создать курочек? Первый этап: создание фигурки курицы. Воспитатель: В нашей Лаборатории мы сможем создать Курочек. Занимаем свои места за столами. (На столах лежат схемы изготовления кур) Воспитатель поэтапно показывает по схеме создание курицы в технике оригами. (Приложение 1) Второй этап: дорисовывание / приклеивание крыльев и гребешка. | Ответы детей: - плотное, жёсткое. Дети кладут на руку перо, на другую камень. Перо падает медленно, плавно кружась. - Стержень пустой. - Движение воздуха. Дети рассматривают перья в лупу. Ответы детей. В таз с водой дети опускают одну руку. Ответы детей: - часть воды стекла с руки, часть осталась, кожа стала влажной. Ответы детей. - Руки стали скользкими, вода с них скатывается. Дети делают выводы: Куриное перо намокло, потеряло форму, стало некрасивым. Гусиное не промокло. Капли на нём после встряхивания стекли. Перо осталось прежней формы, почти сухим. Дети: Гусиное перо смазано жиром, а куриное нет. Ответы детей: у гуся перепонки на лапах, что помогает им держаться на воде. Дети встают, повторяют за Петухом и воспитателем. Утвердительные ответы детей. | Создать атмосферу творческого поиска. Развитие внимания, логического мышления, связной диалогической речи. Обобщение и закрепление представлений детей о птицах. Умение детей вступать и поддерживать контакт со взрослыми и сверстниками. Положительный настрой на ОД, неформальная готовность к деятельности. Развитие слухо-зрительно-двигательной координации. Развитие воображения. Создание фигурки курицы по образцу воспитателя. Развитие внимательности. Воспитание аккуратности. Развитие ориентации в пространстве. Развитие мелкой моторики. Развивать творческие способности, навыки делать что-то самостоятельно. | 2 мин. 3 мин. 5 мин. 1 мин. 2 мин. 8 мин. |
6.Заключи-тельная часть. Итог ОД. Систематиза-ция знаний. | Подвести итоги деятельности, получить обратную связь от воспитанни-ков и завершить работу. | Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, что с заданием Петушка справились и узнали что-то новое. - Ребята, что нового вы узнали сегодня? Нам с Петушком очень понравилось экспериментировать с вами. Петушок рад, что у него появились подружки Курочки. Петушок садится в центр стола, вокруг дети выстраивают своих курочек. | Ответы детей: - узнали, что у водоплавающих птиц перья пропитаны жиром и поэтому они не промокают и не тонут в воде. - что перья лёгкие и внутри пустые/полые. | Умение слушать и запоминать услышанное. | 2 мин. |
7. Рефлексия. | Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки. | Воспитатель: Петушок доволен. Курятник наполнится дружной стайкой птиц, им будет весело вместе! Ребята, спасибо вам большое! Вы все сегодня очень хорошо поработали! - А что вам больше всего понравилось? -Были ли трудности в выполнении заданий? Воспитатель: вы молодцы, что справились с трудностями! Особенно похвалим мы с Петушком тех ребят, кто пришел на помощь своим товарищам. У нас дружная группа! Всем спасибо за внимание! До свиданья! | Дети выражают свои эмоции. | Формирование элементарных навыков самооценки. | 2 мин. |
Приложение 1
Схема создания курицы в технике оригами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД интегрированного занятия в средней группе по теме недели "Свойства материалов"
Технологическая карта НОД интегрированного занятия в средней группе "Снежинка узнаёт новое" (тема недели Свойства материалов). Задачи: освоение и использование в речи названий предметов и материалов, ...

Опытно-эксперементальная деятельность "Почему гусь сухой, а курица мокрая?", "Легкое или тяжелое?", "Строение пера"
Конспект посвящен вопосам организации проектно-эксперементальной деятельности детей старшего дошкольного возраста....

Опытно-экспериментальная деятельность «Почему гусь сухой, а курица мокрая?»
Дети в процессе экспериментирования получают ответ на вопрос "Почему перо водоплавающих птиц не намокает в воде"...
Технологическая карта НОД , интегрированное занятие в средней группе. Тема: "Путешествие с колобком"
Цель: Выявление знаний у детей на конец учебного года.ЗадачиОбразовательные: обобщить знания детей к концу учебного года по ФЭМП, познавательному развитию и конструированию, закрепить знания детей в п...

Технологическая карта по развитию речи на тему: "Домашние птицы" для детей старшего дошкольного возраста
Технологическая карта занятия по развитию речи на тему:" Домашние птицы"...
Технологическая карта ОД интегрированного занятия по теме: «Труд людей весной»
Области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель: Уточнить и систематизировать представления и знания детей о труде людей весной.Задачи:1. Формировать практи...

Технологическая карта итогового интегрированного занятия с детьми подготовительной группы. Тема: «Путешествие в школу»
Цель:обобщить и систематизировать полученные знания у детей.Задачи.Расширять знания детей о школе, школьных принадлежностях, школьных успехах и трудностях, о правилах поведения в школе.Закрепить знани...

