Технологическая карта ОД интегрированного занятия по теме: «Домашние птицы. Почему гусь сухой, а курица мокрая».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Богатырева Ирина Юрьевна

Занятие экспериментальное для старших дошкольников подготовительной группы даёт расширенное представление о строении и свойствах пера птицы,  способствует развитию мыслительных способностей детей, стимулирует исследовательскую деятельность, познавательную активность, а также творческие способности и мелкую моторику при создании модели курицы из бумаги в технике оригами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО: Богатырева Ирина Юрьевна, воспитатель подготовительной группы общеразвивающей направленности «Васильки» ГБДОУ детский сад № 46 Московского района Санкт-Петербурга

Название работы: Технологическая карта ОД интегрированного занятия по теме: «Домашние птицы.  Почему гусь сухой, а курица мокрая».

Области: Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие.

Возрастная группа: подготовительная группа.

Цель: Расширение представлений детей об особенностях строения и свойствах пера птиц, развитие творческих способностей детей через создание образа курицы из бумаги в технике оригами.

Задачи

Образовательные:

  1. Установить связь между строением тела и образом жизни птиц;
  2. Обогатить знания детей о строении пера птицы;
  3. Упражнять в умении задавать вопросы, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию;
  4. Создать атмосферу творческого поиска;
  5. Обогащать словарный запас ребёнка;
  6. Формировать познавательную активность и интерес к процессу экспериментальной деятельности;
  7. Совершенствовать умение передавать задуманный образ предмета из бумаги в технике оригами;
  8. Совершенствовать пространственное и логическое мышление;
  9. Формировать умение выстраивать коммуникации со сверстниками и взрослыми;

Развивающие:

  1. Развивать умения выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками, составлять повествовательный монолог описания;
  2. Развивать внимание, навыки концентрации, память;
  3. Развивать мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление взаимосвязей;
  4. Развивать мелкую моторику;
  5. Развивать творческие способности, навыки делать что-то самостоятельно и вместе со взрослым;

Воспитывающие:

  1. Приобщить детей к элементарным правилам взаимодействия со сверстниками в процессе работы команды;
  2. Доставить детям радость и удовольствие от исследовательской и творческой деятельности;
  3. Стимулировать любознательность и наблюдательность;
  4. Вызвать эмоциональный отклик и пробудить интерес к самостоятельному и коллективному творчеству;
  5. Воспитывать целеустремленность, умение работать самостоятельно и в коллективе, уверенность в собственных силах, усидчивость, умение преодолевать трудности, доводить начатое до завершения;

Методы и приёмы

Практические: проведение эксперимента, получение информации путём наблюдения, зарисовывание полученной информации с помощью пиктограммы.

Наглядные: работа по зарисованной схеме.

Словесные: рассказ воспитателя о методах исследования.

Предварительная работа: беседа о домашних птицах, особенностях строения тела птицы.

Оборудование и материалы: картинка с темой исследования, сгенерированное искусственным интеллектом изображение Петуха, схема пера, перья кур и уток/гусей, таз с водой, лупы, тарелки, пипетка, растительное масло, камень, маркеры, доска для рисования, квадратные листы цветной бумаги для оригами, клей-карандаш у каждого ребенка; фломастеры, цветные карандаши на столе; образец «Петушок» у воспитателя.

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Планируемые результаты:

  • Сформировать новые знаний детей о назначении и строении пера, пропорциях тела птицы.
  • Активизировать мыслительные способности детей в процессе исследовательской деятельности.
  • Создать игровые ситуации, способствующие расширению коммуникативных и творческих способностей детей.
  • Совершенствовать умения работы с бумагой в технике оригами.
  • Выполнять работу по образцу-схеме, вносить свои авторские изменения и дополнения, развивать фантазию.
  • Создать игрушку, с которой можно играть.
  • Расширять словарный запас детей, ввести в активный словарь научные термины.
  • Продолжить формировать культуру труда, аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Этапы занятия

Задачи этапа

Ход занятия

Прогнозируемый результат

Время

Деятельность педагога

Предполагаемые действия детей

1. Вводная часть.

Организа-ционный момент.

Формировать интерес к совместной деятельности. Формировать умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого.

Воспитатель здоровается с детьми:

- Здравствуйте ребята, я рада Вас всех видеть! Поздоровайтесь друг с другом, поздоровайтесь пожалуйста с нашими гостями! Сегодня нас ждут необычные дела и великие открытия.

  Дети здороваются. Дети улыбаются друг другу.

Положительный настрой на ОД, неформальная готовность к деятельности, привлечение произвольного внимания через игровой момент.

2 мин.

2.Создание мотивации постанов-ка и принятие детьми цели ОД

Создать мотивацию к познавательной деятельности.

Закрепить представления о профессиях

Воспитатель:
К нам прилетел необычный гость. Попробуйте отгадать, кто это.

Загадка:

Рано он всегда встаёт,

По утрам всегда поёт,

Носит гребень и серёжки,

В перьях все его одёжки.

Воспитатель:

Правильно, Петух.

Появляется Петух.

Петух:

Ребята, я недавно вылупился из яйца, мало что знаю.

- К какому классу животного царства я отношусь?

- К какому классу?

- Как вы догадались?

- Помогите понять, почему я не умею плавать.

Воспитатель: 

Для ответа на этот вопрос мы должны провести исследование. Приглашаем всех в Лабораторию.

Дети участвуют в диалоге, отгадывают загадку.

 

 Ответы детей.

 - Домашняя курица Царство: Животные Класс: Птицы

У птиц есть

- голова

- шея

- грудь

- хвост

- два крыла

- лапы

- тело покрыто пухом и перьями

 Ответы детей.

Развитие воображения у детей.

Внутренняя мотивация на деятельность: готовность помочь герою.

Проявление интереса к предстоящей деятельности.

Проявление творческой активности.

3 мин.

3.Основная часть.

Актуализация знаний,

начало выполнения действий по задачам поисково-исследовательской деятельности.

4. Самостоя-тельное применение нового на практике, либо актуализация уже

имеющихся знаний, представле-ний (выполнение работы).

Развитие связной речи детей: обогащение и активизация словарного запаса, развитие диалоговой речи.

 Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и явлениях, принадлежащих к данной тематике.

Поддерживать мотивацию к познавательной деятельности детей, интерес к предстоящей деятельности.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий.

Развитие связной речи детей: обогащение речи фразеологическими оборотами, устойчивыми выражениями.

Установить связь между строением тела и образом жизни птиц.

Активизировать детей через смену видов деятельности с целью предупрежде-ния утомляе-мости.

1 эксперимент с пером.

Воспитатель:

- Рассмотрите перо. Какое оно?

- Лёгкое или тяжёлое?

- Подбросьте перо. Что вы видите?

- А за счёт чего перо лёгкое?

- Отрежем край пера. Видим пустоту. Вставим проволоку внутрь, чтобы проверить пустоту.

- Помашем пером, что вы ощущаете?

Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.

2 эксперимент: рассмотрим перо в лупу.

Воспитатель:

Видите на бороздках пера есть выступы и крючки. Они прочно соединяются, застёгивая поверхность пера. А если они расцепляются, птица клювом их соединяет.

Появляется схема пера.

Воспитатель:

- Почему мы говорим: «Как с гуся вода»? Почему у водоплавающих птиц перья не намокают?

Перья водоплавающих птиц не намокают потому, что на них есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья.

Я могу помочь вам узнать птичий секрет водоплавающих птиц. Для этого проведём эксперимент с водой и жиром.

3 Эксперимент с водой и маслом.

1 опыт.

Вначале предлагаю опустить вам свою сухую руку в таз с водой. Что произошло?

Воспитатель:

Кожа ничем не защищена, поэтому стала влажной.

2 опыт.

Воспитатель:

Намажьте руки маслом, опустите её в воду на несколько секунд. Выньте из воды. Что мы наблюдаем?

- Почему вода стекает с рук?

- Тонет/не тонет

Воспитатель:

- Вода превратилась в шарики-капельки, которые скатываются с рук.

Жировой слой не даёт воде проникнуть в кожу.

То же самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у корня хвоста есть специальная жировая железа, жиром которой утки и гуси при помощи клюва смазывают свои перья. Перья покрыты тонким слоем жира, который и не позволяет перу намокнуть. Благодаря этому утки и гуси не тонут. И вода с них легко скатывается.

Не зря в народе говорят: «Как с гуся вода».

Воспитатель:

- Как вы думаете, ребята, у Петушка есть жировая железа?

Мы можем это узнать, какими станут перья курицы/петушка, если намокнут.

3 опыт  

Воспитатель опускает в воду гусиные и куриные перья.

Воспитатель:

- Почему?

Недаром говорят: «Ты мокрая, как курица».

Только ли в перьях отличие курицы и гуся?

Петух:

Спасибо вам, ребята. Я понял, почему я не умею плавать. Но я умею танцевать! Приглашаю вас на танец петушков.

Физминутка «Петух».

По двору петух гуляет,        

(Дети ходят по помещению)

Лапой землю разгребает.

(Имитируют движения)

Если зернышко найдет -

Сразу он его склюет.

(Наклоняют голову вниз)

Крыльями замашет,

(Поднимают и опускают руки)

Весело запляшет,        

(Попеременно поднимают ноги, согнутые в коленях)

Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

(Голова приподнята, руки вытянуты назад, кричат «ку-ка-ре-ку», вытянув шею)

Ах как вкусно петуху!

(Круговые поглаживания живота по часовой стрелке).

Петух:

Ребята, вы такие дружные, вам вместе легко и весело живётся. Я тоже хочу иметь друзей, подружек. Сможете мне создать курочек?

 Первый этап: создание фигурки курицы.

Воспитатель: В нашей Лаборатории мы сможем создать Курочек. Занимаем свои места за столами. (На столах лежат схемы изготовления кур)

Воспитатель поэтапно показывает по схеме создание курицы в технике оригами. (Приложение 1)

Второй этап: дорисовывание / приклеивание крыльев и гребешка.

Ответы детей:

- плотное, жёсткое.

Дети кладут на руку перо, на другую камень.

Перо падает медленно, плавно кружась.

- Стержень пустой.

- Движение воздуха.

Дети рассматривают перья в лупу.

Ответы детей.

В таз с водой дети опускают одну руку.

Ответы детей:

- часть воды стекла с руки, часть осталась, кожа стала влажной.

Ответы детей.

- Руки стали скользкими, вода с них скатывается.

Дети делают выводы:

Куриное перо намокло, потеряло форму, стало некрасивым.

Гусиное не промокло. Капли на нём после встряхивания стекли. Перо осталось прежней формы, почти сухим.

Дети:

Гусиное перо смазано жиром, а куриное нет.

Ответы детей: у гуся перепонки на лапах, что помогает им держаться на воде.

Дети встают, повторяют за Петухом и воспитателем.

Утвердительные ответы детей.

Создать атмосферу творческого поиска.

Развитие внимания, логического мышления, связной диалогической речи.

Обобщение и закрепление представлений детей о птицах.

Умение детей вступать и поддерживать контакт со взрослыми и сверстниками.

Положительный настрой на ОД, неформальная готовность к деятельности.

Развитие слухо-зрительно-двигательной координации.

Развитие воображения.

Создание фигурки курицы по образцу воспитателя.

Развитие внимательности.

Воспитание аккуратности.

Развитие ориентации в пространстве.

Развитие мелкой моторики.

Развивать творческие способности, навыки делать что-то самостоятельно.

2 мин.

3 мин.

5 мин.

1 мин.

2 мин.

8 мин.

6.Заключи-тельная часть.

Итог ОД. Систематиза-ция знаний.

Подвести итоги деятельности, получить обратную связь от воспитанни-ков и завершить работу.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, что с заданием Петушка справились и узнали что-то новое.

- Ребята, что нового вы узнали сегодня?

Нам с Петушком очень понравилось экспериментировать с вами. Петушок рад, что у него появились подружки Курочки.

Петушок садится в центр стола, вокруг дети выстраивают своих курочек.  

Ответы детей:

- узнали, что у водоплавающих птиц перья пропитаны жиром и поэтому они не промокают и не тонут в воде.

- что перья лёгкие и внутри пустые/полые.

Умение слушать и запоминать услышанное.

2 мин.

7. Рефлексия.

Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки.

Воспитатель: Петушок доволен. Курятник наполнится дружной стайкой птиц, им будет весело вместе!

Ребята, спасибо вам большое! Вы все сегодня очень хорошо поработали!

- А что вам больше всего понравилось?

-Были ли трудности в выполнении заданий?

Воспитатель: вы молодцы, что справились с трудностями! Особенно похвалим мы с Петушком тех ребят, кто пришел на помощь своим товарищам. У нас дружная группа!

Всем спасибо за внимание!

До свиданья!

Дети выражают свои эмоции.

Формирование элементарных навыков самооценки.

2 мин.

Приложение 1

Схема создания курицы в технике оригами

E:\Desktop\конспекты к открытому занятию\схема петушка курицы.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД интегрированного занятия в средней группе по теме недели "Свойства материалов"

Технологическая карта НОД интегрированного занятия в средней группе "Снежинка узнаёт новое" (тема недели Свойства материалов). Задачи: освоение и использование в речи названий предметов и материалов, ...

Опытно-эксперементальная деятельность "Почему гусь сухой, а курица мокрая?", "Легкое или тяжелое?", "Строение пера"

Конспект посвящен вопосам организации проектно-эксперементальной деятельности детей старшего дошкольного возраста....

Опытно-экспериментальная деятельность «Почему гусь сухой, а курица мокрая?»

Дети в процессе экспериментирования получают ответ на вопрос "Почему перо водоплавающих птиц не намокает в воде"...

Технологическая карта НОД , интегрированное занятие в средней группе. Тема: "Путешествие с колобком"

Цель: Выявление знаний у детей на конец учебного года.ЗадачиОбразовательные: обобщить знания детей к концу учебного года по ФЭМП, познавательному развитию и конструированию, закрепить знания детей в п...

Технологическая карта по развитию речи на тему: "Домашние птицы" для детей старшего дошкольного возраста

Технологическая карта занятия по развитию речи на тему:" Домашние птицы"...

Технологическая карта ОД интегрированного занятия по теме: «Труд людей весной»

Области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель: Уточнить и систематизировать представления и знания детей о труде людей весной.Задачи:1. Формировать практи...

Технологическая карта итогового интегрированного занятия с детьми подготовительной группы. Тема: «Путешествие в школу»

Цель:обобщить и систематизировать полученные знания у детей.Задачи.Расширять знания детей о школе, школьных принадлежностях, школьных успехах и трудностях, о правилах поведения в школе.Закрепить знани...