Технологическая карта по развитию речи на тему: "Домашние птицы" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Федорова Алёна Сергеевна

Технологическая карта занятия по развитию речи на тему:" Домашние птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_domashnie_ptitsy.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Занятия по  формированию лексико-грамматических категорий

 в подготовительной группе группе ЗПР

«Домашние птицы»

2024г

Образовательная область: речевое развитие

Тема занятия: «Домашние птицы»

Возрастная группа: подготовительная

Цель занятия: закрепление знаний о птицах, их названия, умение подбирать слова признаки и слова действия.

Задачи занятия:

Образовательные: закрепить понятие «Домашние птицы», названия домашних птиц; знать внешние признаки, повадки, чем питаются, как голос подают, какую пользу приносят;  

Коррективно-Развивающие: умение  подбирать слова-действия и слова-признаки; внимательно слушать инструкцию взрослого, выполнять задание в соответствии с инструкцией педагога.

Воспитательные: соблюдать правила участия в беседе (слушать говорящего, не перебивать); стремиться выполнять любое дело, качественно не торопясь.

Словарная работа: селезень, птичница, индюк,индюшка, домашние птицы, птичий двор.

Планируемые результаты занятия:  знают названия доманих птиц, внешние признаки, умеют подбирать слова действия и слова признаки. Соблюдают правила участия в беседе (слушать говорящего. Внимательно слушает инструкцию взрослого, выполняют задание в соответствии с инструкцией педагога.

Материалы и оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением домашних птиц, макет птичьего двора с фигурками птиц; раздаточный материал — карточки с изображением домашних птиц, мяч,

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Соотнесены с планируемыми результатами

Эй, ребята, все вниманье!

Есть веселое задание!

Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, а чтобы узнать куда, для начала отгадайте загадки.

Загадки ( приложение 1)

Художественное слово

Коммуникативная

встают вокруг воспитателя

Внимание детей переключено со свободной деятельности на воспитателя

2.

Основной этап

Этапы могут меняться по времени и по месту

2.1.

Этап постановки проблемы

-Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор.

– Кто живет на птичьем дворе? Как можно назвать этих птиц? (Домашние птицы.)

– Почему их называют домашними?

– Как называется профессия человека, который работает на птичьем дворе? (показ картинки птичницы). Что делает птичница? ( дает птицам корм, воду).

– Какую пользу человеку приносят домашние птицы? (Птицы дают человеку яйца, мясо, пух и перья.)

– Назовите части тела птицы.

– Как вы думаете, что есть только у птиц?

Словесный: беседа

Коммуникативная

Предлагают варианты ответов

Дети знают, кто такая птичница, как называют птиц,которые живут с человеком.

Части тела птицы.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Упражнение «Весёлая семейка».

– Назовите папу, маму и птенца каждой птицы. (Приложение 2)

Игровое упражнение «Подбери слова»

а) слова-признаки ко всем домашним птицам: курица, индюк, петух, гусь, утка, индюшка.

Индюк — злой; петух-голосистый и т.д

слова-действия: индюк —  шипит, надувается…, курица- высиживает, заботится и т.п. (Приложение 3)

Словесный:

Рассматривают картинки, определяют кто изображен из доманих птиц.

Рассматривают картинки, определяют какая птица именами прилагательными.

Используют в речи слова (домашняя птица, петух, курица,утка,гусь и т.д).

Подбирают и называют слова признаки и слоа действия (злой,голосистый,разноцветный , высиживает, кукарекает т.д)

2.3.

Этап практического решения проблемы

Физминутка (приложение 4)

Игровое упражнение «Назови ласково» (Приложение 5)

– Птичница очень любит своих птиц, и зовет их ласково. Дети, я буду называть домашнюю птицу, а вы будете называть их так, как зовет их птичница: (игра с мячом)

Дидактическое упражнение «Скажи по-другому» (Приложение 6)

Словесный: объяснение

Словесный: инструкция, рассказ воспитателя

Практический

выполняют упражнения в соответствии с текстом

Назывпают ласково домашних птиц.

снято статическое напряжение

Называть ласково каждую домашнюю птицу.

3.

Заключительный этап

Вот и закончилась наша экскурсия. Ребята, скажите, пожалуйста, о каких птицах сегодня мы говорили?

-Что вам понравилось? Какие игры были самые интересные?

-Что показалось сложным, легким?

Вы молодцы, со всеми заданиями справились!

А сейчас предлагаю разрисовать одну из домашних птиц.

Рефлексия

Коммуникативная

Высказывают, что у них получилось. Разукрашивают домашних птиц.

Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами побываем на очень интересной экскурсии. А куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадки.

Съем червя, попью водицы.

Хлебных крошек поищу

А потом снесу яичко —

Ребятишек покормлю. (Курица.)

Звонко время отмечает,

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

«Спать пора!» — поет… (Петух.)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Упражнение «Весёлая семейка».(Приложение 2)

– Назовите папу, маму и птенца каждой птицы. 

Петух, курица, цыпленок.                         

Гусь, гусыня, гусенок.

Индюк, индейка, индюшонок.

Селезень, утка, утенок.

Игровое упражнение «Подбери слова» (Приложение 3)

а) слова-признаки:

индюк — злой, сердитый, грустный, медлительный;

индюшка — заботливая, равнодушная, грустная, быстрая;

индюшата — веселые, игривые, быстрые, пушистые.

 

Аналогично подбираются слова к другим птицам. 

 б) слова-действия:

индюк —  шипит, надувается…, курица- высиживает, заботится и т.п.

Физкультминутка “Гусь” (Приложение 4)

Утром встал гусак на лапки

Приготовился к зарядке

Повернулся влево- вправо

Приседанья сделал браво

Пощипал гусиный пух

И с разбегу в воду- бух.

Игровое упражнение «Назови ласково» (Приложение 5)

– Птичница очень любит своих птиц, и зовет их ласково. Дети, я буду называть домашнюю птицу, а вы будете называть их так, как зовет их птичница: (игра с мячом)

Слова: курица, петух, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок. 

Дидактическое упражнение «Скажи по-другому» (Приложение 6)

Яйцо курицы — куриное яйцо, пух курицы — … , мясо курицы — … лапы курицы — … , гребешок петуха-…, клюв утки-…, перо гуся.-…, бородка индюка-…, хвост петуха-…, лапы гуся-…, клюв курицы-…, шпоры петуха…, крылья петуха-…, хвост утки-…, хвост индюка-…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...

«Путешествие в страну не выученных уроков» Конспект итогового интегрированного занятия По Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста

Конспект итогового интегрированного занятия по Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста...

"Удивительное путешествие в страну Математики".Технологическая карта НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие.Интеграция видов деятельности: познание, коммуникация, художественное творчество...

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Домашние животные» с детьми младшего дошкольного возраста (3 - 4 лет)

Цель: Уточнить и расширить знания детей о домашних животных, об образе жизни; о пользе, которую они приносят человеку; стимулировать проявление добрых чувств и отношений к животным.Задачи: ОбучающиеЗа...

Конспект НОД ОО «Речевое развитие» Развитие речи «Составление рассказа «Кормушка» для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: - обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;- учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям;-закреплять умение дифференцировать з...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Домашние животные» для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Домашние животные»Цель: закрепить знания детей о домашних животных и их детенышей.Задачи:Образовательная: расширить и углубить представления детей о домашних животных и их детенышах...

технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по финансовой грамоте для детей старшего дошкольного возраста 6го года жизни

непостедственно образовательная деятельность по финансовой граммотноститема: Знакомство с банком и банкоматом.(старшая группа)...