технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по финансовой грамоте для детей старшего дошкольного возраста 6го года жизни
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Юлия Николаевна Манина

непостедственно образовательная деятельность по финансовой граммотности

тема: Знакомство с банком и банкоматом.

(старшая группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО разработчика: Манина Юлия Николаевна

Образовательная организация

МАДОУ ДС №68 «Ромашка», II корпус

Возрастная категория обучающихся (группа)

Старший дошкольный возраст  5-6 лет

Тема занятия

Знакомство с банком и банкоматом

Цель

Формирование представлений у детей о работе банка.

Планируемые образовательные результаты

Дети имеют элементарные представления о работе банка и его сотрудниках, о назначении банковской карты, сберегательной книжки, о денежных купюрах и виртуальных деньгах, а также способах их использования.

Дети используют в речи экономические термины в игровой деятельности.

Основные понятия

Банковская карта, виртуальные деньги, банковский работник, оператор, банкомат, ссуда, консультант.

Формы, методы, технологии обучения, в том числе ЭО (электронное обучение) и ДОТ (дистанционные образовательные технологии)

Онлайн – экскурсия (фронтальное)

Методы: решение проблемной ситуации, создание игровой ситуации, рассказ, объяснение, вопросы к детям, показ наглядного материала, просмотр презентации, интерактивная игра, дидактическая игра, рефлексия.

Средства обучения

Мультимедийное оборудование, интерактивный комплекс «АЛМА Банкомат», наглядный материал.

Организационные условия

НОД предназначено для детей 5-6 лет;; продолжительность НОД - 30 минут.

НОД проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении (групповой комнате). Для обеспечения НОД подготовлено: наглядный материал, мультимедийная презентация, интерактивный комплексе «АЛМА Банкомат».
Структура НОД включает в себя обязательный ритуал приветствия, физминутку, интерактивную и дидактическую игру. В конце НОД проводится рефлексия.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений/ Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю.Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». – М: ВИТА- ПРЕСС, 2020.-80.
  2. Читаем и обсуждаем: пособие для воспитателей дошкольных учреждений/ Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю.Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». – М: ВИТА- ПРЕСС, 2020.-64.
  3. Шатова, А.Д. Программа «Дошкольник и … экономика»/А.Д. Шатова – Москва, 2018.
  4. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2020.

План занятия / мероприятия

Этапы занятия / мероприятия (время этапа)

Используемые дидактические средства

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Образовательный результат

  1. Организационный   момент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие воспитанников на занятии

Приветствие  гостя Буратино (кукла)

Собрались все дети в круг

 Я твой друг
И ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Вот, на встречу, нам идет
Деревянный мальчик.
Его из целого полена
Вырезал шарманщик.
С носом длинным, любопытным.
Он везде его суёт.
Неприятности на свете
Себе он быстро наживёт.
Какой — то дядька нехороший,
С чёрной, длинной бородой,
Всё кричит он на мальчишку
«Отдай ключик золотой».
Деревянного мальчишку
Знают все на свете!
Его имя … !
Его любят дети.

Педагог сообщает о госте и его проблеме

Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы, выдвигают предположения

Разрешение проблемной ситуации, заинтересованность детей, мотивация к дальнейшей деятельности

2.Актуализация  знаний.

Вопросы к детям

- давайте вспомним, для чего людям нужны деньги?

- где люди берут деньги?»

Отвечают на вопросы, выдвигают предположения

Закрепление и обобщение ранее полученных знаний

3. Самоопределение к деятельности.

Создание игровой ситуации

-  Мы с вами отправимся на экскурсию  на автобусе.

- Ребята, как вы думаете, куда мы с вами пришли?

 Отвечают - предполагают, что приехали в банк.

Закрепление знаний и воспитание ответственности в соблюдении правил поведения в автобусе, при переходе проезжей части дороги.

Закрепление названия дорожного знака «Остановка»

Включение в игровую ситуацию

4. Сообщение  темы  и  цели.

Создание условий для экскурсии

- Приглашаю вас и Буратино на экскурсию в дом, где живут деньги. А называется этот дом – банк.

-  Кто-нибудь с родителями был в банке?  Расскажите, что ваши родители там делали.

Рассказывают о посещении банка (из личного опыта).

Принятие и понимание цели

5. Основной блок

 Работа по теме урока

- Онлайн экскурсия в банк (просмотр презентации).

- рассказ воспитателя, показ различных видов банковских карт.

- Показ работы банкомата на интерактивном комплексе «АЛМА Банкомат»

- Рассказ воспитателя о банкомате, пластиковой карте, сберегательной книжке; о профессиях людей, работающих в банке.

- Показ макета «Банкомат», пластиковой карты, сберегательной книжки.

- наблюдают,  как люди подходят к банкоматам и снимают деньги.

- рассматривание макета «Банкомат», пластиковой карты, сберегательной книжки.

- приходят к выводу, что банкоматы нужны для того, чтобы снимать деньги.

-  делятся знаниями из личного опыта.

- играют в интерактивную игру на МИК «АЛМА Банкомат» - Методический интерактивный комплексинтерактивном комплексе

Совершенствование  диалогической речи.

 

Формирование новых знаний.

6. Физкультминутка.

Создание условий для двигательной активности

Педагог проводит физминутку

 «Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточек то правую, то левую ножку).

Выполнение упражнений, повторение  текста

Обеспечение непродолжительного динамичного отдыха в то время, когда организм ребенка испытывает значительную нагрузку.

7. Практическая работа в подгруппах.

Интерактивная игра: Разложи монеты и банкноты.

Д\И: Что можно купить на деньги, а что нельзя?

- воспитатель объясняет правила игр.

- 1 подгруппа играет самостоятельно в интерактивную игру.

- 2 подгруппа под руководством воспитателя решают задачи Д/И.

        Формирование умения различать понятия «монеты» и «банкноты» по внешнему виду.

Формирование понимания того, что купить можно продукты, одежду и обувь, предметы для дома и быта; нельзя купить здоровье, явления природы, дружбу, заботу, уважение.

8. Закрепление. Итог

Вопросы педагога для обобщения темы

-Вот и подошла к концу наша экскурсия. Напомните  Буратино, что вы узнали нового, что вам больше всего понравилось?

- Что такое банк и для чего он нужен?

Люди, каких профессий работают в банке?

- С помощью чего можно получить свои деньги?

- А если вдруг мне не хватит денег на покупку, где я могу взять их? (можно обратиться в банк и банк даст ссуду).

Молодцы вы сегодня узнали много нового о банке. Мы с вами вечером поиграем в игру «банк» А сейчас мы с вами возвращаемся в детский сад.

Дети отвечают на вопросы.

Формирование умения делать выводы, умозаключения, оценивать свои действия; делиться впечатлением. Под руководство м взрослого обобщают свою деятельность, развивают речь, логическое мышление.

Рефлексия

Рефлексия по принципу незаконченного предложения

- мне понравилось…..

- меня удивило…

- я узнала…

- я поняла, что могу….

- у меня получилось…

- мне захотелось…

- было интересно…

- Дети встают в круг, передают «Сердечко добра»

- анализируют  полученные знания

-  делятся впечатлениями

Формирование умения анализировать полученную информацию, дает детям возможность осмысления способов и приемов в процессе работы

Интернет - источники и литература

  1. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений/ Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю.Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». – М: ВИТА- ПРЕСС, 2020.-80.
  2. «РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНИКИ В ДОУ» Картотека рефлексивных упражнений. | Методическая разработка (подготовительная группа): | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
  3. буратино картинка для детей: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках (yandex.ru)
  4. Виртуальная экскурсия в банк - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)
  5. Картотека физминутки по финансовой грамотности | Картотека по основам финансовой грамотности (старшая группа): | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Знакомство с банком и банкоматом» (организованная образовательная деятельность по формированию финансовой грамотности в старшей группе) Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЬКАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ » ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ Манина Юлия Николаевна, воспитатель МАДОУ ДС №68 «Ромашка», Нижневартовск 2023

Слайд 2

Цель: ознакомление детей с работой банка и банкоматом.

Слайд 3

Задачи: Обучающие: Дать детям элементарные представления о работе банка, о сотрудниках банка. Познакомить детей с новыми словами, которые встречаются в современной жизни, объяснить их значение. Показать детям как с помощью банковской карты, сберегательной книжки можно пользоваться виртуальными деньгами. Развивающие: Закрепить знания о правилах поведения в автобусе, при переходе проезжей части дороги. Уточнить и закрепить ранее полученные знания о денежных купюрах. Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей. Воспитательные: Воспитывать ответственность, самостоятельность, умение выполнять правила поведения в общественных местах и транспорте.

Слайд 4

Ожидаемые результаты а) познавательные : Ребенок имеет элементарные представления о работе банка, о сотрудниках банка; имеет представление о назначении банковской карты, сберегательной книжке, о виртуальных деньгах. Ребенок имеет представление о денежных купюрах. б) регулятивные : Ребенок имеет представление и использует знания правил поведения в автобусе, при переходе проезжей части дороги; проявляет самостоятельность, соблюдает правила поведения в общественных местах. в) коммуникативные : Ребенок использует в сюжетно-ролевой игре слова и фразы (банковская карта, банковский работник, оператор, банкомат, ссуда, консультант), свободно вступает в диалог.

Слайд 5

Компетенции социально-коммуникативное развитие понимание о работе банка, банкомата; о необходимости сотрудничества с банком. познавательное развитие общее представление о различных профессиях, имеющих отношение к банку; первичные представления о использовании пластиковой карты, сберегательной книжке, о умении пользоваться банкоматом. речевое развитие умение использовать в активной речи слова «банковская карта, профессия, банковский работник, оператор, банкомат, ссуда, консультант», свободно вступать в диалог.

Слайд 6

Содержание НОД Организационный этап: приветствие воспитанников « Друг» Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся!

Слайд 7

Мотивационный этап: Загадка Вот, на встречу, нам идет Деревянный мальчик. Его из целого полена Вырезал шарманщик. С носом длинным, любопытным. Он везде его суёт. Неприятности на свете Себе он быстро наживёт. Какой — то дядька нехороший, С чёрной, длинной бородой, Всё кричит он на мальчишку «Отдай ключик золотой». Деревянного мальчишку Знают все на свете! Его имя … ! Его любят дети.

Слайд 8

Основной этап: проблемная ситуация Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! (Буратино) Он говорит, что у него есть деньги (монеты). Буратино не знает куда их спрятать, чтобы лиса Алиса и кот Базилио не отняли монеты. Ответы детей Ребята, давайте с вами вспомним, для чего людям нужны деньги?» Ответы детей А где люди берут деньги? Ответы детей Мы с вами отправимся на экскурсию на автобусе. Давайте вспомним правила поведения на дороге и в автобусе . Ответы детей Сегодня мы с вами поедем на экскурсию в дом, где живут деньги. А называется этот дом – банк. Кто-нибудь с родителями был в банке? Расскажите, что ваши родители там делали. Ответы детей Ребята, как вы думаете, куда мы с вами пришли? А почему вы думаете, что это остановка? Давайте вспомним правила поведения в автобусе. Ответы детей Едим с детьми в автобусе до остановки. Выходим из автобуса, вспоминаем правила перехода улицы.

Слайд 9

Основной этап: экскурсия в банк Воспитатель: «Мы подошли с вами к зданию банка. Кто из вас когда-нибудь сюда приходил с родителями? А зачем ваши родители приходили сюда? (ответы детей). Помните, мы с вами говорили о том, что деньги «рождаются» на специальном заводе? Как он называется? С этого завода деньги попадают в банк, где они хранятся. Банк – это место для хранения денег. Людям, их называют вкладчики, которые хранят в банке свои деньги, банк готов вернуть деньги по любому их требованию. У этих людей есть банковские карточки (показать карточку, они небольшие по размеру, их удобно хранить. У каждого банка свои карточки. Давайте с вами зайдем в банк.» Заходим в банк, в фойе. где стоят банкоматы. Обратить внимание на банкомат. Воспитатель: «Как вы думаете, что это такое и для чего они здесь стоят?»

Слайд 10

Основной этап: знакомство с банкоматом Воспитатель: «Да правильно, эти машины называются банкоматы. С помощью вот такой банковской карточки в банкомате можно взять свои деньги. На каждой карточке есть свой пароль и свой код. И другой человек уже не сможет снять с твоего счета деньги. А еще такие банкоматы стоят в некоторых больших магазинах, на почте, в больнице – там, где людям удобно снимать деньги. Посмотрите, как с помощью банковской карточки можно снять деньги со своего счета. (Показать детям, как снимаются с карточки деньги). Я подхожу к банкомату, вставляю карточку в специальное отверстие, набираю пароль карты, набираю сумму и получаю деньги. А еще можно через банкомат оплачивать покупки в магазине, оплачивать телефон и многое другое. Теперь давайте зайдем в само здание банка.» Наблюдаем с детьми, как люди подходят к банкоматам и снимают деньги. Дети приходят к выводу, что они нужны для того, чтобы снимать деньги.

Слайд 11

Основной этап: знакомство с профессиями « Операторы , к которым подходят посетители с талончиками. Здесь принимают сберегательные книжки (показываю книжку). Сберегательная книжка похожа на маленькую книжечку, эту книжку нельзя вставить в банкомат, её принимают операторы. С неё тоже можно снимать деньги или оплачивать что-нибудь» « Консультанты . Когда у людей не хватает своих денег чтобы что-нибудь купить. например: квартиру, мебель, машину, они обращаются в банк, и банк дает им деньги в долг. Это называется ссуда. Консультанты помогают людям оформлять документы, чтобы получить эти деньги (ссуду)». « Охранники , которые охраняют банк. А зачем нужны в банке охранники, как вы думаете?» Ответы детей.

Слайд 12

Практическая часть: - интерактивная игра «Банкомат»

Слайд 13

Практическая часть: - дидактическая игра «Что можно купить за деньги, а что нельзя?»

Слайд 14

Заключительный э тап : подводим итог, делаем выводы Что вы узнали нового, что вам больше всего понравилось? Что такое банк и для чего он нужен? Люди, каких профессий работают в банке?» С помощью чего можно получить свои деньги? Если вдруг мне не хватит денег на покупку, где я могу взять их? Идем на остановку и возвращаемся в детский сад.

Слайд 15

Дети встают в круг, передают «Сердечко добра», - мне понравилось….. - меня удивило… - я узнала/ узнал… - я поняла/ понял, что могу…. - у меня получилось… - мне захотелось… - было интересно… Рефлексия: закончи предложение……

Слайд 16

Список использованных источников Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений/ Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова , Л.Ю.Рыжановская ; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». – М: ВИТА- ПРЕСС, 2020.-80. Читаем и обсуждаем: пособие для воспитателей дошкольных учреждений/ Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова , Л.Ю.Рыжановская ; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». – М: ВИТА- ПРЕСС, 2020.-64. Шатова, А.Д. Программа «Дошкольник и … экономика»/А.Д. Шатова – Москва, 2018. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2020. буратино картинка для детей: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках ( yandex.ru ) Виртуальная экскурсия в банк - поиск Яндекса по видео ( yandex.ru ) Картотека физминутки по финансовой грамотности | Картотека по основам финансовой грамотности (старшая группа): | Образовательная социальная сеть ( nsportal.ru ) «РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНИКИ В ДОУ» Картотека рефлексивных упражнений. | Методическая разработка (подготовительная группа): | Образовательная социальная сеть ( nsportal.ru )

Слайд 17

«Знакомство с банком и банкоматом» (организованная образовательная деятельность по формированию финансовой грамотности в старшей группе) Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЬКАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ » ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ Манина Юлия Николаевна, воспитатель МАДОУ ДС №68 «Ромашка», Нижневартовск 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сохраним жизнь на Земле" - конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Цель: расширять и углублять знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной. Задачи: закреплять знания детей о природе, о бережном и...

Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста седьмого года жизни по теме «Наша Родина - Россия»

Краткая аннотация работы:Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные знани...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте для воспитанников старшего дошкольного возраста. Тема: «Предложение»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо обучению грамотедля воспитанников старшего дошкольного возрастаТема: «Предложение»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Времена года»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Времена года»...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему «Балерина» (лепка из фольги)

Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии.                ...

Технологическая карта образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Финансовая грамотность в детском саду - это процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями воспитанников. А экономическое вос...