Познавательный проект "Насекомые"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Глазычева Анастасия Александровна

Тип проекта: познавательно – творческий 
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя) 
Участники проекта: воспитатель, дети, родители. 
Актуальность темы: Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых. 
Цель проекта: Формирование у детей представлений о многообразии насекомых. 
Задачи: 
- расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях; 
- формировать познавательный интерес к насекомым; 
- развивать речь детей, активизировать словарный запас; 
- воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательный проект

в старшей группе

«Насекомые»

Тип проекта: познавательно – творческий 
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя) 
Участники проекта: воспитатель, дети, родители. 
Актуальность темы: Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых. 
Цель проекта: Формирование у детей представлений о многообразии насекомых. 
Задачи: 
- расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях; 
- формировать познавательный интерес к насекомым; 
- развивать речь детей, активизировать словарный запас; 
- воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе. 
Участие родителей в реализации проекта: беседы, совместное с детьми разучивание стихотворений о насекомых, наблюдение. 
План реализации проекта: 
     1. Беседы «Насекомые – кто они такие?», «Пчелы - самые близкие друзья человека».

2. Просмотр презентации «Насекомые - наши друзья!»

3. Чтение: В. Бианки «Приключение муравьишки». И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».

      5. Пальчиковые игры: «Полянка», «Жук», «Бабочка». 
     6. Физкультминутки «Трудолюбивая пчелка», «Жук», «Бабочка», «Стрекоза». 
     7. Подвижные игры «Паучок», «Медведь и пчелы».
     8. Дидактические игры «Четвертый лишний», «Кто как передвигается», «На полянке», «Какой,какая». 
    9. Загадки. 
   10. Коллекция "Насекомых";

11. Коллаж "Поляна с насекомыми"

Предполагаемый результат: У детей сформируется устойчивый интерес к наблюдениям в природе. Они понимают и осознают, насколько значимы насекомые в природе. У детей появится стремление проявлять заботу о сохранении природы, желание помочь маленьким обитателям.
Продукт проектной деятельности: Совместное творчество, игры, рекомендации для родителей.
Итоговое мероприятие: Выставка коллажа «Насекомые», коллекция собранных насекомых. 
Беседа «Насекомые – что за существа?»
Цель: расширение представления о насекомых, ознакомление с их разнообразием.
Ход беседы: Воспитатель: Дети, а вы знаете, кто такие насекомые? (Ответы детей). 
Воспитатель: Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Стрекозы и бабочки, мухи и жуки, кузнечики и пчелы – все это насекомые. Многие из них совершенно разные, но все они имеют три одинаковых признака, отличающих их от всех остальных видов животных. 
Первый признак – это наличие шести ног. Именно поэтому, живые организмы-многоножки не относятся к насекомым. 
Второй признак – это присутствие на теле насекомого насечек (внешне это выглядит так, будто тело насекомого поделено на отдельные членики). Не лишним будет узнать, что название «насекомые» означает «насеченные», что говорит само за себя. 
Третий признак отличия – это возможность выделить в теле насекомого трех частей: головы, груди и брюшка. Это разделение присутствует у всех насекомых, однако у некоторых из них тяжело этот признак обнаружить сразу – нужно будет очень хорошо присмотреться. 
Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Многие насекомые прячутся в трещинах и щелях, под корой деревьев или камнями. Поэтому нам кажется, что насекомых не так много, как есть на самом деле. 
Всюду, куда ни посмотришь, живут насекомые - наши маленькие незаметные соседи. Впрочем, такие ли они незаметные? (Ответы детей). 
Взять хотя бы муравьев. Один муравей - крошка, его не заметишь сразу; а в большом муравейнике их столько, что, если мерить ведрами, получится несколько ведер. Или сколько комаров на болоте? Целая туча! А если приглядишься на лугу, то на каждом цветке или пчела, или бабочка, или шмель, или муха сидят. Но не только своим множеством замечательны насекомые, а еще и многообразием. Сейчас я проверю, каких насекомых вы знаете. Я вам загадаю загадки. 

1. У кого вся спинка в точках?
Кто пасётся на листочках?
Кого мы просим,
Подняться в небо,
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка)

2. Побежали по дорожке,
Чьи — то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри,-
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я,
Под поклажей … (Муравья)

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила.

А зовут ее ... (пчела).

 

Воспитатель: Мир насекомых полон тайн. Люди, которые изучают насекомых, ловят их большими сачками, смотрят под микроскопом и описывают интересные наблюдения в энциклопедиях. Интересные подробности из жизни насекомых можно узнать на страницах энциклопедии. Вот, например, задние ноги у кузнечиков очень длинные и нескладные и, кажется, даже мешают ему ходить. Давайте поиграем!
Пальчиковая гимнастика
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками) 
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек (На каждое назван. насеком. загибают один палец) 
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делают кружоч. из пальч. и подносят к глазам)
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)
От усталости упали. (Роняют ладони на стол)

- Какое сейчас время года? (лето)
- Назовите летние месяцы. (июнь, июль, август)
1.Игра: «Какой какая» 
Кузнечик (какой?) - ….(жук, муравей, комар)
Бабочка (какая?) - ….(стрекоза, пчела, муха, оса)

2.Игра «Кто как передвигается» (по картинкам)
Зеленый кузнечик прыгает, а полосатая пчела … (летает). 
Майский жук ползает, а маленький кузнечик …(прыгает).
Большеглазая стрекоза летает, а трудолюбивый муравей …(ползает).
Надоедливая муха летает, а красивая бабочка …(порхает).
Маленький комар летает, а большой кузнечик….
Красный муравей ползает, а прозрачнокрылая стрекоза ….
Сильный муравей ползает, а беззаботный кузнечик ….

4. Игра «Исправь ошибки»(Письмо Незнайки).
Муравей живет в улье.
Муха плетет паутину.
Комар ловит птиц.
Шмели строя муравейник.
Муравей вылез в муравейник.
Стрекоза летает под землей.
Гусеница ползает над веткой.
Бабочка порхает в цветком.
Пчела залетела из улей.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово: 
1.) заяц, еж, лиса, шмель; 
2.) трясогузка, паук, скворец, сорока; 
3.) бабочка, стрекоза, енот, пчела; 
4.) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; 
5.) пчела, стрекоза, енот, пчела; 
6.) кузнечик, божья коровка, воробей, комар; 
7.) таракан, муха, пчела, майский жук; 
8.) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; 
9.) лягушка, комар, жук, бабочка;

Воспитатель: Ребята, все ли насекомые приносят пользу? (Ответы детей)
- Нужны ли в природе насекомые «вредители»? (Ответы детей) 
Вывод: Все насекомые важны для природы, лишних и бесполезных нет. Все живое должно жить.

Физкультминутки, используемые в работе над проектом по теме «Насекомые»

 «Видишь, бабочка летает»

Видишь, бабочка летает,

 (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает.

 (Считаем пальчиком.)

Раз, два, три, четыре, пять.

 (Хлопки в ладоши.)

 Ох, считать не сосчитать!

 (Прыжки на месте.)

 За день, за два и за месяц…

(Шагаем на месте.)

 Шесть, семь, восемь, девять, десять!

 (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела

(Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла!

 (Считаем пальчиком.) Г. Виеру

«Кузнечик»

Поднимайте плечики раз, два, раз, два

Прыгайте кузнечики

Прыг-скок, прыг-скок,

Сели, травушку покушали

Тишину послушали

Тише, тише высоко

Прыгай на носках легко.

 "Стрекоза"

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась

Раз-росой она умылась

Два-изящно покружилась

Три нагнулась и присела

На четыре-полетела

У реки остановилась

Над водою закружилась.

Подвижные игры, используемые в работе над проектом.
«Паучок». 
Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют: 
Паучок, паучок, Тоненькие ножки, Красные сапожки. Мы тебя поили, Мы тебя кормили, На ноги поставили, Танцевать заставили.
После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют:
Танцуй, танцуй, сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь!
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

«Медведь и пчёлы». 
Участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.

В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя  дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду

материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....

ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные

ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...